СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий праздника "Покрова Пресвятой Богородицы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий православного праздника, для духовно-нравственного развития дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника "Покрова Пресвятой Богородицы"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»













Учебно-методическая разработка

педагогов дошкольного образовательного учреждения

в рамках районного муниципального конкурса

«Путь к духовности»





Подготовили:

Зеленкова Г.И. воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Антонова Л.С. музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории












Тюльган -2016

Актуальность


Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Проработав в ДОУ более 25 лет, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка - питании его души. В дошкольном возрасте ребенок наиболее впечатлителен, памятлив и внимателен, но главное, его внутренний мир - чистый лист, и его можно обогатить христианской любовью, добротой, гармонией.   Люди, к счастью, давно уже поняли, что возрождение веры – это единственное спасение для нас и наших детей. Мы считаем, что приобщение к Православной Вере позволит детям сохранить в себе духовную чистоту.

Свою работу по духовно-нравственному воспитанию детей мы начали с разработки авторской программы «Огонек добра», цель которой воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия. Программа представляет собой годовой тематический план занятий и знакомит детей с миром нравственных ценностей – через ролевые игры, сказки, праздники.

Данный сценарий праздника представлен в рамках дополнительной работы с воспитанниками средней группы. В рамках темы «Пресвятая Богородица» я провела большую предварительную работу. Ходили на экскурсию в церковный приход Святителя Николая Чудотворца, к стоящейся церкви, смотрели презентационные слайды о соборах Пресвятой Богородицы, истории празднования на Руси.

На протяжении всего праздника сочетались как учебные, так и игровые методы работы. Использование музыкального оформления помогло сделать театрализованную деятельность разнообразной, эмоционально - приятной. Благодаря сюрпризному моменту, современным ИКТ, дети были активны и успешно показали театрализацию сказки «Шарф - Покров».

В результате нашей работы у детей осваиваются такие качества личности, как радушие, любовь к ближним, милосердие, сопереживание, сострадание, послушание родителям, дружелюбие.

Я и мои коллеги стараемся так организовать жизнь детей в ДОУ, чтобы дети чувствовали себя нужными в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее из детства найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет влияние на духовно-нравственные достижения человека.












Авторская работа

воспитателя высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Зеленковой Г.И.,

музыкального руководителя высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко Антоновой Л.Г.




п. Тюльган 2016

Интегрированный блок

духовно – нравственного направления в средней группе в рамках православного праздника «Покрова Пресвятой Богородицы»


Цель: Формирование духовно-нравственной культуры дошкольника на основе отечественных и православных традиций.


Задачи:

Обучающие:

- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

-формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным представлением,

Развивающие:

- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,

- ввести в круг основных православных праздников,

-познакомить с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, народной традиции обращения о заступничестве к Богородице,

- пополнить словарный запас детей словами: Покров, омофор,

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году.

- воспитывать отзывчивость, доброту, милосердие, уважение к старшим.


Предварительная работа: разучивание песен, хороводов, стихотворений.


Материалы и оборудование: ноутбук, мультмедийный проектор,  иконы «Покров Богородицы», лампадка, свечи, подставка для свечей, русские костюмы, белые шарфы девочкам, осенние деревья, 2 елочки, костюмы - Мышка, Зайчик, Ежик, Лиса, сарафан для Маши., ваза, осенние листочки из бумаги.


Музыкальное сопровождение: «По дорожке в храм», неизвестный автор, «Всехвальное пение Пресвятой Владычеце нашей Богородице», неизвестный автор, церковный колокольный звон.


Длительность: 30 минут










Ход праздника

(Дети, взявшись, за руки цепочкой входят в групповую комнату под музыкальное сопровождение)

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Рада видеть вас у себя в гостях.

Здесь для вас дорогих гостей

Будет праздник большой,

По православному «Покров» называется.

Будем веселиться, да радоваться.


