СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока литературы по произведению Т.Толстой «Соня»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ Ельнинская средняя школа №2 им.К.И.Ракутин

 

Сценарий урока внеклассного чтения в 11классе

по рассказу Татьяны Толстой «Соня»

 

«Любящее сердце готово «испепелить себя ради спасения своего единственного…»

 

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Ксенофонтова Елена Викторовна,

первая квалификационная категория.

 

Ельня, 2015 г.

 

1. Цели деятельности учителя:

 

- раскрытие идеи рассказа через постижение духовных и нравственных качеств главной героини;

- умение выявлять сходство тематики и образов героев разных произведений («…вечная Сонечка» Ф.М.Достоевского, г-н Желтков из «Гранатового браслета А.И.Куприна);

- продолжение работы над средствами выразительности текста, необходимыми для  понимания особенностей  характера героини и отношений её с окружающими;

- раскрытие мастерства автора в создании художественной детали, переходящей в символ;

- создание условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа “Соня”;

- раскрытие понятия «постмодернизм», поиски его признаков в произведении;

- воспитание любви к людям;

 

Задачи:

 

Образовательная: показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы  (постмодернизм, реминисценция); совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

 

Развивающая: формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; продолжить формирование читательской культуры; продолжить учить  анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, находить реминисценции, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание, учить выражать собственное мнение, совершенствовать умение  работы с текстом.

 

Воспитательная:  воспитывать  любовь   к   людям, помочь  обучающимся    увидеть   в   человеке  личность,   а   не  внешность.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

на базовом уровне

на повышенном уровне

- умение сопоставлять прочитанное произведение со своим читательским опытом;

- умение интерпретировать и критически оценивать прочитанное с учётом авторской позиции;

- понимание авторского замысла, главной мысли произведения.

- умение систематизировать представления об основных понятиях современной теории и истории литературы, об особенностях языка

художественной литературы, об основных литературных направлениях и стилях.

 

Метапредметные:

на базовом уровне

на повышенном уровне

- приобретение читательского опыта и повышение читательской квалификации;

- приобретение коммуникативных навыков, готовности выслушать и понять другую точку зрения, корректности в общении.

- умение анализировать конкретные жизненные и гипотетические ситуации, видеть различные стратегии решения задач.

 

Личностные: умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями.

 

 

Формирование  УУД:

 

Личностные УУД:  участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальности и одновременно как члены общества.

Регулятивные УУД:  понимают, принимают и сохраняют учебную задачу; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходимых действий, операций, действие по плану, осуществление самоконтроля.

Познавательные УУД: фиксируют проблему, осознают поставленную задачу, пытаются решить её известными способами, ищут и умеют  извлекать нужную информацию; используют знаково символическое моделирование, умеют классифицировать, сравнивать.

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других; задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

Наглядность:

 

Компьютерная   презентация,  книги  писательницы.

 

Осуществление межпредметных связей: используют ИКТ-компетенции

 

Ход урока:

 

Сегодня я предлагаю вам такую тему урока: «Любящее сердце готово «испепелить себя ради спасения своего единственного…»

 

2. Обозначение целей урока для ученика

 

- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока, учитывая тему урока.

         Обучающиеся совместно с учителем формулируют цели урока.

 

Цели урока:

 

1) выявление связи названия произведения с его содержанием;

2) определение темы и идеи произведения;

3) работа с изобразительно-выразительными средствами, связанными с темой и идеей рассказа;

4)работа с новыми литературоведческими терминами (постмодернизм, реминисценция и т.п.)

 

- Ребята, а как вы думаете, какие задачи нам необходимо выполнить для достижения поставленных целей?

         Обучающиеся совместно с учителем формулируют задачи.

 

Задачи: 

 

1) провести наблюдения за поведением главной героини произведения, выявить черты характера Сони;

2) выяснить, каковы взаимоотношения между Соней и героями, которые её окружают, какие качества главной героини проявляются в сложной жизненной ситуации. Сравнить образы Сони и Ады;

3) рассмотреть средства выразительности произведения.

4)отметить черты постмодернизма в произведении

 

3. Работа по плану

 

- Итак, ребята, погружаемся в произведение. Наша работа будет связана  с главной мыслью рассказа. Какова она, на ваш взгляд? (Автор хочет показать в рассказе любовь, способную на подвиг.)

Предлагаю поработать в группах. Всего у нас будет 4 группы. Каждая получит индивидуальное задание. Время, отведенное на выполнение работы, - 10 минут.

 

1 группа. Ваша задача: выявить черты характера Сони, проявляющиеся в начале и в конце произведения.

2 группа. Ваша задача -  работать над образами  Ады и Льва (упор сделайте на образ Ады).

3 группа будет работать с изобразительно-выразительными средствами.

4 группа будет отыскивать в тексте черты постмодернизма

 

4. Проверка полученных знаний на практике

 

Проверяем работу в группах - 15минут

Карточка-помощник для группы №1

Задача: выявить черты характера Сони, проявляющиеся в начале произведения.

