СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока "Роль определений в тексте". 5 класс. ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Роль определений в тексте"

Просмотр содержимого документа
«Лист самооценки»

Лист самооценки

Ф. И. ___________________________________________________________________



ТЕМА УРОКА________________________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА ______________________________________________________________



Учебная

деятельность

Моё участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой, проставь баллы)

Отметка (в баллах)

Тема, цели и задачи урока

  • активно выдвигал идеи при обсуждении цели, темы урока – 2 б

  • с интересом участвовал в определении цели, темы урока – 1 б

  • согласился с большинством при определении цели, темы урока (не принимал активного участия) – 0 б


Работа в группе

Составление текста

  • успешно работал в группе (был лидером, распределил роли, помогал, объяснял и т.д., правильно составил текст, без ошибок.) – 3 б

  • работа в группе принесла удовлетворение (нравится работать в группе, могу помочь, 1- 2 ошибки в тексте) – 2 б

  • передал инициативу партнерам в группе (не умею работать в группе, более 3 ошибок) – 0 б


Активность работы на уроке

  • принял активное участие в работе (отвечал на вопросы, дополнял ответы одноклассников) – 2 б

  • участвовал в работе по мере своих возможностей (отвечал на 1-3 вопроса)– 1 б

  • созерцал происходящее на данном этапе (не работал на уроке) – 0 б




Просмотр содержимого документа
«Определение»

Сценарий урока по русскому языку


Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: «Роль определений в текстах»

Место урока в системе уроков по данной теме: урок актуализации знаний и умений

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умения нахождения определения в художественных текстах и определению их роли в них; способствовать формированию умений работы со словарями; организовать деятельность учащихся, направленную на создание сочинений-описаний с применением определений; способствовать развитию навыка использования определений в речи для более выразительной передачи содержания-высказывания; способствовать формированию правильного отношения к слову, корректному исправлению ошибок одноклассников.

Тип урока: развитие речи

Планируемые результаты:

Предметные: называют основные признаки определений; умеют находить определения в предложениях и объяснять свой выбор; умеют определять роль определения в художественных текстах; используют определения для создания собственных текстов.

Метапредметные:

Регулятивные: умеет ставить цели и задачи урока; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные: учитывают разные мнения, умеют договариваться; отстаивают свою точку зрения при создании единого текста в группе;

Познавательные: умеют анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Личностные: создают тексты с выражением собственного мнения.

Методы и приемы обучения: работа с деформированным текстом, прием «Инсерт», составление «Толкового словаря», создание мини-сочинений, прием «Незаконченное предложение», лист самооценки.



Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентация, репродукции картин Грабаря И.Э «Зимнее утро» и Бакшеева В.Н «Иней», интернет-словари «Грамота.ру».

Оборудование, наглядность: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.

Предварительная подготовка: подготовка презентации к уроку, листы самооценки.










Ход урока:

Этап мотивации:

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? (проверка психологического настроя учащихся на урок – работа с сигнальными карточками).

- Я надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

2.Мотивация к учебной деятельности.

1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование

презентации).

Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается

- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?

-Чем будут для нас эти слова?

2. Мудрая сова. Проверка домашнего задания.

- Перед вами предложения. Вам необходимо определить, какие из них будут распространенными, а какие нет.

- Какими второстепенными членами распространены наши предложения?

Этап локализации индивидуальных затруднений.

3. Целеполагание - раскрытие сущности понятия «Определение».

- Что вам уже известно об определении?

- Сформулируйте цель урока. Используйте опорные слова:

  • узнать

  • повторить

  • расширить

  • совершенствовать

- Итак, тема нашего урока так и будет звучать ________________.

Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

- Как вы думаете, все ли признаки определений были вами названы? Давайте посмотрим так ли это на самом деле?

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений и реализации построенного проекта.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа с учебником.

- Откройте, пожалуйста, 103 страницу учебника и прочитайте правило, используя прием «Инсерт». Напоминаю: «!» - знал, «+» - новое, «?» - вызывает вопрос, «-« - думал иначе.

Проверка:

- Что вы знали?

- Что для вас новое?

- Почему определения так называются? Почему оно чаще всего выражено прилагательным?

- Как вы понимаете смысл формулировки «Определение согласуется с определяемым словом»?

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем,

Встанем – глубоко вздохнем.

Руки в сторону, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Типовая задача «Определения спешат на помощь».

