СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока биологии 8 класс. Тема: "Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок биологии с использованием технологии развитие критического мышления через чтение и письмо

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока биологии 8 класс. Тема: "Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения".»

Класс:8 Дата______________

36 Тема: Кровообращение. Большой и малый круг кровообращения.

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о строении и функциях крови; проследить как происходит движение крови в организме; рассмотреть особенности строения органов кровообращения.

  2. Формировать умения: работать с текстом и рисунками учебника.

  3. Воспитывать положительное отношение к знаниям, любознательность.

Оборудование: таблицы «Кровеносная система человека», «Схема кровообращения», «Сердце»; видеосюжет «Кровеносная система организма», портреты ученых, карточки, иллюстрации.

Тип урока комбинированный

Девиз урока : «Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждения» Плутарх Др.Греция


Ход урока

I. Орг.момент

- Добрый день, дорогие ребята!

- Прозвенел звонок

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять

Руки вовремя поднять

Организм свой нужно знать

А о сердце на все пять!

II. Сообщение цели и темы урока

- Сегодня наш урок посвящен неутомимому «труженику» нашего организма – кровеносной системе. На уроке мы с вами познакомимся с движением крови в организме, рассмотрим особенности строения органов кровообращения. Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока.

Но сначала я предлагаю вам вспомнить материал, который мы изучили на прошлых уроках.

( на доске портреты ученых, иллюстрации форменных элементов крови, кровеносных сосудов, учащиеся поднимают карточку с номером правильного ответа)


III. Проверка и закрепление знаний

1 2 3


  1. Если у нас спрашивают: «Какой у вас знак зодиака?» — то в Японии — «Какая у вас «Кецу-еки-гата»?» По мнению японцев, именно она в большей степени определяет характер и индивидуальные особенности человека, чем далекие звезды.

(Какая у вас группа крови?)

0 (I) «Охотник»; ею обладают от 40 до 50% всех людей. Эти люди обладают сильным характером. Они решительны и уверены в себе. Их девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

А (II) «Земледелец»; ею обладают 30 — 40%. Очень общительны, легко адаптируются в любой обстановке, поэтому такие события, как смена места жительства или работы, не являются для них стрессовыми.

В (III) «Кочевник»; ею обладают 10 — 20%. Они открыты и оптимистичны. Комфорт их не прельщает, а все привычное и обыденное навевает скуку. Их тянет к приключениям, а потому они никогда не упустят случая что-то изменить в своей жизни.

АВ (IV) «Загадка»; ею обладают только 5% людей. Они отличаются мягким и кротким нравом. Всегда готовы выслушать и понять других. Их можно назвать одухотворенными натурами и многогранными личностями.)

Кто и когда открыл группы крови? ( Карл Ландштейнер 1901 год)

  1. За своё открытие этот русский учёный был удостоен Нобелевской премии. А к великому открытию его привело наблюдение за амебоидными клетками, которые пожирали мелкие зерна туши, введённые в тело морской звезды. Назовите имя этого учёного. ( Илья Ильич Мечников)

  2. 14 мая 1796 года соседи с ужасом наблюдали, как врач делал прививку от оспы юному Джеймсу Фиппсу. И мальчик остался здоровым, хотя в округе бушевала чёрная оспа. За эту процедуру англичанин удостоился от потомков памятника с надписью «Благодетелю матерей, детей, народов». Кто был этот смелый врач? (Эдуард Дженнер)


1 2 3



  1. Они тоньше человеческого волоса в 50 раз, в теле человека их насчитывается 100-160 миллиардов. Если бы было можно вытянуть их в одну линию, то её длина составила бы 60-80 тысяч километров, что в два раза больше длины земного экватора. ( капилляры).

  2. Это кровеносные сосуды по которым кровь течет от сердца, их стенки плотные, упругие и эластичные, в их состав входят гладкие мышцы. ( артерии)

  3. Их внутренняя стенка образует кармановидные клапаны, расположенные по направлению тока крови, что способствует ее передвижению к сердцу. ( вены)


1 2 3


  1. Их в 1 мм крови ;.5-5 млн, всего 25 трлн, продолжительность жизни 120 дней, содержат особый белок гемоглобин. ( эритроциты)

  2. Ядерные, способны передвигаться, образуются в ККМ, селезенке и лимфатических узлах. ( лейкоциты)

  3. Самые маленькие, бесцветные, безъядерные, продолжительность жизни 7 дней, участвуют в остановке кровотечений. (тромбоциты)

Найди ошибки:

Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 800 грамм (300 г). И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи – соединительная ткань). Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны ( створчатые). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка.

IV. Изучение нового материала

В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение крови называется кровообращением.

Круги кровообращения - это путь, по которому осуществляется движение крови.

Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме из курса зоологии и анатомии.

( учащиеся записывают определение в тетради)

Человек относится к классу млекопитающих. Особенности кровеносной системы и движение крови в организме млекопитающих и человека очень схожи. Пожалуйста, вспомните и назовите характерные черты кровеносной системы млекопитающих, а значит и человека. (Ожидаемый ответ. Кровеносная система замкнутая, два круга кровообращения, четырехкамерное сердце, кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры, кровь- артериальная и венозная)

Молодцы, видите, как много вы уже знаете. Давайте уточним и дополним некоторые моменты. Сердце человека состоит из четырех камер. Две правые и две левые камеры разделены между собой перегородкой. Левая часть сердца содержит богатую кислородом- артериальную кровь, а правая- бедную кислородом, но богатую углекислым газом- венозную кровь. Каждая половинка сердца состоит из предсердия и желудочка. В предсердиях кровь собирается, затем направляется в желудочки, а из желудочков выталкивается в крупные сосуды -аорту и легочную артерию. Поэтому началом кровообращения считают желудочки.

