Заявка
На участие в Международном фестивале «Мы говорим по-русски!», посвященном саммиту ШОС и БРИКС 2015 г.
Фамилия ___Петрова ________________
Имя _______Светлана ___
(разборчиво, на русском языке)
Гражданство_____Россия _________________________________________
Родной язык______русский _________________________________
Дата рождения______1998 ______________________
Пол__________жен. _________________________________________
Какой год изучает русский язык_______13 лет ____________________
Место учебы, факультет, курс__МОБУ СОШ №1 ученица 10 класса_______
В какой номинации принимает участие____ Письменная творческая работа__
на русском языке: сценарий_по мотивам повести С.Т.Аксакова «Детские___
годы_______ Багрова - внука »________________________________________
Адрес, телефон (разборчиво, на русском языке), e-mail ___г.Давлеканово____
_ул.__Крестьянская, д.2, _ 89874785628, [email protected]_____________
Петрова Светлана, ученица 10 класса
МОБУ СОШ № 1 г. Давлеканово
Рыбалка на реке Дёма
(по повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука».
Глава «Дорога до Парашина»)
Действующие лица:
Алексей Степанович, отец Серёжи - впечатлительный человек, который воспринимает красоту природу как воспитывающий момент.
Софья Николаевна, мать Серёжи - женщина чувствительная, постоянно боится за сына и переживает за его душевное состояние.
Серёжа – С.Т.Аксаков в детстве. Мальчик впечатлительный, любящий природу, радуется тому, что оказался у реки, увидев большое количество рыб, весь задрожал от избытка чувств.
Ефрем Евсеевич, или Евсеич – добрый слуга Аксаковых.
Девочки в сарафанах и мальчики в деревенской одежде.
Лужайка на берегу реки Дёма. Вдалеке виднеются башкирские юрты. Ближе к зрителям река, берега которой заросли камышом. Слышится голос кучера: «Тпру, милая, стой, стой». На сцене появляются действующие лица.
Ефрем: Ну, вот, приехали.
Отец: Я вам обещал показать Дёму. Вот мы и здесь.
Серёжа: Как хорошо. Батюшка, а ты покажешь, как удить рыбу.
Алексей Степанович: Поймаем мы рыбку, Серёженька. А сейчас посмотри вокруг. Видишь, как прямо к Дёме идет зеленая полоса и как в разных местах по ней торчат беловатые острые шиши? Это башкирские войлочные кибитки, в которых они живут по летам, это башкирские «кочи». Кабы было поближе, я сводил бы тебя посмотреть на них. Ну, да когда-нибудь после.
Серёжа: Батюшка, красота-то какая! Как я хотел всё это увидеть! Дёма, Дёма, я пришёл к тебе! Смотрите, какая черёмуха! Сколько на ней ягод! Тут и калина, и рябина!
Алексей Степанович: Машенька и Серёжа, здесь кусты черной спелой смородины, чувствуете, какой ароматический запах в воздухе; поглядите: гибкие и цепкие стебли ежевики, покрытые крупными, еще зелеными ягодами, обвиваются около всего, к чему только прикасались; даже малины тут много. А Дёма какая широкая, полноводная! Рыбы, говорят, много в ней водится.
Серёжа: Батюшка, можно я быстрее побегу рыбачить? Ты же обещал мне рыбалку! Матушка, я хочу поближе подойти к воде!
Софья Николаевна: Серёжа, будь терпелив. Ты ещё мал, чтобы спуститься к воде один. Только с батюшкой пойдёшь.
Алексей Степанович: Ах, ты мой неугомонный. Не торопись. Я сейчас всё улажу для отдыха. А покуда погуляй с Ефремом, посмотри на перевоз да червячков приготовьте.
Серёжа и Ефрем (или Евсей) пошли искать хорошее место, где можно было бы выкопать червей для рыбалки.
Ефрем: Барич, а Дёма-то какая красивая.
Серёжа: Смотри, Евсеич, смотри: мелкая и крупная рыба мечутся беспрестанно. Потрогай, как сердце стучит у меня в груди.
Ефрем: Что вы, барич, вздрагиваете? Не заболели-то?
Серёжа: Мне немного страшно. Сколько тут рыбы! Смотри, большая рыба выпрыгнула!
