Фон - песня «Улыбка»
Т.Г.:Здравствуйте, ребята. Мы пришли к вам из Многопрофильного центра дополнительного образования детей и молодежи г. Гомеля.
В.В.: А эти ребята - члены гомельского городского детского парламента. Они очень добрые и хотят, чтобы все вокруг были вежливыми и воспитанными. А вы хотите, чтобы вам встречались воспитанные и вежливые люди?
Т.Г: Тогда сегодня нас с вами ждет увлекательная развлекательная программа, посвященная вежливости и очень важным в жизни вещам! Вы готовы начать? Что ж, начинаем!
Т.Г.: Здравствуйте. Любой диалог начинается с приветствия.
В.В.: А ещё с улыбки!
Т.Г.: И у приветствий есть свои правила!
Напоминалочки (говорят парламентарии):
_________Говорить людям «здравствуйте», значит желать им здоровья. А разве приятно, когда тебе желают здоровья с угрюмым и неприветливым лицом? По правилам этикета младший по возрасту первым приветствует старшего; мальчик — девочку, а мужчина — женщину.
_________Очень часто мужчины, приветствуя друг друга, пожимают руку. При этом первым подает руку тот, кто старше.
_________ Поздороваться можно разными способами: кивком головы, поклоном, (попробуйте, ребята)…
_________ рукопожатием (дети пробуют),
_________можно обняться и поцеловать в щёчку (если встретил родного или очень близкого человека),…
_________ приподнять шляпу,…
_________ военные отдают честь,…
_________ молодой человек может дружески похлопать друга по плечу,…
_________ можно сказать «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер» или просто «здравствуй»…
_________а если здороваешься с человеком постарше - сказать «здравствуйте».
_________Поверьте: слово «здравствуйте» имеет волшебную силу. Произнести его совсем не сложно, а если при этом еще и улыбнуться, на душе станет легко и приятно!
ИГРА «Я по городу иду» дети расходятся на 2 команды по 2 сторонам площадки. Под музыку (_______________________________) дети поочерёдно идут друг другу навстречу и здороваются разными способами (в том числе и шуточными): кивок головы, поклон, рукопожатие, поцелуй, приподнять шляпу, обняться, отдать честь словами (желательно, чтобы дети сами выбирали способ поздороваться, а если затрудняются - ведущий даёт подсказку). Далее ведущий говорит: «А теперь в шутку…»
- глазами
- носами
- плечами
- лбами
- попами
- спинками
- коленками
ВЕДУЩАЯ просит любую девочку назвать, на её взгляд, вежливого мальчика. Этот мальчик будет исполнять роль Оле Лукойе, ему вручают зонтик. (похвалить мальчика- смотрите, у Максима действительно добрый взгляд, он опрятен и ,наверняка, любит и знает сказки).Чтобы Максим стал настоящим сказочником, мы должны произнести волшебные слова ( дети подсказывают волшебные слова, хлопают три раза, и с этого момента Максим становится волшебником, в руках зонтик). Оле Лукойе будет проверять ответы детей. А вопросы будут задавать наши помощники (парламентарии):
Маша Юркова: Ситуация 1:
В выходной день Юра встретил свою воспитательницу, которая шла по улице и о чем-то разговаривала с незнакомой Юре женщиной.
— Здравствуйте, Елена Леонидовна! — закричал Юра. Воспитательница ответила на приветствие Юры, но при этом строго посмотрела на него.
Как вы думаете, ребята, почему?
Обязательно ли здороваться с незнакомыми людьми?
Ответ. Воспитательница своим строгим взглядом дала понять Юре, что он должен был поприветствовать обеих женщин, а не только свою воспитательницу (пробуем выполнять)
Подруга Маши: Ситуация 2:
Юра стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери.
— Витька, привет! — изо всех сил закричал Юра.— Где ты пропадал? Как дела?.. Пассажиры в недоумении пожимали плечами.
В чем ошибка Юры?
Разве он невежливо поприветствовал друга?
Ответ. Юре не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться. ( пробуем выполнять)
ВЕДУЩАЯ предлагает любому мальчику назвать самую разговорчивую девочку. Эта девочка будет помогать разрешать разные ситуации. А сложные ситуации будут загадывать наши помощницы (Таня Семко и Ира Кобякова):
Таня Семко: Я звоню по телефону. Прежде всего, нужно помнить, что любой телефонный разговор необходимо начинать со слов? …- побудить говорить нашего эксперта( «Здравствуйте», «Добрый день» или «Добрый вечер»).
Ира: Затем нужно представиться, назвав свое имя, фамилию. А уже потом, обращаться с просьбой позвать кого-либо к телефону. Если ты звонишь на работу, то обязательно назови фамилию, имя и отчество своей мамы или папы, и тогда никакой неразберихи не получится.
Таня Семко: Никогда нельзя начинать телефонный разговор с вопросов: «Кто это?», «Что нужно?». Если ты позвонил, то будь так любезен, представься, назови свое ими.
Ира:Попробуем позвонить. Представь, что ты звонишь маме на работу, а трубку может поднять другая женщина. Сможешь ли ты позвать маму к телефону?
