СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия: игра-соревнование «Тараканьи бега» (интеллектуальные соревнования для учащихся 7-А, 7-Б классов)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель игры-соревнования: проверить качество знаний, полученных учащимися 7-х классов на уроках биологии при изучении класса Насекомые, развивать умение применять знания в нестандартных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия: игра-соревнование «Тараканьи бега» (интеллектуальные соревнования для учащихся 7-А, 7-Б классов)»


Сценарий внеклассного мероприятия: игра-соревнование «Тараканьи бега»

(интеллектуальные соревнования для учащихся 7-А, 7-Б классов)

Цели и задачи: создать условие для наилучшего обобщения и закрепления знаний о многообразии насекомых и их значении в природе и жизни человека.

образовательные – закрепить и расширить знания о многообразии класса насекомых в природе и их практической роли в жизни человека, акцентировать внимание учащихся на редких и исчезающих видах класса насекомых, которые занесены в Красную книгу;

развивающие – развивать умение быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий, самостоятельно вести исследовательскую работу, выступать с сообщениями перед аудиторией слушателей; развивать интерес к миру насекомых;

воспитательные – воспитывать внимание, взаимовыручку, прививать чувство бережного отношения к природе.


Учитель: Дорогие ребята, на уроках зоологии вы изучили класс Насекомые. Сегодня мы проводим интеллектуальные соревнования для учащихся 7-А, 7-Б классов. Название нашего внеклассного мероприятия выбрано не случайно: тараканы – насекомые, которых человек использует для проведения соревнований - тараканьих бегов. Цель игры-соревнования: проверить качество знаний, полученных учащимися 7-х классов на уроках биологии и развивать умение использовать знания в нестандартных ситуациях.

Ведущий: «Когда приходит лето, они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли?

Ведущая: Как предполагают зоологи, их на Земле миллиард миллиардов. Больше чем звезд в нашей Галактике!»

Ведущий: О ком эти строки? (о насекомых)

Верно! О насекомых. Насекомые по сравнению с человеком очень маленькие животные и почему же человек ими интересуется, и мы их изучаем в школьном курсе биологии?

Ведущая: Сегодня мы проводим интеллектуальные соревнования между учащимися 7-х классов и поговорим о многообразии насекомых и выясним их значение в природе и в жизни человека.

Ведущий: В соревновании примет участие команда 7-А класса под названием «Муравей» и команда 7-Б класса - «Пчела».

Ведущая: капитан команды «Муравей» - ______________________

Ведущий: капитан команды «Пчела» - ________________________

Представляем жюри: ________________________________________

Ведущая: История возникновения насекомых берет свое начало с палеозойской эры. Первые бескрылые насекомые появились еще в девоне около 300 млн. лет назад вместе с завоеванием суши растениями. А затем благоприятные экологические условия среды способствовали их быстрому развитию и распространению.

В настоящее время по многообразию форм класс насекомых превосходит все остальные группы животного мира.

Ведущий: И что же известно о многообразии форм насекомых?

Мы сейчас попробуем выразить это многообразие насекомых при выполнения командами задания №1:

1-я команда: по средам обитания;

2-я команда: по строению крыльев;

Ведущая: пока команды выполняют задания , мы предоставим право болельщикам заработать дополнительный бал своей команде ответив на вопросы.

Итак, 1-й вопрос: как вы считаете почему наши сегодняшние соревнования называются «Тараканьи бега»? (предполагаемый ответ тараканы - единственные насекомые, которых человек использует для соревнований)

Ведущий: 2-й вопрос: в какой сказке про насекомых упоминаются тараканы?

(ответ: Корней Чуковский «Муха Цокотуха»: «…прибегали тараканы, выпивали все стаканы…»)

Ведущая: Проверяем выполнение командами задания № 1 - заслушиваем команды. (Ответы команд….)

Ведущий: Мы выяснили, что насекомые приспособились ко всем средам обитания, их объединяют в отряды по различным признакам (по наличию и строению крыльев, по строению ротового аппарата и т.д.), они являются звеном цепей питания в природе.

Ведущая: Выясним знают ли наши команды о роли насекомых в природе и жизни человека. Для этого мы предлагаем им выполнить задание №2 «Значение класса Насекомые»

Задание 1-ой команде: Какова роль насекомых в природе?

Задание 2-ой команде: Каково значение насекомых в жизни человека?

