Сценарий внеклассного мероприятия
«Мы все такие разные»
Я не согласен с тем, что вы говорите,
но пожертвую своей жизнью,
защищая ваше право высказывать
собственное мнение.
Вольтер
Цель: обозначить проблему толерантного отношения друг к другу.
Задачи:
познакомить воспитанников с культурой ведения дискуссии, а так же приёмами, позволяющими повысить эффективность выступления;
развивать стремление к самовоспитанию;
способствовать социализации воспитанников: создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.);
воспитанники должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как положительный факт;
сформулировать принципы толерантности.
Оборудование: листы бумаги для работы в группах, жетоны трёх цветов по количеству участников занятия, листы бумаги в форме листьев дерева.
План занятия
1. Организационный момент.
2. Введение в тему мероприятия.
3. Раскрытие темы мероприятия
4. Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Проблема сегодняшнего дня – насилие. Мы с вами живем в обществе, которое захлестнули волны насилия, расизма, энтоцентризма, нищеты, дискриминации, угнетения, цензуры. Итак, мы будем говорить о пути ненасилия, гармония взаимоотношений между народами и цивилизациями, то есть мы говорим о толерантности.
Толерантность - ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.
Это способность что-то или кого-то терпеть «только по милосердию и снисхождению» (словарь В.И.Даля). Это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру (словарь С.И.Ожегов).
Термин «толерантность» в разных языках звучит по-разному:
В испанском языке толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
В английском – готовность быть терпимым, снисходительность.
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Ежегодно 16 ноября отмечается Международный день толерантности.
Обобщая выше изложенное, сделаем вывод:
Творческая работа «Дерево толерантности».
Все выбирают жетоны, рассаживаются по группам и выполняют задание: написать на листах бумаги (в виде листочков дерева) те качества, которые могут объединять людей. После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символический рисунок дерева, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.
Вы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас мы живем, и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один. Так задумано природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.
Работа учащихся по группам
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Уважение мнения других | Непонимание |
доброжелательность | Эгоизм |
Желание что-либо делать вместе | Нетерпимость |
Понимание и приятие | Выражения пренебрежения |
Чуткость и любознательность | Раздражительность |
снисходительность | Равнодушие |
Доверие и гуманизм | Цинизм |
| Немотивированная агрессивность |
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Проблемы толерантности особенно актуальны для Северного Кавказа, зоны повышенной конфликтогенной напряженности, в силу того, что на маленькой территории проживает более 100 народностей.
Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.
Наша группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
-И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Совместный договор (оформляется на плакате)
Имею право на счастье и доброе отношение в коллективе;
Имею право быть самим собой;
Имею право на безопасность;
Имею право слушать и быть услышанным в коллективе;
Имею право познать себя в этом коллективе.
Литература
1. Хохлова С.В. , Адаменко С.В. Калейдоскоп внеклассных мероприятий: Выпуск 5/С.В. Хохлова, С.В. Адаменко. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006. – 336 с.
2. Научно-методический журнал «Классный руководитель» - М., 2010 г. - №8.