СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия ко дню толерантности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Толерантности.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия ко дню толерантности»

Сценарий

Внеклассного мероприятия ко дню толерантности

Автор: учитель истории МОУ гимназия № 6 г. Донецк

Зубкова Юлия Борисовна

На сцену выходит 1й ведущий (одет в костюм с бабочкой) выходит из-за кулис: Добрый день дорогие гости нашей гимназии. Рад приветствовать Вас в наших стенах.

На сцену выбегает 2й ведущий (в кроссовках, рваных джинсах, бейсболке на бекрень. ДЕВОЧКА) выбегает из зала: Приветики. Как Ваши делишки?

1й ведущий: ИМЯ 2го ведущего, стой-стой! Ты как одета? Как ведешь себя? Ты же ведущая нашего сегодняшнего мероприятия! А ты вышла на сцену, значит и выглядеть должна прилично, и говорить правильно!

2й ведущий: Это чо вдруг?

1й ведущий: Я же тебе объяснил, что ведущий должен быть одет прилично и говорить соответственно!

(Обращаясь к залу) – я же прав?

2й ведущий: Не, ну а чо! Мне так удобно (демонстрирует кроссовки) и говорю я нормально.

(обращается к залу) – меня же все понимают?!

1й ведущий: (отчаянно) ты же нам срываешь мероприятие! Иди переоденься, (пауза) а я пока за тебя поработаю.

2й ведущий: (почти уходит, затем возвращается, перебивая 1го ведущего) Н-е-а!

Пауза. 1й ведущий пожимает плечами и смотрит в зал, как-бы просит помощи.

2й ведущий (с сарказмом): Ты мне скажи какая у нас тема сегодня? Ну, чо мы обсуждать собрались?

1й ведущий: Тема нашего мероприятия Толерантность. (показывает на экран)

2й ведущий: Ха! Так и я о том же.

1й ведущий: Что ты имеешь в виду?

2й ведущий: Не понимаешь?!

(Обращается к залу) – Поможете, моему другану понять, что я имею в виду?

(спускается в зал) – скажите, желательно одним словом, что для Вас толерантность… (По очереди подходит к 10 людям.)

Варианты ответов:

Терпимость к чужим мнениям

Принятие другого таким, какой он есть

Прощение

Уважение человеческого достоинства

Сотрудничество

Уважение прав других людей

Сострадание

Благосклонность

Расположенность к людям

Понимание

Умение поддержать

Принятие

Доверие

(Возвращаясь на сцену) – Ну вот!

1й ведущий: Что значит – ну вот!

2й ведущий: (вздыхает) какой ты…(как будто хочет сказать тупой, но

вовремя останавливается) глупый!

(с пафосом) – Ты не толерантный!

1й ведущий: Я! (оскорбленно)

2й ведущий: Ты! Ты!

1й ведущий: (гордо) – Я очччень толерантный человек!

2й ведущий: Лааадно, подойдем к вопросу по-другому!

Если ты толерантный, то скажи, что для тебя значит быть толерантным.

1й ведущий: Уважать людей, прощать и сострадать, принимать других такими, как они есть.

2й ведущий: На конец-то! Принимать других, то биш меня, такими, какими они есть!

1й ведущий: Понял! Ты так одета, потому что…?

2й ведущий: Хотела проверить тебя на толерантность!

1й ведущий: И все же мы бы хотели услышать более грамотное определения толерантности. Представляем Вам нашего уважаемого докладчика Александра……., который объяснит значение этого понятия.

«Профессор»: Добрый день! Я расскажу Вам что такое толерантность. Приступим. (Далее читает)

Толерантность, от латинского tolerare — терпеть, переносить, выносить, привыкать, имеет несколь значений:

  • Толерантность в социологии и психологии — это терпимость, умение спокойно, без враждебности воспринимать чужой образ жизни, поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования, признавать право на существование других культур и устойчиво сосуществовать в мультикультурном, мультиэтническом обществе.

  • Иммунологическая толерантность — иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема иммунологической толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей.

  • Экологическая толерантность — способность организмов жить и развиваться в широком диапазоне условий окружающей среды (в том числе при неблагоприятных факторах).

