Муниципальное образовательное учреждение Ченцевская общеобразовательная школа Тутаевского муниципального района Ярославской области
Сценирование урока биологии
Урок разработала:
Соколова Валентина Алексеевна-
учитель химии-биологии
МОУ Ченцевская СОШ
2013год
Обобщение знаний о структуре нуклеиновых кислот
с использованием решения биологических задач
биология, 10 класс
Какая технология используется:
Задачная форма организации учебного процесса.
Метапредмет: «Задача»
Методы: словесный, наглядный, практический
Что будут осваивать обучающиеся:
углубление (расширение) представления о структуре нуклеиновых кислот в процессе решения задач типа:
Задача №1.
Цепь ДНК содержит 28% нуклеотида А, чему примерно должно равняться количество нуклеотида Г.
Задача №2.
Расшифрован фрагмент одной цепи ДНК
ГГГ-АТА-ГЦЦ-ГАТ-ГЦТ
а). Какова структура фрагмента гена, который стал известным?
б). Какова длина расшифрованного фрагмента гена?
в). Каково процентное соотношение всех типов нуклеотидов в этом фрагменте гена?
Задача №3.
Химическое исследование показало, что в информационной РНК:32% приходится на –урацил,26% на- цитозин,20% на- аденин. Что можно сказать о нуклеотидном составе соответствующего последовательность нуклеотидов на РНК, антикодоны РНК и соответствующую последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка. Использование таблицы генетического кода.
Задача №5.
В биосинтезе полипептида участвуют молекулы т-РНК с антикодонами:
УГА, АУГ,АГУ,ГГЦ,ААУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК и участка двухцепочной ДНК?
Задача №4.
Последовательность нуклеотидов в фрагменте цепи ДНК:ГТТ-ГАЦ-ЦЦТ-ТЦА.
Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК и число нуклеотидов, содержащих аденин(А) и цитозин(Ц).
Задача №6.
Дана одна цепь молекулы ДНК -ТГЦ-АТА-ГЦТ-АГ
а) Постройте вторую цепь ДНК.
б) Определите длину участка гена.
в) Определите количество водородных связей
Чем владеют обучающиеся (мыслительные и деятельностные средства):
Освоены понятия: биополимеры, мономеры, ДНК, РНК, нуклеотиды, аминокислоты, водородная связь, комплементарность, репликация; имеется опыт составления комплементарных пар – второй цепочки ДНК; опыт математических вычислений (пропорция, простейшие арифметические действия), работа с таблицей «Генетический код».
На каком материале:
Аминокислоты, необходимые для синтеза белка, доставляются в рибосомы с помощью т-РНК. Каждая молекула т-РНК переносит только одну аминокислоту.
Информация о первичной структуре молекулы белка зашифрована в молекуле ДНК.
Каждая аминокислота зашифрована последовательностью из трех нуклеотидов. Эта последовательность называется триплетом или кодоном.
В ДНК существует 4 разновидности нуклеотидов: А (аденин), Т (тимин), Г (гуанин) и Ц (цитозин).
В 1953 г Дж.Уотсон и Ф.Крик открыли, что молекула ДНК представляет собой двойную спираль.
Цепи комплементарны друг другу: напротив аденина в одной цепи всегда находится тимин в другой и наоборот (А-Т и Т-А); напротив цитозина — гуанин (Ц-Г и Г-Ц).
В ДНК количество аденина и гуанина равно числу цитозина и тимина, а также А=Т и Ц.=Г (правило Чаргаффа).
В состав РНК вместо тимина входит урацил
Антикодон — это последовательность из трех нуклеотидов в т-РНК, комплементарных нуклеотидам кодона и-РНК. В состав т-РНК и и-РНК входят одни те же нуклеотиды.
Молекула и-РНК синтезируется на ДНК по правилу комплементарности.
За счет чего обучающиеся включаются в деятельность?:
Чередование форм работы (индивидуально, парами, общее обсуждение). Рассмотрение версий обучающихся, их сравнение, выявление достоинств и недостатков.
Коллективный выбор наиболее логичного и оптимального решения задач на основе обсуждения работы в парах, использование математических способов вычисления, умение работать с биологическими таблицами, схемами способствует включению в работу обучающихся, испытывающих сложности в формальном общении.
Осваиваются промежуточные понятия:
транскрипция осуществляется по правилу комплементарности, длина и масса нуклеотида,
Способности, формирующиеся в ходе занятия:
мыслить самостоятельно и находить решение, навыки решения биологических задач различных типов.
Как обеспечивается включение обучающихся в учебную деятельность?:
Предлагаемое занятие предполагается проводить следующим образом. В начале урока фронтальная работа (беседа по вопросам, задача с представлением модели ДНК)
Затем работа в парах, с последующей проверкой у доски (задача № 2,3,4)
Дальше работаем в трёх группах (задачи №6,7,8), фиксируя свои решения на доске.
