СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Стучимся в ваши сердца» Литературно - музыкальная композиция

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие познавательного интереса к истории нашей страны, формирование гражданской позиции учащихся, расширение знаний учащихся о событиях Великой Отечественной войны, совершенствование форм краеведческой работы с детьми, воспитание чувства долга и ответственности за историческое прошлое Родины.

Задачи:

•        Познакомить детей с памятными датами в истории нашей Родины.

•        Воспитывать чувства гордости за свою страну, за подвиги своих соотечественников.

Просмотр содержимого документа
««Стучимся в ваши сердца» Литературно - музыкальная композиция»


«Стучимся в ваши сердца»

Литературно - музыкальная композиция

Сценарий



- интернат №3»



учитель высшей квалификационной категории

ДАВЫДОВА ЛЮБОВЬ АРКАДЬЕВНА



Цель: развитие познавательного интереса к истории нашей страны, формирование гражданской позиции учащихся, расширение знаний учащихся о событиях Великой Отечественной войны, совершенствование форм краеведческой работы с детьми, воспитание чувства долга и ответственности за историческое прошлое Родины.

Задачи:

• Познакомить детей с памятными датами в истории нашей Родины.

• Воспитывать чувства гордости за свою страну, за подвиги своих соотечественников.



Личностные УУД:

• осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

• осознавать свою идентичность как гражданина страны;

• формировать способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, творческих способностей учащихся;

Метапредметные УУД:

умение использовать различные источники исторической информации, анализировать и обобщать факты, обосновывать выводы;

Предметные результаты:

• распространять сведения о защитниках Родины, наших земляках – детях, во время Великой Отечественной войны;

• характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию исторических источников, в том числе музейных материалов, воспоминаний.








И памятью той, вероятно,

Душа моя будет больна,

Покамест бедой невозвратной

Не станет для мира война.

А.Твардовский

Ведущий: Первый день войны, …основой этого слова станут свидетельства тех, кто этот день пережил. (звучит песня «Рио-Рита»)

Константин Симонов так открывает роман «Живые и мертвые»: «Первый день войны застал семью Синцовых врасплох, как и миллионы других семей. Казалось бы, все давно ждали войны, и все-таки в последнюю минуту она обрушилась как снег на голову; очевидно, вполне приготовить себя заранее к такому огромному несчастью вообще невозможно. (звук поезда).

О том, что началась война, Синцов и Маша узнали в Симферополе, на жарком привокзальном пятачке. Они только что сошли с поезда и стояли возле старого открытого «линкольна», ожидая попутчиков, чтобы в складчину доехать до военного санатория.

Оборвав их разговор с шофером, радио хрипло на всю площадь сказало, что началась война, и жизнь сразу разделилась на две несоединимые части: на ту, что была минуту назад, до войны, и на ту, что была теперь». (слайды)

(звучит голос Ю.Б.Левитана)

«Граждане и гражданки Советского Союза!» Сегодня 22 июня в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы. А во многих местах и подвергли бомбардировке города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие…»

(слайды, Серебрянская Т.П. говорит на немецком языке)

Ведущий: 22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Используя внезапность и большой перевес в силе, немцы в первые дни войны далеко врезались в глубь России. Начальник германского штаба сухопутных войск Гальдер 3 июля 1941 г. записал в своем дневнике «Кампания против России выиграна в течение 14 дней». Но генерал поторопился.

Ведущий: Когда страна узнала о войне,

В тот первый день, в сумятице и бреде,

Я помню, я подумала о дне,

Когда страна узнает о победе. (Маргарита Алигер)


Ведущий: Вот как строго, просто, а потому и убедительно написал в первый день войны писатель-публицист Илья Эренбург: «Не мы хотели \этой войны. Не мы перед ней отступим. Фашисты начали войну. Мы ее кончим –победой труда и свободы. Война – тяжелое, суровое дело, но наши сердца закалены. Мы знаем, какое горе принес фашистский захватчик другим народам. Мы знаем, как он останавливается, когда видит достойный отпор. Мы не дрогнем… Высокая судьба выпала на долю – защищать нашу страну, наших детей и спасти измученный врагами мир. Наша священная война, которую навязали нам захватчики, станет освободительной войной порабощенной Европы».