  • Толерантность в фармакологии, иммунологии и наркологии — снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ; привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта.

  • Толерантность в математике — рефлексивное, симметричное, но не обязательно транзитивное (в отличие от отношения эквивалентности) бинарное отношение.

  • Толерантность переменной — термин регрессионного анализа.

  • Инженерная толерантность — допуск, разность между наибольшим и наименьшим предельными значениями (размеров, массовой доли, массы), которая задаётся на геометрические размеры деталей, механические, физические и химические свойства.

  • Звуковая или Музыкальная толерантность — уважительное отношение к различным музыкальным стилям и их поклонникам, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка.

Таким образом, все вышесказанное, раскрывает все многообразие понятия толерантности.

Благодарю Вас за внимание.

(Выходят 1й и 2й ведущие.)

1й ведущий: Спасибо …. За такую содержательную информацию.

2й ведущий: И мы все это будем обсуждать? Так много?!

1й ведущий: Нет, конечно! Мы уделим внимание толерантности как терпимости к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, сексуальной ориентации и обычаям

Ведь это не только социологическая категория. И это, прежде всего, общечеловеческий принцип сосуществования.

2й ведущий: Но ведь такая толерантность означает простое безразличие. Просто тебе все равно как человек одет, как себя ведет, а значит тебе и он сам тебе по барабану. Ой, прости, тебе все все равно!

1й ведущий: Нет. Толерантность это другое. Это терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.

«Профессор» (выходя на сцену): Толерантность означает уважениепринятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

2й ведущий: Поняла, поняла. Вдвоем на одну. Нетолерантные вы наши. (смеется)

«Профессор»: Хочу представить Вашему вниманию небольшой экскурс в историю толерантности. Его нам представят учащиеся 10 класса Синепупова Дарья и Голощапова Ольга.

Докладчик 1 (ДАША): Добрый день. Итак, мы не можем определить временные рамки возникновения толерантности. Но само явление, которое мы определяем этим термином, очень старое.

Докладчик 2 (ОЛЯ): Понятие толерантности сегодня употребляется все чаще, однако, не стоит забывать, что природа толерантного сознания лежит в глубинах этики великих религий мира. История древних культур является хранилищем всех, даже самых ультрасовременных идей, которые являются основами всех начинаний и их плодов, раскрывшихся в дальнейшем развитии человечества. Какой бы актуальной и современной не казалась нам сегодня толерантность, сама идея, конечно, не нова и была присуща человеку даже в те времена, когда шло формирование уникальных национально-культурных традиций.

Докладчик 1 (ДАША): VI - IV века до н.э. стали периодом возникновения важнейших философских, религиозных, нравственно-этических учений. В каждом из них в той или иной форме присутствовала и идея уважения к Другому, являющаяся прообразом современной идеи толерантности.

Докладчик 2 (ОЛЯ): Принцип толерантности для Востока является традиционным и имеет проявления как в индийской, так и в арабской культурах. Индийская традиция утверждала терпимость к любому виду знания, взгляду на мир.

Прежде всего, ярким примером толерантности выступает буддизм, ставший благодаря своей веротерпимости мировой религией. По нему не противоречит даже то, что принявший это учение будет оставаться мусульманином или христианином. Терпимость буддизма, как и ряда других индийских школ, основана на понимании единства сознания всех живущих существ.

В конфуцианстве уважение к человеку возведено в ранг высшей добродетели, и является основным принципом организации общества, позволяющем стабилизировать систему, устранить агрессию, насилие, жестокость между людьми.

Арабский мир утверждал толерантность как терпимость к непознаваемому и непонимаемому, терпимость на основе доминирования одной точки зрени.

Докладчик 1 (ДАША): Корни европейских традиций толерантности лежали еще в античности. Древнегреческие философы понимали мир как единый в своей основе, прекрасный и гармоничный Космос. Все существа с этих позиций обладали душой, и в этом можно увидеть первоначальную форму равного отношения ко всем живущим. Пифагор, питая особый интерес к математическому методу выражения своих идей, предложил в качестве идеальной фигуры мироздания шар. Именно шар является символом, этой фигуре можно увидеть своеобразный символ духовного единства и уважения каждого из живущих.