Муз. руководитель: Мы рады нашей встрече,

Зажжём сегодня свечи. (Воспитатель зажигает свечи)

Они горят меж нами

Волшебными огнями.

И предвещают свечи,

Счастливую, добрую встречу!


Тимур: Посмотрите вокруг чудеса - пожелтели сады и леса!


Даша Е: Это время сказочных даров,

Приглашаем вас, праздновать, Покров!


Алеша: Осень землю покрывает

Пестрым праздничным ковром.


Софья Н: Так природа поздравляет

Нас с Великим Покровом.


Воспитатель: Веселье – от всех бед спасенье.

Не скучай народ – заводи хоровод.


Исполняется песня «Я бегу, бегу по горенке…»


Воспитатель: А у нас есть музыканты!

Ну-ка, выходите, да повеселите!


Игра на музыкальных инструментах

Воспитатель: (присаживается на табурет)

А теперь сядем рядком, да поговорим ладком.

А поговорим про русский православный праздник Осеннего покрова.

Пришёл к нам октябрь - батюшка

Принес с собой наш любимый праздник – Покров!

- А знаете, ли вы, детушки, что за праздник такой?


Дети: Расскажи Хозяюшка!

Воспитатель: (звучит музыка, включаю видео – слайды)

Давным-давно это было.

В этот день люди идут в Храм,

Ставят свечи к иконе «Покрова».

Вот Богородица держит в руках

Большой светлый сияющий шарф,

Омофор, которым покрывает всех

От бед и несчастий.

Когда-то очень, очень давно напали враги на город Константинополь, хотели жителей погубить, да город захватить. Обратились тогда жители в слезной молитве к Богородице - заступись, помоги! Спаси! И вдруг…

Муз. руководитель: Двум святым в молитве на глаза

В небе Богородица явилась.

С ангелами там, на небесах…

И святые очень удивились.

Воспитатель: Дева Пресвятая в воздухе над ним

Шествует, сияет, светом неземным.

Бога со слезами молит за людей,

Предстоящих в храме, и святые с Ней.

Муз. руководитель: Так искренне молиться стала,

И слезы по её лицу текли,

По окончании молитвы покрывало

Сняла Она вдруг с головы.

И распростерла над народом руки,

В руках Она держала покрывало,

И отошла небесная Царица,

А покрывало вдруг не видно стало.

Воспитатель: Но благодать осталась!

И сегодня на Покрова Пресвятой Богородицы

Просят люди её, и молятся.

О небесной защите и помощи!

И в память об этом чудесном спасении мы каждый год 14 октября празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Ребята, мы хотим вас поздравить с этим чудесным осенним праздником Покрова и подарить сказку «Шарф-Покров».


Театрализация сказки «Шарф-Покров»

Действующие лица: Бабушка – Галина Ивановна

Маша – Настя Курунова

Мышка- Лиана Аминова

Зайчик- Катя Милюкова

Ежик- Тимофей Гражданкин

Лиса – Настя Тягина

Муз. руководитель: Сказку мы сейчас покажем

Про Покров вам в ней расскажем!

Жила-была бабушка, звали ее Глаша

И была у нее любимая внучка – Маша.

Подарила ей бабушка на именины

Шарф-покров белый, красивый.

Маше шарф этот, между прочим,

Не просто понравился, понравился очень.

Не снимает она его, носит с утра до ночи.

То так покроет им голову, то вот так плечи

Красавица наша Маша, просто нет речи.


(Звучит музыка, выходят бабушка и Маша)

Бабушка: Ночь прошла, темноту унесла.

Выйди, Машенька, открой ставенки.

Маша: Доброе утро, бабушка!

Бабушка: Доброе утро! Внученька!

Поздравляю тебя с праздником — Покрова Богородицы.

Маша: Бабушка! А как это — Покров?

Бабушка: Покров – это то, что укрывает нас от чего-нибудь.

Вот шарф твой тоже покров – можно и от холода укрыться и от ветра.

