Класс:8 Дата______________
№ 36 Тема: Кровообращение. Большой и малый круг кровообращения.
Цели:
Закрепить знания учащихся о строении и функциях крови; проследить как происходит движение крови в организме; рассмотреть особенности строения органов кровообращения.
Формировать умения: работать с текстом и рисунками учебника.
Воспитывать положительное отношение к знаниям, любознательность.
Оборудование: таблицы «Кровеносная система человека», «Схема кровообращения», «Сердце»; видеосюжет «Кровеносная система организма», портреты ученых, карточки, иллюстрации.
Тип урока комбинированный
Девиз урока : «Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждения» Плутарх Др.Греция
Ход урока
I. Орг.момент
- Добрый день, дорогие ребята!
- Прозвенел звонок
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять
Руки вовремя поднять
Организм свой нужно знать
А о сердце на все пять!
II. Сообщение цели и темы урока
- Сегодня наш урок посвящен неутомимому «труженику» нашего организма – кровеносной системе. На уроке мы с вами познакомимся с движением крови в организме, рассмотрим особенности строения органов кровообращения. Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока.
Но сначала я предлагаю вам вспомнить материал, который мы изучили на прошлых уроках.
( на доске портреты ученых, иллюстрации форменных элементов крови, кровеносных сосудов, учащиеся поднимают карточку с номером правильного ответа)
III. Проверка и закрепление знаний
1 2 3



Если у нас спрашивают: «Какой у вас знак зодиака?» — то в Японии — «Какая у вас «Кецу-еки-гата»?» По мнению японцев, именно она в большей степени определяет характер и индивидуальные особенности человека, чем далекие звезды.
(Какая у вас группа крови?)
0 (I) «Охотник»; ею обладают от 40 до 50% всех людей. Эти люди обладают сильным характером. Они решительны и уверены в себе. Их девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
А (II) «Земледелец»; ею обладают 30 — 40%. Очень общительны, легко адаптируются в любой обстановке, поэтому такие события, как смена места жительства или работы, не являются для них стрессовыми.
В (III) «Кочевник»; ею обладают 10 — 20%. Они открыты и оптимистичны. Комфорт их не прельщает, а все привычное и обыденное навевает скуку. Их тянет к приключениям, а потому они никогда не упустят случая что-то изменить в своей жизни.
АВ (IV) «Загадка»; ею обладают только 5% людей. Они отличаются мягким и кротким нравом. Всегда готовы выслушать и понять других. Их можно назвать одухотворенными натурами и многогранными личностями.)
Кто и когда открыл группы крови? ( Карл Ландштейнер 1901 год)
За своё открытие этот русский учёный был удостоен Нобелевской премии. А к великому открытию его привело наблюдение за амебоидными клетками, которые пожирали мелкие зерна туши, введённые в тело морской звезды. Назовите имя этого учёного. ( Илья Ильич Мечников)
14 мая 1796 года соседи с ужасом наблюдали, как врач делал прививку от оспы юному Джеймсу Фиппсу. И мальчик остался здоровым, хотя в округе бушевала чёрная оспа. За эту процедуру англичанин удостоился от потомков памятника с надписью «Благодетелю матерей, детей, народов». Кто был этот смелый врач? (Эдуард Дженнер)
1 2 3


Они тоньше человеческого волоса в 50 раз, в теле человека их насчитывается 100-160 миллиардов. Если бы было можно вытянуть их в одну линию, то её длина составила бы 60-80 тысяч километров, что в два раза больше длины земного экватора. ( капилляры).
Это кровеносные сосуды по которым кровь течет от сердца, их стенки плотные, упругие и эластичные, в их состав входят гладкие мышцы. ( артерии)
Их внутренняя стенка образует кармановидные клапаны, расположенные по направлению тока крови, что способствует ее передвижению к сердцу. ( вены)
1 2 3



