Организационный момент. Учитель: Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Вы на парты посмотрите, Всё в порядок приведите. А теперь тихонько сели И на доску посмотрели. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. 2слайд презентации Уч: Ребята, что вы видите на экране? Уч: Что вы знаете и можете рассказать о планете Земля? Уч: А как вы думаете, всегда ли Земля выглядела так, как сейчас? Уч: Ваши мнения разделились. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Какая будет цель нашего урока? Уч: Действительно, сегодня мы постараемся найти ответ на этот вопрос. Открытие новых знаний. Уч: Как люди узнают что-то новое? Уч: А на чём можно путешествовать? 3 слайд Уч: Вы всё правильно назвали. Но это всё транспорт, который нас будет перемещать на какие-то расстояния, т.е. в пространстве. А на чём путешествуют во времени? 4 слайд Уч: Вот на такой машине времени я предлагаю вам сегодня отправиться в путь. Как вы думаете, какие качества характера нам понадобятся в пути? Уч: Куда мы будем перемещаться, в прошлое, т. е. назад, или в будущее? Почему? 5 слайд Уч: У нашей машины времени есть вот такой датчик. Он показывает, где, т.е. в каком отрезке времени мы будем находиться. Что он должен показать сейчас, когда мы его включим? Уч: Итак, приготовились. Поехали. 6 слайд (перемещение) Уч: Давайте посмотрим на наш датчик. 7 слайд Что он показывает сейчас? Кто может прочитать это число? 5 млрд. лет назад. Это очень далёкое прошлое. Как вы думаете, что мы сейчас увидим? Давайте проверим наши догадки и посмотрим на экран. 8 слайд Уч: Да, действительно, 5 млрд. лет назад во Вселенной на месте Земного шара существовало большое облако, состоящее из газа и пыли. Может туда опуститься летающий объект? Почему? Уч: Но со временем частицы газа и пыли, двигаясь и сталкиваясь друг с другом, объединились в огромные сгустки раскалённого вещества, которые со временем стали напоминать гигантский шар. Движемся дальше? Теперь мы повернём в другую сторону и из далёкого прошлого будем приближаться к настоящему времени. 9 слайд (перемещение) 10 слайд Уч: Что показывает наш датчик? Т.е. мы с вами за несколько секунд преодолели сразу 400 млн. лет. Как вы думаете, что мы увидим сейчас? 11 слайд Уч: Что же открылось нашему взору? Уч: Давайте здесь приземлимся? Тогда будем двигаться дальше. 12 слайд (перемещение) 13 слайд Уч: И мы оказались уже 4 млрд. лет назад, т.е. ещё на 600 млн. лет переместились вперёд. Как вы думаете, произошли изменения на Земле? Какие? 14 слайд Уч: Что теперь скажете? Уч: Вы правы, Земля постепенно начала остывать. Расплавленные породы затвердели и образовали земную кору. Вулканы потихоньку стали затухать. 15 слайд Уч: Что же было дальше? Уч: А раз много облаков, что произошло потом? 16 слайд Уч: Начался непрекращающийся дождь. Он шёл не переставая в течение многих лет. Изо дня в день на Землю обрушивались мощные потоки воды. 17 слайд Уч: Вода не успевала высыхать и стала скапливаться в низинах. Миллионы луж превращались в озёра, а те в моря. Множество мелких ручьёв собирались в бурные реки. Т. о. образовался Мировой океан, который занял большую часть поверхности Земли. Но всё же остался незатопленным один огромный участок суши. 18 слайд Уч: Это был единственный в то время на Земле материк. Кто-нибудь слышал, как он назывался? Пангея. Если сделать карту Земного шара в то время, то она будет выглядеть так. 19 слайд Уч: Прошло ещё много миллионов лет. С Пангеей тоже происходили изменения. Как вы думаете, какие? Уч: Через много миллионов лет она раскололась на несколько крупных частей. 20 слайд Уч: Как вы думаете, почему это произошло? Уч: Всё правильно. А потом на протяжении долгих миллионов лет, очень медленно, эти части Пангеи переместились по поверхности Земного шара 21 слайд И превратились во что? Для этого сравним их изображение и современную карту Земного шара. Уч: Правильно. Части Пангеи и стали современными материками. А сейчас мы с вами вернёмся в наше время, в наш класс. 22 слайд (перемещение) 23 слайд Уч: На датчике мы снова видим…? Уч: Итак, вернёмся к началу нашего урока. Зачем мы отправлялись в путешествие? Какую цель ставили перед собой? Уч: Мы достигли цели своего путешествия? Можем ответить на этот вопрос? Какой сделаем вывод? Физминутка. (в презентации) Использование новых знаний в практической работе. Уч:т Сейчас вы будете работать в парах. На каждом столе лежит карта полушарий Земного шара, но без суши. А в конверте части суши. Достаньте и разложите их так, как показано на экране. 34 слайд Уч: Кто догадался, что это за кусочки? Уч: Во что они превратились за много миллионов лет? Уч: Расположите эти материки там, где они сейчас находятся на Земном шаре. Вам поможет карта наверху листа. Проверка. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. Уч: Какое открытие сегодня сделали на уроке? Уч: Как вы думаете, а в настоящее время меняется облик нашей планеты? Уч: Домашнее задание сегодня будет такое: Наклеить все материки на своё место и вместе с родителями подписать их названия Узнать, какие изменения происходят с нашей планетой в настоящее время. А сейчас с помощью оценочной линейки оцените свою работу на уроке. Поставьте метку в зависимости от того, насколько были активны, старались и довольны своей работой. Уч: Наш урок подходит к концу.Что скажете об уроке? Спасибо за работу. | Дети: - Это наша планета. - Она называется Земля. Ответы детей. Дети дают совершенно противоположные ответы. Ответы детей. Д: - Наблюдают. - Проводят опыты и эксперименты. - Читают в книгах. - Узнают в телевизоре или компьютере. - Отправляются в путешествие. - На машине. - На самолёте… и т.д. Д: На машине времени. Д: -Наблюдательность. - Внимательность. - Сила воли. - Сосредоточенность. - Аккуратность. - Терпение… и т.д. Д: Конечно, в прошлое, ведь мы хотим узнать, что было на Земле раньше. Д: 2013 год. Дети пробуют прочитать. Предположения детей. Д: Какие- то точки. - Маленькие частички. - Разноцветное облако…и т.д. Ответы детей. Д: 4 млрд. 600 млн. лет назад. Предположения детей. Д: Всё горит и взрывается. - Огненная лава разливается по камням. - Кругом пепел и искры. - Очень много ослепительных молний. - Из ущелий и трещин вырываются клубы кипящего пара. - Всё кругом кипит и клокочет. Д: Нет, ведь мы сгорим, а наша машина расплавится. Предположения детей. Д: Огня стало мало, только дым идёт. - Кругом камни. -Вулканы ещё работают…т.д. Д: Кругом много облаков. - Они окутали всю Землю. - Воздух появился. Его раньше не было видно. Д: Пошёл дождь. Ответы детей. Д: Сверху Земля остыла, а внутри осталась огненной. Там всё продолжало кипеть и бурлить, толкать земную кору и заставлять её двигаться, как во время землетрясения. - Как вода в кастрюльке кипит, то крышка прыгает, так же и с Землёй. Д: Части Пангеи превратились в материки, которые есть сейчас. Д: 2013 год. Д: Чтобы узнать, всегда ли Земля выглядела так, как сейчас, или на ней что-то менялось. Ответы детей. Д: Это части Пангеи. Д: В современные материки. Самостоятельная работа детей. Ответы детей. Самооценка детей. |