Маша: А почему Божьей Матери покров?

Бабушка: Тех, кто просит Богородицу о защите – покрывает Она своим невидимым шарфом-омофором от всех бед и несчастий, болезней и скорбей, а еще и от врагов.

Маша: Вот здорово. И меня Богородица тоже под покров возьмет?

Бабушка: Ну, конечно, если ты ее попросишь.

Маша: Бабушка! А можно я к празднику осенний букет из листьев соберу?

Бабушка: Иди, уж, озорница, да далеко в лес не заходи. А в опасности – Богородицу зови.

Маша: Хорошо, хорошо, бабушка, я в лес недалеко пойду и букет красивый соберу. (Уходят)

Муз. руководитель: Прохладно уже в осеннем лесу. Накинула Маша на плечи подарок бабушкин – шарф-покров и побежала по тропинке.

Маша: (собирает букет из листьев) звучит музыка

Деревце, за деревце, кустик за кустик…

Ой, а где же тропинка? Я заблудилась…(Плачет)

Муз. руководитель: Ребята, Машенька заблудилась в лесу, что же делать? (Ответы детей).

А Богородицу можно попросить помочь Маше? А как попросить? (Ответы)

Маша: Богородица, помоги! Ты меня сбереги.

От беды и от горя. (поворачивается к иконе и вместе исполняют песню)

Дети исполняют «Молитва»

I куплет: Мрак лампады часовенки тесной,

И кадила рассеянный дым.

Перед ликом Царицы небесной

Мы с горячей молитвой стоим.

II куплет: Богородица, нас много грешных,

Ты своим омофором покрой.

И в болезнях, скорбях безутешных,

Защити, исцели, успокой.

Маша: Где найти тропинку к дому?

Побегу вон за ту березку, может там тропинка? (Убегает, а шарф остается на кустах

Муз. руководитель: Машенька тропинку за березкой нашла и домой поспешила. А шарф-покров – бабушкин подарок так и остался в лесу на кустике лежать… Да, вдруг…

(звучит музыка выбегает мышка)

Мышка-Лиана: Я – мышка-норушка,

Вот носик, два ушка,

Еще длинный хвостик

И серый животик. Пи-пи-пи

Осень в гости к нам пришла,

А я домик не нашла. (Ищет)

Ой, тут шарф-покров лежит

Мышка хочет под ним жить.

Ребята, живет там кто-нибудь? (Ответы)

Никого! Буду я здесь жить!

У меня теперь есть дом

Мне тепло, уютно в нем. (Заходит)


(звучит музыка, выходит Зайчик)

Зайчик: Я Зайка-трусишка, люблю грызть морковку.

Я бегаю быстро и прыгаю ловко.

В лесу стало холодать

Надо домик поискать. (Ищет)

Да тут шарф-покров лежит

Зайка хочет под ним жить.

Мышка: Я Мышка-норушка. А ты кто?

Зайчик: Я -Зайчик - побегайчик.

Давай вместе будем жить

Буду кашу нам варить.

Мышка: Заходи.

Все: Вот какой хороший дом

Нам тепло, уютно в нем. (Заходит)


(Звучит музыка, выходит Ежик)

Ежик: Я колючий серый Еж

Я на елочку похож

Побегу – не видно ножек

А зовут меня все – Ежик.

Дождь и холод, ветер дует

Где же Ежик заночует? (Ищет)

Ой, тут шарф-покров лежит

Ежик будет под ним жить.

Мышка: Это я Мышка-норушка. (Выглядывает и прячется)

Зайчик: Это я — Зайчик - Побегайчик. А ты кто?

Ежик: Я колючий серый Еж.

Я на елочку похож.

Давайте вместе будем жить

Я смогу вас защитить.

Зайчик и Ежик: Вот какой хороший дом

Нам тепло, уютно в нем. (Уходят)


(звучит музыка, выходит Лиса)

Лиса: Такой Лисы, такой красы

Не видел белый свет

Умней меня, кумы-Лисы

Во всей округе нет.

