Сценарный план урока русского языка в 4 классе.
Тема: «Глагол как часть речи»
Цель: создать условия для уточнения учащимися понятия о части речи – глагол.
Задача: повторить и уточнить знания о существенных признаках глагола, умение точно употреблять его в речи.
Де учителя Де учащихся
1. Оргмомент. Приветствие. Актуализация.
-- Посмотрите на экран. Назовите, пожалуйста, группы слов, которые вы видите.
-- Как вы определили части речи?
2. Вопрос о теме урока. Определение задачи.
-- Запишите глаголы.
3. Организация работы в группах. Жеребьёвка (загадки на листах А3)
1) Отчитывала за проступок
2) Работала с книгой
3) Тяжеловес …..штангу
4) Ездит на велосипеде
5) Совершает движения под музыку
6) Будет быстро передвигаться
ЗАДАНИЕ: дать характеристику глагола, вспомнив его признаки.
4. Корректировка работы групп. Задание для учащихся, не объединившихся в группы:
учебник, стр. 173-174, упр. 398
5. Дополнение и уточнение характеристик (роль в предложении, спряжение, время и др).
6. Словарная работа. Употребление в речи.
-- Найдите среди глаголов словарное слово.
-- Запишите предложение с глаголом желать или однокоренным для наших гостей.
(О т к р ы т к и).
7. Закрепление изученного.
Работа в парах.
ЗАДАНИЕ:
-- Дополнить стихотворный текст глаголами на карточках. Каждый участник берёт по 1 карточке.
И н д и в и д у а л ь н о:
________ лепесток
Через запад на восток.
Лишь ________ ты земли
_____ по-моему ________....
(Из сказки В. Катаева ???)
Лети - лети, коснёшься, быть, вели!
8. Рефлексия.
-- Что знали о глаголе в начале урока?
-- Что уяснили к концу урока?
1. Актуализация
кто? побежит
твой полетит
мы поднимает
наши желала
такой катается
Предполаг ответ: местоимения, глаголы
Предполаг ответ: задавали вопрос, вспоминали, что означает каждая ч.речи.
2. Формулирование темы урока, постановка задачи:
-- Будем изучать глагол.
3. Объединение в группы по 4 человека. Чтение загадок и жеребьёвка (в зависимости от отгаданного глагола на листе).
Желала, ругала, читала, поднимает, катается,играет,потанцует, побежит, полетит
4. Работа в группах. Поиск характеристик данного глагола.
Например: ужинать – что делать? Обозначает действие; может изменяться: ужинают, будут ужинать, ужинали, ужинал, ужинало,ужинала
5. Выступление групп и отдельных учащихся.
Отношение и обсуждение. Запись характеристик каждого глагола.
6. Словарная работа. Употребление глаголов в речи.
Фотографирование (методика Бурмистровой)
Запись словарного слова и предложения с ним, либо однокоренным. Например:
Желаю Вам здоровья!
7. Самостоятельная работа
_____ ветры в феврале
_____ в трубах громко.
Змейкой _____ по земле
Лёгкая позёмка. (С. Маршак)
Ледоход: лёд _______.
______на берег народ,
Смотрит, как река ______,
Лёд в кусочки _________. (Нар.потешка)
…И днём и ночью кот учёный
Всё ______ по цепи кругом;
___направо – песнь _____. (А. Пушкин)
Налево – сказку _______.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты _______ стаи туч,
Ты _______ сине море,
Всюду _____ на просторе. (А. Пушкин)
8. Рефлексия.
Ответы на вопросы. Оценка и самооценка.
Критерии: отметки 4-7 (красный, зелёный, оранжевый, жёлтый), 1-3 (синий, голубой, фиолетовый).