Учитель ОРКСЭ
МБОУ «СОШ № 46» г. Курска
Бороздина Галина Викторовна
Сценарий урока по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы православной культуры».
4 класс
Тема урока «Россия – наша Родина»
Цели:
- воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважения к своей Родине, чувства гордости за свою страну.
- формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников через широкие междисциплинарные связи;
- развитие речи, памяти, образного мышления, навыков анализа и обобщения, работы со справочной литературой, творческих навыков;
- расширение общего кругозора, знаний об истории и культуре родного края, обогащение словарного запаса школьников.
Планируемые результаты:
Личностные
- формирование основ российской, гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, родной край;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир;
- развитие этических чувств, доброжелательности и отзывчивости.
Предметные
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
- осознание ценностей человеческой жизни.
Метапредметные
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
Основные понятия: Отечество. Родина. Россия. Малая родина, курская земля. Исторические и культурные символы курского края. Ценности. Традиции. Духовный мир.
Межпредметные связи: связь с историей, краеведением, литературой, изобразительным искусством, музыкой, окружающим миром.
Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, фортепиано, словарь.
Ход урока
(слайд 1 На доске тема урока «Россия – наша Родина» и эпиграф (слайд 2): «О дом Отеческий! О край всегда любимый!» (Е.А. Баратынский).
Учитель: Сегодня мы начинаем изучать новый предмет. Прочитайте в учебниках, как он называется.
Наши уроки помогут разобраться во внутреннем мире человека, научат жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и веры, познакомят с их культурными традициями.
Мы называем свою страну Родиной, Отечеством. Родина – это место, где человек родился, а Отечество – это земля отцов, наших предков.
(слайд 3) Задание для обучающихся (на доске высвечиваются начала предложений): закончите предложения
Моя Родина – это ….
Когда я вырасту – я хочу …
Я благодарен Родине …..
Я не хочу, чтобы моя Родина….
Учитель: Наша Россия – самая большая страна в мире. Она располагается в двух частях света: в Европе и Азии (слайд 4) (на доске появляется карта). Россия занимает первое место в мире по протяженности границ. Соседями России по суше являются: Азербайджан, Болгария, Грузия, Казахстан, Китай, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, Северная Корея, Украина, Эстония, Финляндия. В общей сложности у России 16 соседей, больше, чем у любой другой страны на Западе.
Россия – страна тринадцати морей (Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое и другие).
Россия – многонациональная, многоязычная страна. Более 145 млн. человек проживает на ее бескрайних просторах, в больших и малых городах, в крупных поселках и крошечных деревеньках.
Российская семья
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык и свой наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой – готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А родина Россия
У нас у всех одна. (В. Степанов)
Россия – это наша большая Родина. Но у каждого человека есть и его малая родина. Для нас – это наш курский край.
О курском крае сохранилось немало драгоценных свидетельств, предметов, материалов культуры, с помощью которых можно проследить сложную судьбу курской земли. Куряне были и участниками, и свидетелями всех важнейших событий на протяжении многовековой истории.
(слайд 5) Вопрос обучающимся: Какую большую дату отмечали в 2012 году в городе Курске? (980 лет со дня основания города)
О высокой боевой выучке курян повествуется в знаменитом «Слове полку Игореве». Курский князь Всеволод так отзывался о своей дружине: «А мои куряне – ратники бывалые, под трубами повиты, под шеломами всхолены, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги ими знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли изострены, сами скачут, будто серы волки по полю, князю славы ища, чести – себе».
Вопрос обучающимся: А чем еще славится наша малая родина, наш курский край? Чем он знаменит? (ответы обучающихся)
Ты – мой край, ты – частица России.
Ты – мой край, песней в высь улетай.
Ты – мой край, нет родней и красивей.
Ты – мой край, курский край. (Т. Ермакова)
Достопримечательности курского края по праву можно назвать чудесами света. Итак, внимание на доску…
(слайд 6) 1-е чудо – Курский соловей.
Соловей – любимая птица русского народа. Издавна русский народ стал ценителем соловьиного пения: они не только тонко разбирались в его «коленах», но строго различали разные соловьиные «шкалы». Лучшими считались соловьи из окрестностей Курска. И.С. Тургенев писал «Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, свои колена. (Слушание записи пения курского соловья)
(слайд 7) 2-е чудо – Курская антоновка.
Этот сорт яблок неслучайно пользуется таким почтением. Золотистое и ароматное яблоко издавна считается символом плодородия земли. Курская антоновка поставлялась даже к царскому двору, когда Россией правила Екатерина II. И сегодня курская антоновка – один из самых популярных и любимых народов сортов яблок.
