СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 7-8 классов на тему «Ненормативная лексика: «Модный язык» или оружие неуверенных в себе людей».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 7-8 классов на тему «Ненормативная лексика: «Модный язык» или оружие неуверенных в себе людей».

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 7-8 классов на тему «Ненормативная лексика: «Модный язык» или оружие неуверенных в себе людей».»


















Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 7-8 классов

на тему «Ненормативная лексика: «Модный язык» или оружие неуверенных в себе людей».














Подготовила учитель русского языка и литературы

Кришталь Н.А.







ТЕМА: «Ненормативная лексика: «Модный язык» или оружие неуверенных в себе людей».

Цель мероприятия: формирование негативного отношения и профилактика чрезмерного использования в речи ненормативной лексики.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с составляющими понятия "ненормативная лексика" и основными требованиями к культуре речи;

  2. установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

  3. формировать культуру речевого общения.

 Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга, сквернословия.
Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания.
Оборудование: Конспект мероприятия, презентация, карточки, карточки с заданиями для команд (список сленговых слов), бумага А3, фломастеры, опорные материалы на доске, .

Ход мероприятия: Здравствуйте ребята, я рада вас видеть.
Сегодняшняя встреча посвящена актуальной, по моему мнению, теме. А понять какой именно поможет шуточная сценка, которую перед Вами разыграют ученики 7 г класса.

Я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…


Сценка «Иностранные слова» (готовят учащиеся 7 класса)


Навстречу друг другу выходят Саша и Вова

Саша: Привет, Вова!

Вова (небрежно). Салют, дерево!

Саша (недоуменно). Ой, где дерево?

Вова (объясняет). Это же ты, кореш.

Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

Вова. Отпад!

Саша. Что???

Вова. Ну, ништяк!

Саша. Ой, а что это?

Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!

Саша. Что она прикидывает и кого клюет?

Вова. Ну, убойная чувиха.

Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Саша. Это что – в карты поиграть?

Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.

Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?

Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.

Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?

Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.

Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.

Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.

Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?

Вова. Ты лох, что ли?

Саша. Нет, я не оглох.

Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?

Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…

Саша. Я колбасу утром ел, это верно.

Вова. Ты что – упертый?

Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.

Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.

Входит Света.

Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

Света (удивленно). Здравствуй, Вова.

Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.

Света (непонимающе) Кто – потный?

Вова. Нет, вообще ты классная.

Света. А из класса я давно уже ушла.

Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?

Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!

Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)

Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..

Саша. Больше не будешь так разговаривать?

Вова. Больше не буду.


Учитель. Если бы этот разговор услышал иностранец, изучавший русский язык по институтским пособиям, вряд ли он что-нибудь понял. Современному же школьнику этот язык понятен: Я думаю, вы догадались, какой теме посвящена наша встреча. (Ответы учащихся)

Учитель.Совершенно верно. Тема нашей встречи «Ненормативная лексика: «модный язык» или оружие неуверенных в себе людей?» (Презентация)

Есть такая поговорка: «Встречают по одежке, а провожают по уму»». А как же люди узнают об уме, ведь вас же не заставляют каждый раз, знакомясь с новыми людьми, делать тест IQ, или что-то подобное. А можно по речи человека, по тому, как он говорит определить его умственные способности?


Учитель: Если вспомнить раздел русского языка «Лексика», то как одним словом назовем «Иностранные» слова, вызвавшие улыбку при просмотре сценки? (Жаргонизмы)

Учитель: Ребята, как выдумаете, какие еще слова можно отнести к ненормативной лексике кроме жаргонизмов? (Ответы детей и в помощь (Слайд 2) )

На сегодняшней встрече мы подробно поговорим о словах, засоряющих нашу речь. А как вы думаете, почему мы выбрали эту тему для вас? (Ответы детей)

Учитель. На нашей встрече я предлагаю поговорить о словах, засоряющих речь подростков и выполнить небольшие творческие задания. Самые безобидные, если так можно сказать, это слова – паразиты. (Слайд 4)

В чем их вред ? (ответы детей) или шуточное стихотворение.

Аркадия Хайта “Лишние слова”.
1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
2. Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить
Все давно сгорело.
Слова - паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, т.е без них, смысл высказывания никак не изменится, служат для заполнения пауз, употребляются людьми с бедным словарным запасом.
Сленг – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный, тюремный. Мы сегодня поговорим о подростковом сленге. Как вы думаете, почему он появился у детей? (Подросток любым способом пытается выделиться из толпы и как-нибудь отличиться от всех остальных. Сленговые слова, понимают только те, кто входит в круг его общения. Через сленг пытаются шокировать окружающих, выражают протест обществу. Сленг появляется при бедности словарного запаса.)
Скажите честно, а вы сами употребляете в своей речи, как одно, так и другое явление. Кто-то чаще, кто-то реже, но, тем не менее, все или почти все. Сегодня мы не только будем беседовать, но и выполнять интересные задания.
Что такое сленг и слова-паразиты мы уже определились, а вот современных примеров еще не приводили. Это и есть первое задание, которое вы получаете. Задание1.Опираясь на свой личный опыт, на свою речь, речь ваших друзей и одноклассников, я предлагаю вам составить так называемый словарь-паразитариум, куда вы запишите тот сленг и те паразиты, которые сами употребляете. Я думаю, пару минут, вам будет достаточно, напоминаю, вы работаете по классам. Озвучьте, пожалуйста, ваши примеры. (Слайд 5).
Молодцы, большинство вы назвали, а вот еще некоторые примеры, которые нашла я, во время подготовки, их можно тоже записать в наш паразитариум. А теперь сленговые слова. А вот примеры, которые нашла я. (Слайд 6).

