СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия по истории"Война 1812 года"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассноге мероприятия по истории "Война 1812 года" для обучающихся средних СПО и обучающихся 10 класса средней школы.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия по истории"Война 1812 года"»



Положение о внеклассном мероприятия

«ВОЙНА 1812 ГОДА»

(викторина по истории)

1. Цели:

- формирование у молодежи патриотического сознания и гражданской позиции по отношению к историческому прошлому нашей страны, осознанной гордости за вклад нашего народа в разгром Наполеоновской армии и создание мирных условий для развития стран Европы;

- воспитание уважения к подвигу наших великих предков в Отечественной войне 1812 года, чувства верности своему Отечеству;

- формирование готовности к выполнению гражданского долга по защите его интересов;

- пополнение знаний по истории России и Всемирной истории.

2. Задачи:

- формирование у обучающихся наиболее важных военно-патриотических и психологических качеств, связанных с уважением к истории нашей Родины, ее героическим защитникам, сопричастности и ответственности за настоящее и будущее нашей Отчизны;

- развитие творческой активности и учебной мотивации обучающихся.


Оргкомитет:

Для проведения мероприятия создается оргкомитет, выполняющий функции жюри.

Председатель оргкомитета Ведмедь О.Н., преподаватель истории.


Проводит мероприятие Ведмедь О.Н.


Члены жюри:


1. Лысюк С.В., зам.директора по УВР

2. Голушина Л.М., зав.библиотекой

3. Ковалик Т.С., преподаватель истории


Условия проведения мероприятия:

Внеклассное мероприятие проводится 28 марта2016 года в 14 час.00 минут.

Место проведения – актовый зал колледжа, корпус А.



Участники мероприятия:

Обучающиеся 1 курса очного отделения колледжа.

Команда состоит из 5 человек. В игре принимают участие болельщики команд.


Ход мероприятия:

  1. Вводное слово ведущего, представление членов жюри.

  2. Конкурсы с участниками и болельщиками.

  3. Подведение итогов.


Внеклассное мероприятие состоит из 4 конкурсов:

1 конкурс «Ответь на вопрос» (письменные ответы). 8 заданий.

Каждый ответ команды оценивается в 3 балла, ответы болельщиков – 1 балл.

Во время письменного конкурса – конкурс болельщиков правильный ответ оценивается в 1 балл. 16 вопросов


2 конкурс Краеведческий «Дом-загадка» (письменный) – 3 балла, ответы болельщиков оцениваются в 1 балл. 5 вопросов

Подобрать к фотографии название, ответить, что находилось в здании во время событий 1812 года. Каждый ответ команды оценивается в 3 балла, ответ болельщиков -1 балл (если нет ответа команд).

Во время письменного конкурса – конкурс болельщиков, ответы оцениваются в 1 балл. 9 вопросов


3 Конкурс «Выбери правильный ответ» (письменные ответы) – 3 балла

Во время письменного конкурса – конкурс болельщиков , ответы оцениваются в 1 балл. 8 вопросов


4.Конкурс «видеозагадка» – 4 балла за ответ 5 вопросов.


К вопросам составлены подсказки.

После ответа на вопрос при помощи первой подсказки команда получает 3 балла, второй- 2, третьей – один балл.



Жюри подводит итоги.















Игра по истории «Война 1812 года»

1 конкурс

«Ответь на вопрос»

(Письменные ответы)

Каждый ответ оценивается в 3 балла

Ответы болельщиков – 1 балл

  1. О взятии какого города неприяте­лем идет речь: «Солдаты корпусов Ра­евского и Дохтурова, оставленные для прикрытия отхода главных сил армии, более двух суток отстаивали свои пози­ции, им помогали жители города»?

О взятии Смоленска

2. Закончите фразу: «Посреди погра­ничной реки Неман, в шатре, стоящем на плоту, Александр I и Наполеон под­писывали...»

Тильзитский мир, 1807 г.

3. Какое событие описано в отрывке: «Короткий зимний день склонялся к ве­черу, солнце, ярко светившее весь день, зашло, а Александр и Франц в темноте спасались от плена. Александр дрожал, как в лихорадке, и плакал, потеряв са­мообладание»?

Поражение при Аустерлице 1805г.

4. О его подвигах под Москвой слага­ли легенды. Служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов. Он пи­сал о себе: «Я был рожден для рокового 1812 года». Кто этот человек?

Д.Давыдов.

5. Откуда тайно бежал Наполеон, бросив остатки своей армии?

