Подготовка к этапу усвоения учебного материала. Активизация опорных знаний. Учитель: Для изучения новой темы нам необходимо знать материал прошлого урока. На предыдущих уроках мы знакомились с вами с физическими величинами, приборами, с помощью которых измеряют эти величины, знакомились с формулами, по которым можно рассчитать данные величины. Сейчас внимательно смотрите на экран, поочередно будут появляться вопросы, на которые вы должны ответить. После выполнения диктанта можно проверить работу по образцу, на экране же вы увидите критерии оценок и сможете оценить себя. На данную работу отводится 5 минут. Учитель: Кто выполнил работу без ошибок, с 1-2 ошибками, с 2-3 ошибками? Оценки 4 и 5 выставляются в журнал. Учитель: Молодцы! Учитель: Ребята, скажите: 1. Почему в воде легче перетаскивать тяжелые предметы (например, человека?). На тело, находящееся в жидкости действует сила, выталкивающая его из жидкости. 2. Ходить по берегу, усеянному галькой, босыми ногами больно. А в воде, погрузившись глубже пояса, ходить по мелким камням не больно. Почему? Когда человек находится в воде, его вес уменьшается в результате действия выталкивающей силы, поэтому ног на камни уменьшается. Какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы? Под водой мы можем легко поднять камень, который с трудом поднимаем в воздухе. Если погрузить пробку под воду и выпустить ее из рук, то она всплывет. Результаты данной работы позволяют мне сделать вывод, что вы готовы к изучению нового материала. | На данном этапе актуализация знаний проводится путем короткого физического диктанта, восстанавливающего знание учащимися основных физических величин, необходимых при изучении темы урока. Формируется мотивационный компонент учебной деятельности: а) социальная мотивация: обеспечение рабочей и доброжелательной обстановки на уроке; создание условий для организации внимания школьников; б) учебная мотивация – данные знания нужны при изучении новой темы. Форма организации учебной деятельности: фронтальная. На этом этапе развиваются коммуникативные умения, осуществляется взаимодействие учитель-ученик. Здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться. Содержание этапа – установление знаний учащихся по темам нескольких предыдущих уроков. Характер учебной деятельности – репродуктивный, т.к. учащиеся воспроизводят ранее изученный материал. Ответы на вопросы позволяют установить понимание учащимися учебного материала – полученные знания применяются в новых условиях Метод обучения - практический. Средства обучения: вопросы физического диктанта через мультимедийный проектор, образец для самопроверки критерии для самооценки. Операционный компонент учебной деятельности: письменные ответы на вопросы. Регулирующий компонент учебной деятельности: самоконтроль учащихся и наблюдение учителя за деятельностью учащихся. | Вопросы физического диктанта проецируются на экране в виде мультимедийной презентации. После проведения диктанта учащиеся проверяют правильность ответов, сравнивая их на экране и в своей работе, проводится самопроверка по образцу и самооценка по критериям (см. Приложение 1) Учащиеся демонстрируют знания по ранее изученным темам. Отвечают на вопросы. |
Этап усвоения новых знаний. 1) Проблемный вопрос (формулировка темы и целей) Учитель. Теперь предлагаю эксперимент, который проведу на ваших глазах. Внимательно наблюдаем. (См. описание эксперимента) Оборудование: динамометр, стакан с водой, груз. подвесить груз к динамометру и определить вес груза в воздухе. затем опустить груз в воду и определить вес груза в воде Вопрос: Что вы заметили в ходе эксперимента? Ответ: Вес груза изменился. Вопрос: Почему изменился вес груза? Ответ: На тело, помещенное в жидкость, действует выталкивающая сила. Учитель: Ребята, эта сила была названа архимедовой силой, в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение. И тема сегодняшнего урока «Архимедова сила». Учитель: Запишите тему урока в тетрадях. Учитель: Как бы вы определили цели нашего урока. Ребята перечисляют: узнать, что такое архимедова сила? выяснить от чего зависит архимедова сила; по какой формуле рассчитывается FА; выяснить, где применяется FА или где нужны знания об FA. Учитель: Что такое архимедова сила мы уже узнали. Скажите, что это такое? Учащиеся: Выталкивающая сила. Учитель: Выскажите свои предположения, от чего же зависит FA? Учащиеся высказывают свои предположения, а учитель записывает на доске все предположения учащихся, от которых зависит FА. Учитель: Справедливость наших предположений мы определим в ходе эксперимента. Работаем в группах (состав групп определен заранее). Каждая группа получила карточку с заданием, в которой нужно выяснить зависит ли архимедова сила от той или иной величины: I группе – выяснить зависит ли FA от погруженной в жидкость части объема тела; II группе – зависит ли FA от плотности жидкости; III группе – зависит ли FA от плотности тела; IV группе – зависит ли FA от формы тела; V группе – зависит ли FA от глубины погружения h. Объясняю задание: работать по инструкции и самостоятельно по результатам наблюдений сделать вывод. Задание группам (см. Приложение 2) Эксперимент выполняется в течение 15 минут 3) Отчет групп. Учитель: Работу закончили . В каждой группе есть лидер, который будет отчитываться о проделанной работе от имени всей группы. При отчете придерживайтесь следующего плана: Цель эксперимента. Вывод. Ответ лидера оценивается. Остальные группы внимательно слушайте отчеты и заполняйте таблицу, которая имеется у каждого (см.. Приложение 3). Учитель: В начале урока мы записывали все причины, от которых зависит архимедова сила, а в ходе вашего эксперимента, на основании полученных результатов, прошу сделать общий вывод: от каких величин зависит архимедова сила? Ребята перечисляют. Учитель: От каких величин не зависит эта сила? Ребята