Эпоха Возрождения
как колыбель творцов науки.
«Суд над Джордано Бруно»
Интегрированный урок-спектакль, 10-11 классы.
Спектакль, сценарий которого предложен ниже, был проведен в рамках «Недели физики и астрономии». Его тему и форму выбрали учащиеся, которые хотят поступать на юридический факультет, как бы прикоснувшись к своей будущей профессии. Работа над спектаклем позволила детям проявить себя в роли сценаристов, художников, операторов, костюмеров, актёров, режиссёров.
Звучит «Лунный свет» К.Дебюсси. Входят рассказчики. Мелодекламация.
1-й рассказчик. История науки - тысячеактная драма.
2-й рассказчик. Драма не только идей, но и их творцов.
1-й рассказчик. Кто воспитает любовь, привьёт охоту, сделает сильным? Кто, как не сама наука, всем своим прежним опытом, своей волнующей историей, открывающей горизонты?
2-й рассказчик. Только она способна разбудить в школьнике Лобачевского, обнаружить в служащем Эйнштейна, сделать переплётчика Фарадеем. Но для этого надо знать её - знать в разные минуты её вечной жизни.
1-й рассказчик. Нам придётся из отдельных фрагментов, из обрывков дошедших до нас сведений восстанавливать в своём воображении картины прошлого, подбадривая себя мыслью о том, что участвуем в творчестве. И чем труднее нам будет поначалу, тем большую ценность будет иметь наше творчество.
2-й рассказчик. А теперь - в путь, через границы веков и государств, по страницам исторических фолиантов и научных трактатов.
Мелодекламация под «Тему любви» Э.Морриконе из кинофильма «Профессионал»
3-й рассказчик. Западная Европа в эпоху Средневековья - унылые, тёмные V-XIV bb. В середины XV в. начинается переход от средневековой культуры к новой - эпохе Ренессанса, что в переводе с французского означает возрождение.
4-й рассказчик. Эпоха Возрождения получила такое красивое имя потому, что в это время возрождается интерес к античной культуре. Европейцы не только старались следовать классическим образцам, но и находили что-то новое, своё. Прежде всего, появились великие деятели искусства — художники, писатели, скульпторы, архитекторы.
3-й рассказчик. Оживилось образование, процветали торговля, искусство, литература и наука, музыка.
На гитаре исполняется песня Б.Гребенщикова «Город золотой».
Зародились танцы с ритмом три четверти, например менуэт.
Пары танцуют менуэт.
[Но менуэт был слишком чинным танцем - кавалер не мог взять даму за руку, это считалось крайне неприличным. Верх взяли народные танцы - австрийский лендлер и провансальский вольт, из которых родился современный вальс. - Ред.]
Пары танцуют вальс.
В Италии появилась большая группа великих художников - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, Челлини и другие, чьими работами мы восхищаемся и по сей день.
4-й рассказчик. Это всем известные творения: «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Давид» Микеланджело, «Сикстинская мадонна» Рафаэля.
3-й рассказчик. Архитектура того времени обращалась к античному искусству. Даже жилые постройки украшались колоннадами, куполами, живописью, скульптурой. Старые замки перестраивались, возводились новые гармоничные здания. Примером может служить Лувр в Париже. Суровые сооружения прошлого украшались и открывались свету. Они становились ближе человеку.
4-й рассказчик. Изменилось человеческое мышление, люди стали другими глазами смотреть на небо, на землю, на самого человека. Главным было возрождение веры в. человека. Бесконечно греховные, ничтожные, не способные быть опорой самим себе создания трансформировались в свободных, красивых и жизнерадостных людей.
3-й рассказчик. Люди снова хотели знать, сомневаться и искать истину. И вот уже ученики превзошли своих учителей. Открытия, неведомые древним, следовали одно за другим.
4-й рассказчик. Для эпохи Возрождения было характерно стремление к гармоническому развитию личности, к слиянию науки и искусства, теории и практики. «Опытная наука - царица умозрительных наук и имеет за собой важные преимущества. Она исследует тайны природы своими собственными силами» - это слова Роджера Бэкона.
3-й рассказчик. Нового человека видели Микеланджело и Рафаэль, Данте и Эразм Роттердамский, Сервантес и Шекспир, который произнёс устами Гамлета: «Что за мастерское создание человек! Как благороден разумом. Как точен и чудесен в действиях - краса Вселенной! Человек - мир в мире, посредством изучения личности иначе, под другим углом зрения видится Вселенная».