С реки Березины в декабре 1812 г.

6. Какие сооружения имеет в виду Л.Вознесенский в стихотворении «Ос­танки башни»:

И вместо Храма Господня,

поставленного во спасение,

как грешники в преисподней,

дымимся в хлорке бассейна.

Бассейн «Москва», постро­енный на месте взорванного в 1931 г. Храма Христа Спасителя.

7.О чем идет речь в стихо­творении А.С.Пушкина?

У русского царя в чертогах есть палата. Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом; Но сверху донизу, во всю длину кругом, Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстроокой.

О Военной галерее Эрмитажа, где находятся портреты 323 русских вое­начальников, участников войны 1812 г.

8.Фонвизин в своих мемуарах, пытаясь объяснить причины обострения отношений Наполеона с Александром I отметил, что это носило личностный характер.

О чем писал Фонвизин?

Неудачное сватовство Наполеона сестрам Александра I - Елене Павловне и Анне Павловне



Конкурс болельщиков

1. Военное формирование, создаваемое на добровольных началах

Ополчение

2. Флеши, по имени какого генерала были названы? Багратионовы, земляные укрепления

3. Инфантерия. Что это?

Пехота

4. Партизан

участник самостоятельно действующего народного отряда, ведущего вооруженную борьбу в тылу противника

5. Что означает слово «шаромыжник»?

с французского cher ami «любезный друг» - от обращения солдат отступающей армии Наполеона о помощи, пощаде и т. д.

6. Как назывался офицер, состоящий при военном начальнике помощником?

Адъютант

7. Что такое континентальная блокада?

Прекращение торговых отношений с Англией

8. Что такое батарея?

Термин в военном деле, означающий огневое и тактическое подразделение в артиллерии

9. Что означает термин фураж?

Растительный корм для животных

10. Редуты Что это?

Отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, как правило (но не обязательно) земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны.



11. Из какого произведения слова: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие»?

Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».



12. На события Отечественной войны 1812 г. откликнулся знаменитый басно­писец И.А.Крылов. Какие басни посвящены событиям 1812 года?

В «Обозе» И.Крылов защи­щает тактику М.Кутузова, сберегавше­го силы русской армии. В басне «Волк на псарне» автор высмеивает попытки На­полеона вступить в мирные переговоры, когда опасное положение французов стало очевидным.

13.Через какую реку перебралась французская армия дважды, кода пришла в Россию и когда уходила?

Неман

14. Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений - это, то которое я дал под Москвой. Французы показали в нем себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми» - о каком сражении шла речь?

Бородинское сражение

15.Самый известный предводитель армейских партизан, гусар, поэт. Кто он?

Денис Давыдов

16. 610 тысяч. 36 тысяч. Что означают эти цифры?

Количество войск Наполеона на начало войны и в конце.





2 конкурс краеведческий

Дом-загадка

(письменный)

Подобрать к фотографии название,

ответить, что находилось в здании во время событий 1812 года

Каждый ответ команды оценивается в 3 балла,

болельщиков -1 балл (если нет ответа команд)





1. Дом Якова Дедюлина

2. «Дом Болконского»

3. Дом призрения ближнего

4. Малый дворец, комитет военной силы

5. Толгский монастырь

Ответы: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-Д, 5-В



Конкурс болельщикам

1.Впервые встретились Наполеон и Александр I в Тильзите для подписания мира.

В каком году произошла эта встреча

1807

2.Каковы были условия мира?

Соблюдение континентальной блокады


3.В романе «Война и мир» есть эпизод, когда Наполеон подходит к лежащему на поле боя, казалось убитому А. Болконскому и говорит знаменитые слова… Какие слова, о каком историческом событии идет речь, когда это произошло?

«Какая красивая смерть!»,1805, сражение при Аустерлице

4.Назовите основные оборонительные позиции русской армии, которые штурмовали французы, где и встретили наибольшее сопротивление?

Левый фланг- Багратионовые флеши, Ценр - Курганная высота (батарея генерала Н.Раевского)

5.Когда на Совете в Филях Кутузов отстоял свою позицию, потом воскликнул « Боже мой, что мы делаем, страшно подумать! И зарыдал». Почему так горевал прославленный полководец?

Военный совет в Филях - решение об оставлении Москвы

6.Москва была оставлена, много жителей ушло из города. Но Наполеон не входит в город, он ждет. Чего он ждет?

