Вопросы для сравнения | Большой круг | Малый круг | Где начинается? | В левом желудочке | В правом желудочке | Где заканчивается? | В правом предсердии | В левом предсердии | Как называются кровеносные сосуды, относящиеся к этому кругу? | Аорта, артерии, капилляры, мелкие и крупные вены, нижняя и верхняя полые вены | Легочный ствол, правая и левая легочные артерии, легочные капилляры, легочные вены | Как изменяется вид крови? | От левого желудочка до капилляров – артериальная кровь. От капилляров до правого предсердия – венозная кровь. | От правого желудочка до легочных капилляров – венозная кровь. От легочных капилляров до левого предсердия – артериальная кровь. | Каково время оборота крови по данному кругу? | 23 секунды | 4 секунды | БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ - начинается в левом желудочке, который сокращаясь выталкивает кровь в аорту- самую большую артерию. Из аорты, которая делится на две артерии артериальная кровь поступает в различные участки тела: голову, руки, органы брюшной полости, туловище и конечности. Затем артерии распадаются на капилляры, а артериальная кровь большого круга кровообращения отдает кислород и присоединяет углекислый газ. И в вены поступает кровь, бедная кислородом- венозная. Венозная кровь из туловища, нижних конечностей, органов брюшной полости через крупный сосуд- нижнюю полую вену попадает в правое предсердие. Сюда же через верхнюю полую вену поступает венозная кровь от головы, шеи и рук. Круговорот происходит за 23 секунды. Работа в тетрадях. Давайте изобразим большой круг кровообращения в виде схемы: взяли в руки ручки красного цвета и на схеме подчеркнули те участки кровеносного русла, где течет артериальная кровь. 
МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ (лёгочный) - начинается в правом желудочке. Желудочек сокращается и венозная кровь направляется по двум легочным артериям. Правая артерия ведет в правое легкое, а левая - в левое легкое. По легочным артериям движется венозная кровь. В легких артерии ветвятся, становятся все тоньше и тоньше. Они подходят к легочным пузырькам- альвеолам. В области альвеол артерии разделяются на капилляры, оплетая тонкую стенку каждого пузырька. Содержащийся в венах углекислый газ уходит в альвеолярный воздух легочного пузырька, а кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь. Здесь он соединяется с гемоглобином. Кровь становится артериальной: гемоглобин вновь превращается в оксигемоглобин и кровь меняет цвет - из темно-вишневой становится алой. Артериальная кровь по лёгочным венам возвращается к сердцу. В левом предсердии малый круг кровообращения заканчивается. Круговорот крови происходит за 4 секунды. Кровь переходит в левый желудочек, и далее начинается вновь большой круг кровообращения.
Составляем схему малого круга кровообращения. 
А теперь подчеркиваем синим цветом ту часть кровеносного русла, где протекает венозная кровь. V. Закрепление знаний: Где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения? В какой части сердца начинается и заканчивается малый круг кровообращения? А сейчас, мне хотелось бы узнать, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Для этого выполним небольшой тест “Волна”. Чертим луч, на котором откладывает отрезки равной длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете “да”, то волна рисуется сверху, если “нет”, то снизу.
 1.Сердце человека четырехкамерное? (Да) 2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет) 3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да) 4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами?(да) 5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет) 6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет) 7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да) 8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да) 9. Венозная кровь течет только по венам? (нет) 2. Составить синквейн со словом «Кровь». VI. Подведение итога урока -Ребята, чему был посвящен сегодняшний урок? - Изучению кровообращения. -Что нового вы узнали на уроке? -Познакомились со строением сердца и сосудов, изучили схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения. Сегодня за работу на уроке (выставление оценок). А закончить наш урок я хочу строками литовского поэта Эдуарда Межелайтиса. Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово-красной кожей? Может быть, меж ребер и аортой Бьется шар, на наш земной похожий? Так или иначе, все земное Умещается в его пределы, Потому что нет ему покоя, До всего ему есть дело. VII. Домашнее задание. Изучить материал учебника на с.138-141 Ответить на вопросы и выполнить задания на с. 140. VII. Рефлексия. Учащиеся пишут на стикерах свое мнение о прошедшем уроке и оценивают насколько интересным и полезным была тема урока. Если во всем разобрался и этот багаж знаний он понесет с собой, значит стикер прикрепляется к «чемодану», если был сложный и требует дополнительной обработки – к «мясорубке», если ничего не понятно и не пригодится в будущем – к «корзине».    |