СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценирование урока биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение знаний о структуре нуклеиновых кислот

с использованием решения биологических задач (биология 10 класс)

Какая технология используется: Задачная форма организации учебного процесса.

Метапредмет: «Задача»

Методы:         словесный, наглядный, практический

Что будут осваивать обучающиеся:

углубление (расширение) представления о структуре нуклеиновых кислот в  процессе  решения задач типа:

Задача №1.

Цепь ДНК содержит 28% нуклеотида А, чему примерно должно равняться количество нуклеотида Г.

Просмотр содержимого документа
«Сценирование урока биологии»

Муниципальное образовательное учреждение Ченцевская общеобразовательная школа Тутаевского муниципального района Ярославской области











Сценирование урока биологии









Урок разработала:

Соколова Валентина Алексеевна-

учитель химии-биологии

МОУ Ченцевская СОШ













2013год

Обобщение знаний о структуре нуклеиновых кислот

с использованием решения биологических задач


биология, 10 класс


Какая технология используется:
Задачная форма организации учебного процесса.

Метапредмет: «Задача»

Методы: словесный, наглядный, практический

Что будут осваивать обучающиеся:

углубление (расширение) представления о структуре нуклеиновых кислот в процессе решения задач типа:

Задача №1.

Цепь ДНК содержит 28% нуклеотида А, чему примерно должно равняться количество нуклеотида Г.

Задача №2.

Расшифрован фрагмент одной цепи ДНК

ГГГ-АТА-ГЦЦ-ГАТ-ГЦТ

а). Какова структура фрагмента гена, который стал известным?

б). Какова длина расшифрованного фрагмента гена?

в). Каково процентное соотношение всех типов нуклеотидов в этом фрагменте гена?

Задача №3.

Химическое исследование показало, что в информационной РНК:32% приходится на –урацил,26% на- цитозин,20% на- аденин. Что можно сказать о нуклеотидном составе соответствующего последовательность нуклеотидов на РНК, антикодоны РНК и соответствующую последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка. Использование таблицы генетического кода.

Задача №5.

В биосинтезе полипептида участвуют молекулы т-РНК с антикодонами:

УГА, АУГ,АГУ,ГГЦ,ААУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК и участка двухцепочной ДНК?

Задача №4.

Последовательность нуклеотидов в фрагменте цепи ДНК:ГТТ-ГАЦ-ЦЦТ-ТЦА.

Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК и число нуклеотидов, содержащих аденин(А) и цитозин(Ц).

Задача №6.

Дана одна цепь молекулы ДНК -ТГЦ-АТА-ГЦТ-АГ

а) Постройте вторую цепь ДНК.

б) Определите длину участка гена.

в) Определите количество водородных связей


Чем владеют обучающиеся (мыслительные и деятельностные средства):
Освоены понятия: биополимеры, мономеры, ДНК, РНК, нуклеотиды, аминокислоты, водородная связь, комплементарность, репликация; имеется опыт составления комплементарных пар – второй цепочки ДНК; опыт математических вычислений (пропорция, простейшие арифметические действия), работа с таблицей «Генетический код».





На каком материале:


Аминокислоты, необходимые для синтеза белка, доставляются в рибосомы с помощью т-РНК. Каждая молекула т-РНК переносит только одну аминокислоту.

Информация о первичной структуре молекулы белка зашифрована в молекуле ДНК.

Каждая аминокислота зашифрована последовательностью из трех нуклеотидов. Эта последовательность называется триплетом или кодоном.

В ДНК существует 4 разновидности нуклеотидов: А (аденин), Т (тимин), Г (гуанин) и Ц (цитозин).

В 1953 г Дж.Уотсон и Ф.Крик открыли, что молекула ДНК представляет собой двойную спираль.

Цепи комплементарны друг другу: напротив аденина в одной цепи всегда находится тимин в другой и наоборот (А-Т и Т-А); напротив цитозина — гуанин (Ц-Г и Г-Ц).

В ДНК количество аденина и гуанина равно числу цитозина и тимина, а также А=Т и Ц.=Г (правило Чаргаффа).

В состав РНК вместо тимина входит урацил

Антикодон — это последовательность из трех нуклеотидов в т-РНК, комплементарных нуклеотидам кодона и-РНК. В состав т-РНК и и-РНК входят одни те же нуклеотиды.

Молекула и-РНК синтезируется на ДНК по правилу комплементарности.

За счет чего обучающиеся включаются в деятельность?:
Чередование форм работы (индивидуально, парами, общее обсуждение). Рассмотрение версий обучающихся, их сравнение, выявление достоинств и недостатков.


Коллективный выбор наиболее логичного и оптимального решения задач на основе обсуждения работы в парах, использование математических способов вычисления, умение работать с биологическими таблицами, схемами способствует включению в работу обучающихся, испытывающих сложности в формальном общении.


Осваиваются промежуточные понятия:

транскрипция осуществляется по правилу комплементарности, длина и масса нуклеотида,


Способности, формирующиеся в ходе занятия:

 мыслить  самостоятельно  и  находить  решение, навыки решения  биологических  задач различных типов.


