Основная цель – это духовное возрождение и подъем культуры народа, воспитание творческой личности, обладающей художественным вкусом через народные праздники, традиции и обряды.
Задачи:
-
Ознакомить учащихся с праздником “Масленица”, его обычаями и обрядам.
-
Привитие интереса к русским народным традициям и фольклору;
-
Воспитывать уважение к укладу жизни, быту,наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого.
Ни для кого ни секрет, что в конце ХХ – начале ХХI века Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения. Поэтому так важно в наши дни возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока ещё живы в людях старого поколения, вынесших из общественных катаклизмов чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, к своему народу.
Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры. Каждый ребенок уже в раннем детском возрасте должен прикоснуться к живительному источнику народной мудрости – её традициям, фольклору.
Основная цель – это духовное возрождение и подъем культуры народа, воспитание творческой личности, обладающей художественным вкусом через народные праздники, традиции и обряды. Ярким тому примером является празднование древнеславянского праздника «Масленица».
Масленица – древнеславянский праздник «Проводов зимы», которым отмечается переход к весне и весенним земледельческим работам. Масленица – праздник не христианский, а пришедший из древности, из язычества. Древние славяне отмечали праздник проводов зимы – в честь языческого бога плодородия и скотоводства Волоса. После введения христианства на Руси праздник этот сохранился и с ХVI века стал называться Масленицей.
Масленица празднуется в течение недели, предшествовавшей Великому Посту. Каждый день её имел своё название: понедельник - Встреча, вторник - Заигрыш, среда - Лакомка, четверг- разгул, перелом, широкий четверг, пятница -Тёщины вечерки, суббота – Золовкины посиделки, воскресенье - проводы, прощанье, целовальник или прощенный день.
Во время Масленицы гулянья продолжались целую неделю. Ни один праздник не проходил так весело и разгульно. По улицам возили соломенную куклу – Масленицу – одетую в кафтан, шапку, опоясанную кушаком, в лаптях. Под конец Масленицы её сжигали, прощаясь так с зимой.
В Москве начинали справлять Масленицу у Красных ворот. В начале XVIII века в первый день праздника Петр I самолично открывал здесь гулянья и качался на качелях.
И в городах и селах устраивались разные масленичные забавы: катание с ледяных гор, на лошадях, уличные гулянья с песнями, плясками, ряжеными.
Русская Масленица традиционно славилась блинами. Блин – символ Солнца, оживающего после зимы. А.И.Куприн писал: «Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». В старину говорили: «Без блина не маслена», «На горках покататься, в блинах поваляться». «Блин не клин, брюха не расколет». Пекли блины и ржаные, и пшеничные, и гречневые, и яичные, и овсяные. Из кислого, на дрожжжах, теста – блины, а из пресного на молоке и яйцах – блинцы, блинчики, блинки, блиночки.
Предлагаю Вашему вниманию сценарий праздника (можно провести в форме классного часа) и презентацию к нему. Такой праздник вместе с учащимися 5-го класса я проводила для учащихся начальной школы. Праздник сопровождался компьютерной презентацией.
Можно презентацию использовать для проведения классного часа в 5-8 классах в форме праздника или в форме беседы. Слайды в презентации расположены в соответствии с текстом сценария.