Студия «Малышок»– одна из форм подготовки детей к школе (из опыта работы)
1 слайд
Еще совсем недавно все дети, которым исполнялось семь лет, автоматически становились школьниками. В последние годы родители подрастающих малышей стали чаще задумываться о возможностях развития своих чад. Они хотят, чтобы их дети хорошо учились, много читали, чтобы интерес к учению не пропал при первых же трудностях, то есть были успешными. Однако родители не всегда задумываются о возрастных и психологических особенностях детей.
2 слайд
Готовность детей к системному обучению в школе они видят, прежде всего, в умении ребенка читать, считать (и хорошо, если до 100), способности запоминать. Готовность же к школе сегодня это в первую очередь следующие компоненты:
психофизиологический, определяющий созревание организма;
педагогический, определяющий все, чему научили ребенка;
психологический, определяющий особенности формирования и развития ребенка.
От того, как будет организовано предшкольное образование, зависит успешность на последующих этапах обучения. Дети обладают уникальными способностями и огромной познавательной активностью. Если эти способности не будут вовремя востребованными, то с возрастом могут быть безвозвратно утеряны. Психологи утверждают, что если человек в первые десять лет своей жизни терпит неудачи (а эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к десяти годам от его уверенности не остается и следа, мотивация пропадает, человек мирится с неудачами.
Каждая школа желает получить хорошо подготовленных к системному обучению в школе первоклассников. На протяжении нескольких лет в нашей школе целенаправленно ведется подготовка дошкольников к системному обучению в созданной на базе начальной ступени студии «Малышок».
3 слайд
Создавая «Студию» коллектив педагогов ставил следующие задачи:
помочь родителям обеспечить функциональную готовность ребенка к школе;
обеспечить преемственность в обучении и воспитании дошкольников;
создать условия для благоприятной адаптации дошкольников к школе;
способствовать развитию у детей познавательной активности, индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей.
Занятия в «Студии Малышок» позволяют повысить интерес детей к процессу обучения, сформировать мотивацию на интеллектуальную деятельность в будущем. Активно развить мелкую моторику, внимание, память логическое, геометрическое и творческое мышление в соответствии с возрастом ребенка. Сформировать интеллектуальные навыки, необходимые для успешного обучения в школе, развить математические способности ребенка.
Ребенок, умеющий без большого напряжения, с интересом учиться, сохранит здоровье, легче адаптируется к школьной жизни.
4 слайд
Исходя из этого, педагогами, кроме обучающих, были поставлены такие задачи занятий
Заложить у ребенка основы восприятия, внимания, памяти и мышления.
Развитие у ребенка зрительно-моторной координации, мелкой моторики.
Формирование навыков речевого общения.
Формирование знаний об окружающем мире.
Привитие самостоятельности и умения строить отношения со сверстниками и взрослыми.
5 слайд
В программу СТУДИИ, разработанную нашими педагогами включены следующие разделы(слайд5)
Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.
Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики.
Развитие элементов логического мышления и элементарных математических представлений.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (академический час – 25 минут). Общее количество часов -36. Программа составлена на основе курса Г.А.Цукерман, Н.К.Поливановой «Введение в школьную жизнь».
6 слайд
Содержание программы направлено на формирование
Интеллектуальной готовности – принятию новой социальной позиции, когда у ребенка появляется новый круг обязанностей, новый вид деятельности.
Социально-психологической готовности – формирование качеств, которые помогут ребенку общаться с одноклассниками и учителями; легче и быстрее адаптироваться в коллективе (умение слушать, слышать и выполнять инструкции взрослого, умение принять помощь учителя или товарища, адекватно реагировать на замечания).
Речевой готовности.
Чем лучше развита речь, тем быстрее ребенок овладеет чтением и письмом. В работе с детьми в первую очередь обращается внимание:
на правильность произношения звуков;
на умение различать звуки речи на слух;
на владение элементами звукового анализа;
на словарный запас, связную речь
Готовности детей к письму – включает в себя развитие мелкой моторики через штриховку, рисование бордюров, закрашивание, письмо элементов букв, печатание, выкладывание букв из мелких предметов.
Обучение в «Студии» ведут учителя начальных классов и учителя-логопеды.
7 слайд
При построении данного курса мы придерживались следующих принципов:
Доступность - изложение нового материала происходит с плавными переходами от одного к другому, с подробным пояснением.
Занимательность. Дети 6 лет чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникают определенные трудности с дисциплиной. Дошкольники впечатлительны и эмоциональны, поэтому требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Это могут быть загадки, шарады, физкультминутки, дидактические игры и т. д. Но игры в школе - прежде всего обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно думать. Это период перехода от игры к учению.
Наглядность - на занятиях к детям приходят, предлагая интересные игры и задания, сказочные персонажи и любимые игрушки.
8 слайд
В зависимости от целей и задач занятия применяются различные методы и приемы, основным из которых является игра.
Формы организации занятий:
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие-исследование;
- занятие-праздник;
- занятие-спектакль;
- занятие-конкурс;
- занятие-соревнование.
9 слайд
Выбор комплекта учебных пособий в СТУДИИ предоставляется педагогам. Мы пользовались комплектом (для подготовки к обучению грамоте и письму – рабочая тетрадь «УЧИМ БУКВЫ» и для развития математических представлений – рабочая тетрадь «Математика малышам».