ТаняСемко: А сейчас позвоним однокласснику и спросим домашнее задание, ведь ты завтра возвращаешься в школу после болезни.
ВОПРОСЫ всем детям, правильность ответов проверяет девочка - эксперт:
_________Позже какого времени неприлично звонить? (9 вечера).
_________ Почему нельзя болтать по телефону часами?! (Возможно, ты отвлекаешь от дел того, с кем говоришь, а может, в это время кто-то пытается дозвониться твоим родителям, но линия занята).
ВЕДУЩАЯ предлагает любой девочке назвать , на её взгляд, самого умного мальчика. Он будет Кот учёный ( закрепляем усы)
В.В.: Ребята, как вы думаете, какие чувства свойственны вежливому человеку? (доброта, отзывчивость, нежность, забота). Кот! Правильно ребята отвечают? (в ответ кот должен сказать - «мяу». Так вот - первое задание от Кота учёного. Нужно с добротой, с заботой и очень вежливо прочитать коротенькие стихи:
1) - Добрый день!- тебе сказали
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
2) Нам желают доброго пути.
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.
3) Если кто-то загрустит,
Ты его не оставляй.
Добрым словом, добрым делом
Утешай и помогай.
В.В.: второе задание от Кота учёного. Из слов сложить пословицу , да так, чтобы наш Кот учёный одобрил.
* дела красят человека добрые
* приятно и доброе кошке слово
* добро не век забудется
* лучше сердце богатства доброе
В.В.: И, наконец, третье, самое трудное задание от Кота учёного. Слушайте да отвечайте вежливо да с умом, как Кот любит.
Парламентарии:
Ира: Как нужно принимать подарки?(завёрнутый подарок развернуть, рассмотреть и поблагодарить, гостюведь интересно- понравился ли подарок)
Таня: В каких случаях следует говорить «извините», и «простите»? (если провинность незначительна - нужно говорить «извините», если же очень виноваты- «простите»)
Маша: С чем или кем нельзя заходить в магазин и почему? (еда, животные)
Таня: Вы подходите к двери магазина, а из магазина выходят покупатели с покупками. Как правило, у них тяжелые сумки. Что вам нужно сделать? (подержать дверь).
Подруга Маши: Если в отдел или кассу магазина стоит очередь, что нужно спросить у покупателей? (Кто последний занимал?)
Ира: Если ты видишь, что сзади вас в очереди стоит бабушка или дедушка с тяжелой корзинкой, что нужно сделать? (Пропустить вперед).
Маша: Какие волшебные слова нужно использовать при общении с продавцом? («Пожалуйста», «Будьте добры», «Спасибо»…).
Ира: А теперь такая ситуация:
Юра покупал в магазине мороженое.
- Так, - сказал он,— дайте вон то мороженое, нет, лучше вот это! И побыстрее, а то я от жары погибаю!
Ответьте, почему у продавца испортилось настроение? Какие ошибки допустил Юра?
Ответ: 1) Юра невежливо разговаривал с продавцом, забыв о волшебных словах.
2) Юра не продумал заранее, какое именно мороженое он хочет купить.
Таня: Если вас пригласили в гости к определенному времени, старайтесь не опаздывать. Но и раньше не приходите, ведь хозяева в это время заканчивают последние приготовления (переодеваются, причесываются и т. д.).
Маша: Если вас пригласили на торжество, не забудьте о подарках, сюрпризах и добрых пожеланиях.
Подруга Маши: Приходить в гости нужно только в хорошем настроении, а капризы, огорчения и недовольство лучше оставить за порогом дома.
Ира: А вот ещё трудная задачка. Как нам справиться с этим этикетом? Поросенок пришел в гости к Козленку без приглашения и попал на семейный обед. Мама-Коза пригласила поросеночка к столу и угостила его вкусным пудингом. После еды довольный поросенок сказал: «Ну, ладно, мне уже пора!» И ушел так же неожиданно, как и пришел.
Знает ли поросенок секреты этикета? Назовите ошибки поросенка.
Ответы
• Поросенку не следовало приходить в гости без приглашения. Но если уж так случилось, поросенок должен был извиниться, что пришел не вовремя.
• Поросенок не поблагодарил маму-Козу за угощение, а вежливые ребята никогда об этом не забывают.
• Поросенок ушел сразу после обеда, а этого делать нельзя, иначе по-лучается, что приходил он лишь затем, чтобы подкрепиться.
• Поросенок не попрощался с гостеприимными хозяевами. Не забывайте, пожалуйста, об этом.
ОТВЕТ КОТА УЧЁНОГО
ПАРЛАМЕНТАРИИ:
Ира: Вот несколько пословиц и поговорок про гостей:
• В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым.
Маша: Умение вести себя украшает и ничего не стоит.
Кот учёный: Доброму гостю хозяин рад.
Т.Г.: Молодцы ребята! Вы сегодня все очень хорошо справились и показали себя умными и воспитанными ребятами, которые найдут правильный выход из любой ситуации!
В.В.: Как же нам вежливо и по - доброму закончить нашу встречу? Для этого есть замечательный танец - «Улыбка».
ТАНЕЦ «УЛЫБКА»
Т.Г.: На этом наша программа заканчивается! Спасибо за внимание, до новых встреч!