СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия «Я поведу тебя» … в поход

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия «Я поведу тебя» …  в поход  на конкурс "Педагогический дебют". Борисенков Дмитрий Александрович, учитель физической культуры МБОУ-СОШ № 1 р.п. Степное

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия «Я поведу тебя» … в поход»

Сценарий внеклассного мероприятия «Я поведу тебя» … в поход


Целевая аудитория: учащиеся 2 класса

Цели: создание условий для формирования и сохранения физического, нравственного, психического здоровья школьников через целостное восприятие мира.

Задачи:

-содействовать гармоничному физическому развитию посредством формирования правильной осанки и укрепления дыхательной системы;

-развивать чувство коллективизма, стремления к победе, желания достигать поставленных целей при выполнении задания любого уровня сложности;

-воспитывать интерес к занятиям спортом, урокам физической культуры;

-содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой.


Эмоциональный настрой.

Звучит музыкальная заставка из сказки «Вместе весело шагать…»

Добрый день, ребята!

Учитель демонстрирует веревку, завязанную морским узлом. Как вы думаете, что это такое и для чего нужно? Ответы детей.

Сегодня я приглашаю вас в туристический поход по историческим местам Саратовской области!

Туристы – отважные люди,

Для них не бывает преград,

Любые дороги осилят,

Но всё же вернутся назад.

А для того, чтобы пройти все дороги нам пригодятся и веревка с морским узлом и ваша ловкость, выносливость и смекалка! И прежде, чем начать поход, необходимо перед дальней дорогой провести разминку.

Разминка

1.Строевые упражнения. Повороты «Направо!», «Налево!», «Кругом!»

2.ОРУ в движении - ходьба на носках, - ходьба на пятках, - ходьба в полуприседе, «Равняйся», «Смирно». Смотреть вперѐд, спину держать прямо, внимательно слушаем команды.

Следить за правильной осанкой, голову держать прямо,

- ходьба в полном приседе, прыжками из полного приседа.

Встать, медленным бегом, «марш!»

3. Бег

-равномерный, приставным шагом: левым, правым боком, руки в стороны, спиной вперѐд.

Шагом, упражнения на восстановление дыхания

4.ОРУ на месте:

-руки вверх поднимаем, встаѐм на носки, опускаем руки, И.П. -

наклоны головы вперѐд, назад, влево, вправо, круговые вращения рук

-И.П. широкая стойка, наклоны, 1 -наклон к левой ноге, 2 - по середине, 3- к правой ноге, 4- И.П.

-И.П. широкая стойка, правая рука поднята вверх. 1-2 -наклон влево, 3-4 -наклон вправо. И.П. широкая стойка.

1-2 -наклон вперѐд, 3-4 наклон назад,- приседания, 1 -

развернуть, спина прямая, руки на поясе. Следить за соблюдением дистанции.

1. Руки в стороны.

2. 2. Вверх (вдох)

3. 3. В стороны

4. 4. И.п. (выдох)

Потянуться вверх, спина прямая, смотреть вперѐд.


Вы готовы к туристическому походу?


Но сначала необходимо разделится на две группы. На «первый-второй» рассчитайтесь.

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

На выполнение задания вам дается только две минуты. За это время вы должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.

Через две минуты вы соберётесь в две группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые и вторые номера. А теперь приветствуете друг друга внутри своей группы.

По свистку первая группа – шаг вперед (определились две команды)

А для того чтобы вам определить маршрут нашего путешествия, предлагаю воспользоваться волшебным кубиком (игральный кубик).

На слайде гиперссылка на места. По очереди дети подкидывают кубик.

Открывая картинку, учитель кратко рассказывает легенду, сопровождая фотографиями на слайде), связанную с данным местом и дети выполняют эстафету.


1.Буданова гора (легенда в Приложении). Мы оказались на вершине горы.

Для того, чтобы продолжить наш поход, необходимо спуститься с горы. А для этого проведем эстафету «Узелки». 