Так как группам предложены различные задания, то представление версии решения задачи на доске позволит организовать обсуждение.
Развитие умений:
давать определения по понятиям, воспроизводить информацию, внимательно слушать, выделять главное, сравнивать, обобщать, графически оформлять информацию.
Момент осознания обучающимися недостаточности имеющихся знаний и умений:
длина и масса нуклеотида, выбор оптимального способа решения (арифметические действия либо пропорция)
Система заданий, обеспечивающая освоение обучающимися заявленного содержания:
Мобилизующий этап
Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность через выполнение мотивирующих заданий:
Какие «носильщики» работают в клетке, что и куда они переносят? (т-РНК переносят аминокислоты к месту синтеза белка.)
Почему очень длинная нуклеотидная запись дает в результате сравнительно небольшие белковые молекулы? (Триплет нуклеотидов кодирует одну аминокислоту, белковая цепь сворачивается, приобретая вторичную, третичную и четвертичную структуры.)
Где и с помощью чего происходит перевод текстов ДНК на язык белков? (В ядре клетки информация с матрицы ДНК переписывается на и-РНК, которая затем поступает к месту синтеза белка на гранулярную ЭПС.)
Задача №1,5 Приложение1. (самостоятельное индивидуальное решение с последующей взаимопроверкой)
Комментарии учителя: Необходимо уточнить, что помимо словесного описания, надо обязательно представить рисунок, отражающий представления обучающихся о структуре белка, ДНК, РНК.
Целеполагание
Обучающиеся определяют и формулируют цель урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
Возможные формулировки цели занятия:
1.Сформировать/актуализировать навыки решения биологических задач различных типов для успешной сдачи ЕГЭ.
2. Оценить свои склонности и интересы к данной области знания.
3. Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного, прикладного и творческого характера.
4. Закрепить и углубить уровень знаний по молекулярной биологии, применить эти знания путём решения биологических задач по данному разделу.
5. Научиться решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Решение задач.
Решение задач № 2, 3, 4. Работа в парах. При решении задач обучающиеся выясняют, что нет некоторых данных: длина нуклеотида. Обучающиеся выписывают данные из справочника или из Интернета.
Работа по группам (класс делится на 3 группы)
Решаются задачи более сложного уровня, требующие математического анализа, дополнительных данных. Задачи №6, 7,8.Приложение1.
Необходимые пояснения(обучающиеся сами находят недостающую информацию):
относительная молекулярная масса одного нуклеотида принимается за 345;
расстояние между нуклеотидами в цепи молекулы ДНК (длина одного нуклеотида) – 0, 34 нм Правила Чаргаффа:
∑(А) = ∑(Т)
∑(Г) = ∑(Ц)
∑(А+Г) =∑(Т+Ц)
Каждая группа обсуждает решение задачи, составляет алгоритм, выполняет вычисления.
Рефлексия
Осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал. Оценка и самооценка работы ученика на уроке.
На листочках вместе с задачами у обучающихся написан рефлексивный тест. Индивидуальная оценка своей, анализ достижения поставленной в начале урока цели.
Рефлексивный тест.
Я узнал(а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над чем подумать.
На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
На уроке я поработал(а) добросовестно.
Я достиг(ла) поставленной мною цели.
Список использованной литературы:
1.Браун А. Д. ,Фадеева М.Д. Молекулярные основы жизни. М. «Просвещение» 1976г., стр-73.
2.Ващенко О.Л. Олимпиадные задания по биологии. Волгоград «Учитель»2007г.
3..Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология .Общая биология 10-11 класс, М. «Дрофа»2010г.
schzg909.mskobr.ru
moodle.mmc.rightside.ru
Приложение 1
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
Задача №1. Цепь ДНК содержит 28% нуклеотида А, чему примерно должно равняться количество нуклеотида Г.
Решение: А=Т А+Т=28х2=56%
Г+Ц=100-56=44%
Г=44:2=22%
Ответ :Г= 22%.
2) В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином=5%.Сколько в этой молекуле содержится нуклеотидов с тимином?
Решение:
Г+Ц=5х2=10%
А+Т=100-10=90%
Т=45%
Ответ : Т=45%.
Задача №2. Расшифрован фрагмент одной цепи ДНК
ГГГ-АТА-ГЦЦ-ГАТ-ГЦТ
а). Какова структура фрагмента гена, который стал известным?
б). Какова длина расшифрованного фрагмента гена?
в). Каково процентное соотношение всех типов нуклеотидов в этом фрагменте гена?
