СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Студенты-практиканты ВГПУ провели урок. Тема урока - Страхование в сфере туристической деятельности .Руководитель практики.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

студенты-практиканты с ВГПУ провели занятие со студентами группы специальности "Туризм".Я являлась руководителем практики.

Просмотр содержимого документа
«Студенты-практиканты ВГПУ провели урок. Тема урока - Страхование в сфере туристической деятельности .Руководитель практики.»

Страхование в сфере туристической деятельности

Цели: сформировать у студентов представление о сущности и необходимости страхования в туристической деятельности

Задачи:

  • Рассмотреть сущность понятия «страхования» и его функции в туристической деятельности;

  • Рассмотреть виды рисков и страхования в туризме;

  • Ознакомить студентов с особенностями страхования туристов и туристских организаций;

  • Изучить правовые аспекты страхования в туризме; познакомить студентов с нормативно-правовыми актами, связанными со страхованием в туризме.

План:

  1. Сущность и необходимость страхования в туризме.

  2. Туристические риски. Классификация рисков и страхования.

  3. Особенности страхования туристов и туристских организаций.

  4. Правовые аспекты страхования в туризме.



Ход занятия:





Организационный

момент


Проверка домашнего задания (опрос)

Проверка наличия студентов. Знакомство студентов с темой занятия, целью и пунктами плана.


Осуществляется проверка домашнего задания. Студенты опрашиваются устно по теме, изученной на предыдущем занятии.

Лекционный материал

Студентам читается материал по теме: «Страхование в сфере туристической деятельности», состоящей из 4-х пунктов плана.

  1. Сущность и необходимость страхования в туризме

Страхование – это система отношений по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Страхование заключается в распределении убытка (ущерба) одного страхователя между всеми страхователями. Основными сторонами этих отношений являются страховщики (стра­ховые компании), страхователи (туроператоры и турагенты) и туристы, выезжающие за рубеж.

Сущность страхования, как и любой другой экономической категории, выражается в ее функциях.

Страхование выполняет четыре функции: рисковую; предупредительную; сберегательную; контрольную.

Содержание рисковой функции страхования заключается в возмещении риска. В рамках действия этой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. Страховой случай - это событие, в результате которого был причи­нен вред здоровью или имуществу застрахованного туриста, или другое событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением кото­рого страховая компания обязуется оказать помощь и возместить полно­стью или частично понесенные расходы.

Рисковая функция страхования является главной, так как страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования по возмещению международного ущерба пострадавшим. Предупредительная функция страхования состоит в финансировании за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска.

Сберегательная функция страхования способствует накапливанию денежной суммы на дожитие.

Контрольная функция страхования выражается в проверке за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.

Туристская фирма страхует свое имущество, транспортные средства, финансовые риски. Эти виды страхования в туризме проводятся в том же порядке, что и страхование их в других отраслях народнохозяйственного комплекса.

Особенности страхования в туризме касаются непосредственно страхования туристов от потенциальных опасностей, связанных с туристским путешествием. Выезжая за рубеж, турист в любом случае оказывается в экстремальной ситуации: смена климата, химического состава воды, иной режим питания и множество других перемен автоматически влекут за собой определенную опасность. На сегодняшний день принято приобретать страховые полисы путешественника в офисе страховой ком­пании или имеющей с ней договор турфирме. По договору со страховыми компаниями туроператоры и турагенты оказывают выезжающим за рубеж туристам содействие по страхованию различных страховых рисков.

Переходим ко 2- му пункту плана, где мы более подробно рассмотрим классификацию туристических рисков и страхования.

  1. Туристические риски. Классификация рисков и страхования.

Слово "риск" в буквальном переводе означает "принятие решения", результат которого заранее не известен. Риск - это нечто, что может произойти, а может и не произойти.

В туристическом бизнесе риск наступления нежелательных событий и их негативных последствий особенно велик: сам характер оказания услуг часто связан с пребыванием туристов в различных экзотических, экстремальных и непривычных для них местах, где часто бывает тяжело предусмотреть наличие неблагоприятных для самочувствия туристов факторов. Кроме того, при взаимодействии большого числа не зависящих друг от друга деловых партнеров (зарубежные туроператоры, консульские службы, администрации отелей, транспортные компании и др.) вероятность наступления страховых случаев повышается.