Наверное, этими словами – «священная война» - дышала и думала вся страна в тот момент. Через два дня она запоет песню с таким названием.


(слайды, звучит песня «Священная Война»)


Ведущий: И прозвучавшие по радио на третий день войны стихи Лебедева-Кумача в исполнении знаменитого актера Малого театра Александра Остужева, опубликованные одновременно в «Красной звезде» и «Известиях», буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной силой и удивительной способностью выразить то, что кипело в душе у каждого. Вот как вспоминает об этой публикации бывший в годы войны главным редактором «Красной звезды» Давид Ортенберг:


Ведущий: Мог ли я и мои товарищи думать тогда, что стихотворение напечатанное в первом военном номере, станет главной песней Великой Отечественной войны? Что миллионы советских людей пойдут с ней на бой, что прозвучит она призывным набатом и даже клятвой всем городам и всей страны! Что её будут слушать стоя, как слушают Гимн».

Руководитель краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски А.В.Александров, почти так же стремительно, как Лебедев – Кумач написал стихи, создал музыку.

27 июня впервые ансамбль спел «Священную войну» на Белорусском вокзале бойцам, отправляющимся на фронт. Песню просили повторить – она прозвучала 5 раз.


(звучит марш «Прощание Славянки») (сценка)


Ведущий: этот марш еще в 1912 году создал Василий Иванович Агапкин. Он провожал на Балканскую войну против султанской Турции, поработившей балканские народы, он же проведет русских воинов через Великую Отечественную - против фашистской Германии.


Ведущий: - У нас у всех с войною счеты,

Шел сорок первый горький год….

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.


(звучит песня «Эх, дороги»)


- Солдатские дороги,

Коричневая грань.

С трудом волочишь ноги,

На климат разъярясь.


- Лицо твое багрово –

Холодные ветра

Сговариваясь снова

Буянят до утра.


- Набухла плаз-палатка,

Лоснится под дождем…

- Ведут витые тропы,

Лежат пути твои

В траншеи и окопы,

В сраженья да бои.


Ведущий:… А по верху мела метель. Белым ковром укрывала землянки и тропы, заносила притихшие деревни и пепелища, металась по пустым улицам обезлюдевших городов. Но уже горели партизанские костры, и на их снегу, укрываясь метелью, пробирались те, кто не считал себя побежденным, как не считал себя побежденным он – Николай Плужников. И немцы жались по домам и дорогам, страшась темноты, метели и этого непонятного народа.

Еще не было Хатыни и еще не погиб в Белоруссии каждый четвертый. Но этот каждый четвертый уже стрелял. Стрелял, и эта земля становилась для фашистской армии адом. И предверием того ада была Брестская крепость


(сценка из повести Бориса Васильева «В списках не значился)


Ведущий: - Мы честно выполняли долг свой, себя не щадя. И до конца, так до конца. Не позволяй убивать себя раньше, чем умрешь. Только так. Только так, солдат. Смертью смерть поправь. Только так.

- Сил нету, Семишный, - тихо сказал Плужников. – Сил больше нету.

- Сил нету? Сейчас будут. Сейчас дам тебе силы…

Плужников расстегнул ватник и гимнастерку, нервно, ничего не понимая, сунул руку за пазуху старшины. И ощутил грубыми обмороженными пальцами холодный скользкий, тяжелый на ощупь шелк знамени.

- С первого дня на себе ношу. – Голос старшины дрогнул… - Знамя полка на мне лейтенант. Его именем приказывал тебе. Его именем сам жил… теперь твой черед. Умри, но немцам не отдавай! Не твоя это честь и не моя. – Родины нашей это честь. Не запятнай, лейтенант.

