Мероприятие
«Вольфганг Амадей Моцарт»
Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством В.А.Моцарта
Задачи:
1. привитие интереса к классической музыке;
2. развитие музыкального кругозора учащихся, музыкального слуха и голоса, памяти;
3. воспитание художественного вкуса и культуры восприятия музыки.
Использование ИКТ:
Компьютерное слайд-шоу “В.А.Моцарт”.
ТСО: Магнитофон, аудиозаписи.
Музыкальный инструмент: фортепиано.
Ход мероприятия
В этом году 27 января весь мир празднует 260-летие гениального композитора В.А.Моцарта. Эта великая дата не обошла и нашу школу. Сегодня мы хотели бы рассказать о жизни и творчестве Моцарта, вспомнить его популярные произведения.
Звучит Симфония № 40 (1 часть)
Дети читают стихотворение.
Ах, Моцарт, ты меня позвал
На праздник свой – в свой день январский!
Вот захожу в старинный зал,
Богато убранный, по-царски…
Погашен люстр хрустальный свет,
И рыцари с картин громадных,
Взирая строго столько лет
Как будто встали в ряд парадно.
Пурпурный бархатный навес
Вдруг шевельнулся, поднимаясь…
Лучом, светящимся с небес,
Ты появился, улыбаясь!
И зазвучало волшебство
Твоих божественных творений…
Для сердца. Моцарт, моего
Нет краше музыки мгновений
1 ведущий: 27 января 1756 года в бедной семье придворного органиста и капельмейстера города Зальцбурга в Австрии, Леопольда Моцарта родился ребёнок. Отец Моцарта руководил оркестром, церковным хором, писал музыку. Кроме того, он был прекрасным педагогом. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься. С этого и начинается чудесное, похожее на сказку детство Моцарта.
(выход отца Моцарта под руку с приятелем под музыку из оперы «Свадьба Фигаро»)
Сценка матери Моцарта с другом семьи
Вы, знаете, я не перестаю удивляться талантам моего сына. Когда ему было около 3 лет, для него не было большей радости, чем подыскивать на клавесине терции, а в 4 года, я в шутку дал разучить ему небольшой менуэт, так ему понадобилось всего полчаса, и после этого он сыграл его необычайно чисто!
Берёт бумагу и показывает своему гостю.
Гость: Взгляните, мой друг, как всё здесь правильно написано; жаль, что эту пьесу нельзя пустить в ход: она слишком трудна, и никто не сможет её сыграть.
Мать: Какое это чудо! Моему мальчику только 5 лет, а он уже сочиняет музыкальные пьесы! Пусть Вольфганг немного подрастёт и моим гениальным сыном, будет восхищаться вся Европа!
2 ведущий: И вот, когда Вольфгангу исполнилось 6 лет, вся семья Моцартов – отец, мать, старшая дочь и сын отправилась в Вену.
(ученики исполняют менуэт под музыку Моцарта)
Сценка придворных дам
2 ведущий: Сударыни, мы слышали, что во время концерта при королевском дворе вас ожидал сюрприз?
1-я Дама: О, да! Эти маленькие музыканты!
2-я Дама: Господин Моцарт устроил для нас небывалое представление!
1-я Дама: Концерты детей Моцартов вызывали восхищение. Особенно исполнение маленького Моцарта – Вольфганга.
2-я Дама: Он играл на клавесине, скрипке и органе. Он придумывал музыкальные произведения с ходу, без репетиции играл незнакомые. Это настоящий вундеркинд, то есть «чудо-ребёнок»!
1-я Дама: Мальчик был одет в придворный костюм, на голове был большой парик.
2-я Дама: Концерты продолжались 4-5 часов. А гости всё слушали и слушали, заставляя Вольфганга играть с завязанными глазами или исполнять трудные пассажи одним пальцем.
1-я Дама: И вот маленький Моцарт, утомлённый долгим выступлением, вышел из-за клавесина и упал. На помощь ему поспешила одна придворная дама…
2-я Дама: Да-да, я вспоминаю. Она помогла ему подняться. А ребёнок важно поблагодарил её и сказал: «Когда я вырасту большой, то женюсь на вас!»
Звучит «Менуэт» Моцарта.
Дамы уходят.
Выходят ведущие со шкатулкой в руках.
1 Ведущий: Через несколько лет после турне по Европе Моцарты совершают поездку в Италию.
2 Ведущий: Что у тебя в руках?
Сценка в Италии:
(выходят два гвардейца с приказом, становятся рядом с ведущими, позади становятся все придворные)
1 Ведущий: В подобной шкатулке в одной из церквей Рима (Рим – это столица Италии) прятали ноты прекрасной музыки. Она считалась собственностью церкви и исполнялась всего два раза в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжёлого наказания. День и ночь стояли на страже два гвардейца, оберегая её. Однажды Моцарт пришёл, послушал музыку во время церковной службы и ушёл. На другой день во дворце был переполох, все кричали, суетились (придворные: «Музыка! Пропала музыка! Прекрасную музыку похитили!») Виновником переполоха был маленький Моцарт. Он запомнил всю музыку от начала до конца! Вольфганг вернулся в гостиницу и записал все 9 голосов этого произведения. Теперь его распевал весь Рим! Римский Папа отдал приказ (зачитывает один изгвардейцев): «Арестовать уши Моцарта!» Но весь город стал смеяться. Римский Папа думал день, думал два, а на третий день решил: лучше быть добрым, чем смешным!
И маленького Моцарта не только простили, а наградили орденом «Золотая шпора». А Моцарту только-только исполнилось 14 лет.