перечисляют. Учитель: Делаем общий вывод о том, что архимедова сила зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело, и объема этого тела: FA = ρж g Vт Вывод представляем в виде формулы, и чтобы легче ее можно было запомнить и пользоваться, предлагаю воспользоваться треугольником- шпаргалкой. Итак, мы подвели итоги вашего эксперимента, теперь для проверки нашего вывода рассмотрим еще один опыт с «ведерком Архимеда» (демонстрирует учитель), и мы сравним полученные результаты. (См. описание опыта) К пружине подвешивают небольшое ведерко и тело цилиндрической формы. Растяжение пружины отмечает стрелка на динамометре. Она показывает вес тела в воздухе. Приподняв тело, под него подставляют отливной сосуд, наполненный жидкостью до уровня отливной трубки. После чего тело погружают целиком в жидкость. При этом часть жидкости, объем которой равен объему тела, выливается из отливного сосуда в стакан. Указатель сокращается, показывая уменьшение веса тела в жидкости. Вопрос: Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду? Ответ: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила. Вопрос: Чему равен объем вытесненной воды? Ответ: Объему тела. Вопрос: что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение? Как это можно сделать? Ответ: Нужно вылить в ведерко жидкость из стакана (ту, которую вытеснило тело). Опыт подтвердил, что архимедова (выталкивающая) сила равна весу жидкости в объеме, тела, т.е. Опыт подтвердил, что архимедова (выталкивающая) сила равна весу жидкости в объеме, тела, т.е. FA = Pж = mжg mж = ρжVт FA = ρж g Vт Учитель: вывод получился такой же. | На данном этапе учащиеся привлекаются к планированию деятельности, сами формулируют учебные задачи урока с целью осознания необходимости учебных действий, обеспечивается восприятие учебного материала. Осуществление познавательной мотивации ведется через постановку проблемного вопроса, осмысление учащимися изучаемого материала осуществляется через организацию экспериментальной деятельности учащихся в группах. Социальная мотивация осуществляется через сотрудничество и взаимопомощь при работе в группах. Характер учебной деятельности: исследовательский. Метод обучения: практический. Операционный компонент учебной деятельности: лабораторный опыт. Регулирующий компонент учебной деятельности: проверка результатов работы в группах, формулировка общего вывода. На этом этапе решаются все приведенные выше задачи урока. Из образовательных задач это изучение причин, от которых зависит архимедова сила. Большое значение имеют развивающие задачи: развитие речи, внимания, наблюдательности. На данном этапе урока развиваются коммуникативные навыки детей, воспитывается чувство взаимопомощи, уважения к мнению оппонента. Переход от предыдущего этапа логичен и почти незаметен для обучающихся: проблемная ситуация, поставленная ранее, требует немедленного разрешения. Идет активизация памяти и мышления, умения обобщать, сравнивать то, что знают, с тем, что узнали. | Учащиеся внимательно наблюдают за тем, что делает учитель, отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Учащиеся оформляют рабочие тетради. Дети привлекаются к планированию деятельности, сами формулируют учебные задачи урока. Учащиеся высказывают предположения, проверяют их, работая в группах. Каждая группа проводит эксперимент по заданию (карточка), в которой указана цель эксперимента, даны указания к работе. Вывод учащиеся делают самостоятельно, обнаруживая разницу в показаниях динамометра, подвешивая к нему груз в воздухе, и опуская его в стакан с водой. . Учащиеся быстро включаются в работу, демонстрируя знания, полученные на уроке в ходе исследовательской деятельности, делают самостоятельно вывод по результатам эксперимента. Внимательно наблюдают за тем, что делает учитель, убеждаются в правильности сделанных выводов. Группы обмениваются результатами обработанной информации, обмениваются идеями, стараясь выражать мысли своими словами, учатся излагать их коротко и ясно. |
4. Закрепление новых знаний Вопросы на закрепление: Где легче плавать: в пресном озере или море? Почему? В море, там плотность морской воды больше, чем плотность обычной воды. В сосуд отпускают гири одинаковой массы, сделанные из железа и алюминия. На какую гирю действует большая сила Архимеда? Почему? На гирю из алюминия, т.к. объем этой гири больше. Подводная лодка вошла из моря в реку. Изменилась ли архимедова сила? Почему? Изменилась, так как плотность морской и речной воды различна. Первоклассник и десятиклассник нырнули в реку. Кого вода выталкивает сильнее? Почему? Десятиклассника, так как его объем больше, чем у первоклассника. Первоклассник нырнул на 3 метра, десятиклассник на 1 метр. Кого сильнее выталкивает вода? Архимедова сила не зависит от глубины погружения, а зависит от объема тела, следовательно, сильнее выталкивает десятикласснка. Учитель: В параграфе 49 вашего учебника есть задача на расчет архимедовой силы. Давайте разберем ее. | На данном этапе осуществляется перевод учащихся с этапа понимания на этап применения и оценивания знаний. Уровень осознания учащимися изученного материала определяется через решение качественных задач, вопросы занимательного характера. Такие задачи создают учебную мотивацию. Форма организации - фронтальная беседа. Метод обучения - словесный. Характер учебной деятельности – преобразующий, репродуктивный. Регулирующий компонент учебной деятельности: устные ответы. Развивается внимание, мышление и речь. Обратная связь осуществляется через фронтальную беседу, корректировку ответов. Коммуникативные отношения: деловое общение - учитель – ученик, ученик – ученик. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуациях, анализируют собственные мыслительные операции, свободно аргументируют, обмениваются своими идеями с другими учащимися, учатся связывать теорию с практикой. |