Задание2. А теперь переведите предложенное вам предложение с ненормативного языка на нормативный.

Когда типа кумарит, когда в натуре рвет башню от голимых глюков о том, какой блин, на хазе напряг, ты мне один в кайф, крутой, пацанский, отпадный, чисто русский базар!


Задание 3. Люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный язык. Давайте проверим, так ли легко это сделать. Учитель. Особо хочется остановиться на ненормативной лексике.Сквернословие (по Толковому языку русского языка С. Ожегова) – употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань нецензурными словами. Мат – неприличная, оскорбительная брань; сквернословие. (Слайд 7).

Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и то же. Это относительно небольшая и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименование частей человеческого тела, прежде всего интимных, физиологическихотправлений. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных - «ма» и «мя» - в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

Учитель. В классах проводилась анкета, послушайте ее результаты. (Слайд 10)


  1. Часто ли вы употребляете мат в своей речи?50 % ответили положительно

  2. Считаете ли вы нормой поведения употребление нецензурной брани?24% считают это нормой поведения

  3. Верите ли вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?42% верят, что скверно-словие вредит здоровью

  4. В каких ситуациях используется сквернословие? При ссорах, оскорблениях, злятся, если что-то не получается,

  5. В вашей семье часто присутствует нецензурная брань? В 1% семей используется нецензурная брань.

  6. Считаете ли вы мат неотъемлемой частью жизни русского общества?

  7. 40% ответили положительно



Учитель. А сейчас поговорим об истории появления бранных слов?

Считается, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Это миф.

Большинство нецензурных слов имеют общеславянское происхождение. Корни сквернословия – языческие заклинания, и на Руси они были еще до монголов. После крещения Руси в 988 году за сквернословие стали строго наказывать. В древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. (Слайд 9)

  • Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

  • Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

  • Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

  • Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной. (Слайд 9)

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.

Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху. Недостойным словом убивают душу.

«Скверное слово - гнилое слово», - писал святой апостол Павел. - Егда кто матерными словами ругается, тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает».(Слайд 8)

Учитель.Выскажите ваше мнение, почему люди сквернословят?


  1. Для снятия сильного эмоционального напряжения.

  2. Для выражения какого-либо чувства, эмоциональная реакция на ситуацию, слова, поведение свое и других людей.

  3. Привычное сквернословие. Матерные слова используются автоматически – с их помощью именуются предметы и действия. В качестве слов-паразитов, междометий, «для связки слов».

  4. Еще одно из проявлений сквернословия - намеренный эпатаж, вызов обществу, желание разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк - от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах до употреблениях этих слов в СМИ и художественной литературе).


Печальные последствия сквернословия (Слайд 12)


  1. Матерная брань – это язык бесов. Матерящийся человек окружает себя сонмом нечистой силы, бесовщины. Мат оскверняет человека, убивает его душу

  2. Матерщина – вредная привычка. Это грех, а «творя грех, ты раб есть греха». Бросить ругаться не легче, чем бросить курить.

  3. Матерная лексика культурно обедняет человека. Если убрать из языка сквернослова все матерные слова, сразу станет видно, насколько беден его словарный запас. .

  4. Употребляя скверные слова, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершить постыдные поступки.

  5. В компании матерящихся людей возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово.

  6. Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья. Он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.


Подростки, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.

Ученые доказали, что матерное слово – это оружие, действующее на генетическом уровне. Чем больше ругаешься, тем худшую генетику передаешь своим детям. Воздействие брани (матерных слов) равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы.

Учитель. Вот такие, ребята, неопровержимые факты. У того, кто сквернословит, есть 2 пути:

- первый - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

- второй путь- путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

Закон свободной воли даёт право выбора - по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Учитель.Доказано, что мат, сквернословие отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань.

Задание 4. Предлагаю придумать краткое изречение, лозунг – антирекламу мату? Давайте попробуем! (дети выполняют задание по классам, читают свои лозунги).

ПРИМЕРЫ Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат - помоев ушат!

-Мат - дорога в ад.

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

-Мат - это ядов концентрат!

