СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий проведения семинара для преподавателей "Метод проектов как условие формирования общих и профессиональных компетенций"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные ФГОС СПО предполагают подготовку не только квалифицированных специалистов, но и сотрудников, которые могут и умеют организовать свою деятельность, находить необходимую для профессиональной деятельности информацию; работать в команде и руководством; принимать решения и не боятся ответственности. Сформировать эти общие и профессиональные компетенции можно с помощью компетентностно-ориентированного подхода в образовании,  базовой технологией которого можно считать метод проектов, о котором сегодня пойдет речь в рамках семинара.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий проведения семинара для преподавателей "Метод проектов как условие формирования общих и профессиональных компетенций"»



Частное некоммерческое профессиональное образовательное учреждение

«Покровский горный колледж»

Юридический адрес: 676 244, Амурская область, г. Зея, Золотогорское шоссе, 6.






Семинар

«Метод проекта как условие формирования общих и профессиональных компетенций»



Форма проведения: теоретический семинар

Оборудование: магнитная доска, мультимедиа, презентация, дерево «Проектная деятельность» в форме яблони, яблоки «Продукт проектной деятельности»



План проведения:

  1. Вступительное слово

  2. Метод проектов: история и современность

  3. Проекты и компетенции. Методологические проблемы измерения и оценки компетенций

  4. Заключение.



1 Вступительное слово.

Приветствие участников семинара.



Вся наша жизнь – большой проект.

Наши большие далеко идущие планы – это жизненный проект:

мы ставим цели,

рассчитываем ресурсы,

пошагово планируем свою деятельность.

Но не всегда достигаем результатов.

Это значит, что где-то в цепочке наших действий не все было учтено: или цели были не совсем реалистичными, а возможно, мы не учли риски.

То есть наш проект мы спланировали не правильно. А это значит, проектированию нужно учиться.

В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников колледжа. Современные ФГОС СПО предполагают подготовку не только квалифицированных специалистов, но и сотрудников, которые могут и умеют:

  • Организовать свою деятельность,

  • Находить необходимую для профессиональной деятельности информацию;

  • Работать в команде и руководством;

  • Принимать решения и не боятся ответственности.

Сформировать эти общие и профессиональные компетенции можно с помощью компетентностно-ориентированного подхода в образовании, базовой технологией которого можно считать метод проектов, о котором сегодня пойдет речь в рамках семинара.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебная и познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижения общего результата деятельности.



2 Метод проектов: история и современность

В преподавательскую практику проекты под названием «метод проблем» начал внедрятся еще 80 лет назад. Обычно этот метод связывают с идеями американского философа и педагога Дж.Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика. В 20-е годы метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин, Б.В.Игнатьев) провозгласили его единственным средством преобразования «школы учебы» в «школу жизни». В современном отечественном образовании проектная система начала возрождаться лишь в 1980-1990 годах. Наиболее подробно технология проектирования по этапам и шагам представлена в методических рекомендациях действительного члена РАО, доктора психологических наук, профессора, директора ФГНУ «Институт инновационной деятельности в образовании» РАО, Валерия Семеновича Лазарева.

Метод проектов сегодня – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов – это педагогическая технология, интегрирующая в себе поисковые, проблемные методы, творческие по своей сути.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:

  • самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;

  • развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  • развивают системное мышление

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы

Главное отличие проекта от других видов деятельности – наличие материального продукта, сформированного по итогам работы.

Слушателям предлагается выбрать яблоки - продукты

По типологическим признакам учебные проекты бывают:

• Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, прикладная и т. п.)

• Предметно-содержательная область (монопроект, или междисциплинарный)

• Характер координации проекта (непосредственный или косвенный)

• Характер контактов (в рамках одной группы, ОУ, района, региона, страны, мира)

• Количество участников проекта (индивидуальная или групповая)

• Продолжительность выполнения проекта (краткосрочный или долгосрочный)

Про некоторые типы поговорим подробнее.