Соревнуются две команды одновременно. На одной стороне зала на подставке устанавливают гимнастическую палку с завязанными на ней различными морскими узлами. На другой стороне зала — стартовая линия. Участники команд, приняв старт и добежав до гимнастической палки, стараются развязать свой узел и вернуться к своей команде, чтобы передать эстафету следующему игроку. Количество узлов равно числу участников команды.

Вы успешно справились с заданием, продолжаем поход

(подкидывают кубик, на карте появляется следующий пункт)

2.Моховое болото (легенда в приложении). Нам предстоит преодолеть болото. Эстафета «Болото»

Каждой команде выдается 2 обруча. С их помощью надо преодолеть «болото». Группы из 3-х человек. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта можно вернуться по «мостику», т.е. просто катить обручи по земле. А на линии старта обручи передаются следующей тройке. Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча – можно «утонуть».

Успешно справились с данным заданием, и мы идем дальше (бросают кубик)


3.Золото песчаной косы (легенда в Приложении). И здесь нам пригодится веревка, а точнее я сейчас свяжу две веревки морским узлом, а вы попробуете, соревнуясь, перетягивая канат, разорвать узел.

Правила:
1. Начинать перетягивать можно только по установленно­му сигналу.
2. Перетягивать разрешается только установленным спо­собом.


Движемся дальше.

4.Лысые горы (легенда в Приложении)

«Эстафета зверей». Играющие делятся на 2 равные команды и выстраиваются в колонны по одному. Играющие в командах принимают названия зверей. Стоящие первыми называются «медведями», вторыми - «волками», третьими - «лисами», четвертыми - «зайцами». Перед впереди стоящими учениками проводится стартовая линия. По команде воспитателя участники команд должны «пропрыгать» до заданного места так, как это делают настоящие звери. Команда «волков» бегут как волки, команда «зайцев» - как зайцы и т. д.


5.Русалка Бобрового озера (легенда в Приложении)

Согласитесь, что главному герою легенды пригодилась ловкость и смекалка и вам предстоит выполнить следующее задание.

Командам по очереди задают по одной загадке и те отвечают после обсуждения. Побеждает команда, ответившая правильно на большее количество загадок.


Лента, мяч, бревно и брусья,

Кольца с ними рядом.

Перечислить не брусья

Множество снарядов.

Красоту и пластику

Дарит нам... (гимнастика)

 

Соберем команду в школе

И найдем большое поле.

Пробиваем угловой -

Забиваем головой!

И в воротах пятый гол!

Очень любим мы... (футбол)

 

Здесь команда побеждает,

Если мячик не роняет.

Он летит с подачи метко

Не в ворота - через сетку.

И площадка, а не поле

У спортсменов в... (волейболе)

 

Очень трудно жарким летом

Пробежать его атлетам,

Много долгих километров

Пролететь быстрее ветра.

Путь нелегок, назван он

Древним словом... (марафон)

 

В этом спорте игроки

Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это... (баскетбол)

 

Я смотрю - у чемпиона

Штанга весом в четверть тонны.

Я хочу таким же стать,

Чтоб сестренку защищать!

Буду я теперь в квартире

Поднимать большие... (гири)

 

Две дощечки на ногах

И две палочки в руках.

Если мы дощечки смажем -

Снежный экстра-класс покажем!

Зимние рекорды ближе

Тем, кто очень любит...(лыжи)

 

На Олимпе в древнем мире

Греки поднимали гири,

Состязались в беге, силе,

Тяжести переносили.

И дарила им награды

Летняя... (олимпиада)

 

Мы не только летом рады

Встретиться с олимпиадой.

Можем видеть лишь зимой

Слалом, биатлон, бобслей,

На площадке ледяной -

Увлекательный... (хоккей)

 

И мальчишки, и девчонки

Очень любят нас зимой,

Режут лед узором тонким,

Не хотят идти домой.

Мы изящны и легки,

Мы - фигурные... (коньки)

 

По воротам бьет ловкач,

Плавая, бросает мяч.

