СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока литературы по теме "Перерождение души человека в рассказе "Юркино рождество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока может использоваться учителем русского языка и литературы в качестве урока внеклассного чтения, а также в рамках недели литературы. В основу урока взят рассказ "Юркино рождество" современной писательницы Натальи Ключарёвой. Очень хорошо прослеживается в ходе урока воспитательная функция: формирование у учащихся таких качеств, как милосердие, прощение, сочувствие.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока литературы по теме "Перерождение души человека в рассказе "Юркино рождество"»


Тема: Перерождение души человека в рассказе «Юркино Рождество»


Цель урока: проанализировав рассказ, выявить основные проблемы, поднятые в рассказе.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с рассказом «Юркино Рождество»

  • Работать над умением анализировать прочитанное произведение

  • Научить выражать личностное отношение к проблеме



Развивающие:

  • Способствовать овладению видами речевой деятельности, основами культуры речи

  • Развивать эмоциональное восприятие учащихся

  • Развивать память, восприятие, мышление



Воспитательные:

  • Формировать духовную культуру учащихся

  • Воспитывать требовательность к себе, объективность в самооценке

  • Показать красоту православной культуры и её роль в формировании общечеловеческого идеала



Оборудование урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, текст, фрагменты музыкального произведения




Ход урока

Слово учителя

  1. О Рождестве.

Согласно христианскому вероучению, появление Иисуса — исполнение давнего пророчества о Мессии — Сыне Божием; Иисус был непорочно рождён от Святого Духа Девой Марией, в городе Вифлеем (Мф. 2:1) в Палестине. Библия говорит человеку о том, что Христос пришел в мир, чтобы все, кто в Него уверует получили вечную жизнь. Священное Писание повествует о той любви Бога к людям, которая является настолько сильной, что ради спасения человечества Христос претерпевает даже смерть на кресте. 

Именно потому, что Христос спас человечество Его и называют Спасителем.

- Ребята, как вы считаете, в чём заключается жертва Иисуса? В чём заключалось спасение людей? (Христос Спаситель потому, что только после его крестной смерти у человека вновь появляется возможность быть в раю. После момента грехопадения произошел разрыв между Богом и человеком. Адам и Ева были изгнаны из рая, который тогда находился на земле. С грехом входит в мир смерть, после которой все люди попадают в ад. Христос умирает на кресте, чтобы у людей появилась возможность обрести жизнь вечную в раю. Получается, что Господь спасает человека от вечного пребывания в аду и дарует людям возможность попасть в рай. Для этого человек должен соблюдать заповеди Господни, которые указал Иисус людям, уверовать в Бога, искренне покаяться в совершённых грехах)

2. Рождественские рассказы.

Рождество Христово – один из любимейших праздников православных и католиков. В связи с этим на протяжении длительного времени появляются в литературе так называемые святочные или рождественские рассказы. Родоначальником святочных рассказов является английский писатель 19 века Чарльз Диккенс. Ему принадлежит книга «Рождественские повести». На протяжение всего 19 века рождественские рассказы создавались во множестве как зарубежными, так и русскими писателями. В 20 веке после Октябрьской революции в России религия была под запретом, Рождество не считалось праздником, поэтому какое-то время произведения на данную тему не писались. Однако в постсоветское время религиозная литература расцвела с новой силой. Ныне праздник Рождества считается государственным праздником. В связи с этим жанр святочного рассказа стал особо популярен. Святочный рассказ – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы, который выстраивается по определённым канонам:

  • хронологическая приуроченность

  • наличие рассказчика

  • наличие среди героев ребёнка

  • наличие нравственного урока, морали

  • наличие христианских мотивов (мотив нравственного перерождения героя).

Святочный (рождественский) рассказ  - особый жанр, находящийся на стыке реалистической прозы, литературной сказки, фантастики и христианской апологетики  (раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности  главных религиозных представлений).





3.Ключарёва Наталья Львовна

Ключарёва Наталья Львовна родилась в 1981 году в Перми, с  1992 года жила в Ярославле, окончила Филологический факультет ЯГПУ имени К.Д.Ушинского, работала редактором новостей на телевидении, публиковалась в местных изданиях. С 2005 года живёт в Москве, работает журналистом в газете «Первое сентября». В 2009 году  издательство «Олимп» проводило среди писателей конкурс святочного рассказа. Она стала победителем конкурса, написав рассказ «Юркино Рождество».