Вопросы:

  1. В какой части произведения мы впервые встречаемся с Соней?
  2. Какой она предстает перед нами? Зачитайте отрывок из произведения.
  3. Как называют Соню в «добропорядочной интеллигентной» семье?
  4. Что сказано об отношении Сони к  домочадцам и их детям.

 

--Ребята, у вас есть дополнения?

 Давайте будем последовательно составлять кластер «Черты характера Сони».

-Молодцы, ребята! А теперь подумайте, не случайно ведь автор называет свою героиню Соней? (Безусловно, есть связь с кроткой незаметной Сонечкой Мармеладовой из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».  Сонечка умеет терпеть,  беззаветно любить, всё прощать). Можно обратить внимание, что «Софья» переводится как «мудрая». В русских народных сказках  «дурачок» оказывается на самом деле умнее других героев, на его стороне всегда были симпатии слушателей. Вспомните, какие литературные герои ведут любовную переписку и при этом ни на что не надеются? ( Г-н Желтков из «Гранатового браслета»).

 

  1. Какой  предстает Соня в роли  влюбленной женщины? (1 группа дорабатывает кластер)

Оцените свою работу

 

   

 

Карточка-помощник для группы №2

Задача: выяснить, какие герои окружают Соню.

1.Дайте характеристики героям.

2. Обратите внимание на имена героев.

3. Какова позиция автора по отношению к ним.

4.Найдите литературный прием "овеществление", при помощи которого видно, как к Соне относятся в этой компании. "

5.Какую историю придумала Ада для развлечения? Как этот поступок характеризует Аду?

6. Создайте свой кластер

7. Сравните кластеры. Чей образ более интересный, многогранный?

Оцените свою работу

 

1. Сами себя эти люди считают интеллектуалами, здесь есть и писатели, и авторы научных монографий: "И сколько было действительно интересных, по-настоящему содержательных людей, оставивших концертные записки, книги, монографии по искусству". Но характеристика Льва Адольфовича двойственная: "негодяй в сущности, но умнейший человек и в чем-то миляга".

2. Ада - ад, Лев - хищник, Адольф - имя Гитлера! - своего рода намек?Как оценивают Соню "милейшие" люди, "интеллектуалы"? Некрасива ("голова как у лошади Пржевальского"), умеет одеваться. Но у Сони обнаруживаются необыкновенно полезные для общества качества: хорошо готовит, на нее можно оставить детей и квартиру.

3.Позиция автора скрыта от читателя. «Автор мёртв». Но, думается, она проскальзывает в иронических замечаниях к характеристикам героев.

4.Найдите литературный прием "овеществление", при помощи которого видно, как к Соне относятся в этой компании. "Перебрасывать", "пользоваться", "разумная очередь" - эти лексические средства позволяют понять, что к Соне не относятся как к личности.

Но у Сони обнаруживаются необыкновенно полезные для общества качества: хорошо готовит, на нее можно оставить детей и квартиру.

"Перебрасывать", "пользоваться", "разумная очередь" - эти лексические средства выразительности

 

5. «Адский планчик»:

«Аде  было  даже  неудобно,  что у нее столько поклонников, а  у Сони  -  ни одного. (Ой, умора! У Сони -  поклонники?!) И она предложила  придумать для бедняжки  загадочного  воздыхателя,  безумно  влюбленного,  но  по  каким-то причинам никак  не  могущего с ней  встретиться лично. Отличная идея! Фантом был немедленно  создан,  наречен Николаем,  обременен женой и  тремя детьми, поселен для  переписки в квартире Адиного отца -- тут раздались  было голоса протеста: а если Соня узнает, если сунется по этому адресу?  -  но аргумент был отвергнут как несостоятельный: во-первых, Соня дура,  в том-то  вся и  штука; ну  а во-вторых,  должна  же у  нее быть совесть  - у Николая семья, неужели она ее  возьмется разрушить? Вот, он же ей ясно пишет, - Николай то есть, - дорогая, ваш незабываемый облик навеки отпечатался в моем  израненном сердце (не надо "израненном", а то она поймет буквально, что инвалид), но никогда, никогда нам не  суждено быть рядом, так как долг перед детьми... ну и так далее, но чувство, - пишет далее Николай, - нет, лучше:  истинное чувство - оно согреет его холодные члены ("То есть как это, Адочка?" - "Не мешайте, дураки!") путеводной звездой и всякой  там ышной розой.»

 

6.

 

 

Вывод:

 

7. Образ Сони более интересный и многоплановый

 

Карточка-помощник для 3 группы:

Задача: связать изобразительно-выразительные средства с идеей рассказа (показать любовь, способную на подвиг)

 

1.Найдите в тексте сравнения, метафоры, эпитеты.

2.Назовите принцип построения образов.

3.Деталь в рассказе.

4.Как изобразительно-выразительные средства «работают» на идею рассказа.

