СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока географии "Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование. Цель: создать условия для осмысления блока информации о рельефе Северной Америки.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока географии "Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки"»

Урок - исследование. Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.


Цели урока: создать условия для осмысления блока информации о рельефе Северной Америки;

продолжить формирование и развитие УУД (личностных, коммуникативных, познавательных, регуляторных).


Задачи урока: создать условия для развития:

1) предметных компетенций - посредством умений выделять существенные признаки тектонического строения и рельефа материка;

- понимать практическую значимость материала по географии в формировании познавательного кругозора;

- овладение методами географической науки: описание географических объектов и процессов (особенности рельефа, тектоники и полезных ископаемых);

2) метапредметных компетенций через формирование умений выполнять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

-овладение основами организации исследовательской деятельности, умение выдвигать проблему, гипотезу.

3) личностных компетенций: а) ценностно-смысловых – посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных

объектов в действительности; б) учебно-познавательных – через создание условий для развития умений, связанных с

целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы,

содержательной и личной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого; в) коммуникативных – посредством развития

умений диалоговой речи через организацию работы в микрогруппах, через освоение социальных норм, правил поведения и

роли в микрогруппе; г) социально-трудовых – посредством развития умений самостоятельно организовать и привести в порядок

своё рабочее место.


Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок – исследование.


Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемный, поисковый, исследовательский, самостоятельная работа.

Приёмы: работа с учебным текстом, словарём, работа в группах, работа по листу исследования, создание проблемной ситуации, сопоставление, индивидуальная работа.


Образовательные технологии: личностно-ориентированная технология, технология проблемного обучения, учебно- исследовательской деятельности.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.







Формирование и развитие УУД


1) личностные -

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познания;

  • самооценка на основе критерия успешности;

  • адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ;

  1. регулятивные -

    • самостоятельно формулировать учебную цель, тему урока;

    • составлять план решения вопросов; работать по плану; сверять свои действия с целью;

    • совершенствовать самостоятельность в работе;

  1. познавательные –

    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    • поиск и выделение необходимой информации; выделять основную и второстепенную информацию;

    • умение осознанно строить речевое высказывание;

    • умение сжато и выборочно передавать содержание текста, выделять главное;

    • способность анализировать, выделять существенные признаки, строить логические цепочки, рассуждать и доказывать.

    • Извлекать информацию об особенностях рельефа материка;

    • осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

4) коммуникативные -

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

  • формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

  • разрешение конфликтов.



Оборудование: физическая карта полушарий, атлас, презентация «Рельеф Северной Америки».


УМК: авторская линия А. И. Алексеева:


  • А. И. Алексеева География 7 класс. Москва «Просвещение». 2016 г.








Учитель: Добрый день, юные исследователи!

Я рада видеть ваши умные и добрые лица!

Нам предстоит необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а всё ли задуманное осуществится. Для этого мне понадобится ваша помощь.

Прозвенел сейчас звонок

Начинаем наш урок

Будем мыслить, изучать

И исследования совершать.

Ребята, вы готовы к этому? Итак, вперёд!

Наш класс образует исследовательский центр «МОЗГ». А как можно расшифровать «МОЗГ»? (Малое общество знатоков географии). Какой девиз у общества? (Не отступать и не сдаваться!)

Наш класс состоит из исследовательских групп:

      1. Геологи

      2. Геоморфологи

      3. Исследователи полезных ископаемых

В каждой группе есть инструктор. Кроме того, на уроке работают исследователи – топонимографы. А что они изучают?(происхождение географических названий) У меня есть помощник. Помощником учителя сегодня на уроке будет Екатерина К.

Ребята, давайте вспомним план изучения материка. Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока? А какая цель урока?

Цель:1. Изучить тектоническое строение

2. Разнообразие рельефа

3. Полезные ископаемые Северной Америки.

Тему урока записать в тетрадь.

Желаю успешно работать на уроке и результаты своей работы записывать в листок исследований, который я соберу в конце урока.

  1. Тектоническое строение Северной Америки.

Откройте карту атласа «Строение земной коры» на с 4, посмотрите на тектоническое строение Северной Америки.

      1. Что находится в основании материка?

      2. Что такое платформа?

      3. Какие формы рельефа соответствуют данной тектонической структуре?

      4. Может ли в пределах платформы быть землетрясения? Почему?