Молодая талантливая писательница, чьё творчество сейчас очень популярно. С её именем связывают будущее  русской литературы.

Рассказ был опубликован  в 2009 году в православном журнале «Фома» и в журнале «Библиотека в школе». Позднее он вошёл в сборник рассказов Н. Ключарёвой «В Африку, куда же ещё?»




4. Анализ рассказа «Юркино Рождество»

- Ребята, давайте начнём с того, что составим кластер, связанный со словом Рождество. Какие ассоциации вызывает у вас это слово?


(Рождество – чудо, рождение Иисуса, радость, подарки, ёлка, спасение и т.п.)

- А теперь расскажите, чем являлось Рождество для главного героя рассказа, пятиклассника Юрки Кривова?

(Рождество – одиночество, пьяные родители, ругань, грусть, несбыточные мечты и т.п.)

- Что произошло в жизни Юрки в рождественскую ночь? (родители вечером послали Юрку в ларёк, а когда он вернулся, то не мог попасть в квартиру. Его пьяные родители заснули, закрыв дверь на задвижку. Мальчику пришлось ночевать не дома)

- Знаем ли мы, где ночевал Юрка? Почему автор этого не говорит? (Не знаем. Автор тем самым хочет подчеркнуть трудную ситуацию мальчика)

- А как отнеслись к Юрке соседи? Помогли ли они ему в трудную минуту? (Соседи показывали лишь видимое участие, но никто из них не приютил мальчика)

- Ребята, как вы думаете, какие чувства поселились в душе Юрки? (ненависть к родителям, чувство мести, обида)

- Докажите, что действительно данные чувства взяли верх над сыновними чувствами? (Именно этой морозной рождественской ночью и принял Юрка своё суровое и жестокое решение – запереть от родителей дверь квартиры - и потребовал лишить родителей родительских прав.

Возвратившись, Юрка меняет замок в квартире, и родители больше не могут в неё войти. Можно сказать, что Юрка отрекается от них)

 Выберите из текста слова, отражающие отношение окружающих к Юрке.

(Герка суеверно отшатнулся от бывшего друга. Встретившись с ним в коридоре, сделал вид, что читает стенгазету, на уроке отсел за другую парту

Математичка Бесконечность: «…он не ребёнок, расчётливое коварное существо, от него вся инспекция в шоке»

Все ждали, что Юрка сломается.

Любопытство, безразличие)

- Поступок Юрки расценить непросто. С одной стороны, мальчика можно понять. С другой стороны, нет.

Работа в группах. Группа 1(защитники) приводит аргументы в защиту Юрки (он больше не мог жить с такими родителями, не мог больше видеть их пьянство, он обеспечил себе защиту от них, от грубости и жестокости отца)

Группа 2 (судьи) приводит аргументы, направленные против поступка Юрки (Юрка поступает не по-человечески, он нарушает заповеди «возлюби ближнего своего», «почитай отца и мать», мальчик поступает жестоко)

- Как же жил Юрка без родителей? (к нему на постой пришёл «вечный студент» Алекс, который обеспечивал Юрку едой. В 14 лет Юрка сменил фамилию с Кривов на Юрьев, а отчество – на Алексеевич)

- Почему Юрка решает поменять фамилию и отчество? (Чтобы ещё больше порвать связь со своими корнями)

- Прошло несколько лет… изменилось ли отношение Юрки к родителям? (Нет, не изменилось. Он не интересовался, где они и что с ними)

- Как Юрка относился к празднику Рождества? (он не любил этот праздник, т.к. он ассоциировался у него с той рождественской ночью, когда из-за пьяных родителей он не ночевал дома. И именно с этого дня Юрка отрёкся от родителей)


Выступление представителей от групп (выслушиваем)


- При каких обстоятельствах Юрка снова встречает свою мать? (он приходит в психиатрическую больницу навещать своего друга детства Герку (Егора), который там находится, чтобы не идти в армию, и там встречает свою мать)

- Как Юрка относится к матери? А она к нему? (он начинает навещать её, она, хоть и не узнаёт в юноше своего сына Юрку, относится к нему тепло, радуется его приходу. Юрке становится жаль мать, он утешает её, прощает)

- Произошли ли в Юрке изменения? Какой поступок юноши подтверждает тот факт, что Юра обрёл великий дар Божий – дар прощения?

