СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока кубановедения "Культура и искусство русской православной церкви на Кубани", 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока может быть полезен как на уроке кубановедения, так и общесвознания и ОПК, так как содержит  интересную информацию о развитии православия в России и на  Кубани.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока кубановедения "Культура и искусство русской православной церкви на Кубани", 11 класс»

Сценарий урока кубановедения

«Культура и искусство русской православной церкви на Кубани», 11 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи:

- познакомить с историей Крещения Руси;

- дать представление о более поздних образцах русской духовной музыки и услышать звучание древних церковных напевов;

- рассмотреть строгую простоту древнерусских храмов;

- показать образцы древнерусских икон.

Художественный материал.

- Изображения русских православных храмов: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Софийский собор в Киеве ХI век, Дмитриевский собор ХII в. во Владимире.

- Иконы Богородицы, Спаса Нерукотворного, «Троицы» А. Рублева.

- Молитвы Богородице и «Христос Воскрес».

- Духовный концерт №34 Д. Бортнянского.

- Легенда «Был у Христа-младенца сад» П. Чайковского, слова А. Плещеева (авторская обработка для хора).

ХОД УРОКА


«…Клянусь честью, что ни за что
на свете я не хотел бы переменить
Отечество, или иметь другую историю,
кроме истории наших предков, такой,
какой Бог её дал».

А.С. Пушкин.

1. Вводное слово учителя. В Х веке, а точнее в 988 г., произошло очень важное событие для русского народа – Крещение Руси. Киевский князь Владимир по примеру своей бабушки-княгини Ольги провозгласил на Руси христианскую веру. Обряд крещения киевлян проходил в водах Днепра.

Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях.

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища, и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает Бог с людьми, и службы их лучшие, во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем здесь пребывать в язычестве».

Это и определило выбор новой религии русскими. Эстетическая подготовленность, настроенность души русского человека на красоту храмового богослужения, где в тесном единстве соединились все виды искусства – слово, музыка, живопись, архитектура, сценическое действие.

2. Прослушивание фрагмента духовно-музыкального произведения.

Звучит музыка Дмитрия Степановича Бортнянского – фрагмент из хорового концерта №34.

3. Беседа по восприятию услышанного.

У. – Куда перенесла нас эта музыка?

Д. – В храм

У. – Где мы видим себя, слушающими эту музыку?

Д. – На литургии в церкви

У. – Какими словами можно определить характер этой музыки?

Д. – Возвышенная, умиротворенная, одухотворенная, величественная.

4. Сообщение ученицы о композиторе.

О жизни Д.С. Бортнянского, музыку которую вы сейчас услышали, известно до обидного мало. Он 7 лет от роду становится певчим Придворной капеллы в Петербурге. В 1768 г., благодаря своим способностям, Бортнянский был отличен властями и отправлен в Италию, в Венецию для совершенствования в музыкальной науке. Завоевывать себе признание итальянской публики он стал написанием опер и ряда инструментальных сочинений. В 1796 г. его назначают директором Придворной капеллы, главного профессионального музыкального учреждения России.

С начала 80-х годов и уже до конца дней главное место в сочинительстве и в жизни Бортнянского отдает хоровой духовной музыке. Главный секрет обаяния его хоровой музыки – в её возвышенной простоте и сердечности.

5. Прослушивание а capella.

Отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения музыкальных инструментов – а capella. Понимание человека как самого совершеннейшего инструмента, созданного Богом, и определило тип звучания церковной музыки как хорового пения без сопровождения.

(Звучит «Степенна»)

6. Просмотр художественного материала с историческими справками.

Дети рассматривают строгую, суровую, величественную простоту древнерусских храмов:

Свято – Троицкая Сергиева Лавра.

Была основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. Уже в это время монастырь становился духовным центром Руси. В 15–16 вв. внутри монастырских стен были построены каменные церкви, палаты и другие здания архитектурных стилей, украшенные выдающимися образцами иконописи, фресок и прикладного искусства.

Софийский собор в Киеве. ХI век.

Создан был при Ярославе Мудром. Центральный купол окружали 4 средних купола, вокруг которых стоит 8 малых, расположенных с северной, западной и южной сторон здания. Стены храма сложены из ряда плит розового кирпича. Внутри храма стены и своды, покоившиеся на восьмигранных столбах, были покрыты мозаикой. Сохранилась мозаичная живопись Ярослава Мудрого и его семьи, голова молящийся Богоматери.

Дмитриевский собор ХII в. во Владимире (1194 – 1197)

На белокаменных фасадах есть барельефы с изображением растительных орнаментов птиц, зверей и отдельных фигур. Этот собор стоит около реки Клязьма, издалека виден купол собора, покрытый золотом, и кажется, храм стоит на страже как воин в шлеме.

Стены и своды собора покрыты прекрасной фреской и живописью.

Далее перед вами образы древнерусских икон – Спаса Нерукотворного, Богоматери – Владимирская Богоматерь, Казанская Богоматерь и др., Святой Троицы.

7. Обсуждение увиденного.

У. – Выразите в словах то внутреннее состояние, те особые чувства и мысли, которые рождаются у человека, стоящего в храме перед иконой.

Д. – В этих образах глубокая человеческая сущность. Возвышенный строй души. Красота внутреннего мира.

(Звучат мелодии молитв, посвященных Богородице и Христу).

8. Исполнение хором молитвы.

Дети исполняют «Богородице Дева, радуйся».

9. Изучение нового музыкального произведения.

Примером бережного сохранения традиции древнерусской музыкальной культуры, личностно музыкального «прочтения страниц Евангелия может послужить «Легенда» – песня – романс «Был у Христа – младенца сад…» П. Чайковского. (Слушают в хоровом переложении автора и разучивают.)

У. – Найдите интонации древнерусских молитв и интонаций, свойственных стилю Чайковского.

Д. – Песенный лиризм, строгость, сдержанность хорового склада. Угадываются черты знаменного распева, интонации «Степенны».

10. Заключение

У. Новые времена – это и новое осознание Бога и Вселенной, и знакомство с замечательными образцами духовной музыки, иконописи, храмовой архитектуры, которое позволяет нам приобщиться к нравственным эстетическим основам древнерусского искусства, увидеть его связь с народным фольклором. И чтобы вы не чувствовали себя оторванными от нравственных корней и брошенными песчинками в мир хаоса, кумиров и пороков, мы изучаем духовное наследие наших предков, в первую очередь, духовную музыку, литературу, живопись.

11. Домашние задания.

1. Подготовить сообщения об истории создания икон на Руси и на Кубани.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!