СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Студия "Малышок" - одна из форм подготовки детей к школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Студия "Малышок" - одна из форм подготовки детей к школе" (из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Студия "Малышок" - одна из форм подготовки детей к школе.»

Студия «Малышок»– одна из форм подготовки детей к школе (из опыта работы)

1 слайд

Еще совсем недавно все дети, которым исполнялось семь лет, автоматически становились школьниками. В последние годы родители подрастающих малышей стали чаще задумываться о возможностях развития своих чад. Они хотят, чтобы их дети хорошо учились, много читали, чтобы интерес к учению не пропал при первых же трудностях, то есть были успешными. Однако родители не всегда задумываются о возрастных и психологических особенностях детей.

2 слайд

Готовность детей к системному обучению в школе они видят, прежде всего, в умении ребенка читать, считать (и хорошо, если до 100), способности запоминать. Готовность же к школе сегодня это в первую очередь следующие компоненты:

  • психофизиологический, определяющий созревание организма;

  • педагогический, определяющий все, чему научили ребенка;

  • психологический, определяющий особенности формирования и развития ребенка.

От того, как будет организовано предшкольное образование, зависит успешность на последующих этапах обучения. Дети обладают уникальными способностями и огромной познавательной активностью. Если эти способности не будут вовремя востребованными, то с возрастом могут быть безвозвратно утеряны. Психологи утверждают, что если человек в первые десять лет своей жизни терпит неудачи (а эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к десяти годам от его уверенности не остается и следа, мотивация пропадает, человек мирится с неудачами.

Каждая школа желает получить хорошо подготовленных к системному обучению в школе первоклассников. На протяжении нескольких лет в нашей школе целенаправленно ведется подготовка дошкольников к системному обучению в созданной на базе начальной ступени студии «Малышок».

3 слайд

Создавая «Студию» коллектив педагогов ставил следующие задачи:

  • помочь родителям обеспечить функциональную готовность ребенка к школе;

  • обеспечить преемственность в обучении и воспитании дошкольников;

  • создать условия для благоприятной адаптации дошкольников к школе;

  • способствовать развитию у детей познавательной активности, индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей.

Занятия в «Студии Малышок» позволяют повысить интерес детей к процессу обучения, сформировать мотивацию на интеллектуальную деятельность в будущем. Активно развить мелкую моторику, внимание, память логическое, геометрическое и творческое мышление в соответствии с возрастом ребенка. Сформировать интеллектуальные навыки, необходимые для успешного обучения в школе, развить математические способности ребенка.

Ребенок, умеющий без большого напряжения, с интересом учиться, сохранит здоровье, легче адаптируется к школьной жизни.

4 слайд

Исходя из этого, педагогами, кроме обучающих, были поставлены такие задачи занятий

  • Заложить у ребенка основы восприятия, внимания, памяти и мышления.

  • Развитие у ребенка зрительно-моторной координации, мелкой моторики.

  • Формирование навыков речевого общения.

  • Формирование знаний об окружающем мире.

  • Привитие самостоятельности и умения строить отношения со сверстниками и взрослыми.

5 слайд

В программу СТУДИИ, разработанную нашими педагогами включены следующие разделы(слайд5)

    1. Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.

    2. Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики.

    3. Развитие элементов логического мышления и элементарных математических представлений.


Программа рассчитана на 2 часа в неделю (академический час – 25 минут). Общее количество часов -36. Программа составлена на основе курса Г.А.Цукерман, Н.К.Поливановой «Введение в школьную жизнь».

6 слайд

Содержание программы направлено на формирование

  • Интеллектуальной готовности – принятию новой социальной позиции, когда у ребенка появляется новый круг обязанностей, новый вид деятельности.

  • Социально-психологической готовности – формирование качеств, которые помогут ребенку общаться с одноклассниками и учителями; легче и быстрее адаптироваться в коллективе (умение слушать, слышать и выполнять инструкции взрослого, умение принять помощь учителя или товарища, адекватно реагировать на замечания).

  • Речевой готовности.

Чем лучше развита речь, тем быстрее ребенок овладеет чтением и письмом. В работе с детьми в первую очередь обращается внимание:

    • на правильность произношения звуков;

    • на умение различать звуки речи на слух;

    • на владение элементами звукового анализа;

    • на словарный запас, связную речь

  • Готовности детей к письму – включает в себя развитие мелкой моторики через штриховку, рисование бордюров, закрашивание, письмо элементов букв, печатание, выкладывание букв из мелких предметов.

Обучение в «Студии» ведут учителя начальных классов и учителя-логопеды.

7 слайд

При построении данного курса мы придерживались следующих принципов:

Доступность - изложение нового материала происходит с плавными переходами от одного к другому, с подробным пояснением.

Занимательность. Дети 6 лет чрезмерно подвижны, внима­ние у них неустойчиво, возникают определенные трудности с дис­циплиной. Дошкольники впечатлительны и эмоциональны, поэто­му требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Это могут быть загадки, шарады, физкультминутки, дидактические иг­ры и т. д. Но игры в школе - прежде всего обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно думать. Это период перехода от игры к учению.

Наглядность на занятиях к детям приходят, предлагая ин­тересные игры и задания, сказочные персонажи и любимые игрушки.

8 слайд

В зависимости от целей и задач занятия применяются различные методы и приемы, основным из которых является игра.

Формы организации занятий:

- занятие-игра;

- занятие-путешествие;

- занятие-исследование;

- занятие-праздник;

- занятие-спектакль;

- занятие-конкурс;

- занятие-соревнование.

9 слайд

Выбор комплекта учебных пособий в СТУДИИ предоставляется педагогам. Мы пользовались комплектом (для подготовки к обучению грамоте и письму – рабочая тетрадь «УЧИМ БУКВЫ» и для развития математических представлений – рабочая тетрадь «Математика малышам».