- Не запятнаю…

Они помолчали, и и молчание это было печальным и торжественным. Потом Плужников сказал:

- Двоих я сегодня убил. Метель на дворе, удобно.

- Не сдали мы крепость, - тихо сказал старшина. – Не сдали.

- Не сдали, подтвердил Плужников. – И не сдадим…

Через час старшина Семишный умер…


Ведущий: Метель мела от Бреста до Москвы, заметая трупы и подбитую технику. И другие поднимали в атаку роты….


Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к соткам пристреляться.

Он может умереть на высоте,

Но раньше должен на нее подняться.

И высота была взята,

И значит уцелевшие солдаты-

У каждого есть в жизни высота,

Которую он должен взять когда-то.

И если по дороге мы умрем,

Своею смертью разрывая даты,-

То пусть похоронят нас на высотах,

Которые мы все-таки берем.


(звучит песня группы «Любэ» «Комбат»)

(показ слайдов «Москва – 41, парад, 28 панфиловцев, «катюша» и т.д.)

(звучит стихотворение Е.Благиной «Папа на фронте»)


Здравствуй, папа! Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась-

До чего ты прежний был во сне!


Прежний-прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня….


Папа! Ты вернешься невридимый!

Ведь война когда-нибудь пройдет?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!


Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю, прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!...


Чтоб над всем таким большущим миром

Днем и ночью был веселый свет…

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.


Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев день и ночь…

Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так… от счастья… Твоя дочь.


(слайды блокадного Ленинграда,

7 патетическая симфония Шостаковича)


На печке и на стенах лед.

Молчит все время репродуктор.

Блокада. Сорок первый год.

Сегодня выдача продуктов.

Никак не выйти в магазин,

Хотя он с нашим домом рядом.

На улице совсем вблизи

Ложатся снова артснаряды.

Мороз опять сковал меня.

Во что бы потеплей одеться?

Живу на линии огня

И не могу никак согреться…


* * *

Птицы смерти в зените стоят,

Кто идет выручать Ленинград?


Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой еще, он все слышит:


Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне.


Как из недр его вопли: «Хлеба!»-

До седьмого доходят неба…


Но безжалостна эта твердь,

И глядит из всех окон- смерть.


Ведущий: Легенды ходят о мужественных защитниках Ленинграда. Находясь в блокадном кольце, в голоде и холоде, жители умирали, но не сдавались. О страшной трагедии тех дней рассказывают странички дневника 11-летней школьницы Тани Савичевой (портрет на доске). «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года; бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года;

Лека умер 7 марта в 6 часов утра 1942 года, дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года; мама – 13 мая в 7 часов 30 минут 1942 года… Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».


Ведущий: В голодном, вымирающем блокадном Ленинграде в жуткую зиму 1942 года Ольга Берггольц, ставшая душою героического сопротивления, писала:

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Такой свободою дышали,

Что внуки позавидовали б нам.

Блокада Ленинграда продолжалась 300 дней и ночейЮ и все же город продолжал жить.

27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда.


(звуковой фон, слайды, Сталинграда)


Голос: на территории, равной 200000 – тысячам километров, сошлись две армии, у которых было с каждой стороны, 200000 тысяч солдат, 200000 тысяч самолетов, 200000 тысяч танков, 200000 тысяч боевой техники… Бои шли кровавые ради жизни на Земле.


Ведущий: Дорогие мои! Нам осталось мало. К вечеру подойдет подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Берегите себя» (Борис Ивантер, военный корреспондент).


Ведущий: вспоминает Константин Симонов: «Тот, кто был здесь, никогда этого не забудет. Когда через много лет мы начнем вспоминать и наши уста произнесут слова «война», то перед глазами встанет Сталинград, вспышка ракет и зарево пожарищ в ушах снова возникает тяжелый бесконечный грохот бомбежки. Мы почуем удушливый запах гари, услышим сухое громыханье перегоревшего кровельного железа.

На улицах валяются обломки сбитых бомбардировщиков, в воздухе рвутся снаряды зениток, но бомбежка не прекращается ни на час.