Как обеспечивается включение обучающихся в учебную деятельность?:

Предлагаемое занятие предполагается проводить следующим образом. В начале урока фронтальная работа (беседа по вопросам, задача с представлением модели ДНК)

Затем работа в парах, с последующей проверкой у доски (задача № 2,3,4)

Дальше работаем в трёх группах (задачи №6,7,8), фиксируя свои решения на доске.

Так как группам предложены различные задания, то представление версии решения задачи на доске позволит организовать обсуждение.



Развитие умений:

давать определения по понятиям, воспроизводить информацию, внимательно слушать, выделять главное, сравнивать, обобщать, графически оформлять информацию.





Момент осознания обучающимися недостаточности имеющихся знаний и умений:

длина и масса нуклеотида, выбор оптимального способа решения (арифметические действия либо пропорция)



Система заданий, обеспечивающая освоение обучающимися заявленного содержания:

  1. Мобилизующий этап

Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность через выполнение мотивирующих заданий:

  1. Какие «носильщики» работают в клетке, что и куда они переносят? (т-РНК переносят аминокислоты к месту синтеза белка.)

  2. Почему очень длинная нуклеотидная запись дает в результате сравнительно небольшие белковые молекулы? (Триплет нуклеотидов кодирует одну аминокислоту, белковая цепь сворачивается, приобретая вторичную, третичную и четвертичную структуры.)

  3. Где и с помощью чего происходит перевод текстов ДНК на язык белков? (В ядре клетки информация с матрицы ДНК переписывается на и-РНК, которая затем поступает к месту синтеза белка на гранулярную ЭПС.)

  4. Задача №1,5 Приложение1. (самостоятельное индивидуальное решение с последующей взаимопроверкой)

Комментарии учителя: Необходимо уточнить, что помимо словесного описания, надо обязательно представить рисунок, отражающий представления обучающихся о структуре белка, ДНК, РНК.

  1. Целеполагание

Обучающиеся определяют и формулируют цель урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

Возможные формулировки цели занятия:


1.Сформировать/актуализировать навыки решения  биологических  задач различных типов для успешной сдачи ЕГЭ.

2. Оценить свои склонности и интересы к данной области знания.

3. Совершенствовать умение решать  биологические задачи репродуктивного, прикладного и творческого характера.

4. Закрепить и углубить уровень знаний по молекулярной биологии, применить эти знания путём решения биологических задач по данному разделу.

5. Научиться решать  задачи   молекулярной биологии  базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.


  1. Решение задач.

Решение задач № 2, 3, 4. Работа в парах. При решении задач обучающиеся выясняют, что нет некоторых данных: длина нуклеотида. Обучающиеся выписывают данные из справочника или из Интернета.


  1. Работа по группам (класс делится на 3 группы)

Решаются задачи более сложного уровня, требующие математического анализа, дополнительных данных. Задачи №6, 7,8.Приложение1.


Необходимые пояснения(обучающиеся сами находят недостающую информацию):

относительная молекулярная масса одного нуклеотида принимается за 345;

расстояние между нуклеотидами в цепи молекулы ДНК (длина одного нуклеотида) – 0, 34 нм Правила Чаргаффа:

∑(А) = ∑(Т)
∑(Г) = ∑(Ц)
∑(А+Г) =∑(Т+Ц)

Каждая группа обсуждает решение задачи, составляет алгоритм, выполняет вычисления.




  1. Рефлексия


Осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал. Оценка и самооценка работы ученика на уроке.

На листочках вместе с задачами у обучающихся написан рефлексивный тест. Индивидуальная оценка своей, анализ достижения поставленной в начале урока цели.


Рефлексивный тест.

  1. Я узнал(а) много нового.

  2. Мне это пригодится в жизни.

  3. На уроке было над чем подумать.

  4. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

  5. На уроке я поработал(а) добросовестно.

  6. Я достиг(ла) поставленной мною цели.















Список использованной литературы:


1.Браун А. Д. ,Фадеева М.Д. Молекулярные основы жизни. М. «Просвещение» 1976г., стр-73.

2.Ващенко О.Л. Олимпиадные задания по биологии. Волгоград «Учитель»2007г.

3..Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология .Общая биология 10-11 класс, М. «Дрофа»2010г.

schzg909.mskobr.ru

moodle.mmc.rightside.ru








































Приложение 1


РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

Задача №1. Цепь ДНК содержит 28% нуклеотида А, чему примерно должно равняться количество нуклеотида Г.

Решение: А=Т А+Т=28х2=56%

Г+Ц=100-56=44%

Г=44:2=22%

Ответ :Г= 22%.

2) В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином=5%.Сколько в этой молекуле содержится нуклеотидов с тимином?

Решение:

Г+Ц=5х2=10%

А+Т=100-10=90%

Т=45%

Ответ : Т=45%.

Задача №2. Расшифрован фрагмент одной цепи ДНК

ГГГ-АТА-ГЦЦ-ГАТ-ГЦТ

а). Какова структура фрагмента гена, который стал известным?