Решение:
а)ГГГ-АТА-ГЦЦ-ГАТ-ГЦТ-первая цепочка
ЦЦЦ-ТАТ-ЦГГ-ЦТА-ЦГА - комплементарная цепочка
б).Каждый нуклеотид занимает 0,3нм
Их 15 в одной цепи.15х0,34=5,1нм
Используем принцип комплементарности и считаем количество нуклеотидов.
Ц=Г=9 А=Т=6 Всего нуклеотидов:30 шт.
Ц=Г=9 х=9умножить100разделить на 30=30%
А=Т=6 х=20%
Задача №3. Химическое исследование показало, что в информационной РНК:32% приходится на –урацил,26% на- цитозин,20% на- аденин. Что можно сказать о нуклеотидном составе соответствующего участка двухцепочной ДНК?
Решение:
РНК: У-32%, Ц=26%, А=20%Найдем недостающий Г=100-(32+26+20)=22%
РНК –одноцепочная, а ДНК, слепком с которой является –двухцепочная, значит %- состав РНК делим на 2 и, используя принцип комплементарности, записываем процентный состав 1-ой цепи.
РНК -У-32% , Ц-26%, А -20%, Г -22%.
ДНК первая цепь: А=16%, Г=13%, Т= 10%, Ц=11%
Вторая цепочка: Т=16%, Ц =13% , А=10%, Г- 11%
Аденина:16%+10%=26%. А=Т. Т=26%
Гуанина:13%+11% = 24%. Г = Ц. Ц = 24%
Задача №4. Последовательность нуклеотидов в фрагменте цепи ДНК:ГТТ-ГАЦ-ЦЦТ-ТЦА. Определите последовательность нуклеотидов на РНК, антикодоны РНК и соответствующую последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка. Используйте таблицу генетического кода.
Решение:
ГТТ-ГАЦ-ЦЦТ-ТЦА - ДНК
ЦАА-ЦУГ-ГГА-АГУ - и- РНК
ГУУ- ГАЦ-ЦЦУ-УЦА - т -РНК
Находим аминокислоты : Глн. ;Лей. ; Гли.; Сер. по и-РНК находим.
Задача №5. В биосинтезе полипептида участвуют молекулы т-РНК с антикодонами:
УГА, АУГ,АГУ,ГГЦ,ААУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК и число нуклеотидов, содержащих аденин(А) и цитозин(Ц).
тРНК - УГА, АУГ ,АГУ,ГГЦ,ААУ по принципу комплементарности.
и- РНК АЦУ-УАЦ-УЦА-ЦЦГ-УУА
1 ц. ДНК ТГА- АТГ-АГТ- ГГЦ- ААТ
2 цепь АЦТ-ТАЦ-ТЦА-ЦЦГ-ТТА
Всего нуклеотидов в двух цепях ДНК = 30.
А=9 9уножить на 100 и разделить на 30 = 30%.
Ц=6 100х6/30 =20%
Задача №6.
Дана одна цепь молекулы ДНК -ТГЦ-АТА-ГЦТ-АГ
а) Постройте вторую цепь ДНК.
б) Определите длину участка гена.
в) Определите количество водородных связей .
Решение: Т Г Ц А Т А Г Ц Т А Г
А)-- А Ц Г Т А Т Ц Г А Т Ц
Всего нуклеотидов в одной цепи =11. Длина нуклеотида= 0,34нм.
б)11х0,34=3,74нм.
А=Т Между ними -2 двойные связи. Их 6 пар. 6х2=12связей.
Ц=Т- 3 водородные связи. Их 5пар. 3х5=15. Всего: 12+15=27связей.
Задача № 7.
На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:
А–А–Г–Т–Ц–Т–А–Ц–Г–Т–А–Т
Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом фрагменте ДНК и длину гена.
Решение:
1) достраиваем вторую нить (по принципу комплементарности)
2) ∑(А +Т+Ц+Г) = 24,
из них ∑(А) = 8 = ∑(Т)
24 – 100%
8 – х%
х = 33,4%
∑(Г) = 4 = ∑(Ц)
24 – 100%
4 – х%
х = 16,6%
3) молекула ДНК двуцепочечная, поэтому длина гена равна длине одной цепи:
12 × 0,34 = 4,08 нм
Задача № 8.
В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК.
Определите:
а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК?
б) какова длина этого фрагмента?
Решение:
1) ∑(Г) = ∑(Ц)= 880 (это 22%);
На долю других нуклеотидов приходится 100% – (22%+22%)= 56%, т.е. по 28%;
Для вычисления количества этих нуклеотидов составляем пропорцию:
22% – 880
28% – х, отсюда х = 1120
2) для определения длины ДНК нужно узнать, сколько всего нуклеотидов содержится в 1 цепи:
(880 + 880 + 1120 + 1120) : 2 = 2000
2000 × 0,34 = 680 (нм)