СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий проведения деловой игры «Законотворческий процесс»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназнвчена для закрепления темы законотворчесский процесс по дисциплине Право.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий проведения деловой игры «Законотворческий процесс»»


Сценарий проведения деловой игры «Законотворческий процесс»

На вводном занятии преподаватель отводит 20 минут на то, чтобы разъяснить участникам цели и порядок проведения игры, распределить роли, дать групповые и индивидуальные задания. В течение двух недель студенты ведут поиск необходимых документов и материалов, проводят системный анализ предлагаемой для моделирования ситуации, формулируют возможные проблемы и варианты путей их решения (в тематическом плане на самостоятельное изучение темы «Правотворчество» отведено 4 часа). Одна из групп готовит законопроект. В ходе подготовительного этапа используются такие виды и формы работы студента, как чтение рекомендованной научной литературы, ознакомление с нормативными правовыми актами, работа с электронными информационными ресурсами, повторение изученного на лекциях материала, консультации с преподавателем, обсуждение хода подготовки игры с другими студентами (членами команды) – обмен предложениями, составление плана и тезисов сообщения, подготовка доклада, составление проектов документов нормативного характера.

Игровой процесс длится 4 академических (3 астрономических) часа:

- внесение законопроекта и его регистрация в ГД – 5 минут;

- рассмотрение законопроекта в ГД – 1 час 40 минут (по 5 минут на доклады, выступления с замечаниями и предложениями, 30 минут для ответов на вопросы депутатов по существу законопроекта, голосование по вопросу принятия законопроекта – 30 минут – голосование в трех чтениях, подсчет голосов и объявление результатов – 10 минут);

- передача закона на рассмотрение в СФ и его регистрация – 10 минут;

- рассмотрение закона в СФ – 30 минут (заслушивание доклада; голосование);

- рассмотрение закона Президентом - 20 минут;

- рефлексия - 20 минут.

Для оценивания работы команд приглашаются внешние эксперты (не меньше двух): преподаватели и/или студенты старших курсов. Для оценки используются следующие критерии:

- уровень соответствия заданной роли;

- качество представления информации;

- уровень аргументации;

- корректность полемики;

- соблюдение регламента;

- умение прийти к консенсусу.


Игровые роли

Роли распределяются по стадиям законотворческого процесса:

1 стадия (законодательной инициативы) – субъект права законодательной инициативы (по выбору студентов), Государственная Дума (сотрудник Управления документационного обеспечения Аппарата ГД, Председатель ГД, Совет ГД)

2 стадия (рассмотрение законопроекта) – депутаты Государственной Думы (члены ответственного комитета, рабочая группа, докладчик); Правительство (в том случае, если требуется соответствующее заключение на законопроект)

3 стадия (принятие закона) – ГД, СФ (ответственный комитет (комиссия)

4 стадия (промульгация) – Президент РФ.

Студенты делятся на 4 команды: «Инициаторы» (субъект законодательной инициативы), «Государственная Дума», «Совет Федерации», «Администрация Президента», которые взаимодействуют в процессе игры. При этом роли закрепляются за участниками не на всю игру, а на каждой стадии отдельно, что дает возможность «вжиться» в образ каждого участника законотворческого процесса.


Рекомендации участникам игры

Рекомендации ПРЕПОДАВАТЕЛЮ – организатору игры «Законотворческий процесс»:

1. Ознакомьте студентов со сценарием, целями, правилами и регламентом деловой игры. Дайте разъяснения по структуре, этапам игры.

2. Разделите обучающихся на группы, распределите роли (с учетом пожеланий студентов) для проведения подготовительного этапа.

3. Обсудите с участниками и выберите тему законопроекта.

4. Выдайте индивидуальные и групповые задания.

5. На протяжении всего подготовительного этапа проводите консультирование, разъясняйте возникающие в ходе подготовки вопросы, ориентируйте на знакомство с рекомендованными источниками.

6. В игровом процессе следите за тем, чтобы все участники строго соблюдали заранее установленный регламент (его лучше разместить на доске или другом месте перед глазами студентов).

7. Старайтесь управлять ходом игры, но не вмешиваться в процесс игры.

8. Контролируйте, чтобы в процессе игры студенты разных команд подключались к работе друг друга (смена ролей на протяжении игрового процесса).

9. Создавайте благоприятную атмосферу для проведения деловой игры.


Рекомендации группе «ИНИЦИАТОРЫ»

1. Рекомендуемый количественный состав – 3-4 человека.

2. Задача группы – разработать законопроект и подготовить все необходимые материалы для внесения в ГД.

3. Выберите субъекта права законодательной инициативы1, от имени которого будете готовить проект.

4. Внимательно изучите главу 12 Регламента Государственной Думы РФ «Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение»2.