А вода здесь вместо пола,

Значит, это... (ватерполо)

 

В честной драке я не струшу,

Защищу двоих сестер.

Бью на тренировке грушу,

Потому что я... (боксер)

 

Посмотрите, я пловец!

Молодец и удалец!

И в бассейне я король -

Я владею стилем... (кроль)

  

Я слыву с недавних пор

Очень смелым малым.

Без лыжни съезжаю с гор,

Обожаю... (слалом)

 

Вот спортсмены на коньках

Упражняются в прыжках.

И сверкает лед искристо.

Те спортсмены - ... (фигуристы)


6.Змеевы горы (легенда в Приложении)

«Ловкие драконы». Ребята выстраиваются в две колонны. Каждый держит впереди стоящего за пояс. Они изображают драконов. Первый в колонне — это голова дракона, последний — хвост, по команде ведущего драконы начинают двигаться. Задача головы — поймать хвост другого дракона. А задача хвоста — убежать от головы первого дракона. Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки хвоста другого дракона, можно выбрать новую голову и новый хвост, и продолжить игру.

Подведение итогов.

На карте найти места, которые посетили, и написать главного героя легенды.

Рефлексия. Посмотрите на фигуры туристов, размещенные на доске, и проанализировав свою работу на занятии, подойдите к одной из фигур.

синий (было тяжело преодолевать препятствия, устал, нужен отдых);

желтый (необходима была помощь товарищей, но с испытаниями справился, после привала, готов идти дальше);

красный (со всеми испытаниями справился, готов идти дальше).

Я благодарю вас, ребята, за вашу работу, за то, что вы дружно прошли все испытания, потому что вы… (поворачивает картонные фигуры, на обороте которых написано: «Смелые», «Ловкие», «Отважные»).


По окончании занятия ребятам вручаются медали.





Буданова гора

С аратовская земля долгое время оставалась окраиной России, нуждаясь в защите и охране. Да часто оставалась без пригляда. Возможно, с этим связана любовь к ней различных разбойников. Им было удобно хорониться здесь вместе с награбленными сокровищами.

Один из них, Будан, промышлял со своей бандой грабежом караванов, шедших по Астраханскому тракту, нынешней дороги на Волгоград. Совершал он быстрые набеги и на одиночные суда, проплывавшие по Волге в окрестностях села Багаевка, что на правом берегу недалеко от Саратова. Сказывают, что Будан собирал дань с судовладельцев. Тех же, кто противился отдавать нажитое, разбойник убивал, а судно грабил.

Среди местного населения до сих пор живёт слух, что всё награбленное Будан прятал в пещеры на южном склоне горы, у подножья которой и расположилась Багаевка. Её так и зовут – Буданова гора.

По прошествии лет в этих краях стали появляться охотники уже за разбойничьими сокровищами. Но пока никому не удалось отыскать богатства, спрятанные в Будановой горе. К тому же бытует поверье, что каждый, кто дотронется до клада, будет засыпан землей. Сегодня здесь частые посетители – парапланеристы и сурки. Первые любят парить над склонами и полями вокруг горы, а вторые облюбовали земную часть заветного места.









Золото песчаной косы

Н е забыта ещё в России профессия бурлака. Каждый сразу вспомнит картину великого русского художника Ильи Репина «Бурлаки на Волге». К слову сказать, бурлаки были не только на Волге, а везде, где ходили суда и была нужда поднимать их на тяжёлых речных участках против течения. А уж вниз они сплавлялись своим ходом, увлекаемые самим течением.
Саратовская область, рассекаемая Волгой на две части и два мира – лесной и степной, особо хранит воспоминания о труде бурлаков, что, скрипя мускулами да бечёвками, мяли песок правого берега, поднимая тяжёлые суда-расшивы, напоминающие сегодняшние баржи, вверх по течению.
Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. При встречном приходилось напрягаться. Бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем!», которая обычно пелась для согласования сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивания расшивы с места после подъёма якоря.
Подобные исторические картины хранятся в коллективной памяти и одного из старейших саратовских сёл Золотое, что расположилось на правом берегу Волги. Подходя к нему, бурлаки непременно делали длительный отдых, основательно подкреплялись, собирались с силами. 
Причиной тому была песчаная коса, отходящая от берега вглубь реки, образуя дальнюю мель. Вот и приходилось тянуть судно практически по речному дну. Многие не выдерживали и бросали работу. Купцы, хозяева товаров, в отчаянии обещали по золотому каждому бурлаку, если он поможет перетащить через песчаную косу расшиву.
Не ходят больше бурлаки по волжским берегам. Давно уже нет и старожилов села Золотое, которые могли бы сказать, что видели всё это наяву. Осталось только название, связавшее прошлое и настоящее, быль и небыль забытых времен.