(Очевидно, что в Юрке происходят изменения. Он много страдал, и душа его стала способна чувствовать боль другого человека. И если в детстве он мстил родителям жестоко, действовал их методом, то теперь всё иначе: Юрке в детстве ёлку не купили, а он приносит в больничную палату большую искусственную ёлку.

И уже мать, как Юрка в детстве, ахнула и открыла рот. 

Он подарил матери ощущение чуда, праздника, которого не было у него самого).

- В какой день это произошло? (В день праздника Рождества Христова)

- А в чём заключается чудо Рождества для самого Юрки?

(В обретении души, в том, что почувствовал любовь и сострадание к матери. Он обрёл дар человечности, дар милосердия, дар прощения)

- Рождественский рассказ традиционно имел счастливую развязку. Не изменила традиции и Наталья Ключарёва: мы видим, что в ходе рассказа происходит нравственное перерождение героя. И мальчишка, которого дядя Лёша сравнил с волчонком, становится опорой для матери. Обратите внимание, что подарок – это не только какая-либо вещь, как мы в большинстве своём привыкли считать. Подарком может стать дар прощения, сострадания этот дар расценивается как величайший подарок, ведь без этого дара нет человека. С обидой человек может жить долго, возможно, до самой старости. Но обида, злоба, ненависть разрушают человека изнутри, уродуют его душу. Человек теряет свою Божественную сторону, и становится слугой дьявола. Поэтому, обретя дар прощения, человек может вздохнуть свободно, стать по-настоящему ближе к Богу)


 - А теперь обратимся к названию рассказа. Может быть, теперь вы скажете, когда произошло Юркино Рождество? Почему рассказ так называется?

 (Рождество (рождение) Юрки произошло в тот момент, когда он почувствовал любовь к людям, к матери)

Разг.         высок.

ЮРКИНО РОЖДЕСТВО

- Обратите внимание, как в заголовке сталкиваются слова разных стилевых пластов. Этот приём позволяет автору донести до читателя мысль о том, что такое нравственное перерождение должен пережить каждый.


- Возвращение святочных рассказов в русскую литературу – это случайность?

Это не случайность, это не только восстановление литературной традиции, но и восстановление связи времён и поколений. Это напоминание о суровости современной жизни, о жестоком времени, о том, что библейская заповедь «Возлюби ближнего своего» по-прежнему актуальна)

5. Рефлексия

- Ребята, у каждого из вас лежит маленькая бумажная ёлочка. Вечнозелёные деревья не случайно выбраны символом Рождества. Они свидетельствуют о жизни вечной, которую нам даровал Иисус. Возьмите фломастеры и напишите на ёлочке слово или словосочетание (можно предложение), иллюстрирующее то, что усвоили вы из рассказа, над чем он заставил вас задуматься, что для вас Рождество (примерные надписи учеников: прощение, сострадание, любовь к ближнему, почитай отца и мать, я люблю своих родителей, Иисус – наш спаситель и т.п.)

- А теперь приклейте ваши ёлочки на ватман (На ватмане пунктиром изображены контуры большой ёлки. В итоге должна получится ёлка из «ёлок»)

Пока дети выполнят работу, звучит песня О. Газманова «Мой храм»

Спасибо за работу!

В конце урока  ученики получают списки рождественских рассказов  разных писателей:

Х.К. Андерсен «Девочка со спичками»

О. Генри «Дары волхвов»

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

А.И.Куприн «Миллионер», «Чудесный доктор», «Тапёр»

Ф.М. Достоевский  «Мальчик у Христа на ёлке»

А. Грин  «Новогодний ужин отца и маленькой дочери»

Л. Андреев «Ангелочек»

Б.Л. Пастернак «Рождественская звезда»  (1947)

В.В. Набоков «Рождество»  (1921) 

А. Горохов «Перед Рождеством»

Г. Гусев «Новогодняя сосна»

А. Копылов «Гадание на Святках»

В. Корхова «Рождественская лошадка»















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!