По договору со страховыми компаниями туроператоры и турагенты оказывают выезжающим за рубеж туристам содействие по страхованию различных страховых рисков:

  • от острых внезапных заболеваний;

  • от несчастных случаев;

  • от пропажи багажа или другого имущества;

  • от невозможности выезда в оплаченную поездку;

  • на случай задержки самолетов и другого транспорта при выезде-въезде;

  • на случай невыдачи визы;

  • на случай наступления личной гражданской ответственности;

  • на случай плохой погоды во время нахождения туриста на отдыхе;

  • на случай непредоставления или неполного предоставления туруслуг и т.д.

Однако страховые компании занимаются страхованием не только отдельных граждан, но и в целом страхованием рисков турфирм:

  • финансового риска;

  • имущественного риска;

  • риска гражданской ответственности по договору с туристом и т.п.

Взаимоотношения между турфирмами и страховыми компаниями строятся на основании договоров страхования. Задачей турфирмы является правильный выбор надежной страховой компании, действующей не менее трех лет и имеющей лицензию на осуществление страховой деятельностью по интересующим туриста видам страхования.

Страхование может быть добровольным, обязательным, индивидуальным и групповым.

Добровольное страхование осуществляется на основании договора между турфирмой (или страховой компанией) и выезжающими за рубеж туристами. Страхование проводится с помощью страхового полиса, охватывающего разнообразные риски, которые могут возникнуть в период отпуска. Практически страхование всех видов является добровольным.

Обязательное страхование осуществляется в силу закона страны пребывания. Медицинское страхование при выезде в некоторые страны является непременным условием получения визы и, по существу, становится обязательным. 

  1. Особенности страхования туристов и туристских организаций.

Страхование туристов – это особый вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их туристских поездок, путешествий, шоп-туров и др. Оно относится к рисковым видам страхования.

Особенности страхования в туризме:

- рисковость;

- кратковременность (не более 6 месяцев);

- большая степень неопределенности времени наступления страхового случая и величины возможного ущерба.

На сегодняшний день существуют две формы страхового обслуживания туристов:

- компенсационная;

- сервисная (ассистанс).

Компенсационное страхование предусматривает оплату самим путешественником всех медицинских расходов и возмещение их лишь по возвращении на родину, что, как правило, неудобно, так как вынуждает туриста иметь при себе значительный денежный запас на этот случай.

При сервисном туристском страховании, заключив договор со страховой компанией, достаточно позвонить в одну из указанных диспетчерских служб, сообщить номер своего полиса, фамилию и потерпевшему будет оказана необходимая помощь.

Страховой полис – обязательный документ при турпоездке. Большинство стран мира не выдаёт визы без наличия специального страхового полиса (Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Дания, Испания, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция, США).

Страховой полис как документ, гарантирующий оплату необходимого медицинского обслуживания при наступлении страхового случая, обязательно содержит номер телефона фирмы-партнёра, по которому можно обратиться за помощью, информацию о страхователе, страховщике, условиях, стоимости страховки и освобождения от (ответственности) обязательств компании в случае войны, ядерных взрывов, дорожных аварий, хронических заболеваний и т.д.

Страхование туристских организаций имеет свои особенности:

  • Объектами страхования могут быть в основном имущественные интересы, связанные с пользованием и распоряжением имуществом, а также с возмещением страхователем (турагентством, туроператором, турфирмой), по вине которого был причинен вред личности, имуществу физического лица (туриста) или имущественным интересам юридического лица (другой туристской фирме, туроператору и др.).

  • Участники международных туристских отношений подвергаются разнообразным рискам, связанным с изменением цен на услуги после заключения контракта, со злоупотреблениями или хищениями валютных средств (выплатами по поддельным авизо, банкнотам, чекам, пластиковым карточкам и др.), с неплатежеспособностью туроператора, его контрагентов, неустойчивостью валютных курсов, инфляцией и др. Все перечисленные риски должны быть объектами страхования туристских организаций.

  • Страхование предпринимательских рисков направлено на защиту предпринимателей от возможных непредвиденных негативных обстоятельств и факторов, мешающих достижению намеченной цели (получению прибыли).