Легенда лысых гор

М ногие проезжали мимо или побывали в посёлке Лысые Горы, что расположился у подножья песчаных гор на берегу быстрой реки Медведицы. Да мало кто знает старинную притчу, что хранят здешние густые леса.
Во времена давние, летописные, не было ни селений, ни людей в этих дальних, окраинных местах. Жили здесь только звери дикие, да редкие смельчаки.
Жила на заросших дубовым лесом, похожих на огромные лохматые головы горах и стая волков. Были они их хранителями и хозяевами. Защищали лес от не прошеных гостей, берегли от слабых да больных зверей. Можно сказать, правили мудро и справедливо.
Но даже к волкам, рано или поздно, приходит лихая беда. На этот раз пришла она в виде свирепого медведя, пожелавшего заполучить заповедную землю в своё владение. Объявил он вожаку стаи, что желает вступить с ним в битву смертную за место желанное.
Мудрый вожак предложил вместе править, стать добрыми соседями:
– Тебе достанутся ягоды, рыба, сладкие коренья, да дикий мёд, а нам – зверь хворый да слабый. Летом вместе будем с недругами сражаться, а зимой посторожим твой сон.
Но медведь возгордился, взыграла в нем жадность великая, возомнил себя самым могучим зверем на земле:
– Мне с тобой, серый, дружбу водить ни к чему. Я один хозяйничать желаю. Моя в бою возьмет – все волки уйдут отсюда навеки, а твоя возьмёт – стало быть, не вышло моё время в этих местах хозяином быть.
Не принято у волков от брошенного вызова отказываться, ничего не оставалось старому вожаку, как принять бой на закате дня. 
Страшная битва разразилась среди тихих мест. Вожак был быстр и ловок, прыгал с вершины на вершину, пытаясь поразить медведя в очередном прыжке. Но медведь был могуч, силён, от его ударов взлетали огромные куски породы вместе с деревьями, на земле оставались борозды от когтей, да ямы от лап.
Оступился старый волк, приземлился на вершину горы навзничь, пошевелиться не в силах. Медведь, предвкушая победу, встал на задние лапы, издал рёв страшный и рухнул, что есть мощи, на вожака.
Удар был такой силы, что затрещала вершина горы, часть её обвалилась и упала в воду быструю, похоронив под собой поверженного волка и обессиленного сражением медведя.
А река на месте том надвое разделилась и остров образовала, на медвежью голову похожий.
Много времени с тех пор прошло, а до сих пор горы в местах сражения ни лесом, ни травой не затянулись. И остров в виде медвежьей головы всё также разбивает бурлящую о его края воду. А стая волков нет-нет да соберётся на вершине одной из Лысых Гор на закате дня, осмотрит посёлок с его людской суетой, да завоет – то ли на луну, то ли на Большую Медведицу.