(отрывок из оперы «Свадьба Фигаро»)
Ведущие уходят, а вперёд выходят все придворные и 2 дамы, обмахиваясь веерами, беседуют
1-я Дама: Слышали новость? Когда Моцарт играл в Неаполе концерт, слушатели вообразили, что такая игра невозможна без волшебства и потребовали снять с пальца перстень, утверждая, что он волшебный. Но и без кольца мальчик продолжал играть так же превосходно.
2-я Дама: А в Болонье маленький гений был избран магистром Академии. По традиции его заперли одного, и через каких-то полчаса он написал трудное многоголосное сочинение.
(отрывок из музыки Моцарта)
выход ведущих
1 Ведущий: К 14 годам маленький Моцарт прославился не только как вундеркинд-исполнитель, но и как гениальный композитор. Написанная им опера «Митридат» выдержала более 20 представлений подряд, ряд прекрасных произведений был создан им в самых различных жанрах, в том числе комическая опера «Мнимая садовница», две соборные мессы и т.д.
2 Ведущий: Самая необычная пора в жизни Моцарта – детство, закончилась. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд.
(отрывок из музыки Моцарта)
1 Ведущий: Великий Моцарт много писал для детей. Давайте послушаем очень известную «Колыбельную песню»
(исполнение песни вокальной группой девочек)
2 Ведущий: Юный Моцарт сам, незаметно даже для отца, овладел игрой на скрипке. Позже для этого инструмента им будет написано 5 концертов для скрипки с оркестром, сонаты для скрипки и клавира.
звучит финал “Маленькой ночной серенады”.
На ее фоне дети читают стихотворение:
Ты скрипкой нежно заиграл,
На флейте заискрился трелью.
По струнам арфы пробежал
Порывом ветра иль метелью…
Своей судьбы минорной грусть
Сегодня ты от всех скрываешь…
В твой праздник мир ликует пусть,
Мой Моцарт!
………………Как ты озаряешь!
(Шефатова Анна исполняет на скрипке «Пастушью песню»)
1 Ведущий: Вольфганг Амадей Моцарт создал 19 опер. Лучшие из них – «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Мелодичность и красота музыки этих опер вызывали неизменный восторг и восхищение.
Учитель: Сейчас вы услышите отрывок из оперы «Волшебная флейта».
(звучит отрывок из оперы)
Что вы можете сказать о музыке В.А.Моцарта?
2 Ведущий: Давайте послушаем прекрасную музыку Моцарта. Песня «Весенняя песня».
(исполнение песни)
1 Ведущий: За свою творческую жизнь В.А.Моцарт создал около 50 симфоний, 21 концерт для клавира с оркестром, фантазии, вариации, рондо, менуэты для клавира, струнные квартеты и квинтеты, сонаты для клавира. Сейчас вы услышите отрывок из финала сонаты Ля мажор, который известен как «Турецкий марш».
(Предлагается присутствующим на мероприятии детям сочинить ритмический рисунок к отрывку из «Турецкого марша» с использованием треугольника, маракасов)
1 Ведущий: В последние годы жизни Моцарта здоровье его, которое всегда было хрупким, стало быстро слабеть. Довольно необычный случай ускорил неминуемую развязку.
(звучит отрывок из «Реквиема»)
2 Ведущий: Однажды вечером к Моцарту явился человек в чёрном.
В июле 1791 года он получает странный анонимный заказ. В доме появился незнакомец, одетый во все черное – черный сюртук, черную рубаху, черные туфли, даже ленточка, заплетенная в косичку, была черное цвета. Человек принес письмо и исчез. В письме Моцарту предлагалось за очень хорошее вознаграждение сочинить заупокойную мессу – “Реквием”, автор письма также предупреждал, что не следует затрачивать силы, что бы узнать заказчика.
Сценка с «Человеком в чёрном»
Незнакомец (очень мрачно и таинственно): Я приехал к вам, сударь, по поручению очень важной особы.
Моцарт: Кто же этот человек?
Незнакомец: Он не хочет называть своё имя.
Моцарт: Пусть так. Что же ему угодно?
Незнакомец: Он недавно потерял очень близкого ему человека и просит вас написать «Реквием» для траурной мессы. Вложите в это произведение весь ваш талант; вы имеете дело со знатоком музыки.
Моцарт: Тем лучше.
Незнакомец: Сколько времени вам понадобится?
Моцарт: Четыре недели.
Незнакомец: Итак, я приду через четыре недели. Какой гонорар вы назначаете?
Моцарт: Сто дукатов.
(музыка «Реквиема)
Незнакомец выкладывает их на стол и исчезает.
1 Ведущий: Несчастный Моцарт внушил себе, что незнакомец общается с потусторонним миром и был послан, чтобы возвестить ему близкую кончину.
2 Ведущий: Моцарт говорил о том, что пишет «Реквием» для себя. Переубедить его было невозможно. Силы его таяли день ото дня. Когда незнакомец явился за заказом, Моцарта уже не было в живых.
1 Ведущий: Послушайте отрывок знаменитого «Реквиема», который по праву считается одним из шедевров Моцарта.
(музыка «Реквиема»)
Ведущий: Поистине нерукотворный памятник великому композитору воздвиг великий Пушкин в "Моцарте и Сальери":
Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.
Вечный, солнечный свет в музыке - имя тебе Моцарт.
Давайте послушаем отрывок из симфонии № 40, которая приобрела большую популярность благодаря необычайно искренней музыке.
(Слушание фрагмента симфонии №40.)
Ведущий 1: На этом мы завершаем! Благодарим Вас за внимание!
7