Ведущий: пока команды готовят ответы на задание, болельщикам вновь представится возможность заработать балы для своих команд. 1-й вопрос: о каком насекомом идет речь в стихотворении:

… Не спрашивай, откуда появилась, куда спешу;

Здесь на цветок я легкий опустилась. И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья, дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья и улечу.

(А.Фед)

Ответ – обосновать!

Ведущая: 1-й вопрос: найдите ошибку, которую допустил поэт в стихотворении:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу.  (у бабочки не 2 крыла, а 4 крыла)


Ведущий: Заслушаем команду «Пчела» - ответ на 2-е задание.

Ведущая: Заслушаем команду «Муравей» - ответ на 2-е задание.

Ведущий: просим жюри подсчитать сумму балов, которые заработали команды за 1-е и 2-е задание. А болельщикам предлагаем заработать балы для своих команд, вспомнив строки из песен о насекомых…

(предполагаемый ответ: «…и пчела просто так тоже не престанет, ведь царапать и кусать зря никто не станет…»;

«…в траве сидел кузнечик, совсем как огуречик зелененький он был…)

(если жюри не успевают с подсчетом балов можно предложить уч-ся спеть названные песни)

Ведущая: представляем слово жюри……

Ведущий: Следующее задание называется «Насекомые – опылители растений»

Большинство насекомых активно посещают цветки растений, питаются нектаром.

Вопрос команде «Муравей»: Каких насекомых-опылителей вы знаете?

Вопрос команде «Пчела»: В чем важность опыления? (ответы на вопросы)

Ведущая: 4-е задание называется «Насекомые - звено цепей питания».

Задание команде «Пчела»: приведите пример растительноядных насекомых.

Задание команде «Муравей»: существуют насекомые, которые питаются насекомыми и другими животными; приведите пример хищных насекомых.

Ведущий: В восточных рукопашных боях есть такой прием – удар богомола.

Вопрос команде «Пчела»: объясните, как вы считаете почему прием получил такое название?

Ведущая: Издревле в Китае культивировался шелк. Что такое шелк? И при чем здесь насекомые ? Этот вопрос мы задаем команде «Муравей».

(Ответ: нить, полученная при раскручивании кокона тутового шелкопряда. Паутина – это чистый белок, причем нить ее прочнее стали. Еще Аристотель писал об этом удивительном продукте биотехнологии загадочного востока.)

А сейчас мы проверим, знают ли команды противников друг о друге: команда «Пчела» расскажет как можно больше фактов о муравьях, а команда «Муравей» - о пчелах.

Ведущая: Пока команды готовят ответы на задание «Знаешь ли ты противника», болельщики вновь зарабатывают балы командам:

1-й вопрос: Существуют народные приметы относительно насекомых: как насекомые предсказывают человеку погоду?

2-й вопрос: ученые, обучают этих насекомых поиску взрывчатых веществ, полагая, что эти насекомые в этом деле могут превзойти собак. О каких насекомых идет речь?

Ведущий: Пока жюри просуммируют балы, заработанные командами за 5 выполненных заданий, предлагаем командам сыграть в блиц-турнир «Знакомые насекомые»

Ведущая: За правильные ответы участники команд будут получать жетоны.Победит в блиц-турнире команда собравшая большее количество жетонов.

Ведущий:

  • Наука о насекомых? (энтомология)

  • Это кровососущая муха считается самой опасной среди представителей семейства настоящих мух, т.к. является переносчиком возбудителей смертельной для человека сонной болезни.(муха Це Це).

  • Этих личинок комаров-звонцов очень любят рыбы. Как они называются? (Мотыль)

Судя по названию, которое дал ему Карл Линней Матисс религиоза – это прожорливый хищник отличается определенной набожностью. Кто это? (Богомол)

  • Это насекомое знали еще до нашей эры в Древней Греции и Риме. В другие страны Европы оно попало лишь в Х веке и сразу получило прозвище «ночной кошмар». Кто это? (Пастельный клоп)

  • Так называется и жук семейства пластинчатоусых и птица отряда удодов и крупное млекопитающее отряда непарнокопытных. Что это за жук? (Жук-носорог)

  • В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного теленка. А как зовем его мы? (Божья коровка)

  • Как называется личинка бабочки? (гусеница)

  • Древние египтяне обожествляли этого жука, катающего шары из навоза, считали его символом солнца. Его изображения можно было увидеть на амулетах и украшениях. (Скарабей)

  • Какая бабочка названа в честь эталона мужской красоты, и такое название имеет космический корабль? (Аполлон)

  • Что такое прополис? (пчелиный клей)

  • Эту бабочку можно было иначе назвать – флотский командир. О какой бабочке идет речь? (Адмирал)

Ведущая: А сейчас - конкурс капитанов «Узнай меня по рассказу».

