ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СЕМИНАР ПО ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
«СЛУШАНИЕ КАК ОСНОВА ГОВОРЕНИЯ»
Мы много будем выполнять упражнений – это внутренняя работа, для роста педагога, мы будем обсуждать свои впечатления, высказываться. Некоторые упражнения, которые Чехи называют игрушками, будем выполнять без обсуждения.
Упр. «Клубочек» - учимся слушать, когда у человека есть образ круга, он понимает, что есть продолжение.
1. Первый вопрос: Представьтесь, скажите, как вас сегодня называть, зачем вы здесь?
- Меня сегодня можно называть Светой, я здесь для того, чтобы передать все увиденное и услышанное мной и помочь прочувствовать и пропустить через себя новый опыт (каждый по кругу высказывается).
Второй вопрос: что вы можете сказать о лечебном педагоге? (обратно по кругу).
- На мой взгляд – лечебный педагог – это человек, который видит, слышит, понимает и влияет на ребенка.
(когда разобьются на пары и договорятся: Беззвучно скажите что-то. Дополнений к инструкции нет. Полная тишина.
- Сейчас мы попытались создать пространство без звуков. Чем оно было создано? Выскажитесь о том, что вы поняли, был ли диалог, ваши трудности. Прошу высказаться каждого.
- Сегодняшний день посвящен способностям и возможностям, у каждого они свои, редко бывает, что они одинаковые. Не уместны будут слова: правильно, неправильно. Копаем в себе и удивляемся.
Когда мы говорим, посыл понимают другие.
Можем слышать шум (даже глухой) – воспринимаем внешним ухом и кожей)
Окружающие звуки (простые) – воспринимаются средним ухом и колебательными движениями жидкости во внутреннем ухе.
Живые звуки, то, что произносит человек и животные, сюда не относим пение птиц, так некоторые издают тона - проходят из гортани в евстахиевую трубу, среднее ухо.
Тона (музыкальные звуки), обладают музыканты – воспринимаются внутренним ухом – это улитка и 4 канальца.
Если говорить словами Выготского «Чем больше препятствий, тем быстрее развивается ребенок». Дети не должны сидеть у зеркала, они должны двигаться. Упр. «Тачка» - ребенка берут за ноги, он «шагает» руками, язык при этом расслаблен, отрабатываются звуки Д, Т. Упр. «Кошка»
Кузьминых приводит 7 ступеней особенностей слушания: нарисуйте ребенка -
1. Ноги: чтобы что-то услышать, ребенку нужно волевое усилие – воля.
2. Талия: то, что мы услышали, нужно привести в порядок. Спросить: «Что я
слышу?».
3. Грудь: ребенок должен принять участие, осмыслить – сердечные
переживания.
4. Голова: оценка мыслей (в соответствии с соц. опытом)
5. Возвращаемся вниз: возникают переживания.
6. Талия: реагирование на то, что он пережил.
7. Ноги: волевая деятельность.
Лечебный педагог, по мнению Кузьминых, педагог, который терапевтически влияет на ребенка. Спросите у педагога – «А вы видели глаза ребенка?», не каждый родитель смотрит в глаза своему ребенку.
Причины, почему мы не слышим. Самостоятельная работа: определите хотя бы одну причину. Работа в подгруппах. Представление результата работы. Часто чел слышит то, что созвучно его соц. опыту. Часто педагог не знает, какой соц. опыт у ребенка. Ребенок слышит то, что уже слышал в 1,2 классе.
Притча: Древний философ брал оплату со студентов не только за то, что научит говорить, но и слышать.
Будем приучать ухо к слову. В ком больше тишины в муж., жен., реб.? В мужчинах - они больше слушают. Папа учит молча, но верно.
- интересно проходит игра с незнакомыми людьми, когда приходится запоминать имена, мы имена всех знаем, поэтому усложним игру тем, что будем называть друг друга ласково. Кидаем мяч и выкрикиваем ласковое имя того, кому посылаем мяч, (подушечку и мешочек, которые вводит в игру вед, и потом также последовательно убирает).
Нужно называть числа от одного до … вразброс, не повторяясь и не перебивая друг друга. Игра останавливается при каждой ошибке и начинается снова. Хороший результат 14 чисел (вед каждый раз записывает сказанное).
- о чем хотите сказать? Можно в упр. добавить жесты.
- Забывается речь того, кто совсем рядом. Звуковой эффект, который не воспринимается. Восприятие лучше на расстоянии.
- традиционное слушание и говорение: зигзаг.
- если нам очень нравится, то мы слушаем как? Мозговой штурм.
Затаив дыхание, открыв рот, не наслышимся…
- Ваши ощущения?
- первый делает движения, второй повторяет, меняются, теперь я не тень.
- первый делает движения и говорит фразу, второй повторяет, меняются
теперь я не тень.
Человек видит себя в другом.
Обратная связь: что было эффективно?