- Запишите определения, которые вы чаще всего используете в речи для описания русской зимы.

- Сравни свои слова со словами других. Какие определения для вас незнакомы? Какими из них вы пополнили бы свой словарный запас? Почему?

Группам учащихся предлагается прочитать текст-описание русской зимы, в котором пропущены определения; необходимости восстановить пропущенные определения, при необходимо обратитесь на интернет-сайт «Грамота.ру» в раздел словари:

«Выглянуло ___________солнце, и засветился__________снег. ________, ________ и __________ огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. Подул __________ветерок и отряхнул__________ иней с__________ ветвей. А в воздухе заискрились _________________ огни. Красива ________зима».

- Сравните свой текст с текстом Скребицкого (упражнение № 131), удалось ли вам передать красоту русской зимы так же, как и автору?

- Сумели ли вы точно подобрать определения?

- Как вы считаете, какие определения из предложенных подходят для точного и яркого описания красоты русской зимы?

- Какую роль играют определения в тексте? Как называются такие определения в литературе? Приведите примеры. (Эпитеты.)

Этап решения заданий творческого уровня.

5. Первичное закрепление изученного.

- Сядьте поудобнее и просмотрите видеоролик «Радость от зимнего леса!».

- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от увиденного. Слова, которыми вы будете характеризовать зиму, должны отвечать на вопрос какая.

- Напишите небольшое мини-сочинение о русской зиме, используя в нем определения, отобранные вами в ходе обсуждения и определения из упражнения № 133.

Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

6. Подведение итога.

- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод)

- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения?

- Какую роль выполняют определения в речи?

7. Рефлексия.

- В одной из сказок Мороз спрашивает: “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

- А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?

- Что вам понравилось?

- Какие задания были для вас трудными?

На слайде:

  • Сегодня на уроке я научился…

  • Какие трудности встретились?

  • Своей работой на уроке я …

8. Оценивание.

- Молодцы, а теперь оцените свою работу в «Оценочных листах» по 5 б. системе.

- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки.

9. Домашнее задание.

1. Написать небольшое письмо другу из Африки о красоте зимнего леса.

2. Подготовьте статью в школьную газету о зимних видах спорта.

3. Найти и выписать 10 пословиц о зиме.





Просмотр содержимого презентации
«Определение 2»

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умения нахождения определения в художественных текстах и определению их роли в них; организовать деятельность учащихся, направленную на создание сочинений-описаний с применением определений. Этапы урока Приемы Этап мотивации Конструирование предложений Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений и реализации построенного проекта. Инсерт Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Работа с деформированным текстом Этап решения заданий творческого уровня Создание мини-сочинений Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности Лист самооценки, прием «Незаконченное предложение»

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умения нахождения определения в художественных текстах и определению их роли в них; организовать деятельность учащихся, направленную на создание сочинений-описаний с применением определений.

Этапы урока

Приемы

Этап мотивации

Конструирование предложений

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений и реализации построенного проекта.

Инсерт

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Работа с деформированным текстом

Этап решения заданий творческого уровня

Создание мини-сочинений

Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности

Лист самооценки, прием «Незаконченное предложение»

1. Светит солнце. 2. Идет пушистый снег. 3. Сверкают сугробы. 4. Чудесные зимние дни. 5. Стоит прекрасная погода.

1. Светит солнце.

2. Идет пушистый снег.

3. Сверкают сугробы.

4. Чудесные зимние дни.

5. Стоит прекрасная погода.

1. Написать небольшое письмо другу из Африки о красоте зимнего леса.  2. Подготовьте статью в школьную газету о зимних видах спорта.  3. Найти и выписать 10 пословиц о зиме.

1. Написать небольшое письмо другу из Африки о красоте зимнего леса.

2. Подготовьте статью в школьную газету о зимних видах спорта.

3. Найти и выписать 10 пословиц о зиме.

1. «Русский язык. 5 класс», под ред. Быстровой Е.А. – «Русское слово», Москва, 2013.  2. Интернет сайт «Грамота.ру».  3. Репродукции картин Грабаря И.Э «Зимнее утро» и Бакшеева В.Н «Иней».

1. «Русский язык. 5 класс», под ред. Быстровой Е.А. – «Русское слово», Москва, 2013.

2. Интернет сайт «Грамота.ру».

3. Репродукции картин Грабаря И.Э «Зимнее утро» и Бакшеева В.Н «Иней».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!