Да, здесь трудно жить, здесь небо горит над головой и земля содрогается под ногами…

Да, здесь трудно жить, больше того здесь невозможно жить в бездействии. Но жить, сражаться, жить, убывая врага, - так жить здесь можно, так жить здесь нужно, и так мы будем жить, отстаивая этот город среди огня, дыма и крови. И если смерть у нас над головой, то слава рядом с нами: она стала нам сестрой среди развалин жилищ и плача осиротевших детей».


( Фрагмент из фильма «В бой идут одни старики»).


Русский характер! Поди-ка опиши его… рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, который предпочесть…


Голос: 2 апреля 1943 года советские войска разгромили немецко-фашистские войска. С этого момента начался перелом в войне. Русские пошли в наступление.


Ведущий: «Это было в районе Курской дуги во время гитлеровского наступления в июле 1943 года. Брезжил серый в тихих спокойных облаках рассвет. Как всегда, но в большом количестве пришли в небо «юнкерсы», и расчеты батарей пережили в ровиках худое время бомбежки. «Юнкерсы» снова вернулись и уже надолго вцепились в этот кусок земли, и батарейцы поняли, что очередь их прищла…

Все молча смотрели вперед. Смотрел и Коля Гаврилов. Ему хорошо был виден край леса в четырех километрах, откуда должно было появиться то новое и неизвестное, с чего начинается для человека бой… Коля понял: идут танки.

Он не имел ни времени, ни возможности следить за делом всей батареи. Он жил только судьбой, огнем, дачами и неудачами своего орудия… Лишь потом, после боя, он узнал, что батарея подбила и сожгла 12 танков и дралась до последней минуты, когда не осталось уже ни одной целой пушки. Люди умирали возле орудий, Коля был один из многих в том бою, легендой, облетевшей всю линию фронта…

«Оглушенный, полуслепой, он открыл глаза через секунду после того, как все рядом с ним вздулось огнем и дымом. Горячая волна опалила его и чье-то тяжелое тело придавило к земле… он вскочил, еще слыша последнюю команду командира, готовый тут же ее исполнить. В ровике рядом с ним, обливаясь кровью, пытались подняться и падали без кровинки в лице третий номер Волынкин и пятый номер Сальков… И как ни предан был маленький, нежный сердцем человек своим товарищам… теперь он не подошел к ним. Он знал только, что впереди танк и этот танк надо сжечь…

Маленький, хрупкий, он решил стрелять из подбитой пушки, один за всех, за убитых и раненых товарищей, за убитого командира. Он действовал их волей, их солдатской стойкой ненавистью к врагу…

Только шестой снаряд стал для танка смертельным. И только тогда Гаврилов смог пойти туда, куда тянули его нежность сердца и печаль, заглушенная боем… Не замечая собственных ран, Коля довел товарищей до медсанбата, а сам вернулся туда, где двадцать восемь советских пушек приняли и отбили атаку трехсот танков…» (Е.Кригер «Двадцать восемь русских пушек»).

Да, вот они, русские характеры! Кажется прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота. (А.Н.Толстой «Русский характер»)


(звучит песня В.Высотского «он не вернулся из боя»


Ведущий: Против фашистов поднялось все Отечество, даже дети. Уходили на войну совсем юные, вчерашние школьники. Наравне с юношами воевали и девушки. Часто совсем еще дети были разведчиками в партизанских отрядах. Многие из них не вернулись.

Трудно было не только тем, кто воевал, но и тем, кто был в тылу, далеко от военных действий. Дети войны работали на оборонных заводах наравне со взрослыми, выстаивая за станками по 12-14 часов, поддерживая свои силы скудным пайком. Многие не дотягивались до станка, подставляли к нему ящик. Дети были лишены самых простых радостей.


Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать достать до станка…

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашел,

Как только рабочую премию- банку варенья-

Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол…

Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что как жизнь у людей не горька,

Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка.