(слайд 8) 3-е чудо – Кожлянская игрушка.
Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками красочную красоту.
В России народных художественных промыслов великое множество. Вот и жители Курской области прославились на весь мир искусством делать игрушки. В деревушке Кожла из белой глины женщины делали игрушки-свистульки. Расписывали их с помощью гусиного пера красками. Игрушки демонстрировали и продавали на русских ярмарках и базарах.
(слайд 9) 4-е чудо – Центрально-Чернозёмный биосферный заповедник имени В.В. Алёхина.
Алёхинский заповедник – старейший в России. Главная его достопримечательность – целинные чернозёмы. Его основал профессор В.В. Алехин, уроженец Курска. В заповеднике бережно сохраняют уникальный растительный и животный мир. Многие виды растений знаменитой Стрелецкой степи существуют только на территории Курской области и занесены в Красную книгу.
(слайд 10) 5-е чудо – Курская магнитная аномалия (месторождение железной руды).
Всемирную известность обрела курская магнитная аномалия. На сотни километров протянулась великая железорудная гряда. Это одна из крупнейших в мире природная кладовая железных руд. Ее запасов хватит, как минимум, на 300 лет.
(слайд 11) 6-е чудо – победа в Курской битве.
Великое танковое сражение произошло на Курской земле и вошло в историю Великой Отечественной войны под названием «Курская битва». Это танковое сражение стало переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. В честь победы советских войск под Курском в Москве был произведен первый салют.
(слайд 12) 7-е чудо – Курская Коренная Пустынь.
Монастырь Коренная пустынь – это место обретения Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение Курской Коренной». Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 км от Курска. В темной синеве обширного Коренского леса сияют золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускаются к реке и церкви Живоносного Источника. Не случайно избрано это место для спасения душ человеческих. Сама Царица Небесная указала на него чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса. С тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.
Вот такая она, курская земля, - романтичная, щедрая и притягательная.
Домашнее задание обучающимся: составить кроссворд, посвященный «семи чудесам» курского края.
Учитель:
За мигом миг, за часом час
Впадайте в изумление.
Все будет так все - не так
Через одно мгновение (В. Шефнер)
Мир, в котором мы живем, огромен, разнообразен и очень интересен. Устроен он чрезвычайно сложно, и вместе с тем во всем имеется порядок, который управляется и поддается определенным законам.
Мир, который нас окружает – внешний мир. Он велик и богат. Не менее богат и интересен внутренний мир человека. Каждую минуту человек о чем-то думает, что-то чувствует.
Но есть еще и невидимый, духовный (от слова дух) мир. Он связан с верой в Бога, служением ему. Для верующих людей духовный мир составляет важную часть их жизни. Православная культура – это то, чем жили, что много веков создавали православные люди с верой, надеждой и любовью к творцу красивого мира. Мы все являемся наследниками этой культуры и каждый из нас сможет научиться видеть, понимать и любить красоту этого мира.
(слайд 13) Задание для обучающихся: обратите внимание на доску. Вы видите слова «высокое, светлое, красивое, доброе, любовь, честь, правда». Подберите к этим словам антонимы.
Дети подбирают слова:
Высокое - низкое
Светлое - тёмное
Красивое - уродливое
Доброе - злое
Любовь - ненависть
Честь - бесчестие
Правда – ложь
Учитель: Слова какого столбика нравятся вам больше? Почему? (ответы обучающихся) Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями. Давайте запишем это словосочетание в нашу тетрадь.
Вопросы обучающимся: Как вы понимаете словосочетание «вечные ценности»? Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру? (ответы обучающихся)
Вечные ценности – это то, что ценится во все времена. Это культура, это традиции народа.
Задание для обучающихся: Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю (обучающиеся зачитывают определение).
(слайд 14) Традиция - (от лат. traditio - предание) - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.
Традиции – это дороги, по которым шли наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, сможет сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.
Существуют общенациональные традиции и традиции каждой семьи.
Вопросы и задания обучающимся: Какие традиции есть в вашей семье? (ответы обучающихся) Посоветуйтесь дома с родителями и расскажите на следующем уроке о ценностях, которые лежат в основе традиций вашей семьи.
Учитель: Подведём итог урока. (слайд 15) Ответьте по цепочке, что объединяет всех нас, жителей России? (ответы обучающихся)
Наша Родина – это общая земля, общая история, общие законы, общий язык, общие традиции, наш общий дом. Мы все разные жильцы этого дома, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.
(слайд 16) Исполнение обучающимися песни В. Локтева
«Песня о России» (под аккомпанемент ф-но или под фонограмму)