Докладчик 2 (ОЛЯ): Христианство провозгласило принцип «возлюби врага своего» и уравняло людей разного происхождения в достижении благодати. Новый Завет указывал, что путь к Богу - это путь любви, прощения, терпимости, жертвенности, мученичества, альтруизма, безграничной веры.

Однако христианская Церковь не стала практическим воплощением толерантности и в первые века яростно боролась против гностиков, манихейцев, затем еретиков и всех форм инакомыслия.

Докладчик 1 (ДАША): Эпоха Возрождения оказалась временем свободы и в том числе в вопросах веры. В 1453 году Николай Кузанский, философ и богослов написал трактат «О согласии вер», в котором убедительно показывает единство основных положений во всех религиях.

В период Реформации вместе с тем противостояние усиливалось, религиозный фанатизм католиков и протестантов привел к гибели тысяч людей.

Докладчик 2 (ОЛЯ): Само же понятие «толерантность» появляется в ХVI веке во Франции, со времен Нантского Эдикта 1598 года, когда вышло множество законов о терпимости и когда французские протестанты – гугеноты – получили права и уступки на свободное проявление религиозной жизни. Его появление было обусловлено эпохой религиозных войн и стало проявлением компромисса, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Жесткое противостояние и стремление навязать «другому» собственную систему религиозных ценностей оборачивались неисчислимыми потерями всех сторон, и европейцы пришли к пониманию того, что конфессиональная однородность не является столь принципиальной.

Докладчик 1 (ДАША): Далее принцип толерантности и гражданского согласия нашёл выражение в либеральном сознании эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Важнейшим результатом их деятельности явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами.

Докладчик 2 (ОЛЯ): Когда в XX веке проблема толерантности всерьез встала перед человечеством и одним из ученых, который уделял ей большое внимание, был антрополог Клод Леви-Стросс. «Мировая цивилизация может быть только коалицией, в мировом масштабе, культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность… Надо спасти факт разнообразия, а не историческое содержание, придаваемое ему каждой эпохой… Толерантность не является созерцательной позицией, раздачей индульгенций тому, что было, и тому, что есть. Это динамическая установка, она состоит в предвидении, понимании и продвижении того, что желает быть…»

Докладчик 1 (ДАША): В Донецкой народной республике, как и в Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности — Конституция. Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма.

Докладчик 2 (ОЛЯ): 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.

«Профессор»: Поблагодарим Олю и Дашу.

Я думаю, что все мы понимаем, что у толерантности должно быть и негативное противоположное явление. Вы знаете, как оно называется?........

Да, противоположность толерантности – интолерантность.

Сейчас мы приглашаем две команды, которые примут участие в конкурсной части нашего мероприятия..

Вам предстоит выполнить несколько заданий. В Вашем распоряжении будет минута на выполнение каждого задания. Если Вы будете готовы раньше отведенного времени – на Ваших столах лежат флажки, пожалуйста, поднимите его, в знак выполнения задания. Первая правильно ответившая команда получает 2 балла, вторая – 1 балл. Если ответ не правильный – то команда получает 0 баллов, если правильный частично, если команда отвечала первой – 1 балл, если второй – полбалла.

В жюри мы приглашаем:

1й ведущий: Все мы живем в окружении других людей и взаимодействуем с ними – с близкими и чужими, в транспорте, школе, в магазине, на улице. Г. К. Честертон говорил: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят». Именно поэтому необходимо наличие определенных моральных норм, границ, которые человек не готов переступить. Потому что невозможно быть терпимым ко всему.

Поэтому УВАЖЕНИЕ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА – это главный критерий толерантности общества. И первое Ваше задание: Вам представлен материалы, которые Вы должны распределить по соответствию: 1я команда – Уважение человеческого достоинства, 2я команда – унижение человеческого достоинства. В Вашем распоряжении минута.

Соблюдение законов страны
Уважение и защита прав человека
Равенство граждан перед законом
Лишение возможности обучаться на родном языке
Распространение негативных этнических стереотипов
Дискриминация или призывы к ней
Уважение культурных традиций других народов и религий
Поиск общих интересов для разрешения конфликтов
Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств
Отказ от насилия в решении конфликтов
Угрозы, запугивание (моральный террор) 
Физический террор, погромы, геноцид
Стремление к сотрудничеству
Участие к другим людям, сопереживание
Депортации, принудительные выселения

1й ведущий: Прошу команду, которая первой справилась с заданием, представить нам результат своей работы…. Спасибо.

