СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий практико-ориентированного семинара "Слушание как основа говорения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар предполагает познакомить с методами и приемами лечебной педагогики, обучить учителей видеть, слышать, понимать детей с различными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий практико-ориентированного семинара "Слушание как основа говорения".»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СЕМИНАР ПО ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

«СЛУШАНИЕ КАК ОСНОВА ГОВОРЕНИЯ»


  • Мы много будем выполнять упражнений – это внутренняя работа, для роста педагога, мы будем обсуждать свои впечатления, высказываться. Некоторые упражнения, которые Чехи называют игрушками, будем выполнять без обсуждения.


  • Для начала хочу спросить: нужны ли нам правила и какие нам помогут взаимодействовать.


  • Упр. «Клубочек» - учимся слушать, когда у человека есть образ круга, он понимает, что есть продолжение.



1. Первый вопрос: Представьтесь, скажите, как вас сегодня называть, зачем вы здесь?

- Меня сегодня можно называть Светой, я здесь для того, чтобы передать все увиденное и услышанное мной и помочь прочувствовать и пропустить через себя новый опыт (каждый по кругу высказывается).


Второй вопрос: что вы можете сказать о лечебном педагоге? (обратно по кругу).

- На мой взгляд – лечебный педагог – это человек, который видит, слышит, понимает и влияет на ребенка.

  • Упр. «Беззвучное слово». Найдите себе пару. Договоритесь, кто будет начинать.

(когда разобьются на пары и договорятся: Беззвучно скажите что-то. Дополнений к инструкции нет. Полная тишина.

- Сейчас мы попытались создать пространство без звуков. Чем оно было создано? Выскажитесь о том, что вы поняли, был ли диалог, ваши трудности. Прошу высказаться каждого.

- Сегодняшний день посвящен способностям и возможностям, у каждого они свои, редко бывает, что они одинаковые. Не уместны будут слова: правильно, неправильно. Копаем в себе и удивляемся.

Когда мы говорим, посыл понимают другие.


  • Различают 4 уровня слышания:

  1. Можем слышать шум (даже глухой) – воспринимаем внешним ухом и кожей)

  2. Окружающие звуки (простые) – воспринимаются средним ухом и колебательными движениями жидкости во внутреннем ухе.

  3. Живые звуки, то, что произносит человек и животные, сюда не относим пение птиц, так некоторые издают тона - проходят из гортани в евстахиевую трубу, среднее ухо.

  4. Тона (музыкальные звуки), обладают музыканты – воспринимаются внутренним ухом – это улитка и 4 канальца.

    • Если говорить словами Выготского «Чем больше препятствий, тем быстрее развивается ребенок». Дети не должны сидеть у зеркала, они должны двигаться. Упр. «Тачка» - ребенка берут за ноги, он «шагает» руками, язык при этом расслаблен, отрабатываются звуки Д, Т. Упр. «Кошка»


Кузьминых приводит 7 ступеней особенностей слушания: нарисуйте ребенка -

1. Ноги: чтобы что-то услышать, ребенку нужно волевое усилие – воля.

2. Талия: то, что мы услышали, нужно привести в порядок. Спросить: «Что я

слышу?».

3. Грудь: ребенок должен принять участие, осмыслить – сердечные

переживания.

4. Голова: оценка мыслей (в соответствии с соц. опытом)

5. Возвращаемся вниз: возникают переживания.

6. Талия: реагирование на то, что он пережил.

7. Ноги: волевая деятельность.


Лечебный педагог, по мнению Кузьминых, педагог, который терапевтически влияет на ребенка. Спросите у педагога – «А вы видели глаза ребенка?», не каждый родитель смотрит в глаза своему ребенку.


  • Причины, почему мы не слышим. Самостоятельная работа: определите хотя бы одну причину. Работа в подгруппах. Представление результата работы. Часто чел слышит то, что созвучно его соц. опыту. Часто педагог не знает, какой соц. опыт у ребенка. Ребенок слышит то, что уже слышал в 1,2 классе.

Притча: Древний философ брал оплату со студентов не только за то, что научит говорить, но и слышать.



  • Вед.: «Доброе утро» произносит несколько раз с разной интонацией и силой голоса. Каждый услышал свое «Д У».

Будем приучать ухо к слову. В ком больше тишины в муж., жен., реб.? В мужчинах - они больше слушают. Папа учит молча, но верно.


  • Игрушка: «Имя» с мячом, подушечкой и мешочком.

- интересно проходит игра с незнакомыми людьми, когда приходится запоминать имена, мы имена всех знаем, поэтому усложним игру тем, что будем называть друг друга ласково. Кидаем мяч и выкрикиваем ласковое имя того, кому посылаем мяч, (подушечку и мешочек, которые вводит в игру вед, и потом также последовательно убирает).


  • Игрушка «Числа в разброс». Посчитайтесь, сколько нас человек?

Нужно называть числа от одного до … вразброс, не повторяясь и не перебивая друг друга. Игра останавливается при каждой ошибке и начинается снова. Хороший результат 14 чисел (вед каждый раз записывает сказанное).


  • Упр. «Какая я». Назовите свое имя и на первый звук определение, характеризующее вас «Какая». Один начинает, второй повторяет высказывание первого и говорит свое и так далее по кругу.

- о чем хотите сказать? Можно в упр. добавить жесты.

- Забывается речь того, кто совсем рядом. Звуковой эффект, который не воспринимается. Восприятие лучше на расстоянии.


  • Упр. «Я». Произнесите друг за другом «Я». Чье «Я» вы слышали?


  • Зарисуйте фигуру – ассоциирующую слушание и говорение.

- традиционное слушание и говорение: зигзаг.


- если нам очень нравится, то мы слушаем как? Мозговой штурм.

Затаив дыхание, открыв рот, не наслышимся…


  • Упр. «Звуки»

  • послушайте звуки за пределами здания (окна открыты)

  • послушайте звуки в здании

  • в комнате

  • в себе.

- Ваши ощущения?


    • Упр. «Зеркало» выберите себе в пару человека, с кем меньше всего сегодня взаимодействовали.

- первый делает движения, второй повторяет, меняются, теперь я не тень.

- первый делает движения и говорит фразу, второй повторяет, меняются

теперь я не тень.

Человек видит себя в другом.


Обратная связь: что было эффективно?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!