 

1. Язык рассказа насыщен тропами и фигурами речи: метафорами («стыло бульонное озерцо»), сравнениями («истуканом сидела в торце длинного накрахмаленно­го стола», «Влюбилась так, что только отта­скивай»), необычными эпитетами («лежала праздная ложка»,«Сонины лошадиные черты», «нарядно бессмертная»), каждая новая мысль-предложение основано на инверсии («Было ли у неё счастье?», «не мешайте, дураки!»), синтаксические конструкции разговорного стиля («Год шел что-нибудь тридцать третий», «И вот надо же — жизнь устраивает такие штуки!»).

2. Рассказ построен на антитезе, проявляющейся на разных уровнях: пространственном (небо – квартира), временном: время в рассказе организованно очень плотно и четко (жизнь до войны  противопоставляется жизни военной). Даже внешность Сони противоречива: «Грудь впалая, ноги такие толстые — будто от другого человеческого комплекта»; тонкая натура, но одевается безвкусно: «ог­ромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава всегда слишком длин­ные». Несоответствие облика и личностных качеств и Сони (непривлекательная внешне, Соня наделена добрым и покладистым характером), и героев из компании (привлекательные негодяи, способные на подлость), Соня противопоставляется всей компании.

3. Деталь-украшение Сони. Эмалевый голубок. Голубь- символ любви, мира. Брошь-часть её души.

 Деталь-украшение Ады. Большая камея, где кто-то кого-то убивает. Детали противопоставлены. Образы тоже противопоставлены.

4. За неказистой внешностью Сони скрывается прекрасная душа, а за прекрасной внешностью Ады скрывается «змеиная » натура.

 Сониных  «голубков огонь не берёт». Брошь из детали превращается в символ вечной любви.

Оцените свою работу. Назовите область применения своей литературоведческой компетентности.

Проверим работу 4 группы:

 

Задача: найти в тексте черты постмодернизма.

Карточка-помощник для 4 группы:

1. Просмотрите заранее приготовленную презентацию «Постмодернизм в литературе»

2. Найдите черты постмодернизма в рассказе (отсылки к традициям прошлого, сочетание фантастического и реального (гротеск), оксюморон, ирония, реминисценции, парадокс).

3.  Покажите презентацию, прокомментируйте её на примерах из рассказа. Проверьте усвоение новых терминов одноклассниками.

 

Т. Толстая опирается в рассказе на традиции прошлого: в нем отчетливо слышны реминисценции из романтических произведений, присутствует романтический символ любви. Найдите их. "Пышная роза", "путеводная звезда", вложенные в письма сухие цветы незабудки, символ - эмалевый голубок.

Какой подвиг во имя любимого совершила Соня? В блокадный зимний день она, несмотря на слабость и холод, побрела по адресу Николая (адресу отца Ады Адольфовны), принесла "ему" баночку довоенного томатного сока: "сока там было ровно на одну жизнь". Она спасла любимого человека, отдав ему последнее, что у нее было.

Мотив любви причудливо трансформируется в произведении: из фантастической, нереальной, любовь превращается в реальную, персонифицируется и выдуманный Николай (Соня принимает за Николая исхудавшую, почерневшую лицом Аду) - все, во что верит Соня, оказывается правдой. Для Сони происходит долгожданная встреча.

Парадоксально, но именно Соня по прошествии времени признается самым счастливым человеком: "Уж что-что, а счастье у нее было".

Какой вывод мы можем сделать в заключение анализа рассказа? Соня оказалась самой счастливой потому, что верила в любовь. Жизнь скрыла от нее пошлую правду, и она умерла счастливой: любовь наполнила всю жизнь Сони. Т. Толстая говорит нам, что это есть истинная, вечная ценность человеческого существования: "Ведь голубков огонь не берет".

Оцените свою работу. Назовите область применения своих новых знаний. Какие компетенции вы оттачивали во время работы над текстом.

1.     Просмотр презентации с комментарием – 10 минут

2.     Объяснение домашнего задания - 5минут.

 Д.з.: Выбрать из текста одну из проблем. Написать сочинение-рассуждение

по рассказу Т.Толстой «Соня».

 

Список использованной литературы:

 

1.   Головина, Л. И. "Голубков огонь не берет":  опыт прочтения рассказа Татьяны   Толстой "Соня" / Л. И. Головина // Литература в школе. - 2008. - N 11. - С. 42-44

2.    http://festival.1september.ru/articles/subjects/9?page=81

3.    http://www.afisha.ru/performance/71379/

4.    http://www.zavuch.info/metodichka/gumanitarnie/literatura/razrurliterat/sonya

5.    http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1950/annot/

6.    http://festival.1september.ru/articles/528009/

7.    Холодяков И.В. "Другая проза" : поиски, обретения, потери // Лит. в шк. – 2002. – №   8. – С. 33-38 ; 2003. – № 1. – С. 36-40 ; № 8. – С. 29-33

8. Гордович К.Д. Русская литература конца XX века. – СПб.: Изд. “Петербургский институт печати”, 2003

9. Современная русская литература. Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы под ред. проф. Б.А.Ланина. Москва: “Вентана-Граф”, 2006

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!