Сценарий внеклассного мероприятия: игра-соревнование «Тараканьи бега»
(интеллектуальные соревнования для учащихся 7-А, 7-Б классов)
Цели и задачи: создать условие для наилучшего обобщения и закрепления знаний о многообразии насекомых и их значении в природе и жизни человека.
образовательные – закрепить и расширить знания о многообразии класса насекомых в природе и их практической роли в жизни человека, акцентировать внимание учащихся на редких и исчезающих видах класса насекомых, которые занесены в Красную книгу;
развивающие – развивать умение быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий, самостоятельно вести исследовательскую работу, выступать с сообщениями перед аудиторией слушателей; развивать интерес к миру насекомых;
воспитательные – воспитывать внимание, взаимовыручку, прививать чувство бережного отношения к природе.
Учитель: Дорогие ребята, на уроках зоологии вы изучили класс Насекомые. Сегодня мы проводим интеллектуальные соревнования для учащихся 7-А, 7-Б классов. Название нашего внеклассного мероприятия выбрано не случайно: тараканы – насекомые, которых человек использует для проведения соревнований - тараканьих бегов. Цель игры-соревнования: проверить качество знаний, полученных учащимися 7-х классов на уроках биологии и развивать умение использовать знания в нестандартных ситуациях.
Ведущий: «Когда приходит лето, они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли?
Ведущая: Как предполагают зоологи, их на Земле миллиард миллиардов. Больше чем звезд в нашей Галактике!»
Ведущий: О ком эти строки? (о насекомых)
Верно! О насекомых. Насекомые по сравнению с человеком очень маленькие животные и почему же человек ими интересуется, и мы их изучаем в школьном курсе биологии?
Ведущая: Сегодня мы проводим интеллектуальные соревнования между учащимися 7-х классов и поговорим о многообразии насекомых и выясним их значение в природе и в жизни человека.
Ведущий: В соревновании примет участие команда 7-А класса под названием «Муравей» и команда 7-Б класса - «Пчела».
Ведущая: капитан команды «Муравей» - ______________________
Ведущий: капитан команды «Пчела» - ________________________
Представляем жюри: ________________________________________
Ведущая: История возникновения насекомых берет свое начало с палеозойской эры. Первые бескрылые насекомые появились еще в девоне около 300 млн. лет назад вместе с завоеванием суши растениями. А затем благоприятные экологические условия среды способствовали их быстрому развитию и распространению.
В настоящее время по многообразию форм класс насекомых превосходит все остальные группы животного мира.
Ведущий: И что же известно о многообразии форм насекомых?
Мы сейчас попробуем выразить это многообразие насекомых при выполнения командами задания №1:
1-я команда: по средам обитания;
2-я команда: по строению крыльев;
Ведущая: пока команды выполняют задания , мы предоставим право болельщикам заработать дополнительный бал своей команде ответив на вопросы.
Итак, 1-й вопрос: как вы считаете почему наши сегодняшние соревнования называются «Тараканьи бега»? (предполагаемый ответ тараканы - единственные насекомые, которых человек использует для соревнований)
Ведущий: 2-й вопрос: в какой сказке про насекомых упоминаются тараканы?
(ответ: Корней Чуковский «Муха Цокотуха»: «…прибегали тараканы, выпивали все стаканы…»)
Ведущая: Проверяем выполнение командами задания № 1 - заслушиваем команды. (Ответы команд….)
Ведущий: Мы выяснили, что насекомые приспособились ко всем средам обитания, их объединяют в отряды по различным признакам (по наличию и строению крыльев, по строению ротового аппарата и т.д.), они являются звеном цепей питания в природе.
Ведущая: Выясним знают ли наши команды о роли насекомых в природе и жизни человека. Для этого мы предлагаем им выполнить задание №2 «Значение класса Насекомые»
Задание 1-ой команде: Какова роль насекомых в природе?
Задание 2-ой команде: Каково значение насекомых в жизни человека?
Ведущий: пока команды готовят ответы на задание, болельщикам вновь представится возможность заработать балы для своих команд. 1-й вопрос: о каком насекомом идет речь в стихотворении:
… Не спрашивай, откуда появилась, куда спешу;
Здесь на цветок я легкий опустилась. И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья, дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья и улечу.