Русалка Бобрового озера

Е сть в Саратовской области небольшой городок Калининск. Во времена давние, да правдивые, стояла на его месте деревня Баланда, окруженная дремучими лесами, многими старицами, озерами да болотами. Местные жители верили в домовых, леших, русалок и прочих сказочных, как говорят учёные люди, существ.
Жил-поживал в Баланде сапожник Тимофей с женой, сыном и дочкой. Пока жена по хозяйству хлопочет, сапожник в мастерской сапоги ладит, а дети в лес по грибы и ягоды ходят. 
Как-то раз не вернулись они к ужину. Забеспокоились сапожник с женой, защемило сердце родительское. Собрался сапожник в лес идти детей кликать, а жену дома оставил дожидаться, за хозяйством глядеть.
Лес начинался неподалеку от дома, а до самой-то чащи полдня ходу. Да только туда никто и не ходил, уж больно место гиблое. Обошел сапожник весь ближний лес, кличет детей, а в ответ тишина. Уж солнце заходит, сумерки в лесу начинаются. Делать нечего, пошел сапожник вглубь. Вспомнилось ему, как сын говорил про Бобровое озеро, что перед самой чащей, да про то, как сосед на днях притащил с него полмешка рыбы. Может, к нему и отправились сын с дочерью, да увлеклись, а тут и стемнело, сидят, боятся по лесу идти, думалось сапожнику, пока он шел к озеру.
Наконец добрался, зовет детей своих, а в ответ всё та же тишина. Пошел сапожник по берегу, вдруг слышит, поёт кто-то тихим женским голосом. Вскоре вышел он на поляну возле раскидистой ивы у самой кромки озера. Одна из ветвей над гладью водяного зеркала стелется, листьями воду гладит. Сидит на той ветви девушка с длинными волосами, гребнем деревянным их расчёсывает, тихим голосом мелодии разные выводит. Вместо ног у неё рыбий хвост, сама синяя, будто замерзшая. 
Увидел её сапожник, от удивления и страха ни слова сказать, ни с места сойти не может. Увидела и его русалка, спрыгнула в воду, подплыла и стала к себе звать.
Опомнился сапожник, понял, с кем дело имеет, решил сам вперёд с ней заговорить.
– Не видала ли ты мальчика и девочку, детей моих, они домой из леса не воротились?
– Видела, я им песни пела, им так понравилось, что пошли они со мной в глубину, в водном царстве теперь прислуживать мне будут.
– Как же можно им под водой жить, им здесь, на белом свете, расти надо. Да и нам с женой без них жизни нет. Пропадём без них, жена с горя изведётся, а я за ней. Верни их, проси взамен чего хочешь. 
– Нет уж, что я забрала, отдавать не стану, а ты уноси ноги прочь, пока и тебя не заманила да насмерть не защекотала!
Опечалился сапожник, не знает, как домой возвращаться, жене рассказать, что с детьми приключилось. Идёт вдоль озера, на палки острые натыкается, горе разум затуманило, душа в клочья рвётся.
Вдруг слышит кто-то из-под ног ему говорит, присвистывая:
– Ходят тут всякие встречные-поперечные, по крыше сапогами стучат, спать не дают!
– Кто здесь? – изумился сапожник
