![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/13/s_5a826f5667b05/831004_1.jpeg) | Частное некоммерческое профессиональное образовательное учреждение «Покровский горный колледж» Юридический адрес: 676 244, Амурская область, г. Зея, Золотогорское шоссе, 6. | |
Семинар
«Метод проекта как условие формирования общих и профессиональных компетенций»
Форма проведения: теоретический семинар
Оборудование: магнитная доска, мультимедиа, презентация, дерево «Проектная деятельность» в форме яблони, яблоки «Продукт проектной деятельности»
План проведения:
Вступительное слово
Метод проектов: история и современность
Проекты и компетенции. Методологические проблемы измерения и оценки компетенций
Заключение.
1 Вступительное слово.
Приветствие участников семинара.
Вся наша жизнь – большой проект.
Наши большие далеко идущие планы – это жизненный проект:
мы ставим цели,
рассчитываем ресурсы,
пошагово планируем свою деятельность.
Но не всегда достигаем результатов.
Это значит, что где-то в цепочке наших действий не все было учтено: или цели были не совсем реалистичными, а возможно, мы не учли риски.
То есть наш проект мы спланировали не правильно. А это значит, проектированию нужно учиться.
В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников колледжа. Современные ФГОС СПО предполагают подготовку не только квалифицированных специалистов, но и сотрудников, которые могут и умеют:
Организовать свою деятельность,
Находить необходимую для профессиональной деятельности информацию;
Работать в команде и руководством;
Принимать решения и не боятся ответственности.
Сформировать эти общие и профессиональные компетенции можно с помощью компетентностно-ориентированного подхода в образовании, базовой технологией которого можно считать метод проектов, о котором сегодня пойдет речь в рамках семинара.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебная и познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижения общего результата деятельности.
2 Метод проектов: история и современность
В преподавательскую практику проекты под названием «метод проблем» начал внедрятся еще 80 лет назад. Обычно этот метод связывают с идеями американского философа и педагога Дж.Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика. В 20-е годы метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин, Б.В.Игнатьев) провозгласили его единственным средством преобразования «школы учебы» в «школу жизни». В современном отечественном образовании проектная система начала возрождаться лишь в 1980-1990 годах. Наиболее подробно технология проектирования по этапам и шагам представлена в методических рекомендациях действительного члена РАО, доктора психологических наук, профессора, директора ФГНУ «Институт инновационной деятельности в образовании» РАО, Валерия Семеновича Лазарева.
Метод проектов сегодня – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов – это педагогическая технология, интегрирующая в себе поисковые, проблемные методы, творческие по своей сути.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:
самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы
Главное отличие проекта от других видов деятельности – наличие материального продукта, сформированного по итогам работы.
Слушателям предлагается выбрать яблоки - продукты
По типологическим признакам учебные проекты бывают:
• Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, прикладная и т. п.)
• Предметно-содержательная область (монопроект, или междисциплинарный)
• Характер координации проекта (непосредственный или косвенный)
• Характер контактов (в рамках одной группы, ОУ, района, региона, страны, мира)
• Количество участников проекта (индивидуальная или групповая)
• Продолжительность выполнения проекта (краткосрочный или долгосрочный)
Про некоторые типы поговорим подробнее.
Итак, выделяют следующие типы проектов:
• Исследовательские проекты
• Творческие проекты
• Ролевые, игровые проекты
• Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты
• Практико-ориентированные (прикладные) проекты
Посмотрите на продукты проектной деятельности, которые выбрали вы, соотнесите их с типами проектов и определите их место на яблоне «Проектная деятельность»
Преимущества персональных проектов:
план работы составлен максимально точно
у студента формируется чувство ответственности;
студент приобретает опыт на всех этапах работы;
формирование у студентов важнейших умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных)
Преимущества групповых проектов:
в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
мнение каждого участника принимается и поддерживается, учащиеся обретают уверенность в себе;
у каждого есть возможность продвигаться к результату в своем темпе;
каждый имеет право на ошибку;
возникает феномен группового влияния на личность;
создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой личности;
деятельность носит социальную направленность
Проект состоит из «5 П»: проблема-планирование-поиск-продукт-презентация
Шестое П – портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и т.д.)
Несмотря на разнообразие проектов, их объединяет наличие определенного цикла, обозначенного циклограммой.
Работа по ведению проекта строится по шагам-фазам.
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
деловой игры;
демонстрации видеофильма;
диалога исторических или литературных персонажей;
защиты на Ученом Совете;
игры с залом;
иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;
инсценировка реального или вымышленного исторического события;
научной конференции;
научного доклада;
отчета исследовательской экспедиции
3 Проекты и компетенции. Методологические проблемы измерения и оценки компетенций
Проекты, работа над ними, защита формируют общие и профессиональные компетенции.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне, под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
Рассмотрим компетенции, предусмотренные ФГОС, на примере специальности 21.02.15 Открытые горные работы
Общие компетенции, включают в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Планировать ведение горных работ и оформлять техническую документацию. ПК
ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка.
ПК 4.2. Участвовать в проектировании технологических схем и процессов разработки горных пород.
Данные компетенции формируются в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, но особое место отводится методу проекта, своими принципами который способствует формированию содержательных аспектов профессиональной компетенции:
Метод проектов | Профессиональная компетенция |
Опора на опыт студента | Знание имеющегося опыта |
Проблемность | Умение выбрать |
Развитие образовательных потребностей, контекстность | Ориентация на профессиональную успешность |
Результативность | Чувство личной ответственности за результат |
Самостоятельность, системность, индивидуализация | Способность к самосовершенствованию, активность |
Компетенции, формируемые при использовании метода проектов:
1. коммуникативные: работать в группах, исполняя разные социальные роли, устанавливая целесообразные отношения в группе;
2. Информационные: осуществлять сбор информации, используя разные источники информации, обрабатывать информацию, применять в деятельности;
3. Личностные и социальные: проявлять активность, инициативность, самостоятельность, участвовать в принятии совместного решения;
4. Жизнь в многокультурном обществе: знакомство с разными культурами, разными точками зрения, проявлять толерантность;
5. Исследовательские; увидеть проблему, выдвинуть гипотезу, организовать деятельность, сформулировать выводы, оформить результаты
Задача преподавателя – отыскать такие пути применения проектирования, которые привлекли бы к данной деятельности студентов с различным уровнем знаний, умений и навыков, расположили бы их к общей совместной деятельности, активизировали бы интерес к профессии.
Таким образом, применение метода проектного обучения в работе со студентами является одним из направлений модернизации современного образования. Проектная деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает личности самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников колледжа, обеспечивающие их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Для тех, кто заинтересовался данным методом как средством формирования компетенций, организована выставка журналов в методическом кабинете, а так же сформирована папка «Метод проекта» для общего доступа в методической копилке
Список использованной литературы
Аверкина А.О., Краморенко М.В. Через проектную деятельность и формирование общих компетенций к самореализации выпускников колледжа/ Научно-методический журнал «Методист», № 3, 2016, с.35-39
Леонтович А.В. Методика организации исследовательского проекта. – М.: ИД «Методист», 2014.-52 с.
Пугачева А.С. Почему мы обратились к технологии проекта?/ Приложение к научно-методическому журналу «Методист», № 3, 2016, с.28-33
Самойлова М.И. Применение метода проектов в обучении студентов педагогического колледжа/ Приложение к научно-методическому журналу «Методист», № 10, 2016, с.40-44
Темняткина О.В. Методика формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся в учреждениях НПО и СПО. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.