(А.Фед)
Ответ – обосновать!
Ведущая: 1-й вопрос: найдите ошибку, которую допустил поэт в стихотворении:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу. (у бабочки не 2 крыла, а 4 крыла)
Ведущий: Заслушаем команду «Пчела» - ответ на 2-е задание.
Ведущая: Заслушаем команду «Муравей» - ответ на 2-е задание.
Ведущий: просим жюри подсчитать сумму балов, которые заработали команды за 1-е и 2-е задание. А болельщикам предлагаем заработать балы для своих команд, вспомнив строки из песен о насекомых…
(предполагаемый ответ: «…и пчела просто так тоже не престанет, ведь царапать и кусать зря никто не станет…»;
«…в траве сидел кузнечик, совсем как огуречик зелененький он был…)
(если жюри не успевают с подсчетом балов можно предложить уч-ся спеть названные песни)
Ведущая: представляем слово жюри……
Ведущий: Следующее задание называется «Насекомые – опылители растений»
Большинство насекомых активно посещают цветки растений, питаются нектаром.
Вопрос команде «Муравей»: Каких насекомых-опылителей вы знаете?
Вопрос команде «Пчела»: В чем важность опыления? (ответы на вопросы)
Ведущая: 4-е задание называется «Насекомые - звено цепей питания».
Задание команде «Пчела»: приведите пример растительноядных насекомых.
Задание команде «Муравей»: существуют насекомые, которые питаются насекомыми и другими животными; приведите пример хищных насекомых.
Ведущий: В восточных рукопашных боях есть такой прием – удар богомола.
Вопрос команде «Пчела»: объясните, как вы считаете почему прием получил такое название?
Ведущая: Издревле в Китае культивировался шелк. Что такое шелк? И при чем здесь насекомые ? Этот вопрос мы задаем команде «Муравей».
(Ответ: нить, полученная при раскручивании кокона тутового шелкопряда. Паутина – это чистый белок, причем нить ее прочнее стали. Еще Аристотель писал об этом удивительном продукте биотехнологии загадочного востока.)
А сейчас мы проверим, знают ли команды противников друг о друге: команда «Пчела» расскажет как можно больше фактов о муравьях, а команда «Муравей» - о пчелах.
Ведущая: Пока команды готовят ответы на задание «Знаешь ли ты противника», болельщики вновь зарабатывают балы командам:
1-й вопрос: Существуют народные приметы относительно насекомых: как насекомые предсказывают человеку погоду?
2-й вопрос: ученые, обучают этих насекомых поиску взрывчатых веществ, полагая, что эти насекомые в этом деле могут превзойти собак. О каких насекомых идет речь?
Ведущий: Пока жюри просуммируют балы, заработанные командами за 5 выполненных заданий, предлагаем командам сыграть в блиц-турнир «Знакомые насекомые»
Ведущая: За правильные ответы участники команд будут получать жетоны.Победит в блиц-турнире команда собравшая большее количество жетонов.
Ведущий:
Наука о насекомых? (энтомология)
Это кровососущая муха считается самой опасной среди представителей семейства настоящих мух, т.к. является переносчиком возбудителей смертельной для человека сонной болезни.(муха Це Це).
Этих личинок комаров-звонцов очень любят рыбы. Как они называются? (Мотыль)
Судя по названию, которое дал ему Карл Линней Матисс религиоза – это прожорливый хищник отличается определенной набожностью. Кто это? (Богомол)
Это насекомое знали еще до нашей эры в Древней Греции и Риме. В другие страны Европы оно попало лишь в Х веке и сразу получило прозвище «ночной кошмар». Кто это? (Пастельный клоп)
Так называется и жук семейства пластинчатоусых и птица отряда удодов и крупное млекопитающее отряда непарнокопытных. Что это за жук? (Жук-носорог)
В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного теленка. А как зовем его мы? (Божья коровка)
Как называется личинка бабочки? (гусеница)
Древние египтяне обожествляли этого жука, катающего шары из навоза, считали его символом солнца. Его изображения можно было увидеть на амулетах и украшениях. (Скарабей)
Какая бабочка названа в честь эталона мужской красоты, и такое название имеет космический корабль? (Аполлон)
Что такое прополис? (пчелиный клей)
Эту бабочку можно было иначе назвать – флотский командир. О какой бабочке идет речь? (Адмирал)
Ведущая: А сейчас - конкурс капитанов «Узнай меня по рассказу».