– Это ты – кто здесь? А мы бобры, коренные жители Бобрового озера. Нет нам покоя, мало того, что эта певица поселилась в озере, всех, кого не попади, на дно тащит, так ещё всякие толкутся у нас на потолке! Чего ты забыл здесь в такой час?
Рассказал сапожник, что его привело сюда, поделился печалью своею: «Что мне теперь делать, как жить дальше?»
– Поможем мы тебе. Есть у нас и свой интерес с русалкой посчитаться. Наша семья это озеро веками создавала, делая запруды то в одном месте, то в другом. А русалка от скуки любит нам, бобрам, насолить. Повадилась наши плотины ломать, уже не успеваем всем семейством за ней их править. Ей то что, она в другое место переберётся, а нам тут жить, это дом наш, уходить нам некуда.
Есть одно средство от русалок проверенное, нам от деда досталось – гребень, бобровым королём заговоренный. Надо его в волосы русалке заколоть, тогда она послушной станет и выполнит всё, что пожелаешь. Возврати своих детей и заставь её навсегда покинуть озеро. Мы бы и сами это сделали, да только нас, бобров, она к себе и близко не подпускает.
И дали бобры сапожнику заговоренный серебряный гребень.
– А как же мне-то к ней подобраться, она ведь меня прогнала?
– Ну, это уж ты сам думай, мы ведь бобры, а ты человек, чай, сообразишь.
Отправился сапожник обратно к русалке, гребень в карман спрятал. Вышел на заветную поляну, видит, русалка по-прежнему на ветви сидит. Подошел сапожник ближе, обратился к ней:
– Не серчай на меня, нельзя мне без детей моих. Возьми меня к ним на дно озера, может, и я тебе пригожусь.
Подумала русалка, решила, что мужик ей в хозяйстве точно пригодится, и запела, заманила взглядом сапожника в озеро, обвила его своими волосами, повлекла на дно.
Но сапожник не растерялся, вытащил гребень из кармана и воткнул в густые русалочьи косы. Взвилась русалка, выпустила из своих смертельных объятий сапожника, заревела голосом звериным и вмиг стихла.
Выбрался на берег сапожник ни живой, ни мертвый, а русалка уже возле него и спрашивает:
– Чего мой господин желает?
– Первым делом верни мне детей, да чтобы с ними ничего дурного не приключилось.
Исполнила желание русалка, вышли дети на берег, увидели отца, бросились к нему, а сами плачут, как колоски на ветру трясутся.
– А теперь, – говорит сапожник, – хочу, чтобы ты навсегда покинула эти места, чтобы ни внукам моим, ни правнукам не довелось увидеть тебя.
Исполнила и это желание русалка, нырнула вглубь озера, с тем и пропала.
Вернулся сапожник с детьми домой под самое утро, петухи только один раз прокричать успели. А жена уже на лавочке около дома сидит, от слёз глаза опухли. Увидала их, бросилась к ним, так, обнявшись, всей семьёй в дом и зашли чай с вареньем пить.
Сколько потом сапожник не рассказывал, что с его детьми и с ним самим приключилось, никто ему не верил, а всё ж осталась эта история в народе, неважно, как быль или небыль.