4-й рассказчик. Так какие же были представления об этой самой Вселенной? Как известно, люди с древних времён задавались подобными вопросами.
3-й рассказчик. Длительное время существовала геоцентрическая картина мира. Согласно этим взглядам существовала «твердь небесная», к которой прикреплены звёзды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания, вокруг которого движутся все планеты и Солнце. Эта картина опиралась на длительный человеческий опыт и была освящена церковью.
4-й рассказчик. В это время произошла одна из самых тихих и самых знаменитых в истории революций: появилась теория Коперника. Это была именно теория, а не модель, как у Птолемея. Коперник раскрыл истину, хотя и не дал расчётов. Потеряв привилегию находиться в центре мироздания, человечество приобрело взамен веру в могущество своего разума. Произошло второе рождение астрономии, которая из учения о небе стала теорией Вселенной.
3-й рассказчик. Новое учение вошло в науку не сразу. Борьба была длительной и кровавой.
4-й рассказчик. Навеки вошло в историю имя мученика науки, продолжателя идей Коперника - Джордано Бруно - человека незаурядного, творческого, всю жизнь посвятившего науке. Долгие годы он подвергался гонениям со стороны церкви.
Музыка затихает, рассказчики уходят. Входит следователь.
Следователь. Встать, суд идёт!
Входят судья, обвинитель, монахи. Вводят Джордано Бруно.
Следователь. Слушается дело по обвинению учёного Джордано Бруно, который был впервые арестован в 1575 г. в Женеве и долго избегал праведного суда, но великая церковь смогла остановить этого еретика. Подсудимый, ваше имя, фамилия, национальность, род занятий.
Бруно. Джордано Филиппо Бруно. Родился в 1548 г. в г. Нола близ Неаполя, в семье разорившегося мелкого дворянина. В 15 лет принял монашество, став послушником Доминиканского монастыря. В 1572 г. получил сан священника, а затем доктора философии.
Судья. Вы изучали только философию?
Бруно. Нет, господа, я настойчиво изучал работы Коперника, Николая Кузанского и Фомы Кемпийского. Именно в этот период ко мне пришли основные идеи о бесконечности Вселенной. Также я считал, что все частицы и атомы Вселенной находятся в бесконечном движении.
Покоя нет - всё движется, вращаясь,
На небе иль под небом обретаясь,
И всякой вещи свойственно движенье,
Близка она от нас иль далека,
И тяжела она или легка.
Судья. Не отвлекайтесь, вам ещё будет предоставлено слово. Прошу предъявить представленные следствием обвинения.
Обвинитель. Мы обвиняем от имени святой инквизиции в проповедовании антихристианских мыслей, в неподчинении церкви. Для этого прошу пригласить свидетеля Джованни Мочениго.
Входит Джованни Мочениго.
Обвинитель. Представьтесь. При каких обстоятельствах вы познакомились с подсудимым?
Мочениго. Я Джованни Мочениго. Сдаю ему комнату.
Обвинитель. Джованни Мочениго, расскажите, что вы слышали от обвиняемого.
Мочениго. Я несколько раз слышал от Джордано в моём доме, что ему не нравится никакая религия. Он говорил, что наша католическая церковь преисполнена кощунствами против величия Божьего. Он много раз утверждал, что мир вечен и что существует множество миров...
Бруно. Позвольте мне ответить! Я заявлял, что существуют различные миры, подобные миру Земли, которую я вместе с Пифагором считаю светилом, подобным Луне, планетам и другим звёздам, число которых бесконечно. Позвольте прочитать отрывок из моей книги, где устами монахов Филотея и Эльпина высказывается моё мировоззрение. Прошу.
Встают два монаха.
Филотей. Как можно, чтобы Вселенная была бесконечна?
Эльпин. Небо едино, безмерное пространство, лоно которого содержит всё, эфирная область, в которой всё пробегает и движется.
Филотей. Существуют, следовательно, бесконечные солнца, земли, которые кружатся вокруг своих солнц?
Эльпин . Да, так.
Филотей. Думаете ли вы, что можно доказать эту бесконечность?
Эльпин. Думаете ли вы, что можно доказать её конечность?
Филотей. Какова протяжённость бесконечности?
Эльпин. Каков предел конечности?
Бруно. Позвольте мне добавить. В конце книги я привожу стихи Лукреция:
Прежде всего, как я сказал, нигде, ни в каком направлении:
Ни наверху, ни внизу, под ногами, ни вправо, ни влево, -
Не существует границ никаких. Указывает на это самое дело,
И суть бесконечности то подтверждает.
Вследствие этого невероятным должно почитаться,
Будто бы там, где простёрта кругом бесконечность пространства,
Образовался один только мир наш земной с небесами...
А потому непременно ты должен со мной согласиться,
Что где-нибудь во Вселенной, в объятиях жидких эфира
Есть кроме нас и другие скопленья материи вечной.
Судья. Вернёмся к обвинению. Свидетель, продолжайте.
Мочениго. Я несколько раз слышал от Джордано Бруно в моём доме, что нет наказания за грехи. И ещё он говорил, что для добродетельной жизни достаточно не делать того, чего не желаешь самому себе. (Уходит.)
Судья. Какими ещё доказательствами располагает обвинение?
Обвинитель. Прошу пригласить в зал заседания свидетеля Моттео де Сильвестри, соседа Джордано Бруно по камере в Венеции.
Входит Моттео де Сильвестри.
Обвинитель. О чём говорил с вами обвиняемый?
Сильвестри. Он говорил, что нет никакого наказания за грехи. Он рассуждал о плотских вещах и осуждал церковь.
Всеобщий возглас: «О-о-о!»
Бруно. Я говорил это по легкомыслию - в компании, беседуя о мирских предметах. И вообще он сам просил меня заниматься с ним магией.
Сильвестри (испуганно). Позвольте мне сесть, мне нечего сказать. (Уходит.)
Обвинитель. Вызывается последний свидетель обвинения, учёный муж Джамбаттиста Чотто.
Чотто. Я слышал от разных лиц, что он читал лекции в Англии, Саксонии и Париже, то есть он везде и всюду проповедовал свои взгляды, смею заметить, ошибочные взгляды. (Уходит.)
Бруно. В Париже я был приглашён к Генриху III в качестве личного лектора. Мы обсуждали проблемы памяти. Я считал, что в памяти есть некий мостик, соединяющий душу и разум человека с внешним миром.
Судья. Мы также располагаем данными о вашем учении о небесной сфере.
Бруно. Я против мысли о том, что небо - лишь сфера, а звёзды находятся на одинаковом расстоянии от Земли. Моя идея состоит в том, что небо - это не сфера, а бесконечное пространство, в котором звёзды удалены от Земли и друг от друга на разные расстояния.
Судья. Но эта теория антихристианская!
Бруно. Непосредственно я не учил тому, что противоречит христианской религии, но косвенным образом был против. На самом же деле я учил, что если наша планета Земля - не больше, чем частица Солнечной системы, то и само Солнце - лишь пылинка в грандиозной картине мироздания. Эту идею я развивал не только на лекциях, но и в книгах.
Судья. А что думают монахи об учении Джордано Бруно? Пусть выскажутся другие доминиканцы.
Встаёт первый монах.
Первый монах. Я хочу высказаться от лица католической церкви. Церковь считает учение Бруно глубоко враждебным, отвергает как ересь вращение Земли.
Второй монах. Ещё большей ересью в наших глазах стала идея множества миров и бесконечности Вселенной. В системе Бруно нет места Богу - творцу Вселенной. Миры созидались, возникали и исчезали без его участия. (Садится.)
Судья. Джордано Бруно, вам предоставляется последнее слово. Пусть все замолчат!
Бруно.
Жестокосердие, злобные желания
Не в силах, непрерывно нападая,
Глаза мои задёрнуть пеленою
И солнца скрыть прекрасное сиянье.
Я в своих сочинениях говорил и рассуждал чрезмерно философски. Из всех моих сочинений и высказываний видно следующее: Этот мир и совокупность миров рождаются и уничтожаются. Таково моё мнение. Что же касается людей, то я предоставляю судить об этом тем, кто этого хочет.
Судья. Достаточно! Суду всё ясно (встаёт и зачитывает приговор). «Называем, провозглашаем, осуждаем объявляем тебя, Джордано Бруно, нераскаянным, упорным и непреклонным еретиком. Посему ты подлежишь всем осуждениям церкви и карам, согласно святым канонам, законам и установлениям как общим, так и частным, относящимся к подобным явным, нераскаянным, упорным и непреклонным еретикам. И как такового мы тебя извергаем словесно из духовного сана и объявляем, чтобы ты и в действительности был, согласно нашему приказанию и повелению, лишён всякого великого и малого церковного сана, в каком бы ни находился доныне, согласно установлениям святых канонов. Ты должен быть отлучён, как мы тебя отлучаем от нашего церковного сонма и от нашей святой и непорочной церкви, милосердия которой ты оказался недостойным. Ты должен быть предан светскому суду, и мы передаём тебя суду монсиньора губернатора Рима, здесь присутствующего, дабы он тебя покарал подобающей казнью, причём усиленно молим, да будет ему угодно смягчить суровость законов, и да будет она без опасности, смерти и членовредительства. Сверх того осуждаем, порицаем и запрещаем все вышеуказанные и иные твои книги и писания как еретические и ошибочные, заключающие в себе многочисленные ереси и заблуждения.» Повелеваем, чтобы отныне все твои книги, какие находятся в святой службе и в будущем попадут в её руки, были публично разрываемы и сжигаемы на площади Св.Петра перед ступенями и как таковые были внесены в список запрещённых книг, и да будет так, как мы повелели».
Бруно. Вероятно, вы с большим страхом читаете мне приговор, чем я его слушаю. Сжечь - не значит опровергнуть. Истина светит собственным светом, и людей нельзя просветить пламенем костров. Все встают. Дж.Бруно уводят. Выходят рассказчики. Трагически звучит органная музыка.
1-й рассказчик декламирует стихотворение Бунина «Джордано Бруно».
И маленький тревожный человек
С блестящим взглядом, ярким и холодным,
Идёт в огонь. «Умерший в рабский век
Бессмертием венчается - в свободном!
Я умираю - ибо так хочу.
Развей, палач, развей мой прах, презренный!
Привет Вселенной. Солнцу! Палачу! –
Он мысль мою развеет по Вселенной!»
И.Бунин. Джордано Бруно
Музыка стихает.
2-й рассказчик. Ранним утром 17 февраля 1600 г. по приговору суда инквизиции в Риме, на площади, названной позже площадью Цветов, с кляпом во рту был сожжён как нераскаявшийся еретик Джордано Бруно...
1-й рассказчик. В одном из своих стихотворений Бруно писал: «Храбро боролся я, думая, что победа достижима. Силы мои были направлены на то, чтобы заслужить признание будущего».
2-й рассказчик. Бруно заслужил благодарное признание потомков. В 1885 г. по всей Европе прошли собрания, посвященные его памяти. Состоялись они и в России - в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе. Один из выступавших сказал: «Победа над Бруно была поражением - признаком бессилия религии в борьбе с наукой».
1-й рассказчик. В 1889 г. на месте сожжения Джордано Бруно был установлен памятник. Учёный изображен непокорным, с книгой в руке, в одежде монаха.
Священная ослиность, святое отупенье,
О, глупость пресвятая, блаженное незнанье.
Одна ты нашим душам даруешь назиданье,
Ведь не приносят пользы ни ум, ни обученье.
Бесплоден труд познанья, бессильно вдохновенье.
Философов мудрейших бесцельно созерцанье,
И в небеса проникнуть напрасно их старанье –
Там для тебя, ослиность, готово помещенье.
Любители науки! А вам-то что за горе!
Зачем вы знать стремитесь, каков закон вселенной,
И есть ли в сфере звёздной земля, огонь и море?
Священная ослиность, в невежестве блаженна,
Упавши на колени, с покорностью во взоре.
Пришествия господня с молитвой ждёт смиренной.
Всё в этой жизни тленно,
Но вечный мир дарован блаженному покою,
Чем бог нас награждает за гробовой доскою.
Дж.Бруно. Сонет я честь осла
Уйдя из тесной, сумрачной пещеры,
Где заблужденье век меня томило,
Там оставляю цепи, что сдавила
На мне рука враждебная без меры.
Низвергнуть в ночь отныне вечер серый
Меня не сможет - мощь, что покорила
Пифона, чьею кровью окропила
Поверхность вод, попрала власть Мегеры.
Тебя благодарю, мой свет небесный:
К тебе стремлюсь, мой голос благородный;
Тебе вручаю сердце я с любовью,
Рука, исторгшая меня из бездны,
Приведшая меня в чертог свободный,
Больной мой дух вернувшая здоровью.
Дж. Бруно. Сонету
7