Ефрем: Это щука играет над водой.
Серёжа: А вон другая рыба показался на поверхности воды.
Ефрем: Это жерех.
Серёжа: Их так много. Почему так?
Ефрем: Места спокойные, вода в реке чистая, вкусная, поэтому и рыбы много.
Серёжа: А почему они выпрыгивают из воды?
Ефрем: Они гоняются за мелкой рыбкой.
Сергей: И что мелкие рыбки попадаются им в зубы?
Ефрем: Конечно, попадаются. Большие рыбы мелкими и питаются.
Серёжа: Евсеич, быстрее пойдём копать червей. Ой, как хочется скорее поймать рыбку!
Ефрем: Сейчас, барич, мы найдём подходящее место для рыбалки. Нужно, чтобы берег был пологий и не болотистый. Да и удилища вязовые нужны.
Серёжа: А где же мы их возьмём?
Ефрем: Вы забываете, барич, что я страстный охотник до уженья рыбы. Мы с тобой и поищем. Посмотри, какое удилище я нашёл. А вот и место подходящее. Сбегайте, позовите батюшку, да и у матушки отпроситесь.
Серёжа: Батюшка, батюшка!
Алексей Степанович: Иду, иду! Ой, Серёжа, напугаешь ты всех рыб! И уплывут они от тебя!
Ефрем: Вот, барин, вам удочка, а это баричу – небольшая, удобная. Дайте, я хлебный мякиш насажу и закину далеко. А теперь смотрите в оба и ждите. Недолго ждать: тут рыбы видимо-невидимо.
Серёжа: Леска дёргается! Попала рыбка?
Ефрем: Тащите, барич, тащите, а то упустите…
Серёжа: Помогите, сил не хватает. О-О-О, какая рыба! Это я сам поймал, да? Сам поймал! (Серёжа весь дрожал, как в лихорадке, и совершенно не помнил себя от радости. Он схватил свою добычу обеими руками и побежал показать ее матери: Евсеич провожал.)
Серёжа: Матушка, матушка, я сам рыбу поймал! Посмотри, какая она! Я ещё хочу, ещё!
Софья Николаевна: Ты слишком взволнован, Серёжа, тебе нужно успокоиться! Больше не будешь рыбачить!
Серёжа (сквозь слёзы): Я хочу рыбачить! Матушка отпустите меня!
Алексей Степанович с берега: Машенька, пусть порыбачит, когда мы ещё сюда приедем.
Серёжа: Батюшка, а мы уху сварим?
Алексей Степанович: Сварим. Видишь там, недалеко от нас, ребятишки резвятся, надо будет и их позвать. Угостим их ушицей. Ефрем, позови сюда детей.
Появляются девочки в русских народных сарафанах и мальчики. Они кланяются барину и просят провести игры и хороводы. Вместе с ними играет и маленький Серёжа.
Дети: Благодарствуем вас, барин, что нас позвали и угостили ухой. Позвольте нам поиграть и поводить хоровод, величать реку за угощение.
Алексей Степанович: Играйте, веселитесь, ребята, величайте Дёму. Пусть она будет полноводной, рыбной. Пусть на её берегах растут деревья, кустарники и поют птицы.
Серёжа: Батюшка, матушка, а мне можно вместе с ними веселиться?
Алексей Степанович: Можно, можно.
Дети становятся вокруг костра и поют песню про уху.
Красная девушка, К речке я ходила.
Красная девушка, К речке я ходила.
К речке я, к речке я, К речке я ходила я.
К речке я, к речке я, К речке я ходила я.
Красная девушка, Рыбку я ловила.
Красная девушка, Рыбку я ловила.
Рыбку я, рыбку я, Рыбку я ловила я.
Рыбку я, рыбку я, Рыбку я ловила я.
Дети вместе поднимают руки и громко кричат:
Вместе: Мы сварили из неё уху!
Вместе: Ох, и вкусная была уха!
Серёжа: Так интересно и весело. А пословицы знаете про речку?
Дети хором: Знаем, много знаем!
Серёжа: Я начну, а вы продолжите: Где воду не пусти, путь себе сыщет.
Родион: 1: Дождливое лето хуже осени.