Змеевы горы

С лавится своей историей, воинским училищем, да цементом город Вольск Саратовской области на всю Россию. Известны и меловые горы на правом волжском берегу, что протянулись от Вольска в сторону Саратова на тридцать пять километров.
Да мало кто знает, и давно уже нет тех, кто помнил, что в стародавние времена в окрестностях слободы Малыковки – будущего Вольска – жил огромный змей-полоз. Он разорял местные селения, пожирал домашний скот, не давал покоя местным жителям. Обитал тот змей в урочищах, что сегодня поросли густым лесом и спускаются к самой Волге.
Не находилось силы, способной победить проклятого змея. Все, кто отваживался на борьбу с ним, пропадали без вести. Так и жили люди, смирившись со своей бедой. И уже сами выводили змею на кормление то телят, то овец, лишь бы на них самих не нападал.
Сам змей-полоз привык к такому порядку, считая себя царем здешних земель.
Но вот один сотник, кавалерийский командир, возвращался с похода на крепость Азов под началом царя Петра Великого и решил заглянуть сюда, посмотреть, как люди живут, разузнать, чего хорошего тут есть.
Зашёл сотник в ближайшее от Волги село, идёт по улице, встречных людей расспрашивает. А люди всё нерадостные, неразговорчивые, в ответ только косятся. Запросился сотник к одной бабушке на постой, сел обедать. Бабушка, добрая душа, всё, что есть, на стол поставила, и говорит:
– Извини солдатик, да только ничего мясного или молочного у меня нету, нынче во всём селе не сыскать ни коровы, ни теленка, ни порося, ни овцы.
– А что такое? Мор или чума?
–Да если бы, у нас беда пострашнее. 
И рассказала бабушка сотнику всё, как есть. Удивился солдат такому чуду и спрашивает:
– А что же никто не попытался этого гада извести?
– Пытались, соколик, сколько он наших мужиков за эти годы, что тиранит нас, извёл, никто уж не считает. А теперь и некому вызов 
кидать, одни стары, другие малы, третьи на войну ушли.
Жалко стало сотнику женщин и детей, стал он думать, как змея извести. Собрал всех сельчан и говорит:
– Думаю змея-полоза хитростью взять. Выроем яму глубокую, сверху бревна подпиленные положим, да землёй присыплем. На приваду пару баранов на прикол поставим. Если змей провалится, то зарубить его уж моя забота.
Так и сделали. Через пару дней всё было готово – и яма глубокая, и бараны из соседней деревни для такого случая пригнанные. Сотник тоже подготовился – взял черенок от лопаты и накрепко примотал к нему саблю, что бы змея в яме сподручнее было рубить
Пришло утро третьего дня, привязали баранов в центре ловушки, а сотник в ближних кустах залёг, затаился. Час ждёт, три ждёт, уже вечер заходит, а змея всё нет. Сотнику стало невмоготу лежать, не шевелясь, думал и вовсе уйти, так и не дождавшись. Наконец заслышалось издалека шипенье страшное. Видит, ползёт огромный змей, по сторонам глазами стреляет, на солнце переливается, сам чёрный, а по бокам серые молнии. Подполз к баранам, приподнялся над землёй и обрушился на них сверху. Брёвна подломились, не выдержав веса змеиного, с треском провалились вместе с чудищем. 
Тут и сотника черёд подошел. Выскочил он из кустов, подбежал к краю ямы, видит – змея брёвнами придавило, извивается он, шипит, того и гляди выберется. Не теряя времени, стал сотник его саблей рубить. Рубил, пока на мелкие куски не покрошил. 
Потом эти куски по всем деревням, что вдоль Волги и ныне стоят, растащили как доказательство завершения змеиного террора. Там, где их земле придали, выросли холмы да горы. Их и по сей день зовут – Змеевы горы.






