Ключей от Москвы



7. Генерал, который погиб в Бородинской битве

Багратион Петр Иванович

8.Одно из решающих сражения Отечественной войны 1812 года- 12 октября. За сутки город 8 раз переходил из рук в руки. Кутузов писал об этом сражении – «…это был перелом наступления, началом бегства и гибели врага»

Сражение при Малоярославце

9.Две женщины прославились в годы войны 1812 года. Кто они?

Гусар -девица Надежда Дурова и сельская старостиха Василиса Кожина



3 Конкурс

«Выбери правильный ответ»

(Письменные ответы)

Каждый ответ команды оценивается в 3 балла,







1.Дата вторжения войск Наполеона на территорию России:

а) 20 ноября 1805 г. б) 12 июня 1812 г. в) 22 июня 1812 г. г) 26 августа 1812 г.

Ответ: б


2.Основной замысел Наполеона состоял в том, чтобы:

а) захватить Москву, Петербург, Киев б) разгромить армии русских поодиночке

в) разбить русскую армию вблизи границы г) не вступать в генеральное сражение

Ответ: б


4.Дата Бородинского сражения:

а) 20 ноября 1805 г. б) 12 июня 1812 г. в) 22 июня 1812 г. г) 26 августа 1812 г.

Ответ: г

5. Установите соответствием

А) 1 -я армия 1) П. И. Багратион

Б) 2-я армия 2) А. П. Тормасов

В) 3-я армия 3) М. И. Кутузов

4) М. Б. Барклай-де-Толли

Ответ:

А-1

Б-3

В-2


6. Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны.

а) Бородинское сражение;

б) Назначение Кутузова главнокомандующим;

в) Смоленское сражение;

Ответ: в,б,а




Конкурс болельщиков

Проводится в период подготовки за­даний командами.

1.. Кому принадлежат слова?

«Я не обнажу шпаги первым, но я вло­жу ее в ножны не иначе, как последним»:

Александру I

2.«С потерей Москвы не потеряна еще Россия но, когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия»:

М.И. Кутузову

3. Как известно, на первом этапе вой­ны русская армия отступала, стремясь соединить свои разрозненные части; ей удалось соединиться в районе:


Смоленска

4. Кто из русских генералов водил своих сыновей, одному из которых было 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат:

Н.Н.Раевский


5. Где находится монумент, воздвиг­нутый в 1848 г. в память Отечественной войны 1812 г., на котором начертано: «На сем месте российское воинство, укрепясь, спасло Россию и Европу»?

. В Лейпциге.

6. О взятии какого города неприяте­лем идет речь: «Солдаты корпусов Ра­евского и Дохтурова, оставленные для прикрытия отхода главных сил армии, более двух суток отстаивали свои пози­ции, им помогали жители города»?

О взятии Смоленска.

7. Кто командовал русской армией в начале войны 1812 года?

Барклай - де - Толли

8. Почему французскую армию называли «дву на десять языков»?

очень много завоеванных народов входило в армию Наполеона.






Конкурс «видеозагадка» – 4 балла за ответ

К вопросам составлены подсказки. После ответа на вопрос при помощи первой подсказки команда получает 3 балла, второй- 2, третьей – один балл.


  1. Кто изображен на медальоне и какому событию посвящена эта миниатюра?

Ответ: Наполеон и Александр 1 после подписания Тильзитского мира в 1807 г.


(Изображение – медальон «Миниатюра на тему Тильзитского мира»)

Подсказки:

  1. Сейчас этот город называется Советск – 3 балла

  2. Событие проходило на плоту посредине реки – 2 балла

  3. Это встреча двух правителей – 1 балл


  1. Просмотр отрывка из к/ф «Эскадрон гусар летучих».

Какому герою войны 1812 года посвящен фильм? Песня на стихи какого автора прозвучала?

Подсказки:

  1. Получил разрешение на организацию своего отряда – 3 балла

  2. Воевал в крестьянской одежде– 2 балла

  3. Гусар-поэт – 1 балл

Ответ: Денис Давыдов, гусар, поэт, организатор и руководитель партизанских отрядов


3. Какое событие войны 1812 года изображено на картине?

(Репродукция картины А.Кившенко «Военный совет в Филях»)

Подсказки:

  1. Совещание военачальников – 3 балла

  2. После этого совещания М.Кутузов плакал – 2 балла

  3. Отступить, чтобы сохранить армию - 1 балл

Ответ: Военный совет в Филях –отступление русской армии из Москвы


  1. Кто послужил прототипом персонажа?