      5. Какая тектоническая структура расположена на западе материка?

Кроме того, эта область находится на границе двух литосферных плит и поэтому какие процессы там происходят?

      1. Продолжаем анализировать тектоническую карту, какая тектоническая структура расположена на востоке материка?

      2. Сделайте вывод, весь материк Северная Америка условно можно разделить на какие части?

Заполнение листа нашего исследования.

Задание №1. Подпишите тектонические структуры Северной Америки.

  1. Рельеф Северной Америки.

Рельеф изучала исследовательская группа геоморфологов.

  1. Ребята, давайте вспомним, что такое рельеф?

  2. Какие вы знаете основные формы рельефа?

  3. Платформе соответствует какая форма рельефа? А складчатым областям?

  4. Какие процессы влияют на формирования рельефа?

  5. Какие процессы называются эндогенные, а какие экзогенные?

  6. Покажите основные формы рельефа на карте:

Равнины: Центральные

Миссисипская низм.

Великие

Примексиканская низм.

Приатлантическая низм.

Горы: Кордильеры (г. Мак – Кинли)

Береговой хр.

Скалистые

Каскадные горы

Сьерра – Невада

Нагорье: Большой Бассейн

Мексиканское

Происхождение географических названий: работа топонимографов.

  1. Береговой хр.

  2. Кордильеры

  3. Каскадные- река Колумбия, прорываясь через них в глубоком ущелье с отвесными базальтовыми стенами, образует многочисленные водопады и пороги – каскад воды.

  4. На юге Каскадные горы сменяются горной цепью Сьерра – Невада, в переводе «снежные горы».

Мини – проект «Уникальность Йеллоустонского вулканического плато».

Между хребтами Скалистых гор расположено это плато, здесь более 200 гейзеров. Одно из природных чудес.

Что такое каньон? (глубокая речная долина)

Большой каньон Колорадо.

  1. Горы Аппалачи – возрождённые, складчато – глыбовые. На западе – карстовая пещера – Мамонтова.

В чём особенность этой пещеры?

Происхождение названия Мамонтова? (самая длинная пещера в мире. Здесь были найдены скелеты вымершей расы, когда – то её населявшей).


На формирование рельефа Северной Америки повлияло древнее оледенение.

  1. Каковы причины древнего оледенения?

  2. Какие формы рельефа сформировал ледник? (работа с рисунком «Современный озёрно – ледниковый ландшафт области древнего оледенения».

  3. Заполнение листа нашего исследования.

Подпишите во вторую колонку формы рельефа.

Сделайте вывод о рельефе Северной Америки.

Характерные черты рельефа:

  1. Преобладание равнин.

  2. 1-3 часть материка- горы, расположенные на западе и востоке материка.

  3. Продольное простирание гор и равнин:

А. предопределяет меридианальный характер перемещения воздушных масс, возможности их глубокого проникновения как с юга на север, так и с севера на юг;

Б. ослабляет влияние Тихого океана.

Третья группа изучала полезные ископаемые.

Давайте вспомним, какие по происхождению бывают полезные ископаемые?

  1. На севере материка много рудных полезных ископаемых. Почему?

  2. В осадочных породах Центральных и Великих равнин какие полезные ископаемые?

  3. На Аляске и в долине реки Колорадо много золота.

  4. Кордильеры богаты не только магматическими, но и осадочными полезными ископаемыми. Чем это можно объяснить? (Разнообразие пол.иск. можно объяснить историей развития рельефа и влияния древнего оледенения).

  5. К какому выводу пришла ваша исследовательская группа?


Задание. Сравните рельеф Южной и Северной Америки, выделите черты сходства и различия.

Задание на дом.

Стр.

Задание для любознательных.

Закрепление.

  1. Что вы узнали нового на уроке?

  2. Вам было интересно на уроке?

  3. Как вы считаете, вам пригодятся знания, полученные на уроке в вашей жизни?

  4. Что удалось сегодня на уроке лучше всего, а что хуже?

  5. Как бы вы оценили своё участие на уроке?

Синквейн:

  1. Существительное, выражающее главную тему.

  2. Два глагола, выражающие главную мысль.

  3. Три прилагательных, описывающие действия.

  4. Предложение (фраза, несущая определенный смысл)

  5. Синоним ключевому слову.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!