Слово предоставляется второй команде….. Спасибо.

1й ведущий: Слово предоставляется нашему жюри.

«Профессор»: Наши команды прекрасно справились с заданием! Перейдем к следующему заданию. Есть ДВА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: ТОЛЕРАНТНЫЙ И ИНТОЛЕРАНТНЫЙ. И Ваше задание – распределить личностные характеристики. 1я команда – выбирает черты интолерантной, а 2я команда – толерантной личности. В Вашем распоряжении минута.

уважение мнения других
доброжелательность
Желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, любознательность
снисходительность
доверие, гуманизм непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм 
немотивированная агрессивность

1й ведущий: Прошу команду, которая первой справилась с заданием, представить нам результат своей работы…. Спасибо.

Слово предоставляется второй команде….. Спасибо.

1й ведущий: Слово предоставляется нашему жюри….. Спасибо.

«Профессор»: Следующее наше задание будет более сложное.

Существуют различные подходы к пониманию толерантности. Это обусловлено тем, что сама толерантность может иметь различные основания. Классификация типов (форм) толерантности включает наиболее важные значения. Ваша задача тип толерантности и его содержание.

(1я команда - №№1-6, 2я команда – №№7-12)

  1. Политическая толерантность – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д.

  2. Межнациональная толерантность – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции «презумпции национальной невиновности».

  3. Расовая толерантность – отсутствие предубеждений к представителям другой расы.

  4. Религиозная толерантность – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп.

  5. Гендерная толерантность – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим.

  6. Возрастная толерантность – непредвзятось к априорным « недостаткам» человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодёжь, отсутствие у молодёжи опыта и знаний и т.д.).

  7. Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д.

  8. Образовательная толерантность – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием у высокообразованных людей и к «яйцеголовым» у людей с низким образованием.

  9. Географическая толерантность – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

  10. Межклассовая толерантность – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым.

  11. Сексуально-ориентационная толерантность – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

  12. Маргинальная толерантность – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключённым 

1й ведущий: Прошу команду, которая первой справилась с заданием, представить нам результат своей работы…. Спасибо.

Слово предоставляется второй команде….. Спасибо.

1й ведущий: Слово предоставляется нашему жюри….. Спасибо.

«Профессор»: И последнее наше задание – творческое. Команды представят нам свои выступления на тему «Путь толерантности», а наше уважаемое жюри их оценит.

Прошу 1ю команду представить свое видение темы….. Спасибо.

Слово предоставляется нашей 2й команде…. Спасибо.

Жюри совещается.

2й ведущий: Еще раз добрый день! Я вернулась. (одета в вечернее платье).

1й ведущий: Здравствуй! (удивленно) А по какому случаю такие изменения?

2й ведущий: Я просто внимательно слушала все здесь происходящее. И пришла к выводу, что не только ты проявил интолерантность, но и я.

1й ведущий: Что ты имеешь в виду?

2й ведущий: Какое главное качество толерантного человека? Уважение к людям! И, наверное выйдя на эту сцену в драных джинсах было не правильно. Я это признаю. Толерантность – это не безразличие к другим, а уважение и к ним и к себе! Вот именно поэтому я и переоделась.

1й ведущий: За что тебе большущее спасибо.

«Профессор»: Прерву ваш разговор. Прошу жюри представить результаты нашего последнего конкурса и общие итоги игры….. Спасибо.

Мы поздравляем с победой…….

1й ведущий: Мы живем в многонациональном регионе XXI века. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна  быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе  происходит активный рост агрессивности, экстремизма,  конфликтов. Именно по этой причине в нашу жизнь и нашу речь вошло такое понятие как ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

2й ведущий: Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

«Профессор»: Завершить наше сегодняшнее собрание хочется словами выдающегося английского драматурга, лауреата Нобелевской премии в области литературы Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Звучит песня группы ДЕМО «Давайте петь!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!