Просмотр отрывка из к/ф «Гусарская баллада» (песня «Давным – давно»)

Подсказки:

1. В детстве нянькой был гусар – 3 балла

2. Сам император дал разрешение на службу – 2 балла

3. Кавалерист – девица – 1 балл

Ответ: Надежда Дурова, первая в русской женщина-офицер.


  1. Бой за какой город изображен на картине?

(Репродукция картины П.Гесса «Бой под Малоярославцем»)

  1. Город 8 раз переходил из рук в руки – 3 балла

  2. Русская армия преградила дорогу французам на Калужскую дорогу-2 балла

  3. Наполеон вынужден отступать по разоренной Смоленской дороге- 1 балл


Ответ: Бой под Малоярославцем

Список используемой литературы и интернет-источники:

  • Дурова Н.А. Избранное. Москва, Советская Россия. 1984 год.

  • Сироткин В.Г. Отечественная Война 1812 год. Москва. Просвещение. 1988 год.

  • Жилин П. А. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1974. История Франции, т.2. М., 1973.

  • Орлик О. В. Гроза двенадцатого года.... М., 1987.

  • Бабкин В. И. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г. М., Соцэкгиз, 1962.

  • Жилин П. А. Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и полководческая деятельность. М., Воениздат, 1979.

  • Зырянов П.Н. История России ХIX – начало XXвв.

  • Митрошенкова Л.В. и др. Отечественная война 1812 года. Издательство Кучково поле, Москва-Жуковский, 2010.

  • Понасенков Е. Правда о войне 1812 года. Издательство: Рейттарь, 2004

  • М.И. Кутузов – генерал-фельдмаршал. Письма, записки. Москва. Военное издательство. 1989 г.

  • http://borodinbattl.amoti.ru/

  • http://borodino.bytvi.ru/

  • http://www.patrio.ru/index.htm

http://www.museum.ru/1812/index.html







Даты:

1. Назовите точную дату начала Отечественной войны 1812 года. (12 июня 1812г.)

2. назовите точную дату окончания войны 1812 года (25 декабря 1812 года)

3. назовите дату Бородинского сражения (26- 27 августа 1812 года)

4. Когда М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией? 8 августа, 1812г.

5. назовите дату, когда русская армия оставила Москву. (2 сентября)

6. Когда Наполеон вышел из Москвы? 7 октября.

7. Когда произошло Смоленское сражение? 2 августа.

8. Когда произошло сражение под Малоярослвцем? 12 октября 1812 года


Принятие стратегических решений


1.Почему Кутузов дал приказ оставить Москву?

2.В чем суть «тарутинского маневра»? (перекрыл путь к отступлению французам).



Вопросы 1 команде:


2. Кто командовал  русской армией в начале войны 1812 года? (Барклай - де - Толли)


5. Какую реку пришлось форсировать французам? (Неман)

6. Какое важное событие произошло 26 августа 1812 года? (Бородинская битва)

8. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны? (Александр Первый)

12.Почему Наполеон после заключения Тильзитского мира готовился к войне, какую цель он ставил перед собой?

(Через пять лет я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её»,Наполеон.)

Вопросы 2 команде:

2.     Кто командовал русской армией после Смоленской битвы? (Кутузов М.И.)

3.     Какова была численность русской армии к началу войны? (Приб. 200 тыс.чел)

4.     В каком городе произошло первое сражение между русскими и французами? (Смоленск)

5.     Продолжите поговорку: « Пришел Кутузов  …..»? (бить французов!)

6.     Какое важное событие произошло 1 сентября 1812 года? (Совет в Филях)


10.    Назовите дату начала войны 1812 г. (12 июня 1812 г.)

12.Почему войну 1812 года называют Отечественной? (Защищать своё Отечество

3 конкурс

(письменный)

Укажите автора :

1)Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

(А. С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

2)С этакими молодцами - и отступать?(Кутузов)

3)Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву.( Кутузов)

4)Я прощаю, государь, но Россия вам этого никогда не простит. (Кутузов)

5)«Не праздник, не приемный дар,

6)Она готовила пожар Нетерпеливому герою».(А. С. Пушкин)

«Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной, С ключами

старого Кремля:Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою».(А. С. Пушкин)

7)«Если я возьму Киев, Я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, Я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце».(Наполеон)

8)«Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой». (Наполеон)

9)«Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». (Наполеон)

10)“Через 5 лет я буду господином мира. Остаётся одна Россия, но я раздавлю её”.(Наполеон)




2 конкурс

(письменный)

Герои Отечественной войны 1812 г.”