-В классе мы найдём управу на словесную отраву!(Слайд 11)

Учитель:Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются ненормативной лексики. Предлагаю обсудить их.



Дискуссия «Нужна ли нам ненормативная лексика?»

ВОПРОСЫ.

  • Как можно объяснить повальное распространение ненормативной лексики в наше время? (низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)

  • Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни? (в здоровом теле - здоровый дух, следовательно мысли и слова)

  • Употребление молодежного сленга, слов паразитов - это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? (Вредят нашему физическому и духовному здоровью)

  • Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие, употребление сленга могут быть заразными, вызывать зависимость?

  • Есть ли у вас зависимость от ненормативных слов? Собираетесь ли вы с ней бороться?

  • Считаете ли вы, что вредные привычки, в том числе и речевые, помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, чтение другие увлечения)?

Учитель. Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Но, к сожалению, современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность. После нашей встречи русского языка вы поняли это, и будете беречь родной язык от «иностранных слов».

Задание 5 Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»

Представьте себе, что директор школы поручила нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от ненормативной лексики?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку?

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх. (Примерные ответы)

  1. выработать отвращение и брезгливость к сквернословию и перестать ругаться самому;

  2. избегать общения с людьми, которые употребляют такие слова;

  3. читать русскую классическую литературу;

  4. запоминать стихотворения, афоризмы, пословицы, поговорки.

Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители (ёлки-палки, блин, фиг). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле.

Учитель. Мы уже выяснили, что ненормативные слова загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что раньше для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом?
Я тоже приготовила несколько вариантов действий, давайте вместе посмотрим, какие из них могли бы нам в этом помочь. (Слайд 13)
- Вообще ничего не говорить.
- Признаться себе в том, что у Вас действительно есть проблемы с чистотой речи
- Выяснить, какие именно вредные слова характерны для Вас, принять решение от них избавиться.
- Попросить знакомых делать вам замечание каждый раз, когда вы произнесли слово-паразит или сленговое слово, и не обижаться, если на первых порах это будет происходить крайне часто.
- Ничего не делать, я вырасту, и ненужные слова исчезнут сами собой.
- Назначит самому себе штраф за использование слов-паразитов и сленга ( например, выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее).
- Старайтесь говорить чуть медленнее, ненормативные слова вылетают у нас при спонтанной речи, для заполнения пауз. Если чуть замедлить темп речи, у вас появится время, чтобы продумать дальнейшие слова, пауз не возникнет, и вредные слова не будут употребляться.
- Стараться чаще выступать на публике.
- Больше читайте, это увеличит словарный запас.
- Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов.
- Бить себя по губам каждый раз, когда произносишь ненормативное слово.
- Выписать все ненормативные слова, которые употребляешь, и поободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить.
- Поспорить с друзьями, что вы не будете употреблять в своей речи ненормативную лексику.
Учитель. А чтобы информация, которую вы сегодня узнали, лучше вам запомнилась, и что бы с ней могли ознакомиться не только вы, но и другие ребята, давайте сделаем стенгазету, в которой четко и лаконично отразим основные тезисы нашего сегодняшнего мероприятия. Все необходимое для этого у вас есть на столах, а схему, по которой вы будете делать стенгазету, вы видите на экране. (Слайд 14)


Придумайте название вашей газете.
Дайте определение ненормативной лексикеили ее видам.
Приведите примеры (их вы записывали в свой паразитариум).
Укажите способы избавления от нежелательно лексики. Выберите несколько действенных способа и запишите их.
Не забудьте поработать над оформлением.

Учитель. Давайте повесим наши стенгазеты на доску.
Учитель. Ребята,в конце нашего мероприятия хочется узнать, изменилось ли ваше отношение к ненормативной лексике? Какое решение вы приняли по поводу употребления этих слов? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (Ответы учащихся)

Учитель. Почаще прислушивайтесь к своей речи, мысленно пытайтесь быстро скорректировать сказанное, постарайтесь обогащать свою речь только приятными теплыми словами, которые будут радовать слух окружающих. И о вас никогда не скажут: Он хам! Невежа! И вам никогда не будет стыдно за сказанное.Нашу встречу хочется завершить стихами Михаила Матусовского.

Есть слова пострашнее, чем порох, 
Чем снаряд над окопными рвами 
Я советую людям при ссорах 
Осторожнее быть со словами. 
Мир устроен на этой основе, 
И достаточно, в общем, серьёзно: 
О любом опрометчивом слове 
Пожалеете рано иль поздно 
Вы к словам проявляйте терпение, 
Не берите в расчёт кривотолков. 
Ведь от них остаются раненья, 
Как от мелких, но острых осколков.

Спасибо вам большое, мне было очень приятно с вами работать, я надеюсь, вы тоже получили удовольствие, от нашего совместного времяпровождения. Результаты конкурсов сейчас подведем и чуть позже сообщим результаты.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!