Ведущий: Дети и война… Кажется, эти слова несовместимы, не могут, не должны стоять рядом. Однако целое поколение мы называем детьми войны. У этого поколения военное лихолетье пыталось отобрать детство, вырвать из рук книги, тетради, учебники. На его долю выпали тяготы, испытания, невзгоды. Вспоминает Альберт Лиханов: «Врачи говорят, что дети, пережившие войну, ниже ростом по сравнению с теми, кто родился раньше или позже, и это неудивительно. Мы забыли, каким бывает масло, а кусочек сахара считался лакомством… Но война обладает странным свойством – не только отнимать, не только убивать и ранить. Война заставляет сильнее ненавидеть, крепче любить, лучше знать цену товарищества. Мы, дети военного времени, очень хотели помочь своим отцам и своей стране победить врага…»


(звучит песня, «Письмо с фронта»


Ведущий: У каждой песни, как и у людей, своя судьба, свой жизненный путь, своя история. Может быть, такая же романтическая, как у «Синего платочка», мелодия которой была создана еще в 1938 году польским композитором и пианистом и драматургом Я.М.Галицким, услышавшим ее в Москве во время гастролей польского «Голубого джаза». Песни, созданные в последние предвоенные годы, стали первыми военными, так произошло и с этой тихой лирической мелодией, которую пели солдаты в часы затишья, в короткие минуты отдыха в окопах и землянках, переиначивая слова незатейливой довоенной песенки в соответствии с новыми обстоятельствами.

Но самую широкую известность получил вариант, исполненный Клавдией Ивановной Шульженко, стихи которого создал сотрудник газеты «В решающий бой!» 54-ой армии Волховского фронта М.А.Максимов. так песню словно бы усыновили многие и многие люди.


(исполняется песня «Синий платочек»)


Сколько заветных платочков

Носим в шинелях с собой!

Нежные речи,

Девичьи плечи

Помним в стране боевой.

За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик за синий платочек,

Что был на плечах дорогих!


Ведущий: Песня «Катюша», созданная в конце 30-х годов М.Исаковским и М.Блантером, она уже тогда звучала по-особому, как будто предчувствовала ее героиня недалекое будущее и старалась вселить в любимого гордость и бодрость, помогающие защитнику Родины выполнить свой долг. В годы Великой Отечественной войны появились десятки вариантов «Катюши», ее именем «окрестили» народ новое оружие – реактивные гвардейские минометы, вселявшие ужас во врага. Но песня эта имела еще и интернациональную историю: она очень популярна за рубежом – она стала партизанским гимном итальянских патриотов – антифашистов.





Ведущий:

Вы не плачьте, женщины военные,

Девушки сороковых годов.

Ваши слезы, слезы сокровенные,

Тяжелей сибирских зимних льдов.


Непосильны вам воспоминания…

Но, вернувшись в прошлое на час,

Вопреки всем ранам, всем страданиям

В прежних превращаетесь девчат…


Вы не плачьте…

А запойте лучше вы,

Воскресите юность в песне этой:

Выходите на берег с «Катюшею»…

На высокий берег

На крутой.


(исполняется песня «Катюша»)

(ролик «Дорога на Берлин»


Ведущий: Люди всегда мечтали о том, чтобы создать рай на земле, - о жизни счастливой и беззаботной, без горестей и бед. Но, как известно, эта мечта о земном рае осталась неосуществленной.

«Зато уже в наше время… оказалось, что люди способны создать земной ад, причем такой, перед которым бледнеют все ужасы библейского ада. Этим зеленым адом стали гитлеровские лагеря уничтожения… - подлинные фабрики смерти, организованные с немецкой хозяйственной дотошностью, с использованием всех достижений науки и техники и предназначенные для невиданного еще в истории массового убийства людей». Освенцим, Майданек, Бухенвальд, Равенсбрюк, Маутхаузен… (С.Смирнов, «Последний бой смертников»).

Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли материнскую ласку, у них отняли Родину, свободу, а иногда и жизнь.


