Ученик 1:
Сорвала цветок и бросила тут же,
Беспечно придавила ногой.
Стоишь и не о чем не тужишь
И машинально рвешь другой.
Ученик 2:
Да как ты можешь? Как ты смеешь?
Он цвел сейчас… Он был живой…
Дышал… Глядел на небо смело,
Тянулся к солнцу головой.
Ученик 3:
Он верил дружбе человечьей,
Не знал жестокости руки,
Тебе доверчиво на встречу
Свои приподнял лепестки.
Ученик 4:
И он тебе и всем, кто рядом,
Кто на него не бросил взгляд,
Подарит красоту и радость -
Все - все, чем полон и богат.
Сценарий внеклассного мероприятия
«Охрана природы – наша обязанность»
Пойми живой язык природы!
И скажешь ты:
«Прекрасен мир!»
Действующие лица:
хозяйка леса, судья,
помощник судьи,
юные натуралисты
деревья( рябина, берёза, дуб)
1.Вступительная беседа
-Ребята, посмотрите внимательно на слайды. Предположите , о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
-А как всё это можно назвать одним словом?
Мы сегодня будем говорить о природе.
Тема нашего классного часа «Охрана природы - твоя обязанность»
2.Хозяйка леса знакомит с Лесной книгой жалоб. Рассмотрение жалоб.
У нас сегодня гости. Вы не узнали их? (появляются Хозяйка леса, Лесная судья и её помощница)
Хозяйка леса:
-Ребята, я давно собиралась к вам. У нас сегодня с вами будет очень серьёзный разговор. Не догадались почему? В последнее время поступает всё больше жалоб от лесных жителей. Я хочу ознакомить вас с Лесной книгой жалоб. Пора разбирать эти жалоб (показывает лесную книгу жалоб )
Товарищ судья, вы поможете нам в этом?
Судья:
-Конечно. Но от кого же жалобы?
Хозяйка леса:
- Ребята, как вы думаете, от кого могут быть жалобы?
Жалуются нам муравьи. На что жалуются, давайте послушаем.
А) жалоба от муравьёв - Жалоба №1
Мы такие крошечные, что самая маленькая хвоинка для нас всё равно, что для вас самое большое бревно. Чтобы построить наши дома – муравейники- нам приходится много трудиться. Вы пройдёте мимо, ногой в муравейник ударите, а нам начинай всё сначала. Это для вас игра, для нас беда.
Лесные рыжие муравьи.
Судья (обращаясь к детям):
Как вы думаете, правильно жалуются муравьи? Встречаются такие дети, которые разоряют муравейники?
Хозяйка леса:
- Ребята, а как вы думаете. Почему нельзя разорять муравейники? Какую пользу они нам приносят?
Учительница (дополняет ответы детей)
А знаете ли вы, что муравейники являются как бы лечебницами для многих птиц. Иногда можно заметить, что по муравейникам прыгают птицы и разгребают лапками верх муравьиной кучи. Вы думаете, они клюют муравьёв? На муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов. Муравьи быстро «вычёсывают» всё, что скопилось под крыльями птиц и опрыскивают их тело остро пахнущей кислотой. Так многие лесные птицы принимают муравьиные ванны и очищаются от паразитов.
( слайд «Не разоряйте муравейники)
Хозяйка леса:
- Я уверена, что муравьи будут рады вам. Но у меня так много жалоб.
Б) жалоба от птиц и птенчиков - Жалоба №2
-Товарищ судья, вы не против, если другие две жалобы мы рассмотрим вместе. Жалуются нам птенчики и их родители. На что же они жалуются?
Жалоба №2
Жалуемся на детей. Когда мы вылетаем из гнёзд. Сидим в траве или в кустах и тихонечко пищим. Это мы ждём. Когда нам наши родители вкусного червячка принесут. А дети думают. Что мы сиротки и забирают к себе домой. Сажают в тесную коробку и начинают совать в рот хлеб. Крупу, а то и колбасу. От такой заботы нам остаётся только умереть. Что мы и делаем.
Птенчики.
В) жалоба от птиц - Жалоба №3
Жалуемся на ребят, которые разоряют птичьи гнёзда и собирают яйца. Сколько из-за этого погибнет в лесу гнёзд, а сколько яиц разбивают и потом выбрасывают . А ведь каждое яйцо- это будущая птица.
Лесные, полевые, болотные и степные птицы.
Судья: Да, плохи наши дела. Я хочу этих ребят немедленно наказать.
Учитель:
- Товарищ Судья, не торопитесь, пожалуйста, наши дети совсем не такие.
Судья:
-Как не торопиться. Ведь птицы ждут от нас защиты. Им так плохо.
Учитель:
- Эти ребята, наверное, не знают какую большую пользу нам приносят птицы. Кто же нам об этом расскажет
(2-3 ученика рассказывают о пользе птиц. Другая ученица читает стихотворение «Покормите птиц зимой»)
Судья :
- Да. Я вижу , что вы неплохие ребята. Я уверена, что станете друзьями птиц.
(Стук в дверь. Заходят вожатые в костюмах деревьев - Рябина, Берёза, Дуб
-Нам сказали, что здесь разбираются лесные жалобы.. Мы правильно пришли?
Г) жалоба от деревьев - Жалоба №4
Рябина:
- Жалуюсь я, горькая рябина, на ребят. Мне ягод своих не жалко ни для птиц, ни для ребят. Только птицы ягодку по ягодке склёвывают, а вот ребята те ягоды вместе с ветками рвут. Да что там с ветками - целые сучья отламывают.
Берёза, Дуб:
-К этой жалобе присоединяемся и мы, остальные деревья. Дети часто ломают наши ветки.
Судья :
- И с вами обходятся плохо. Но мы вам непременно поможем. Успокойтесь, пожалуйста. Здесь только хорошие ребята.
Учитель:
Не беспокойтесь, наши дети вам помогут. Они в защиту вас нарисовали вот такие замечательные плакаты (показывает плакаты - на слайдах)
Деревья (хором):
-Ой, ребята, какие молодцы. Как мы рады. В дальнейшем мы будем жить спокойно .
Судья:
Что-то долго мы сегодня заседаем. Пора собираться.
Помощница:
-Подождите, подождите. Вчера ко мне со слезами прибежали грибы.
Судья:
-А что, и они жалуются? А на что им жаловаться?
Помощница (показывает жалобу от грибов и читает)
Д) жалоба от грибов - Жалоба №5
Что хотите с нами делайте, режьте, жарьте, варите, солите. Но только не выдирайте с корнем. А не послушаетесь, так мы и совсем расти перестанем. И вы все останетесь без грибов.
Грибы.
(По слайду дети рассказывают, как правильно собирать грибы.)
3.Встреча юных натуралистов
Учитель:
-Ребята, к нам пришли гости – юные натуралисты. Они все очень любят природу и заботятся о ней.
Юные натуралисты:
-Да. Мы очень любим природу . Ведь природа- кладовая солнца. Мы хотим, чтобы все ребята любили природу, бережно к ней относились.
( показывают сценку «Помни, мы в ответе за нашу природу!»)
1 ученик:
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивала птица.
2 ученик:
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте , люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
3 ученик:
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
4ученик:
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться…
Пусть расправит крылья раненая птица.
4. Рефлексия
Показывают смайлики.