Кровь человека движется по двум кругам кровообращения- малому и большому. Попробуйте вспомнить, какой ученый открыл движение крови по двум замкнутым системам большому и малому кругам кровообращения?

(1628 год, У. Гарвей)

Именно он доказал круговое движение крови по сосудам, проводя опыты на животных.

А теперь давайте разберемся, как же движется кровь по двум кругам кровообращения.

Просмотр видеоролика « Кровеносная система организма».

  1. Чтение текста «Круги кровообращения»

  2. Заполнение таблицы «Изменение крови в кругах кровообращения»


Вопросы для сравнения


Большой круг

Малый круг

  1. Где начинается?


В левом желудочке

В правом желудочке

  1. Где заканчивается?


В правом предсердии

В левом предсердии

  1. Как называются

кровеносные сосуды, относящиеся к этому кругу?

Аорта, артерии, капилляры, мелкие и крупные вены, нижняя и верхняя полые вены

Легочный ствол, правая и левая легочные артерии, легочные капилляры, легочные вены

  1. Как изменяется вид крови?


От левого желудочка до капилляров – артериальная кровь. От капилляров до правого предсердия – венозная кровь.

От правого желудочка до легочных капилляров – венозная кровь. От легочных капилляров до левого предсердия – артериальная кровь.

  1. Каково время оборота крови по данному кругу?


23 секунды


4 секунды


БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ - начинается в левом желудочке, который сокращаясь выталкивает кровь в аорту- самую большую артерию. Из аорты, которая делится на две артерии артериальная кровь поступает в различные участки тела: голову, руки, органы брюшной полости, туловище и конечности. Затем артерии распадаются на капилляры, а артериальная кровь большого круга кровообращения отдает кислород и присоединяет углекислый газ. И в вены поступает кровь, бедная кислородом- венозная. Венозная кровь из туловища, нижних конечностей, органов брюшной полости через крупный сосуд- нижнюю полую вену попадает в правое предсердие. Сюда же через верхнюю полую вену поступает венозная кровь от головы, шеи и рук. Круговорот происходит за 23 секунды.

Работа в тетрадях. Давайте изобразим большой круг кровообращения в виде схемы: взяли в руки ручки красного цвета и на схеме подчеркнули те участки кровеносного русла, где течет артериальная кровь.




МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ (лёгочный) - начинается в правом желудочке. Желудочек сокращается и венозная кровь направляется по двум легочным артериям. Правая артерия ведет в правое легкое, а левая - в левое легкое. По легочным артериям движется венозная кровь. В легких артерии ветвятся, становятся все тоньше и тоньше.

Они подходят к легочным пузырькам- альвеолам. В области альвеол артерии разделяются на капилляры, оплетая тонкую стенку каждого пузырька. Содержащийся в венах углекислый газ уходит в альвеолярный воздух легочного пузырька, а кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь. Здесь он соединяется с гемоглобином. Кровь становится артериальной: гемоглобин вновь превращается в оксигемоглобин и кровь меняет цвет - из темно-вишневой становится алой. Артериальная кровь по лёгочным венам возвращается к сердцу. В левом предсердии малый круг кровообращения заканчивается. Круговорот крови происходит за 4 секунды. Кровь переходит в левый желудочек, и далее начинается вновь большой круг кровообращения.







Составляем схему малого круга кровообращения.



А теперь подчеркиваем синим цветом ту часть кровеносного русла, где протекает венозная кровь.

V. Закрепление знаний:

Где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения?

В какой части сердца начинается и заканчивается малый круг кровообращения?

А сейчас, мне хотелось бы узнать, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Для этого выполним небольшой тест “Волна”. Чертим луч, на котором откладывает отрезки равной длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете “да”, то волна рисуется сверху, если “нет”, то снизу.



1.Сердце человека четырехкамерное? (Да)

2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет)

3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да)

4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами?(да)

5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет)

6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет)

7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да)

8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да)

9. Венозная кровь течет только по венам? (нет)

2. Составить синквейн со словом «Кровь».

VI. Подведение итога урока

-Ребята, чему был посвящен сегодняшний урок?

- Изучению кровообращения.

-Что нового вы узнали на уроке?



-Познакомились со строением сердца и сосудов, изучили схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения.

Сегодня за работу на уроке (выставление оценок).

А закончить наш урок я хочу строками литовского поэта Эдуарда Межелайтиса.

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на наш земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего ему есть дело.


VII. Домашнее задание.

Изучить материал учебника на с.138-141

Ответить на вопросы и выполнить задания на с. 140.

VII. Рефлексия.

Учащиеся пишут на стикерах свое мнение о прошедшем уроке и оценивают насколько интересным и полезным была тема урока. Если во всем разобрался и этот багаж знаний он понесет с собой, значит стикер прикрепляется к «чемодану», если был сложный и требует дополнительной обработки – к «мясорубке», если ничего не понятно и не пригодится в будущем – к «корзине».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя