СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суд над Джордано Бруно

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок-спектакль, 10-11 классы.

Спектакль был проведен в рамках «Недели физики и астро­номии». Его тему и форму выб­рали учащиеся, которые хотят в будущем стать юристами,  как бы прикоснувшись к своей будущей профессии. Рабо­та над спектаклем позволила де­тям проявить себя в роли сцена­ристов, художников, операторов, костюмеров, актёров, режиссёров.

Просмотр содержимого документа
«Суд над Джордано Бруно»


Эпоха Возрождения

как колыбель творцов науки.

«Суд над Джордано Бруно»


Интегрированный урок-спектакль, 10-11 классы.



Спектакль, сценарий которого предложен ниже, был проведен в рамках «Недели физики и астро­номии». Его тему и форму выб­рали учащиеся, которые хотят поступать на юридический факультет, как бы прикоснувшись к своей будущей профессии. Рабо­та над спектаклем позволила де­тям проявить себя в роли сцена­ристов, художников, операторов, костюмеров, актёров, режиссёров.


Звучит «Лунный свет» К.Дебюсси. Входят рассказчики. Мелодекла­мация.


1-й рассказчик. История науки - тысячеактная драма.


2-й рассказчик. Драма не только идей, но и их творцов.


1-й рассказчик. Кто вос­питает любовь, привьёт охоту, сде­лает сильным? Кто, как не сама наука, всем своим прежним опы­том, своей волнующей историей, открывающей горизонты?


2-й рассказчик. Только она способна разбудить в школь­нике Лобачевского, обнаружить в служащем Эйнштейна, сделать пе­реплётчика Фарадеем. Но для это­го надо знать её - знать в разные минуты её вечной жизни.


1-й рассказчик. Нам при­дётся из отдельных фрагментов, из обрывков дошедших до нас све­дений восстанавливать в своём во­ображении картины прошлого, подбадривая себя мыслью о том, что участвуем в творчестве. И чем труднее нам будет поначалу, тем большую ценность будет иметь наше творчество.


2-й рассказчик. А теперь - в путь, через границы веков и государств, по страницам истори­ческих фолиантов и научных трак­татов.


Мелодекламация под «Тему любви» Э.Морриконе из кинофильма «Про­фессионал»


3-й рассказчик. Западная Европа в эпоху Средневековья - унылые, тёмные V-XIV bb. В се­редины XV в. начинается пере­ход от средневековой культуры к новой - эпохе Ренессанса, что в переводе с французского означа­ет возрождение.


4-й рассказчик. Эпоха Возрождения получила такое краси­вое имя потому, что в это время воз­рождается интерес к античной куль­туре. Европейцы не только старались следовать классическим образцам, но и находили что-то новое, своё. Преж­де всего, появились великие деятели искусства — художники, писатели, скульпторы, архитекторы.


3-й рассказчик. Оживи­лось образование, процветали тор­говля, искусство, литература и наука, музыка.


На гитаре исполняется песня Б.Гребенщикова «Город золотой».


Зародились танцы с ритмом три четверти, например менуэт.


Пары танцуют менуэт.

[Но менуэт был слишком чин­ным танцем - кавалер не мог взять даму за руку, это считалось крайне неприличным. Верх взяли народные танцы - австрийский лендлер и про­вансальский вольт, из которых ро­дился современный вальс. - Ред.]


Пары танцуют вальс.


В Италии появилась большая группа великих художников - Ле­онардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, Челлини и другие, чьими работами мы восхи­щаемся и по сей день.


4-й рассказчик. Это всем известные творения: «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Давид» Микеланджело, «Сикстинская ма­донна» Рафаэля.


3-й рассказчик. Архитек­тура того времени обращалась к античному искусству. Даже жи­лые постройки украшались колон­надами, куполами, живописью, скульптурой. Старые замки пере­страивались, возводились новые гармоничные здания. Примером может служить Лувр в Париже. Суровые сооружения прошлого украшались и открывались свету. Они становились ближе человеку.


4-й рассказчик. Измени­лось человеческое мышление, люди стали другими глазами смот­реть на небо, на землю, на самого человека. Главным было возрож­дение веры в. человека. Бесконеч­но греховные, ничтожные, не спо­собные быть опорой самим себе создания трансформировались в свободных, красивых и жизнера­достных людей.


3-й рассказчик. Люди снова хотели знать, сомневаться и искать истину. И вот уже уче­ники превзошли своих учителей. Открытия, неведомые древним, следовали одно за другим.


4-й рассказчик. Для эпо­хи Возрождения было характер­но стремление к гармоническому развитию личности, к слиянию науки и искусства, теории и практи­ки. «Опытная наука - царица умозрительных наук и имеет за собой важные преимущества. Она исследует тайны природы своими собственными силами» - это сло­ва Роджера Бэкона.


3-й рассказчик. Нового человека видели Микеланджело и Рафаэль, Данте и Эразм Роттер­дамский, Сервантес и Шекспир, ко­торый произнёс устами Гамлета: «Что за мастерское создание чело­век! Как благороден разумом. Как точен и чудесен в действиях - кра­са Вселенной! Человек - мир в мире, посредством изучения лич­ности иначе, под другим углом зрения видится Вселенная».


4-й рассказчик. Так ка­кие же были представления об этой самой Вселенной? Как изве­стно, люди с древних времён за­давались подобными вопросами.


3-й рассказчик. Длитель­ное время существовала геоцент­рическая картина мира. Согласно этим взглядам существовала «твердь небесная», к которой при­креплены звёзды, а Землю при­нимали за неподвижный центр ми­роздания, вокруг которого дви­жутся все планеты и Солнце. Эта картина опиралась на длительный человеческий опыт и была освя­щена церковью.


4-й рассказчик. В это время произошла одна из самых тихих и самых знаменитых в исто­рии революций: появилась теория Коперника. Это была именно тео­рия, а не модель, как у Птолемея. Коперник раскрыл истину, хотя и не дал расчётов. Потеряв при­вилегию находиться в центре мироздания, человечество приобрело взамен веру в мо­гущество своего разума. Про­изошло второе рождение аст­рономии, которая из учения о небе стала теорией Вселенной.


3-й рассказчик. Новое учение вошло в науку не сразу. Борь­ба была длительной и кровавой.


4-й рассказчик. Навеки вошло в историю имя мученика науки, продолжателя идей Копер­ника - Джордано Бруно - человека незаурядного, творческого, всю жизнь посвятившего науке. Долгие годы он подвергался го­нениям со стороны церкви.


Музыка затихает, рассказчики уходят. Входит следователь.


Следователь. Встать, суд идёт!


Входят судья, обвинитель, монахи. Вводят Джордано Бруно.


Следователь. Слушается дело по обвинению учёного Джор­дано Бруно, который был впервые арестован в 1575 г. в Женеве и долго избегал праведного суда, но великая церковь смогла остановить этого еретика. Подсудимый, ваше имя, фамилия, национальность, род занятий.


Бруно. Джордано Филиппо Бруно. Родился в 1548 г. в г. Нола близ Неаполя, в семье разорившегося мелкого дворяни­на. В 15 лет принял монашество, став послушником Доминиканско­го монастыря. В 1572 г. получил сан священника, а затем доктора философии.


Судья. Вы изучали только философию?


Бруно. Нет, господа, я на­стойчиво изучал работы Копер­ника, Николая Кузанского и Фомы Кемпийского. Именно в этот период ко мне пришли основ­ные идеи о бесконечности Вселен­ной. Также я считал, что все час­тицы и атомы Вселенной находят­ся в бесконечном движении.


Покоя нет - всё движется, вращаясь,

На небе иль под небом обретаясь,

И всякой вещи свойственно движенье,

Близка она от нас иль далека,

И тяжела она или легка.


Судья. Не отвлекайтесь, вам ещё будет предоставлено слово. Прошу предъявить представлен­ные следствием обвинения.


Обвинитель. Мы обвиня­ем от имени святой инквизиции в проповедовании антихристианских мыслей, в неподчинении церкви. Для этого прошу пригласить сви­детеля Джованни Мочениго.


Входит Джованни Мочениго.


Обвинитель. Представь­тесь. При каких обстоятельствах вы познакомились с подсудимым?


Мочениго. Я Джованни Мочениго. Сдаю ему комнату.


Обвинитель. Джованни Мочениго, расскажите, что вы слышали от обвиняемого.


Мочениго. Я несколько раз слышал от Джордано в моём доме, что ему не нравится ника­кая религия. Он говорил, что наша католическая церковь пре­исполнена кощунствами против ве­личия Божьего. Он много раз ут­верждал, что мир вечен и что су­ществует множество миров...


Бруно. Позвольте мне от­ветить! Я заявлял, что существу­ют различные миры, подобные миру Земли, которую я вместе с Пифагором считаю светилом, по­добным Луне, планетам и другим звёздам, число которых бесконеч­но. Позвольте прочитать отрывок из моей книги, где устами мона­хов Филотея и Эльпина высказы­вается моё мировоззрение. Прошу.


Встают два монаха.


Филотей. Как можно, что­бы Вселенная была бесконечна?


Эльпин. Небо едино, безмер­ное пространство, лоно которого со­держит всё, эфирная область, в ко­торой всё пробегает и движется.


Филотей. Существуют, следовательно, бесконечные солнца, земли, которые кружатся вокруг своих солнц?

Эльпин . Да, так.


Филотей. Думаете ли вы, что можно доказать эту бесконеч­ность?


Эльпин. Думаете ли вы, что можно доказать её конечность?


Филотей. Какова протя­жённость бесконечности?


Эльпин. Каков предел ко­нечности?


Бруно. Позвольте мне до­бавить. В конце книги я привожу стихи Лукреция:


Прежде всего, как я сказал, нигде, ни в каком направлении:

Ни наверху, ни внизу, под ногами, ни вправо, ни влево, -

Не существует границ никаких. Указывает на это самое дело,

И суть бесконечности то подтверждает.

Вследствие этого невероятным должно почитаться,

Будто бы там, где простёрта кругом бесконечность пространства,

Образовался один только мир наш земной с небесами...

А потому непременно ты должен со мной согласиться,

Что где-нибудь во Вселенной, в объятиях жидких эфира

Есть кроме нас и другие скопленья материи вечной.


Судья. Вернёмся к обвине­нию. Свидетель, продолжайте.


Мочениго. Я несколько раз слышал от Джордано Бруно в моём доме, что нет наказания за грехи. И ещё он говорил, что для добродетельной жизни доста­точно не делать того, чего не же­лаешь самому себе. (Уходит.)


Судья. Какими ещё доказательствами располагает обвинение?


Обвинитель. Прошу пригласить в зал заседания свидете­ля Моттео де Сильвестри, соседа Джордано Бруно по камере в Ве­неции.


Входит Моттео де Сильвестри.


Обвинитель. О чём гово­рил с вами обвиняемый?


Сильвестри. Он говорил, что нет никакого наказания за гре­хи. Он рассуждал о плотских ве­щах и осуждал церковь.


Всеобщий возглас: «О-о-о!»


Бруно. Я говорил это по легкомыслию - в компании, бесе­дуя о мирских предметах. И во­обще он сам просил меня зани­маться с ним магией.


Сильвестри (испуганно). Позвольте мне сесть, мне нечего сказать. (Уходит.)


Обвинитель. Вызывается последний свидетель обвинения, учёный муж Джамбаттиста Чотто.


Чотто. Я слышал от разных лиц, что он читал лекции в Анг­лии, Саксонии и Париже, то есть он везде и всюду проповедовал свои взгляды, смею заметить, ошибочные взгляды. (Уходит.)

Бруно. В Париже я был приглашён к Генриху III в качестве личного лектора. Мы обсуж­дали проблемы памяти. Я считал, что в памяти есть некий мостик, соединяющий душу и разум чело­века с внешним миром.


Судья. Мы также распола­гаем данными о вашем учении о небесной сфере.




















Бруно. Я против мысли о том, что небо - лишь сфера, а звёзды находятся на одинаковом расстоянии от Земли. Моя идея состоит в том, что небо - это не сфера, а бесконечное простран­ство, в котором звёзды удалены от Земли и друг от друга на раз­ные расстояния.


Судья. Но эта теория анти­христианская!


Бруно. Непосредственно я не учил тому, что противоречит хри­стианской религии, но косвенным образом был против. На самом же деле я учил, что если наша плане­та Земля - не больше, чем части­ца Солнечной системы, то и само Солнце - лишь пылинка в гран­диозной картине мироздания. Эту идею я развивал не только на лек­циях, но и в книгах.


Судья. А что думают мона­хи об учении Джордано Бруно? Пусть выскажутся другие доми­никанцы.


Встаёт первый монах.


Первый монах. Я хочу высказаться от лица католической церкви. Церковь считает учение Бруно глубоко враждебным, отвер­гает как ересь вращение Земли.


Второй монах. Ещё боль­шей ересью в наших глазах стала идея множества миров и беско­нечности Вселенной. В системе Бруно нет места Богу - творцу Вселенной. Миры созидались, воз­никали и исчезали без его учас­тия. (Садится.)

Судья. Джордано Бруно, вам предоставляется последнее слово. Пусть все замолчат!


Бруно.


Жестокосердие, злобные желания

Не в силах, непрерывно нападая,

Глаза мои задёрнуть пеленою

И солнца скрыть прекрасное сиянье.


Я в своих сочинениях говорил и рассуждал чрезмерно философ­ски. Из всех моих сочинений и высказываний видно следующее: Этот мир и совокупность миров рождаются и уничтожаются. Таково моё мне­ние. Что же ка­сается людей, то я предоставляю судить об этом тем, кто этого хочет.


Судья. Достаточно! Суду всё ясно (встаёт и зачи­тывает приго­вор). «Называ­ем, провозгла­шаем, осуждаем объявляем тебя, Джордано Бру­но, нераскаянным, упорным и непреклонным еретиком. Посему ты подлежишь всем осужде­ниям церкви и карам, со­гласно святым канонам, за­конам и установлениям как общим, так и частным, относящимся к подобным явным, нераскаянным, упорным и непреклонным еретикам. И как такового мы тебя извергаем словес­но из духовного сана и объявляем, чтобы ты и в действи­тельности был, согласно нашему приказанию и повелению, лишён всякого великого и малого цер­ковного сана, в каком бы ни на­ходился доныне, согласно уста­новлениям святых канонов. Ты должен быть отлучён, как мы тебя отлучаем от нашего церковного сонма и от нашей святой и непо­рочной церкви, милосердия которой ты оказался недостойным. Ты должен быть предан светскому суду, и мы передаём тебя суду монсиньора губернатора Рима, здесь присутствующего, дабы он тебя покарал подобающей казнью, причём усиленно молим, да будет ему угодно смягчить суровость законов, и да будет она без опасности, смерти и членовредительства. Сверх того осуждаем, порицаем и запрещаем все вы­шеуказанные и иные твои книги и писания как еретические и ошибоч­ные, заключающие в себе многочисленные ереси и заблуждения.» Повелеваем, чтобы от­ныне все твои книги, какие находятся в святой службе и в будущем попадут в её руки, были публично разрываемы и сжигаемы на площади Св.Петра перед ступенями и как таковые были внесены в список запрещённых книг, и да будет так, как мы повелели».


Бруно. Вероятно, вы с большим страхом читаете мне приговор, чем я его слушаю. Сжечь - не значит опровергнуть. Истина светит соб­ственным светом, и людей нельзя просветить пламенем костров. Все встают. Дж.Бруно уводят. Выхо­дят рассказчики. Трагически зву­чит органная музыка.


1-й рассказчик декламирует стихотворение Бунина «Джордано Бруно».

И маленький тревожный человек

С блестящим взглядом, ярким и холодным,

Идёт в огонь. «Умерший в рабский век

Бессмертием венчается - в свободном!


Я умираю - ибо так хочу.

Развей, палач, развей мой прах, презренный!

Привет Вселенной. Солнцу! Палачу! –

Он мысль мою развеет по Вселенной!»


И.Бунин. Джордано Бруно

Музыка стихает.


2-й рассказчик. Ранним ут­ром 17 февраля 1600 г. по приго­вору суда инквизиции в Риме, на площади, названной позже пло­щадью Цветов, с кляпом во рту был сожжён как нераскаявший­ся еретик Джордано Бруно...


1-й рассказчик. В одном из своих стихотворений Бруно пи­сал: «Храбро боролся я, думая, что победа достижима. Силы мои были направлены на то, чтобы зас­лужить признание будущего».


2-й рассказчик. Бруно за­служил благодарное признание по­томков. В 1885 г. по всей Европе прошли собрания, посвященные его памяти. Состоялись они и в России - в Москве, Санкт-Петер­бурге, Киеве, Одессе. Один из выступавших сказал: «Победа над Бруно была поражением - признаком бессилия религии в борьбе с наукой».


1-й рассказчик. В 1889 г. на месте сожжения Джордано Бруно был установлен памятник. Учёный изображен непокорным, с книгой в руке, в одежде монаха.



Священная ослиность, святое отупенье,

О, глупость пресвятая, блаженное незнанье.

Одна ты нашим душам даруешь назиданье,

Ведь не приносят пользы ни ум, ни обученье.

Бесплоден труд познанья, бессильно вдохновенье.

Философов мудрейших бесцельно созерцанье,

И в небеса проникнуть напрасно их старанье –

Там для тебя, ослиность, готово помещенье.

Любители науки! А вам-то что за горе!

Зачем вы знать стремитесь, каков закон вселенной,

И есть ли в сфере звёздной земля, огонь и море?

Священная ослиность, в невежестве блаженна,

Упавши на колени, с покорностью во взоре.

Пришествия господня с молитвой ждёт смиренной.

Всё в этой жизни тленно,

Но вечный мир дарован блаженному покою,

Чем бог нас награждает за гробовой доскою.


Дж.Бруно. Сонет я честь осла




Уйдя из тесной, сумрачной пещеры,

Где заблужденье век меня томило,

Там оставляю цепи, что сдавила

На мне рука враждебная без меры.


Низвергнуть в ночь отныне вечер серый

Меня не сможет - мощь, что покорила

Пифона, чьею кровью окропила

Поверхность вод, попрала власть Мегеры.


Тебя благодарю, мой свет небесный:

К тебе стремлюсь, мой голос благородный;

Тебе вручаю сердце я с любовью,


Рука, исторгшая меня из бездны,

Приведшая меня в чертог свободный,

Больной мой дух вернувшая здоровью.


Дж. Бруно. Сонету



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!