Каждое насекомое говорит о себе тремя предложениями. Первое самое трудное. Если капитан угадает насекомое с первой фразы – он принесет своей команде – 3 бала, со второй –2, с третьей – 1. (капитаны угадывают насекомых)

Задание капитану первой команды:

1. «Я обожаю растения семейства Крестоцветных, от их запаха просто теряю голову».

2.За это меня недолюбливает человек.

3. Он все норовит уничтожить кладки моих яиц и моих личинок-гусениц. (Капустная белянка)

Задание капитану второй команды:

1.Я – красавец! Да еще и лекарственный. В старину из меня и моих собратьев готовили мочегонное средство.

2.В те добрые времена меня частенько можно было видеть в цирке: еще бы, ведь я самый сообразительный и отлично поддаюсь дрессировке.

3. «Если вы пригласите меня к обеду, я не замедлю явиться, мне достаточно немного хлебных крошек или плохо вымытых тарелок, на худой конец могу обойтись бумагой». (Таракан черный)

Ведущий: Пока жюри подведут итоги соревнований, вниманию болельщиков предлагаем ответить на 2 вопроса, которые помогут нам определить самого –самого находчивого болельщика!

В каком произведении сверчок охраняет потайную дверь?

(«Золотой ключик» Алексей Толстой)

В каком произведении муравей преподавал урок стрекозе?

(«Стрекоза и муравей» Иван Андреевич Крылов)

Второй команде было дано задание – найти информацию о памятниках посвященных насекомым. Предоставляем слово представителю второй команды.

- Как вы понимаете это высказывание?

- В каких городах поставлены памятники насекомым? (ответы на поставленные вопросы)

Учитель: Ученому У.Холенду принадлежат такие слова:
«Насекомые сейчас – единственные существа, оспаривающие у человека право господства над планетой».

Но, ребята, нельзя забывать и о том, что среди насекомых есть редкие и исчезающие виды, которые занесены в Красную книгу.

А еще мы должны понимать, что охранять нужно не только таких животных, которые находятся на грани вымирания. Нуждаются в охране и просто малочисленные виды, и не только животные полезные человеку, ведь для природы – все живые существа полезные!

Вспомните, как над золотыми головками хмеля летают шмели, вспомните неповторимое звучание пчелиной арфы в ветвях цветущей липы, с детства знакомую песню кузнечика. Пусть все это оставит неизгладимый отпечаток в вашем сердце как красота жизни, как память о самом дорогом. Что человек любит, тем и дорожит.

Я хочу, чтобы вы запомнили слова одного писателя, который сказал:

«Я сорвал цветок, и он завял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что к природе можно прикоснуться сердцем».

Человек отдает дань уважения насекомым, этим божественным существам – люди с давних времен слагают о них мифы, сказки, загадки, пословицы. Этих животных воспевают многие поэты в своих произведениях.

Послушайте одно из стихотворений, написанное Джоном Китсом и переведенное на русский язык С.Маршаком:


Во веки не замрет, не прекратится,

Поэзия Земли. Когда в листве,

От зноя ослабев, умолкнут птицы,

Мы слышим голос в скошенной траве

Кузнечика. Спешит он насладиться

Своим участьем в летнем торжестве

То зазвенит, то снова притаится

И помолчит минутку или две.

Поэзия земли не знает смерти.

Пришла зима. В полях метет метель,

Но вы покою мертвому не верьте!

Трещит сверчок, забившись где-то в щель

И в ласковом тепле нагретых печек,

Нам кажется: в траве звенит кузнечик…


Ведущая: Предоставляем слово жюри: просим огласить результаты соревнований.

Итог игры-конкурса: Сегодня на уроке мы расширили и углубили свои представления о многообразии и значении класса насекомых, и, надеюсь, сумели «…прикоснуться сердцем к природе…»?

Ведущий: Благодарим всех участников мероприятия «Тараканьи бега»!

Всем, всем – творческих успехов!

(исполнение песни «Не дразните собак…»)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!