Каждое насекомое говорит о себе тремя предложениями. Первое самое трудное. Если капитан угадает насекомое с первой фразы – он принесет своей команде – 3 бала, со второй –2, с третьей – 1. (капитаны угадывают насекомых)
Задание капитану первой команды:
1. «Я обожаю растения семейства Крестоцветных, от их запаха просто теряю голову».
2.За это меня недолюбливает человек.
3. Он все норовит уничтожить кладки моих яиц и моих личинок-гусениц. (Капустная белянка)
Задание капитану второй команды:
1.Я – красавец! Да еще и лекарственный. В старину из меня и моих собратьев готовили мочегонное средство.
2.В те добрые времена меня частенько можно было видеть в цирке: еще бы, ведь я самый сообразительный и отлично поддаюсь дрессировке.
3. «Если вы пригласите меня к обеду, я не замедлю явиться, мне достаточно немного хлебных крошек или плохо вымытых тарелок, на худой конец могу обойтись бумагой». (Таракан черный)
Ведущий: Пока жюри подведут итоги соревнований, вниманию болельщиков предлагаем ответить на 2 вопроса, которые помогут нам определить самого –самого находчивого болельщика!
В каком произведении сверчок охраняет потайную дверь?
(«Золотой ключик» Алексей Толстой)
В каком произведении муравей преподавал урок стрекозе?
(«Стрекоза и муравей» Иван Андреевич Крылов)
Второй команде было дано задание – найти информацию о памятниках посвященных насекомым. Предоставляем слово представителю второй команды.
- Как вы понимаете это высказывание?
- В каких городах поставлены памятники насекомым? (ответы на поставленные вопросы)
Учитель: Ученому У.Холенду принадлежат такие слова:
«Насекомые сейчас – единственные существа, оспаривающие у человека право господства над планетой».
Но, ребята, нельзя забывать и о том, что среди насекомых есть редкие и исчезающие виды, которые занесены в Красную книгу.
А еще мы должны понимать, что охранять нужно не только таких животных, которые находятся на грани вымирания. Нуждаются в охране и просто малочисленные виды, и не только животные полезные человеку, ведь для природы – все живые существа полезные!
Вспомните, как над золотыми головками хмеля летают шмели, вспомните неповторимое звучание пчелиной арфы в ветвях цветущей липы, с детства знакомую песню кузнечика. Пусть все это оставит неизгладимый отпечаток в вашем сердце как красота жизни, как память о самом дорогом. Что человек любит, тем и дорожит.
Я хочу, чтобы вы запомнили слова одного писателя, который сказал:
«Я сорвал цветок, и он завял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что к природе можно прикоснуться сердцем».
Человек отдает дань уважения насекомым, этим божественным существам – люди с давних времен слагают о них мифы, сказки, загадки, пословицы. Этих животных воспевают многие поэты в своих произведениях.
Послушайте одно из стихотворений, написанное Джоном Китсом и переведенное на русский язык С.Маршаком:
Во веки не замрет, не прекратится,
Поэзия Земли. Когда в листве,
От зноя ослабев, умолкнут птицы,
Мы слышим голос в скошенной траве
Кузнечика. Спешит он насладиться
Своим участьем в летнем торжестве
То зазвенит, то снова притаится
И помолчит минутку или две.
Поэзия земли не знает смерти.
Пришла зима. В полях метет метель,
Но вы покою мертвому не верьте!
Трещит сверчок, забившись где-то в щель
И в ласковом тепле нагретых печек,
Нам кажется: в траве звенит кузнечик…
Ведущая: Предоставляем слово жюри: просим огласить результаты соревнований.
Итог игры-конкурса: Сегодня на уроке мы расширили и углубили свои представления о многообразии и значении класса насекомых, и, надеюсь, сумели «…прикоснуться сердцем к природе…»?
Ведущий: Благодарим всех участников мероприятия «Тараканьи бега»!
Всем, всем – творческих успехов!
(исполнение песни «Не дразните собак…»)