б). Какова длина расшифрованного фрагмента гена?

в). Каково процентное соотношение всех типов нуклеотидов в этом фрагменте гена?

Решение:

а)ГГГ-АТА-ГЦЦ-ГАТ-ГЦТ-первая цепочка

ЦЦЦ-ТАТ-ЦГГ-ЦТА-ЦГА - комплементарная цепочка

б).Каждый нуклеотид занимает 0,3нм

Их 15 в одной цепи.15х0,34=5,1нм

Используем принцип комплементарности и считаем количество нуклеотидов.

Ц=Г=9 А=Т=6 Всего нуклеотидов:30 шт.

Ц=Г=9 х=9умножить100разделить на 30=30%

А=Т=6 х=20%


Задача №3. Химическое исследование показало, что в информационной РНК:32% приходится на –урацил,26% на- цитозин,20% на- аденин. Что можно сказать о нуклеотидном составе соответствующего участка двухцепочной ДНК?

Решение:

РНК: У-32%, Ц=26%, А=20%Найдем недостающий Г=100-(32+26+20)=22%

РНК –одноцепочная, а ДНК, слепком с которой является –двухцепочная, значит %- состав РНК делим на 2 и, используя принцип комплементарности, записываем процентный состав 1-ой цепи.

РНК -У-32% , Ц-26%, А -20%, Г -22%.

ДНК первая цепь: А=16%, Г=13%, Т= 10%, Ц=11%

Вторая цепочка: Т=16%, Ц =13% , А=10%, Г- 11%

Аденина:16%+10%=26%. А=Т. Т=26%

Гуанина:13%+11% = 24%. Г = Ц. Ц = 24%

Задача №4. Последовательность нуклеотидов в фрагменте цепи ДНК:ГТТ-ГАЦ-ЦЦТ-ТЦА. Определите последовательность нуклеотидов на РНК, антикодоны РНК и соответствующую последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка. Используйте таблицу генетического кода.

Решение:

ГТТ-ГАЦ-ЦЦТ-ТЦА - ДНК

ЦАА-ЦУГ-ГГА-АГУ - и- РНК

ГУУ- ГАЦ-ЦЦУ-УЦА - т -РНК

Находим аминокислоты : Глн. ;Лей. ; Гли.; Сер. по и-РНК находим.


Задача №5. В биосинтезе полипептида участвуют молекулы т-РНК с антикодонами:

УГА, АУГ,АГУ,ГГЦ,ААУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК и число нуклеотидов, содержащих аденин(А) и цитозин(Ц).

тРНК - УГА, АУГ ,АГУ,ГГЦ,ААУ по принципу комплементарности.

и- РНК АЦУ-УАЦ-УЦА-ЦЦГ-УУА

1 ц. ДНК ТГА- АТГ-АГТ- ГГЦ- ААТ

2 цепь АЦТ-ТАЦ-ТЦА-ЦЦГ-ТТА

Всего нуклеотидов в двух цепях ДНК = 30.

А=9 9уножить на 100 и разделить на 30 = 30%.

Ц=6 100х6/30 =20%

Задача №6.

Дана одна цепь молекулы ДНК -ТГЦ-АТА-ГЦТ-АГ

а) Постройте вторую цепь ДНК.

б) Определите длину участка гена.

в) Определите количество водородных связей .

Решение: Т Г Ц А Т А Г Ц Т А Г

А)-- А Ц Г Т А Т Ц Г А Т Ц

Всего нуклеотидов в одной цепи =11. Длина нуклеотида= 0,34нм.

б)11х0,34=3,74нм.

А=Т Между ними -2 двойные связи. Их 6 пар. 6х2=12связей.

Ц=Т- 3 водородные связи. Их 5пар. 3х5=15. Всего: 12+15=27связей.

Задача № 7.

На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:

А–А–Г–Т–Ц–Т–А–Ц–Г–Т–А–Т

Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом фрагменте ДНК и длину гена.

Решение:

1) достраиваем вторую нить (по принципу комплементарности)

2) ∑(А +Т+Ц+Г) = 24,

из них ∑(А) = 8 = ∑(Т)

24 – 100%
8 – х%
х = 33,4%

∑(Г) = 4 = ∑(Ц)

24 – 100%
4 – х%
х = 16,6%

3) молекула ДНК двуцепочечная, поэтому длина гена равна длине одной цепи:

12 × 0,34 = 4,08 нм

Задача № 8.


В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК.

Определите:

а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК?
б) какова длина этого фрагмента?

Решение:

1) ∑(Г) = ∑(Ц)= 880 (это 22%);

На долю других нуклеотидов приходится 100% – (22%+22%)= 56%, т.е. по 28%;

Для вычисления количества этих нуклеотидов составляем пропорцию:

22% – 880
28% – х, отсюда х = 1120

2) для определения длины ДНК нужно узнать, сколько всего нуклеотидов содержится в 1 цепи:

(880 + 880 + 1120 + 1120) : 2 = 2000
2000 × 0,34 = 680 (нм)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!