Их в 1 мм крови ;.5-5 млн, всего 25 трлн, продолжительность жизни 120 дней, содержат особый белок гемоглобин. ( эритроциты)
Ядерные, способны передвигаться, образуются в ККМ, селезенке и лимфатических узлах. ( лейкоциты)
Самые маленькие, бесцветные, безъядерные, продолжительность жизни 7 дней, участвуют в остановке кровотечений. (тромбоциты)
Найди ошибки:
Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 800 грамм (300 г). И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи – соединительная ткань). Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны ( створчатые). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка.
IV. Изучение нового материала
В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение крови называется кровообращением.
Круги кровообращения - это путь, по которому осуществляется движение крови.
Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме из курса зоологии и анатомии.
( учащиеся записывают определение в тетради)
Человек относится к классу млекопитающих. Особенности кровеносной системы и движение крови в организме млекопитающих и человека очень схожи. Пожалуйста, вспомните и назовите характерные черты кровеносной системы млекопитающих, а значит и человека. (Ожидаемый ответ. Кровеносная система замкнутая, два круга кровообращения, четырехкамерное сердце, кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры, кровь- артериальная и венозная)
Молодцы, видите, как много вы уже знаете. Давайте уточним и дополним некоторые моменты. Сердце человека состоит из четырех камер. Две правые и две левые камеры разделены между собой перегородкой. Левая часть сердца содержит богатую кислородом- артериальную кровь, а правая- бедную кислородом, но богатую углекислым газом- венозную кровь. Каждая половинка сердца состоит из предсердия и желудочка. В предсердиях кровь собирается, затем направляется в желудочки, а из желудочков выталкивается в крупные сосуды -аорту и легочную артерию. Поэтому началом кровообращения считают желудочки.
Кровь человека движется по двум кругам кровообращения- малому и большому. Попробуйте вспомнить, какой ученый открыл движение крови по двум замкнутым системам большому и малому кругам кровообращения?
(1628 год, У. Гарвей)
Именно он доказал круговое движение крови по сосудам, проводя опыты на животных.
А теперь давайте разберемся, как же движется кровь по двум кругам кровообращения.
Просмотр видеоролика « Кровеносная система организма».
Чтение текста «Круги кровообращения»
Заполнение таблицы «Изменение крови в кругах кровообращения»
Вопросы для сравнения | Большой круг | Малый круг | Где начинается? | В левом желудочке | В правом желудочке | Где заканчивается? | В правом предсердии | В левом предсердии | Как называются кровеносные сосуды, относящиеся к этому кругу? | Аорта, артерии, капилляры, мелкие и крупные вены, нижняя и верхняя полые вены | Легочный ствол, правая и левая легочные артерии, легочные капилляры, легочные вены | Как изменяется вид крови? | От левого желудочка до капилляров – артериальная кровь. От капилляров до правого предсердия – венозная кровь. | От правого желудочка до легочных капилляров – венозная кровь. От легочных капилляров до левого предсердия – артериальная кровь. | Каково время оборота крови по данному кругу? | 23 секунды | 4 секунды | БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ - начинается в левом желудочке, который сокращаясь выталкивает кровь в аорту- самую большую артерию. Из аорты, которая делится на две артерии артериальная кровь поступает в различные участки тела: голову, руки, органы брюшной полости, туловище и конечности. Затем артерии распадаются на капилляры, а артериальная кровь большого круга кровообращения отдает кислород и присоединяет углекислый газ. И в вены поступает кровь, бедная кислородом- венозная. Венозная кровь из туловища, нижних конечностей, органов брюшной полости через крупный сосуд- нижнюю полую вену попадает в правое предсердие. Сюда же через верхнюю полую вену поступает венозная кровь от головы, шеи и рук. Круговорот происходит за 23 секунды. Работа в тетрадях. Давайте изобразим большой круг кровообращения в виде схемы: взяли в руки ручки красного цвета и на схеме подчеркнули те участки кровеносного русла, где течет артериальная кровь. 
МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ (лёгочный) - начинается в правом желудочке. Желудочек сокращается и венозная кровь направляется по двум легочным артериям. Правая артерия ведет в правое легкое, а левая - в левое легкое. По легочным артериям движется венозная кровь. В легких артерии ветвятся, становятся все тоньше и тоньше. Они подходят к легочным пузырькам- альвеолам. В области альвеол артерии разделяются на капилляры, оплетая тонкую стенку каждого пузырька. Содержащийся в венах углекислый газ уходит в альвеолярный воздух легочного пузырька, а кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь. Здесь он соединяется с гемоглобином. Кровь становится артериальной: гемоглобин вновь превращается в оксигемоглобин и кровь меняет цвет - из темно-вишневой становится алой. Артериальная кровь по лёгочным венам возвращается к сердцу. В левом предсердии малый круг кровообращения заканчивается. Круговорот крови происходит за 4 секунды. Кровь переходит в левый желудочек, и далее начинается вновь большой круг кровообращения.
Составляем схему малого круга кровообращения. 
А теперь подчеркиваем синим цветом ту часть кровеносного русла, где протекает венозная кровь. V. Закрепление знаний: Где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения? В какой части сердца начинается и заканчивается малый круг кровообращения? А сейчас, мне хотелось бы узнать, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Для этого выполним небольшой тест “Волна”. Чертим луч, на котором откладывает отрезки равной длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете “да”, то волна рисуется сверху, если “нет”, то снизу.
 1.Сердце человека четырехкамерное? (Да) 2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет) 3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да) 4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами?(да) 5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет) 6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет) 7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да) 8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да) 9. Венозная кровь течет только по венам? (нет) 2. Составить синквейн со словом «Кровь». VI. Подведение итога урока -Ребята, чему был посвящен сегодняшний урок? - Изучению кровообращения. -Что нового вы узнали на уроке? -Познакомились со строением сердца и сосудов, изучили схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения. Сегодня за работу на уроке (выставление оценок). А закончить наш урок я хочу строками литовского поэта Эдуарда Межелайтиса. Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово-красной кожей? Может быть, меж ребер и аортой Бьется шар, на наш земной похожий? Так или иначе, все земное Умещается в его пределы, Потому что нет ему покоя, До всего ему есть дело. VII. Домашнее задание. Изучить материал учебника на с.138-141 Ответить на вопросы и выполнить задания на с. 140. VII. Рефлексия. Учащиеся пишут на стикерах свое мнение о прошедшем уроке и оценивают насколько интересным и полезным была тема урока. Если во всем разобрался и этот багаж знаний он понесет с собой, значит стикер прикрепляется к «чемодану», если был сложный и требует дополнительной обработки – к «мясорубке», если ничего не понятно и не пригодится в будущем – к «корзине».    | |