Итак, выделяют следующие типы проектов:

• Исследовательские проекты

• Творческие проекты

• Ролевые, игровые проекты

• Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

• Практико-ориентированные (прикладные) проекты

Посмотрите на продукты проектной деятельности, которые выбрали вы, соотнесите их с типами проектов и определите их место на яблоне «Проектная деятельность»

Преимущества персональных проектов:

  • план работы составлен максимально точно

  • у студента формируется чувство ответственности;

  • студент приобретает опыт на всех этапах работы;

  • формирование у студентов важнейших умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных)

Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

  • мнение каждого участника принимается и поддерживается, учащиеся обретают уверенность в себе;

  • у каждого есть возможность продвигаться к результату в своем темпе;

  • каждый имеет право на ошибку;

  • возникает феномен группового влияния на личность;

  • создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой личности;

  • деятельность носит социальную направленность

  • Проект состоит из «5 П»: проблема-планирование-поиск-продукт-презентация

  • Шестое П – портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и т.д.)

Несмотря на разнообразие проектов, их объединяет наличие определенного цикла, обозначенного циклограммой.

Работа по ведению проекта строится по шагам-фазам.

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

  • деловой игры;

  • демонстрации видеофильма;

  • диалога исторических или литературных персонажей;

  • защиты на Ученом Совете;

  • игры с залом;

  • иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

  • инсценировка реального или вымышленного исторического события;

  • научной конференции;

  • научного доклада;

  • отчета исследовательской экспедиции



3 Проекты и компетенции. Методологические проблемы измерения и оценки компетенций

Проекты, работа над ними, защита формируют общие и профессиональные компетенции.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне, под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

Рассмотрим компетенции, предусмотренные ФГОС, на примере специальности 21.02.15 Открытые горные работы

Общие компетенции, включают в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Планировать ведение горных работ и оформлять техническую документацию. ПК

ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка.

ПК 4.2. Участвовать в проектировании технологических схем и процессов разработки горных пород.

Данные компетенции формируются в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, но особое место отводится методу проекта, своими принципами который способствует формированию содержательных аспектов профессиональной компетенции:

Метод проектов

Профессиональная компетенция

Опора на опыт студента

Знание имеющегося опыта

Проблемность

Умение выбрать

Развитие образовательных потребностей, контекстность

Ориентация на профессиональную успешность

Результативность

Чувство личной ответственности за результат

Самостоятельность, системность, индивидуализация

Способность к самосовершенствованию, активность



Компетенции, формируемые при использовании метода проектов:

1. коммуникативные: работать в группах, исполняя разные социальные роли, устанавливая целесообразные отношения в группе;

2. Информационные: осуществлять сбор информации, используя разные источники информации, обрабатывать информацию, применять в деятельности;

3. Личностные и социальные: проявлять активность, инициативность, самостоятельность, участвовать в принятии совместного решения;

4. Жизнь в многокультурном обществе: знакомство с разными культурами, разными точками зрения, проявлять толерантность;

5. Исследовательские; увидеть проблему, выдвинуть гипотезу, организовать деятельность, сформулировать выводы, оформить результаты

Задача преподавателя – отыскать такие пути применения проектирования, которые привлекли бы к данной деятельности студентов с различным уровнем знаний, умений и навыков, расположили бы их к общей совместной деятельности, активизировали бы интерес к профессии.

Таким образом, применение метода проектного обучения в работе со студентами является одним из направлений модернизации современного образования. Проектная деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает личности самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников колледжа, обеспечивающие их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Для тех, кто заинтересовался данным методом как средством формирования компетенций, организована выставка журналов в методическом кабинете, а так же сформирована папка «Метод проекта» для общего доступа в методической копилке



Список использованной литературы

  1. Аверкина А.О., Краморенко М.В. Через проектную деятельность и формирование общих компетенций к самореализации выпускников колледжа/ Научно-методический журнал «Методист», № 3, 2016, с.35-39

  2. Леонтович А.В. Методика организации исследовательского проекта. – М.: ИД «Методист», 2014.-52 с.

  3. Пугачева А.С. Почему мы обратились к технологии проекта?/ Приложение к научно-методическому журналу «Методист», № 3, 2016, с.28-33

  4. Самойлова М.И. Применение метода проектов в обучении студентов педагогического колледжа/ Приложение к научно-методическому журналу «Методист», № 10, 2016, с.40-44

  5. Темняткина О.В. Методика формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся в учреждениях НПО и СПО. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!