Там зверушки могут жить. (Нюхает)

Зайчик (выглядывает и прячется)

Ой, боюсь, боюсь. Лиса!

Мышка (выглядывает и прячется)

Ох, утащит нас в леса.

Лиса: Эй, трусишка, выходи, ну и мышку захвати.

Поспешите. Я тут жду, не сердите вы Лису.

Ежик: Я колючий серый Еж

Ты друзей моих не трожь.

Уходи-ка, прочь, плутовка,

Уколю тебя иголкой. (Идет на Лису)

Лиса: Ой, спасите, помогите. Красу Лиску защитите-е-е!

Зайчик, Мышка: Догоняй! Держи! Лови!

Лиса: А-а-а-а-а-ай-яй. Ой - Помогите!

Ой-ой-ой! Меня спасите!

(Все гоняются за Лисой, она убегает)

Ежик: Мы Лису прогнали ловко,

Не вернется к нам плутовка.

А хотела съесть зайчишку

И мою подружку-мышку.

Мышка: Пи-пи-пи мы испугались!

В доме прятались, боялись!

Зайчик: Всех укрыл нас дом-покров,

От коварных, злых врагов.


Ежик: А еще укрыл покров

От осенних холодов. (Звучит музыка)


Зайчик: Кто-то к нам спешит сюда. Вдруг опять это Лиса?

Все: Ой-ой-ой-ой. (Прячутся)


Выходят бабушка и Маша

Бабушка: Машенька, да вот же твой шарф-покров.

Маша: Ой, кто-то под шарфом сидит.

И от страха дрожит.

Мне кажется, что мой покров

Укрыл зверей от холодов.

Ребята, кто там? (Ответы)

А шарф мой им зачем? (Ответы)

Бабушка: Вот, Машенька и твой шарф оказался покровом для зверей,

Как будто шарф-омофор самой Богородицы.

Маша: А что же делать теперь, бабушка?

Если шарф-покров забрать –

Значит, дом у них отнять.

Станет холодно зверям.

Как же будут зимовать?

Бабушка: Ребята, а вы как думаете? Можно шарф забрать? (Ответы)

Маша: Пусть зверушки живут под шарфом.

Мышка, Зайчик, Ежик: Спасибо!

Бабушка: Выходи, честной народ, Нынче праздник к нам идет!

Все: Нынче праздник Покрова наступил,

Веселиться и петь пригласил.

Бабушка: Выйди, Мышка топни ногой,

А ты, Зайка, спляши, дорогой,

А теперь будем все вместе дружить

И работать, и петь, и плясать,

И друг другу во всем помогать.

-Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Шарф-Покров»


Проводиться игра «Шарф - Покров»

(Правила игры: под веселую музыку хлопают в ладоши, танцуют, а под грустную дети поднимают, руки вверх и просят, Шарф-Покров помоги, прячутся все под шарфом)

Выходят дети в центр группы читают стихотворения

Дима: Но не только праздник этот

Для веселья и забав,

Память он, как на рассвете,

Горестным молитвам вняв,

Ксюша: Богородица явилась

Нас накрыла от невзгод,

Это хоть давно случилось,

Память до сих пор живет.

Алеша: Помоги нам и прости,

Матерь Божья, защити!

Ты рукой своей чудесной

Все невзгоды отгони.

Исполняется песня «Добрая Мария»

1 куплет: Там, в дали небесной кто-то ждет тебя.

Там зовет Мария: «Подойди, дитя!»

Припев:

Охраняет нас Мария, и не страшно мне.

Если я укрыт ее плащом.

Даст она мне руку, и я смело с ней иду.

Я хочу, Мария, быть с тобой.

2 куплет: Добрая Мария, я Тебя люблю!

Сердце свое детское Тебе я отдаю.

Припев:

Охраняет нас Мария, и не страшно мне.