5. Подготовьте законопроект3, соблюдая установленные законом требования, и инсценируйте его внесение в ГД (перечислите все сопутствующие материалы, предусмотренные ч. 1 ст. 105 Регламента ГД).

6. Проследите за тем, чтобы регистрация законопроекта представителями группы «Государственная Дума» была проведена в соответствии с действующим законодательством.

7. На этапе рассмотрения законопроекта представьте доклад субъекта права законодательной инициативы.

8. В ходе обсуждения давайте ответы по существу законопроекта, принимайте активное участие в дискуссии.

9. Для определения порядка внесения законопроектов в ГД и их предварительного рассмотрения обращайтесь к тексту Регламента ГД.


Рекомендации группе «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА»

1. Рекомендуемый количественный состав – 10-15 человек.

2. Задача группы – обеспечить регистрацию и прохождение законопроекта в ГД.

3. Инсценируйте регистрацию законопроекта в Управлении документационного и информационного обеспечения и передачу материалов Председателем ГД в профильный комитет.

4. Выберите стенографиста, который будет фиксировать процесс (готовить стенограмму).

5. Примите решение о судьбе законопроекта от имени профильного комитета.

6. Направьте законопроект в Совет ГД.

7. На этапе рассмотрения законопроекта представьте содоклад представителя ответственного комитета, в котором должна характеризоваться концепция законопроекта, даваться оценка соответствия его основных положений Конституции, актуальности и практической значимости.

8. В ходе обсуждения давайте ответы по существу законопроекта, принимайте активное участие в дискуссии.

9. Инсценируйте голосование по вопросу принятия законопроекта в первом чтении; проголосуйте по этому вопросу.

10. При необходимости проведение второе и третье чтение законопроекта по вышеприведенной схеме.

11. Для определения прав и обязанностей депутатов ГД, порядка голосования и принятия решений в ходе проведения чтений законопроекта обращайтесь к тексту Регламента ГД.


Рекомендации группе «СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Рекомендуемый количественный состав – 5-7 человек.

2. Задача группы – обеспечить рассмотрение законопроекта СФ.

3. Внимательно изучите главу 12 Регламента Совета Федерации «Порядок рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона»4.

4. Проведите регистрацию поступившего федерального закона.

5. Проверьте достаточность представленных документов и материалов.

6. Подготовьте заключение комитета (комиссии) Совета Федерации, содержание которого соответствует требованиям ст. 106 Регламента Совета Федерации.

7. Инсценируйте рассмотрение федерального закона на заседании СФ.

8. Примите решение о судьбе ФЗ по результатам обсуждения.

9. В случае принятия направьте ФЗ Президенту для подписания и официального опубликования, уведомите ГД.


Рекомендации группе «АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА»

1. Рекомендуемый количественный состав – 2-3 человека.

2. Задача группы – обеспечить прохождение закона на этапе рассмотрения Президентом.

3. Подготовьте предложения и замечания к законопроекту от имени Президента5.

4. Подготовьте предложение о подписании и обнародовании или об отклонении федерального закона.

5. В случае отклонения дайте соответствующие пояснения с указанием мотивов.

6. Определите, кто будет инсценировать официальное опубликование в случае одобрения закона.


ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. На всех этапах строго придерживайтесь установленного регламента.

2. Уважительно относитесь к позициям и высказываниям других участников игры.

3. Консультируйтесь у преподавателя по всем возникающим вопросам.

4. Оценивайте правильность и последовательность действий других команд.

Регламент

  1. Законопроект оформляется студентами с соблюдением установленных законодательством требований и вносится в ГД (обучающиеся сталкиваются с необходимостью разобраться с тем, какие требования предъявляются к оформлению проекта закона, кто его направляет, как он регистрируется). Проект может разрабатываться студентами самостоятельно (целесообразно ориентировать на подготовку законопроекта о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ), допустимо также использовать уже подготовленные законопроекты (размещаются на официальном сайте ГД6).

  2. Рассмотрение законопроекта в ГД в трех чтениях:

- проведение первого чтения (обсуждение концепции закона, оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости);

- доклад субъекта права законодательной инициативы;

- содоклад представителя ответственного комитета;

- ответы на вопросы депутатов по существу законопроекта;

- заслушивание предложений и замечаний депутатских объединений, депутатов, полномочного представителя Президента, других лиц;

- заслушивание заключения Правительства (если требуется);

- голосование по вопросу принятия законопроекта в первом чтении;

- принятие либо отклонение законопроекта (в последнем случае возврат субъекту законодательной инициативы);

- доработка законопроекта, составление проекта поправок;

- проведение второго чтения (сообщение об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения), а при необходимости – третьего чтения по приведенной выше схеме.