  1. Правовые аспекты страхования в туризме

Чрезвычайную важность для туристской деятельности, особен­но с развитием выездного туризма, приобретают вопросы страхования в структуре системы безопас­ности при осуществлении туристской деятельности.
В статье 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» указывается, что под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохран­ность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным цен­ностям общества, безопасности государства. Закон возлагает на туроператоров и турагентов при заключе­нии договора о реализации туристского продукта обязанность пред­ставить туристу и (или) иному заказчику достоверную информа­цию о правилах въезда в соответствующую страну и выезда из страны, об основных документах, необходимых для этого, о турист­ских формальностях при пересечении границы, о дипломатиче­ских представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, находящихся в стране временного пребывания, в ко­торые турист при необходимости может обратиться, о нацио­нальных и религиозных особенностях страны временного пребы­вания, об опасностях, с которыми турист может встретиться при совершении путешествия и предупредительных мерах, направлен­ных на обеспечение безопасности туристов. Вопросы безопасности туризма отражены также в главе ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» «Права и обязанности туриста». Среди прав туриста при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, закреплено его право на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицин­ской помощи. Среди прочих обязанностей туриста на­зывается обязанность соблюдать во время путешествия правила личной безопасности. Страхование в туризме представляет собой отношения между страхователем (туристскими организациями, туристами) и страховщиками (юридическими лицами любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации) по защите имущественных (материальных) интересов дееспособных и недееспособных туристов (застрахованных, выгодоприобретателей и третьих лиц) при наступлении определенных событий (страховых случаев) в период путешествия. Понятие безопасности туризма включает ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путеше­ствий. Соблюдению этого требования ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» способствуют природоохранные меры и экологическая дисциплина в процессе турист­ского обслуживания.

Нормативно-правовой базой является весьма значительный массив законодательных актов. Помимо Конституции РФ необходимо назвать: Гражданский кодекс Российской Федера­ции, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральные законы «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ФЗ «Об охране окружающей среды», Закон РФ «О защите прав потребителей»,  Закон РФ «О безопасности», ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,  «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Значительную роль в исследуемом вопросе занимают Указы президента РФ.

Таким образом, страхование туристских фирм и туристов является неотъемлемой частью международного и внутреннего туризма.


Закрепление полученных знаний

Тесты для закрепления полученных знаний:

В рамках действия какой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий?

А) рисковой;

Б) предупредительной;

В) сберегательной.

2. Событие, в результате которого был причи­нен вред здоровью или имуществу застрахованного туриста, или другое событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением кото­рого страховая компания обязуется оказать помощь и возместить полно­стью или частично понесенные расходы – это …

А) рисковая ситуация;

Б) возможная опасность;

В) страховой случай.

3. Какая функция страхования способствует накапливанию денежной суммы на дожитие?

А) рисковая;

Б) сберегательная;

В) контрольная.

4. Что является документом, подтверждающим факт принятия риска на страхование?

А) заграничный паспорт;

Б) туристический ваучер;

В) страховой полис.

5. На какие основные характеристики должна ориентироваться турфирма при выборе надежной страховой компании?

А) компания действует не менее трех лет и имеет лицензию на осуществление страховой деятельности по интересующим туриста видам страхования;

Б) компания, зарегистрирована на территории другого государства;

В) компания ведет свою деятельность не публично (не раскрывает информацию о себе – лицензиях, акционерах, управлении и т.д.)

6. Какой вид страхования осуществляется в силу закона страны пребывания и предполагает обязательное медицинское страхования для получения визы?

А) добровольное;

Б) обязательное;

В) групповое.

7. Какую информацию туроператор обязан предоставить туристу при заключении договора?

А) о правилах въезда в соответствующую страну и выезда из страны, об основных документах, необходимых для этого;

Б) о нацио­нальных и религиозных особенностях страны временного пребы­вания, об опасностях, с которыми турист может встретиться при совершении путешествия и предупредительных мерах, направлен­ных на обеспечение безопасности туристов;

В) все названное.

8. Основным нормативным актом, регулирующим вопросы туристской деятельности в РФ является:

А) Федеральный закон РФ от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации»;

Б) Федеральный закон от 07.02.1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"

В) Федеральный закон от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

9. Что является основными правами туриста?

А) право на обеспечение личной безопасности, потребительских прав и сохранности своего имущества;

Б) право на беспрепятственное получение неотложной медицин­ской помощи;

В) все указанное.

10. При личном страховании туристов от несчастных случаев страховой полис может предусматривать следующие варианты страховой защиты:

А) страхование на случай смерти, инвалидности, травмы/увечья;

Б) страхование на случай смерти, инвалидности, травмы/увечья, временной потери трудоспособности;

В) страхование на случай смерти, инвалидности, временной потери трудоспособности.

Ответы: 1 - а; 2 - в; 3 – б; 4 - в; 5 – а; 6 – б; 7 – в; 8 – а; 9 – в; 10 – а.

Задание на дом

Дается домашнее задание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!