О ком идёт речь?

Военную службу начал в 15 лет унтер-офицером. В 1788—1789 годах участвовал в штурме Очакова, в бою под Каушанами, во взятии Аккермана и Бендер. В 1790-х годах сражался в Финляндии и Польше. В 1805—1807 годах ………. Отличился в войне против Наполеона под Пултуском и Прейсиш-Эйлау. Во время русско-шведской войны 1808—1809 годов командовал корпусом в Финляндии, а затем был главнокомандующим всеми русскими войсками в Финляндии. С января 1810 года — военный министр. С войны 1812 года — главнокомандующий 1-й Западной армией. 600-тысячной армии Наполеона противостояли 200 тысяч русских войск на границе.

(М. Б. Барклай де Толли)

 Имя великого русского полководца …………неотделимо от Отечественной войны 1812 года. Именно в этот завершающий период своей жизни он полностью проявил себя как стратег, государственный деятель, возглавивший народную войну против иноземных захватчиков.
Военная деятельность ………. Началась в 1765 году. С 1770 года участвовал в походах против турок в армии фельдмаршала Румянцева. В июле 1774 года при штурме деревни Шумы близ Алушты ………. Был ранен в голову, в результате правый глаз перестал видеть. Пушкин писал о нём:

… Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине
 “ Иди, спасай”. 
Ты встал — и спас…

(М. И. Голенищев-Кутузов, генерал-фельдмаршал)

“Я был рожден для рокового 1812 года”, — писал в автобиографии прославленный поэт-партизан. …………., сын командира Полтавского конного полка, в семнадцать лет начал военную службу эстандарт-юнкером в кавалергардском полку, а затем в армейском Белорусском гусарском полку. В 1806 году ротмистр ……….. снова в гвардии. В кампанию 1807 года — адъютант Багратиона. В 1808—1809 годах участвовал в войне со Швецией, служил в отряде Кутузова. В качестве адъютанта Багратиона воевал на Дунае против турок.
“Звездный час” …………… настал в Отечественную войну 1812 года. Будучи подполковником Ахтырского гусарского полка предложил Багратиону проект партизанской войны. Проект был одобрен Кутузовым, и 25 августа, накануне Бородинской битвы, ………………. Во главе отряда из пятидесяти гусар и восьмидесяти казаков направился в тыл врага. Успешные действия отряда ………… послужили примером для создания других партизанских отрядов.

(Д. В. Давыдов, генерал-майор)

 

Лучший генерал русской армии”, — говорил о нём Наполеон.
Участник штурма Очакова, Варшавы, ……. Проделал с Суворовым весь Итальянский поход, был его правой рукой. Взятие Брешин, Бергамо, Лекко, Тортоны, Турина и Милана, битва при Треббии, при Нови — везде …….. находился в самых трудных и решающих местах. Знаменитый Швейцарский поход Суворова принес славу и …………, проявившему героизм, хладнокровие, волю к победе. 4 ноября 1805 года у деревни Шенграбен пятитысячный отряд ……… задержал тридцать тысяч французов, чтобы дать возможность отойти корпусу Кутузова. Выполнив задачу, ……….., считавшийся обреченным, прорвал ряды противника и с половиной оставшихся солдат присоединился к русской армии. Отличился Багратион и в кампанию 1806—1807 годов взятием Прейсиш-Эйлау и победой у Анкендорфа.

(П. И. Багратион, генерал от инфантерии)



О чем рассказывают картина-загадка

Два участника из разных команд подходят к стендам с репродукциями картин В. Верещагина «Конец Бородин­ского сражения», «В покоренной Москве (Расстрел поджигателей)», «Не замай — дай подойти!», «Наполеон и маршал Лористон (Мир во что бы то ни стало)», С.Герасимова «М.И.Кутузов — началь­ник Санкт-Петербургского ополчения», «М.И.Кутузов на Бородинском поле», П.Гесса «Бой под Малоярославцем», «Переправа через реку Березину», А.Кившенко «Военный совет в Филях», П.Кривоногова «Оборона Смоленска», В.Мазуровского «Кто кого?», Ф.Рубо «Бородинская битва» (фрагменты пано­рамы), Н.Самокиша «Подвиг солдат Ра­евского под Салтановкой», посвящен­ных Отечественной войне 1812 г., и пы­таются определить, к какому ее эпизоду относится каждая репродукция.



- узнай героя по портрету

- произведения литературы и искусства, посвященные Отечественной войне 1812 года;



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!