Ведущий: Из воспоминаний: «Меня, 12-летнюю, отправили в лагерь «Балтийский». Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я совсем обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога». Выжила чудом…»


(звучит отрывок из романа Ю. Гроссмана «Жизнь и судьба»)

«…Все плотнее становилась толпа в камере, все медленней стали движения, все короче шажки людей. Никто не руководил движением в бетонном ящике. И голый мальчик делал крошечные бессмысленные шажки…

Софья Осиповна прижала к себе мальчика с такой силой, которую открыли и измерили рабочие в лагерях уничтожения, разгружая камеру, они никогда не пытались отделять тела обнявшихся близких людей.

… Движение ребенка наполняло Софью Осиповну жалостью. Полумертвый мальчик дышал, но воздух не продлевал ему жизнь, а угонял ее. Все время сильные, горячие руки обнимали Давида, мальчик не понял, что стало темно в глазах, гулко, пустынно в сердце, слепо в мозгу. Его убили, и он перестал быть.

Софья Осиповна ощутила, как осело в ее руках тело мальчика. А в ее сердце еще была жизнь: оно сжималось, болело, жалело всех живых и мертвых людей…»


Ведущий:

Ой, зачем ты, солнце красное,

Все уходишь - не прощаемся?

Ой, зачем с войны безрадостной,

Сын не возвращается?


Из беды тебя я выручу.

Прилечу орлицей быстрою…

Отзовись! Моя кровиночка!

Маленький, единственный…

Белый свет не мил,

Изболелась я.


Возвратись, моя надежда!

Зернышко мое, - где же ты?

Не могу найти дороженьки,

Чтоб заплакать над могилою…


Не хочу я ничегошеньки –

Только сына милого.

За лесами моя ласточка!

За горами – за громадами…

Если выплакали глазоньки –

Сердцем плачут матери.

(Р. Рождественский)


(хроникальные сводки)


Ведущий: Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозных обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него зависит судьба народа и страны.

По данным энциклопедии «Великая Отечественная война», в действующей армии служило свыше тысячи писателей, из восьмисот членов Московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло 250. 471 писатель с войны не вернулся.

Офицер Советской Армии Фатых Карим пал смертью храбрых в феврале 45 года на подступах к Кенигсбергу.

Александр Артемов в 41-ом ушел на фронт добровольцем и погиб в 42-м.

Мусса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу, в 44-м казнен. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Али Шогенцуков замучен в фашистском концлагере в ноябре 41 –го года

Юрий Инге погиб на Балтике в конце 41-го на корабле, торпедированном фашистами

В июле 42-го вместе с экипажем самолета стрелок-радист Леонид Вилкомир погиб в воздушном бою.

Борис Котов погиб в сентябре 43-го при форсировании Днепра. Сержанту Котову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Штурман подводной лодки Алексей Лебедев погиб в ноябре 41-го при выполнении боевого задания.

Борис Костров 11 марта 1945 года был смертельно ранен в Восточной Пруссии. Похоронен в городе Крейцбург на центральной площади.

Борис Богатков пал смертью храбрых в августе 43-го в бою за гнездиловскую высоту, поднимая взвод в атаку.

Владислав Занадворов погиб в ноябрьских боях 42-го под Сталинградом.

Командир стрелкового взвода Владимир Чугунов погиб на Курской дуге в июле 43-го, поднимая бойцов в контратаку.

Политрук пулеметной роты Николай Отрада (Турочкин) погиб в марте 40-го на финском фронте.

Георгий Суворов – участник боев за Ленинград. Погиб во время наступления войск в феврале 44-го.


(объявляется минута молчания)


Ведущий: И у мертвых безгласных

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали

Но она спасена


Ведущий: Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?...

Чем им обязан – знаю я,

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.

1 ведущий: Мир вашему дому!

2 ведущий: Мир вашему дому!

3 ведущий: Мир вашему дому!

4 ведущий: Мир вашему дому!

5 ведущий: Мир вашему дому!

Все хором: Мир вашему дому!

(конец - Вальс «Ленский вальс»)

День «Победы»)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!