Если я укрыт ее плащом.

Даст она мне руку, и я смело с ней иду.

Я хочу, Мария, быть с тобой.

Воспитатель: С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да  ремеслами. Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»  Всем известно, в старину любили петь частушки. А не спеть ли нам братцы частушки.
                                                            Дети исполняют частушки

Софья Ш: Настал батюшка-Покров, 
Настала нам гуляночка. 
Скоро – скоро нам сыграет 
Звонкая тальяночка.
Никита: Разрешите поплясать, 
Разрешите топнуть, 
Неужели в этом доме 
Половицы лопнут?
Аня: Девочки, вы девочки, 
Где берете денежки? 
Летом ягодки сдаем, 
А зимою все прядем.
Ваня: Гармонисту – за игру, 
Ну, а мне – за пляску. 
Гармонисту – калачей, 
Мне – баранок связку!
Женя Ч: Говорят, что я румянюсь, 
Говорят, что я белюсь, 
Я при всех в реке умоюсь – 
А лицом не изменюсь
Наташа: Как по осени ломала 
Красную калинушку, 
Во полях снопы я вязала, 
Надломила спинушку.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку?

Меня бьют, колотят, режут, ворочают,

А я все терплю и всем добром плачу.

Ответы детей: Земля!

Воспитатель: Конечно же земля! Спасибо тебе милая, спасибо тебе кормилица, низкий тебе поклон. (Все низко кланяются)

А теперь честной народ становитесь в хоровод.


Исполняется хоровод «Земелюшка - чернозем»

Полина: Ковром чистым белоснежным,

Чаще видимым и снежным,

К нам Покров на землю сходит –

Праздником святым приходит.

Яна: Здравствуй, праздник долгожданный!

Встреча осени с зимой!

Для все нас такой, желанный.

Добрый день, Святой Покров!

Даша О: Пусть на землю покрывало

Из снежинок упадет,

Красотою чтоб сияла,

Веселила, чтоб народ.

Софья М: Это осень наградила

Щедрыми плодами,

Распростерла матерь Божья

Свой Покров над нами.


Девочки исполняют хоровод «Березка»


Воспитатель: Огромным благодатным счастьем

От Богородицы самой,

Пришел сегодня одночасье

День славный Покрова, святой.

Я вам приготовила игру «Добрые слова», хочу, узнать знаете, ли вы добрые слова? Будьте внимательны, а то наш цветок не раскроется.


Дидактическая игра «Добрые слова»

( Детям раздаю цветные лепестки из бумаги, серединка цветка у воспитателя остается. Детям даю задание придумать доброе (вежливое, ласковое)слово, которое они хотели бы подарить богородице за её безграничную доброту. Отдавая лепесток, дети произносят слово в слух. Воспитатель прикрепляет лепесток к серединке, получается красивый « Цветок добра»)

Воспитатель: Посмотрите, ребята на наших глазах расцвел цветок добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым, как этот цветок.

Муз. руководитель: С покровом вас я поздравляю,

Хочу удачи пожелать,

Любить и верить, бед не зная,

И веру в Бога не терять!

Воспитатель: Пусть богородица закроет

Вас от болезней и беды.

А все нечистое, плохое,

Растает просто, словно дым.

Муз. руководитель: Погасим наши свечи,

Запомнив эту добрую встречу

(воспитатель гасит свечи и лампадку)

Воспитатель: На дворе по- осеннему зябко (звучит звон колоколов)

И трезвонят колокола.

А у нас ребята сегодня гость

Это батюшка Михаил.


(Слово предоставляется священнику)


Выходит Батюшка поздравляет с праздником и раздает детям просфору






















Литература


1. Формирование опыта духовно –нравственного поведения детей 4-7 лет/ Сост.: Э.А. Халикова, Н.В. Колебошина – Волгоград: Учитель, 2014. -95с.

2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Т.М. Аникина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 248 с.

3. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96 с.

4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.

5. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!