Моховое болото

В Базарно-Карабулакском районе близ села Иваново сохранилось в густых лесах моховое болото – одно из последних с древних времён. И сегодня оно богато мягким мхом, удивительными цветами, запахами и ягодами.
Да только сказ пойдет не о сегодняшних красотах, а о временах давних, местах диких и людях добрых и злых.
Много веков назад, когда сам Саратов только закладывался, вокруг было полно безлюдных мест. Лишь редкие поселения, словно маяки в море, освещали ночную мглу своими огоньками, служившим одиноким путникам и большим караванам знаком о добром ночлеге. А бывало, и о логове разбойничьем.
В одной небольшой деревушке Иваново жили-были добрые люди, все как один отменные мастеровые и гостеприимные хозяева. Жили они дружно, на всю округу славились калачами да коваными изделиями. 
Как-то раз в недобрый час проезжала мимо деревни злая колдунья и решила заехать в Иваново, да посмотреть, хорошо ли люди живут али плохо.
Встретили её как дорогую гостью, угостили калачом, напоили квасом, поправили её лошади подковы и в путь собрали целый кузов гостинцев, а провожать вышли всей деревней.
Позавидовала злая колдунья доброте и счастливой жизни людей деревенских и надумала нагнать на них жуткую напасть – разбудить лихо-болотное. То самое, которое, если привяжется, то не отстанет, пока не замучает в конец бедами. 
Свершила колдунья своё чёрное дело.
С тех пор дела в Иваново не заладились. Пшеница не растёт, хлеб не печётся, в кузнице один брак выходит. Приуныли добрые люди, пригорюнились, руки опустили, стали задумываться о переезде на новое место.
Да только не бывает худа без добра. Как раз в тот самый заветный час мимо деревни старец седой путь держал до самого Саратова, чтобы службу будущему граду сослужить. Решил старец остановку в Иваново сделать, сил поднабраться, да подковы коню подправить.
Зашёл он к мельнику за хлебом и узнал, что прошлые запасы муки на исходе, а нынешний урожай и вовсе зачах. Отправился на кузницу, а в её горне последние угли затухают. Хотел старец воды из колодца испить, зачерпнул ведёрком, а вода солёной оказалась.
Опечалился он, хотел было уйти из неблагополучного места, как к нему девчушка малая подбежала и предложила молока взамен воды испить.
Выпил старец молоко, поблагодарил девочку, да поинтересовался: «А что у вас тут случилось, отчего люди в деревне чернее тёмной тучи ходят, дела не ладятся?»
Тут и рассказала ему девочка о том, как хорошо им жилось, всё у них было и славилась их деревня на всю округу калачами румяными, да кузнецом-мастером. Как пришла к ним злая колдунья, позавидовала их жизни счастливой и наслала на них лихо с соседнего болота. 
А сами они уж готовы бросить всё и от горя бежать, куда глаза глядят.
Жалко стало старцу местных жителей, решил помочь им с напастью справиться.
Созвал всех в кузне и молвил такие слова:
– Люди добрые, знаю про вашу беду, знаю и как помочь вам от злого лиха избавиться.
Наказал он кузнецу растопить печь докрасна, мельнику собрать остатки муки и испечь добрый калач, а ребятам отправиться на болото и громко петь о празднике румяного калача, который будет отмечаться в кузнице и гулять на котором соберётся вечером вся деревня. Да петь так, как будто в последний раз, чтобы непременно лихо болотное услышало.
Всем остальным наказал нарядиться в лучшие одежды и прийти в кузницу лихо поджидать.
Послушали его люди и решили: была, не была, терять уже нечего, почему не попробовать. 
Идут ребята по болоту, от страха трясутся, а сами, что есть мочи, на веселый лад песнь выводят про вечерний праздник румяного калача. Вдруг раздался всхлип болотный. Жутко стало. Казалось, исчезли из леса все звуки живые, только песня ребят всё громче становилась.
Не успели они вернуться в кузницу, как след за ними на пороге появилось лихо. Завидело румяный калач на печи и бросилось к нему. А тем временем жители поджидали лихо за холстовым пологом. Не мешкая, бросились все разом – кто с вилами, кто с рогатинами – да лихо в печь затолкали и затвором закрыли.
Билось лихо в огне, выло, тёмные силы призывало, да с тем и сгорело, в трубу чёрным дымом вылетело.
Вышли люди на улицу из кузницы, а тут и солнце красное встаёт, новый день нарождается. Огляделись по сторонам, изумились: пшеница на поле с налитыми колосьями стоит, цветы на лугу цветут, птицы весело щебечут.
И старец их поприветствовал: «Доброта на вашу землю вновь вернулась!»
Гуляли в тот день всей деревней, а после зажили как прежде – с добром в сердце и калачом на столе.







Я годная поляна

Все сказки да сказы, были-небыли, чудеса да волшебство дела не только давно минувших дней. И сегодня, бывает, чудеса встречаются. Есть одна такая легенда, дошедшая до нас не как запылившаяся былина, а как то, во что трудно поверить, а проверить можно, но сложно.

Родилась легенда сто с лишним лет назад в чудесном селе Ягодная Поляна Татищевского района и всё ещё жива. 
Старожилы сказывают дивную историю, известную им от их дедов, про обитающего в окрестных лесах громадного змея – черного цвета, четырех с половиной метров в длину, с ведро в толщину и человеческой головой. Говорит неразборчиво, но понять можно. Сказывают, что некоторые встречали его у дороги, где змей упрашивал поцеловать его. Местные жители уверены, что это нечистый или проклятый, а если исполнить его желание, то, возможно, он в награду укажет на клад.
Говорят еще, что там, где змей появлялся, на будущий год зарождалась лесная земляника, а сам змей более на этом месте не показывался. Может, с этим связано такое богатство местных лесов земляничными полянами, рассыпанными то тут, то там, будто их сеял шальной ветер.
Выходит, у каждого из нас и сегодня есть возможность выяснить – быль это или нет, отправившись в путешествие по нашей богатой историей и природой Саратовской области.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!