3. Рассмотрение в Совете Федерации (одобрение или возврат)

4. Передача на рассмотрение Президентом РФ (одобрение или вето)

5.Опубликование (доклад студента, получившего индивидуальное задание).

Источники, с которыми рекомендуется ознакомиться студентам в ходе подготовки деловой игры:

Конституция РФ. Глава 5.

Регламент Государственной Думы РФ // Доступен в электронном виде на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации. URL: http://www.duma.gov.ru/about/regulations/ (дата обращения: 19.02.2013).

Образцы оформления документов (ФКЗ, постановлений ГД о принятии / отклонении законопроекта, о согласительной комиссии и др.) // Доступны в электронном виде на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации. URL: www.duma.gov.ru.

Регламент Совета Федерации // Доступен в электронном виде на официальном сайте Совета Федерации. URL: http://council.gov.ru/about/agenda/ch2/item267.html (дата обращения: 19.02.2013).

Раздел «Законодательная деятельность» на официальном сайте Совета Федерации РФ. URL: http://council.gov.ru/lawmaking/index.html.

Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе, утвержденное указом Президента РФ от 13.04.1996 № 549 (в редакции указа Президента РФ от 07.11.2005 № 1277). Доступно в электронном виде на персональном сайте В.С. Левоневского. URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaru09/ukaz/sbor03/text03778.htm (дата обращения: 07.03.2013).

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации». Доступно в электронном виде на сайте «Конституция РФ». URL: http://www.constitution.ru/decisions/10064356/10064356.htm (дата обращения: 20.02.2013).

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации». Доступно в электронном виде на сайте «Конституция РФ». URL: http://www.constitution.ru/decisions/10004579/10004579.htm (дата обращения: 20.02.2013).

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации». Доступно в электронном виде на сайте «Конституция РФ». URL: http://www.constitution.ru/decisions/10006457/10006457.htm (дата обращения: 20.02.2013).

Авакьян С. А. Десять конституционно-правовых «заповедей» законотворчества // Вестник Московского университета. – Серия 11: Право. – 2010. - № 1. – С. 6-28.

Веселов И. Г. К вопросу об определении концепции законопроекта в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Юридическая мысль. – 2012. - № 6. – С. 18-23.

Иванов К. К. Особенности прохождения законопроекта в Государственной Думе на стадии второго чтения // Европейский журнал социальных наук. – 2012. - № 8. – С. 547-552.

Комаров С. А., Мартьянов Г. А. Взаимодействие субъектов права законодательной инициативы в законотворческом процессе // Парламентаризм: проблемы теории, истории, практики: Сборник статей. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С. 65-71.

Краснов М. А. Президент в законотворческом процессе // Правовое регулирование конституционных и административных процедур: Выпуск 2. - М.: Теис, 2007. - С. 23-48.

Липчанская М. А. Участие граждан Российской Федерации в обсуждении и экспертировании проектов нормативных правовых актов как форма участия в правотворческом процессе // Современное право. – 2011. - № 5. – С. 25-29.

Пажетных Д. В., Колесников Е. В. Участие Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. – 2009. - № 11. – С. 18-23.

Путятина А. Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. – 2009. № 17. – С. 15-19.

Хамуков А. В. Разработка концепции законопроекта как ключевая стадия законотворческого процесса // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 9. – С. 46-49.

Чухвичев Д. В. Законодательная техника: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. – 415 с.

Чухвичев Д. В. Оценка результатов законотворческого процесса // Гражданин и право. - 2011. - № 10. - С. 26-36.

Шаклеин Н. И. Динамика и качество законотворческого процесса в Российской Федерации // Журнал российского права. – 2008. - № 9. – С. 3-14.

Шувалов И. И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. -М.: Норма, 2004. -144 с.

Шумаков А. И. Принципы законотворчества и проблема качества законотворческого процесса // Евразийский юридический журнал. – 2011. - № 32. – С. 59-62.

Рекомендуется также просмотр прямых трансляций заседаний Государственной Думы РФ.

1 В соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы на федеральном уровне обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения

2 Доступен в электронном виде на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации. URL: http://www.duma.gov.ru/

3 Текст законопроекта должен быть подготовлен за 1 неделю до инсценировки законотворческого процесса, чтобы участники других команд могли с ним ознакомиться и подготовить собственные заключения.

4 Доступен в электронном виде на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации. URL: http://www.duma.gov.ru/

5 Функция Государственно-правового управления Президента РФ.

6 Адрес официального сайта Государственной Думы РФ: http://www.duma.gov.ru/; раздел «Законодательная деятельность»; так в 2008/2009 учебном году использовался проект ФЗ «О Высшем Совете по защите нравственности».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!