10 слайд
Основу всех занятий составляет развитие речи.
Цели и задачи: выявить умения детей осмысленно говорить, доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к книге.
Что должны усвоить дети к концу курса обучения:
- владеть понятиями: «слово», «звук» «буква», «предложение»;
- знать порядок букв и их названия;
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударения в знакомых словах;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком в конце (.!?);
- пересказывать по наводящим вопросам учителя.
11 слайд
Фото тетради
12 слайд
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Артикуляционная гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношения
13 слайд
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:
- укрепление руки, улучшение координации движений;
- усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
- совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
- умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
- поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
- снижение психологической нагрузки ребенка;
- написание элементов букв.
Занятия условно можно разделить на два этапа: рисование штриха, раскрашивание рисунка; рисование узоров, письмо элементов букв. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе.
14 слайд
Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).
Краткое содержание разделов программы
1. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
2. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
3. «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
4. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
5. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
15 слайд
Фото тетради
16 слайд
Что дает "подготовка к школе"?
Организационные умения
Так или иначе, ребенок осваивает навык подготовки к занятиям, распределения и применения школьных принадлежностей, учится корректно следовать указаниям учителя касательно организации рабочего места и необходимых предметов на уроке.
Эффект "знакомости"
Ребенок в школе попадает не в кардинально новые условия, а чувствует, что похожий порядок дел уже ему знаком, он не в растерянности. Это когда вы забегаете немного наперед, разглядывая картинки из новой темы учебника, тогда при изучении данной темы вы чувствуете себя будто "своим" в ней.
Ученическая осознанность
Закладывается ученическая осознанность. Ребенок учится осознавать себя неотъемлемой частью учебного процесса.
Понятие - надо
Формируется понятие "надо". Речь идет никак не о принуждении и авторитаризме. Речь об ответственности и умении сосредотачивать внимание сознательно. С помощью развития произвольного внимания (то, которое руководствуется волей, целенаправленным усилием человека), ребенок учится посвящать определенное время конкретному занятию.
Меняется ведущий вид деятельности
Плавно меняется ведущий вид деятельности. С приходом в школу, ведущим видом деятельности ребенка становится учеба, а не игра, но невозможно требовать от ребенка резко перестать хотеть играть и полюбить учиться. Поэтому важно плавно интегрировать учебу в жизнь ребенка.
"Запас" знаний, который поможет ребенку влиться в школьный ритм более мягко и охотно. Когда ребенок ощущает собственную компетентность уже с первых школьных дней, ему проще адаптироваться к учебному процессу. Ведь в потоке заданий и общего школьного темпа ребенку довольно сложно еще и изучать новый материал.
Быть "готовым" к школе - это быть уверенным в любом месте, смело браться за любые задания и не бояться попросить о помощи. А этому, как ни странно, тоже нужно учиться. Я прошу родителей не ставить сверхзадачи в подготовке к школе, но и не махать на это рукой. Важно следить за психологическим аспектом подготовки, ведь именно он является базовым для крепкого освоения маленького человека в новой среде.
17 слайд советы родителям
Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. Известно, что от родителей зависит очень многое: вся учебно-воспитательная деятельность в школе не будет иметь успеха без тесных контактов с родителями. Именно они должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса.
В течение года с родителями дошкольников было проведено 3 собрания: организационное и 2 тематических («Психологические особенности старших дошкольников», «Первый раз в первый класс»). В течение года родители получили в виде памяток различные рекомендации по взаимодействию с детьми. Еженедельно родители могли проконсультироваться у учителей об успехах своих детей.
18 слайд
Диагностическое обследование детей в конце учебного года педагогом - психологом (диаграмма) показало следующее: (слайд 11)72% детей умеют внимательно слушать и точно выполнять инструкции взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий; 20% детей допустили ошибки при выполнении графического диктанта и самостоятельном продолжении узора; 8% детей не справились с заданием.
Диаграмма
Анализ психолого-педагогической готовности к началу школьного обучения (диаграмма 7) показал следующее
75% дошкольников готовы к началу обучения в школе.
15% дошкольников условно готовы к началу обучения в школе.
5% дошкольников условно не готовы к началу обучения в школе.
5% дошкольников не готовы к началу обучения в школе.
Диаграмма
19 слайд
Учитель, кабинет с партами, поднятая рука, как показатель готовности к ответу на вопрос учителя – основные атрибуты школьной жизни. Важно и то, что окончание одного занятия и начало другого сопровождается звонком. Такая организация занятий приближена к школьной жизни. Дошкольники привыкают к такому режиму, и при переходе к системному обучению в школе у них значительно сокращается адаптационный период. На первое сентября классы комплектуются так, чтобы дети из групп «Школы малышей» оказались вместе. Они уже не испытывают чувство страха перед неизвестным: дети в классе им уже знакомы, среди них у каждого есть друг, приятель, подруга. Родители тоже уже знают друг друга. Они уже активно взаимодействуют, помогают учителю в организации внеклассной работы.
20 слайд
Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод:
Организованно проводимые развивающие занятия с детьми способствуют развитию функциональной готовности детей к школьному обучению.
«Студия Малышок» наилучшим образом помогает дошкольникам адаптироваться в условиях массовой школы.
Дошкольники получают необходимый для обучения в школе запас знаний.