10 слайд

Основу всех занятий составляет развитие речи.

Цели и задачи: выявить умения детей осмысленно говорить, доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обога­тить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к книге.

Что должны усвоить дети к концу курса обучения:

-   владеть понятиями: «слово», «звук» «буква», «предложение»;

-   знать порядок букв и их названия;

-   различать гласные и согласные звуки;

-   правильно ставить ударения в знакомых словах;

-   уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком в конце (.!?);

-   пересказывать по наводящим вопросам учителя.

11 слайд

Фото тетради

12 слайд

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Артикуляционная гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношения

13 слайд

Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки де­тей к письму. Он заключается в следующем:

-   укрепление руки, улучшение координации движений;

-   усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;

-   совершенствование способности к зрительному воспри­ятию форм;

-   умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;

-   поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвле­ченного мышления детей;

-   снижение психологической нагрузки ребенка;

-   написание элементов букв.

Занятия условно можно разделить на два этапа: рисование штриха, раскрашивание рисунка; рисова­ние узоров, письмо элементов букв. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для под­держания интереса детей к работе.

14 слайд

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

Краткое содержание разделов программы

1. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

2. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).

3. «Форма»: представления о форме предметов, о геометриче­ских фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

4. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

5. «Ориентировка во времени»: представление о частях су­ток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

15 слайд

Фото тетради

16 слайд

Что дает "подготовка к школе"?

Организационные умения

Так или иначе, ребенок осваивает навык подготовки к занятиям, распределения и применения школьных принадлежностей, учится корректно следовать указаниям учителя касательно организации рабочего места и необходимых предметов на уроке.

Эффект "знакомости"

Ребенок в школе попадает не в кардинально новые условия, а чувствует, что похожий порядок дел уже ему знаком, он не в растерянности. Это когда вы забегаете немного наперед, разглядывая картинки из новой темы учебника, тогда при изучении данной темы вы чувствуете себя будто "своим" в ней.

Ученическая осознанность

Закладывается ученическая осознанность. Ребенок учится осознавать себя неотъемлемой частью учебного процесса.

Понятие - надо

Формируется понятие "надо". Речь идет никак не о принуждении и авторитаризме. Речь об ответственности и умении сосредотачивать внимание сознательно. С помощью развития произвольного внимания (то, которое руководствуется волей, целенаправленным усилием человека), ребенок учится посвящать определенное время конкретному занятию.

Меняется ведущий вид деятельности

Плавно меняется ведущий вид деятельности. С приходом в школу, ведущим видом деятельности ребенка становится учеба, а не игра, но невозможно требовать от ребенка резко перестать хотеть играть и полюбить учиться. Поэтому важно плавно интегрировать учебу в жизнь ребенка.

"Запас" знаний, который поможет ребенку влиться в школьный ритм более мягко и охотно. Когда ребенок ощущает собственную компетентность уже с первых школьных дней, ему проще адаптироваться к учебному процессу. Ведь в потоке заданий и общего школьного темпа ребенку довольно сложно еще и изучать новый материал.

Быть "готовым" к школе - это быть уверенным в любом месте, смело браться за любые задания и не бояться попросить о помощи. А этому, как ни странно, тоже нужно учиться. Я прошу родителей не ставить сверхзадачи в подготовке к школе, но и не махать на это рукой. Важно следить за психологическим аспектом подготовки, ведь именно он является базовым для крепкого освоения маленького человека в новой среде.

17 слайд советы родителям

Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. Известно, что от родителей зависит очень многое: вся учебно-воспитательная деятельность в школе не будет иметь успеха без тесных контактов с родителями. Именно они должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса.

В течение года с родителями дошкольников было проведено 3 собрания: организационное и 2 тематических («Психологические особенности старших дошкольников», «Первый раз в первый класс»). В течение года родители получили в виде памяток различные рекомендации по взаимодействию с детьми. Еженедельно родители могли проконсультироваться у учителей об успехах своих детей.

18 слайд

Диагностическое обследование детей в конце учебного года педагогом - психологом (диаграмма) показало следующее: (слайд 11)72% детей умеют внимательно слушать и точно выполнять инструкции взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий; 20% детей допустили ошибки при выполнении графического диктанта и самостоятельном продолжении узора; 8% детей не справились с заданием.


Диаграмма

Анализ психолого-педагогической готовности к началу школьного обучения (диаграмма 7) показал следующее

  • 75% дошкольников готовы к началу обучения в школе.

  • 15% дошкольников условно готовы к началу обучения в школе.

  • 5% дошкольников условно не готовы к началу обучения в школе.

  • 5% дошкольников не готовы к началу обучения в школе.


Диаграмма

19 слайд

Учитель, кабинет с партами, поднятая рука, как показатель готовности к ответу на вопрос учителя – основные атрибуты школьной жизни. Важно и то, что окончание одного занятия и начало другого сопровождается звонком. Такая организация занятий приближена к школьной жизни. Дошкольники привыкают к такому режиму, и при переходе к системному обучению в школе у них значительно сокращается адаптационный период. На первое сентября классы комплектуются так, чтобы дети из групп «Школы малышей» оказались вместе. Они уже не испытывают чувство страха перед неизвестным: дети в классе им уже знакомы, среди них у каждого есть друг, приятель, подруга. Родители тоже уже знают друг друга. Они уже активно взаимодействуют, помогают учителю в организации внеклассной работы.

20 слайд

Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод:

  • Организованно проводимые развивающие занятия с детьми способствуют развитию функциональной готовности детей к школьному обучению.

  • «Студия Малышок» наилучшим образом помогает дошкольникам адаптироваться в условиях массовой школы.

  • Дошкольники получают необходимый для обучения в школе запас знаний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!