Ксения: 2: Зуй до воды охоч, да плавать не умеет.
С.: А кто такой зуй?
Ксения: Это кулик, небольшая болотная птичка.
Костя: 3: Идет дождь, даст он рожь.
Полина: 4: Куда река пошла, там и русло будет.
Камелия: 5: Не зная броду, не суйся в воду.
Илья: 6: Хлеб с водою, да не пирог с лихвою.
Лиза: 7: Что с гуся вода.
Ксения: 8: По которой реке плыть, ту и воду пить.
Яна: 9: И большой бадьей реки не вычерпать.
Костя: 10: Река не море, тоска не горе.
Полина: 11: Где река глубже, там меньше шумит.
Даша: 12: Красна река берегами.
Камелия: 13: Мелка река, да круты у ней берега.
Алексей Степанович: Да, вот и наша Дёма красива берегами. Какие деревья пышные оберегают речку, и какие птицы восхваляют её красоту. Спойте песню, дети, пусть волны унесут её далеко-далеко.
Девушки 10 класса поют песню «Ты, река ли моя, реченька…»:
Ты, река ли моя, реченька,
Ты, река ли моя быстрая!
Течешь, речка, не колыхнешься,
На крутой берег не взольешься.
На крутой берег не взольешься,
Желтым песком не возмутишься!
Серёжа: Как вы задушевно поёте. Так и хочется вас слушать и слушать.
Илья: Хочешь с нами в весёлую игру поиграть? «Ручеёк» называется.
Серёжа: Батюшка, я могу поиграть?
Алексей Степанович: Конечно, можешь.
Игра «Ручеек» под песню «Течёт река». Правило: играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Полина: Ребята, я знаю игру, которую можно сыграть на нашем берегу. Называется она «Водочерпалка». Выберем две пары. Становитесь парами, а я буду считать.
1-я считалка:
Вдаль бежит река лесная,
Вдоль неё растут кусты.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем — водишь ты!
А теперь выберем вторую пару.
2-я считалка:
Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!
Игра «Водочерпалка»: Игроки каждой пары по очереди зачерпывают воду из реки ложками, бегут к ребятам, которые следят за игрой. Выигрывает пара, у которой останется больше воды в ложках.
Полина: Встала первая пара. Приготовилась и побежала.
1-я пара: Вся вода разлилась. Ой, ничего не осталось.
Полина: Вторая пара побежала.
Родион: О, эти молодцы. У них вода не расплескалась.
Полина: Ребята, домой уже пора. Скоро табун придёт. Споём на прощание песню наших мам о речке.
Девушки поют песню «Разлилася речка быстрая»:
Разлилася, разлилась речка быстрая.
Разлилася, разлилась речка быстрая.
Серы камушки - это ж глазки мои.
Серы камушки - это ж глазки мои .
Шелковая трава - это ж голос мой.
Шелковая трава - это ж голос мой.
А речная вода - это ж кровь моя.
А речная вода - это ж кровь моя.
Ключевая вода - это ж слезы мои.
Ключевая вода - это ж слезы мои.
Разлилася, разлилась речка быстрая.
Разлилася, разлилась речка быстрая.
Наташа: Мы представили один день отдыха семьи Аксаковых. Маленький Серёжа, став известным писателем Сергеем Тимофеевичем Аксаковым, напишет о нашей славной реке Деме такие слова:
Весна! Весна! Ты прелесть года,
Но не в столичной тесноте.
Весна на Деме, где природа
В первообразной чистоте
Гордится девственной красою!
Где темные шумят леса,
Где воды кажут небеса,
Где блещет черной полосою
Под плугом тучная земля,
Цветут роскошные поля!
Наташа: «Величавая, полноводная Дема, не широкая, не слишком быстрая, с какою-то необыкновенною красотою, тихо и плавно, наравне с берегами, расстилалась передо мной», - читаем в повести «Детство Багрова-внука». Годы изменили красавицу Дему, но и сейчас есть еще места, где можно хорошо отдохнуть, порыбачить. Нам хочется, чтобы наша река жила вечно, радовала всех, и чтобы снова и снова выходили на берег дети и воспевали её красоту.
Дети кланяются и уходят.