СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суд над Иваном Грозным. Урок-игра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие умения оценивать исторические события и людей, в этих событиях участвовавших. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения. Научиться давать собственную оценку исторической эпохе Ивана Грозного.

Просмотр содержимого документа
«Суд над Иваном Грозным. Урок-игра.»

Суд над Иваном Грозным. Урок-игра.

Учитель: Старостин Михаил Евгеньевич. МБОУ школа № 9

Цель урока:

1.Обобщить и закрепить знания учащихся, полученные в ходе изучения темы» Россия в XVI в».

2.Нравственно-этическое оценивание. Развитие умения оценивать исторические события и людей, в этих событиях участвовавших. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения. Научиться давать собственную оценку исторической эпохе Ивана Грозного.

3. Формирование у школьников представления о многозначности исторических явлений, о влиянии неординарной личности на окружающий мир и о воздействии внешних условий на судьбы людей.

УДД

Пред­метные:

1.научиться объяснять значение понятий «царь»;

2.рассмотреть детство и венчание на царство Ивана Грозного;

3.охарактеризовать реформы Ивана Грозного;

4.осмысливать значение Ивана Грозного как первого царя Руси

Метапредметные:

- развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы

- умение выражать свои мысли; 
- владение монологической и диалогической формами речи;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности);

- совместная деятельность учителя и ученика

2.регулятивные:

- искать и выделять необходимую информацию;

- определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности;

3.познавательные:

- анализировать результаты исследований и фиксировать их;

- структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;

Личностные:

- формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала;

- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование исторической компетентности.




Подготовка к уроку.

Ученикам заранее дается список рекомендованной литературы (см. ниже), распределяются роли и объясняются задачи каждого участника игры (судья, присяжные заседатели, главный обвинитель, защитник, свидетели защиты и обвинения).

Необходимо также подготовить реквизит для инсценировки судебного заседания, оформить класс. При этом можно использовать изобразительный ряд, дающий представление об эпохе.

Оборудование: цветные квадратики для голосования. Репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Репродукция картины В. Васнецова «Царь Иван Грозный».

Ход урока. Сценарий урока.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Ребята, сегодня, вы будете принимать участие в игре-диспуте, которая коснётся одной из самых противоречивых исторических личностей Средневековой Руси, каким был Иван Грозный. Споры вокруг его деятельности не утихают почти три века и ставить точку в этом деле пока рано. Сегодня вам предстоит оценить Ивана Грозного как государственного деятеля и человека, высказать своё собственное отношение к его времени.

Перед началом диспута я предлагаю всем участникам игры обдумать следующие вопросы:

В какие периоды российской и мировой истории тема Ивана Грозного становится наиболее актуальной для историков и политиков в нашей стране?

По словам дьяка И. Тимофеева, царь Иван Грозный «опричниной, как секирой, рассёк пополам русскую землю, противопоставил одну часть другой и тем самым способствовал наступлению СМУТЫ», как вы относитесь к этому высказыванию?

Имеем ли мы право назвать царствование Ивана Грозного эпохой?

Что бы вы ответили собеседнику, утверждающему, что Иван Грозный был прогрессивным деятелем, сделал много полезного для Русского государства?

Как бы вы ответили человеку, оценивающему царя Ивана как отрицательную личность, безнравственного, аморального и жестокого человека, принёсшего много вреда своей стране?


ПРОЦЕСС начинается с вступительных речей обвинения и защиты.


ПРОКУРОР: Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Вам предстоит сегодня рассмотреть дело о виновности царя Ивана Грозного и вынести своё решение по нему. Обвинители намерены доказать вам, что будучи деспотом по натуре, человеком безбожным и жестоким, обуреваемой жаждой единоличного правления, подсудимый прямо способствовал:-» отдавал приказы об убийствах подданных, служивших ему верой и правдой, поощрял взятничество и мздоимство, ограничивал и нарушал вековые традиции и оставил к концу своего правления страну в состоянии разорения и на краю гибели.

ЗАЩИТНИК: Уважаемый суд! Уважаемые присяжные! Мы намерены опровергнуть поступки, в которых обвиняется подозреваемый. Мы докажем, вам, что действия обвиняемого были единственно следствием его тяжёлого характера, который сформировался в условиях чрезвычайных. Мы намерены доказать, что приняв страну в состоянии нестабильном, когда занятые борьбой за власть и сведением личных счётов, бояре особо не обременяли себя делами государственными. Царь Иван Грозный оставил потомкам Россию сильную, окончательно независимую от Орды и значительно расширившую свою территорию, и в своих действиях он руководствовался единственно соображениями пользы.

УЧИТЕЛЬ: Для предоставления показаний вызывается подсудимый.

Подсудимый, Вы вызываетесь для допроса судом. Что вы можете сказать по сути предъявляемых вам обвинений?

ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ: Мой отец, Василий Иванович умер, когда мне было 3 года. Моя мать Елена Глинская правила от имени моего и по внушению Боярской думы, которая творила беззакония. Именно по её наущению были убиты братья моего отца, дядя моей матери, другие родственники. После того, как мою мать отравили в 1538 году, бояре и вовсе перестали считаться со мной. Князь Шуйский уморил голодом мою воспитательницу боярыню Агриппину, её брата и князя Телепнёва.

Заручившись поддержкой митрополита Макария, единственного человека, который любил меня, я созвал бояр и объявил им, что они употребляют во зло юность мою, беззаконничают, убивают людей и грабят землю русскую. В январе 1547 года я венчался на царство, а в марте женился на Анастасии Романовне Юрьевой, единственной женщине которую любил. С 1549 года , опираясь на преданных мне людей, Я провёл реформы, дабы улучшить положение в своём государстве. Я принял новый судебник, в котором установил наказания за взятничество, отменил кормления—рассадники воровства и своеволия бояр- воевод, ограничил местничество, провёл военную реформу. ' .

Я оградил Россию от нападок ханских войск, захватил Казанское и Астраханское ханства. Поволжье и Сибирь присоединил к России. Я навёл порядок в стране, увеличил её территорию, и сделал Россию великой державой. Предъявленные мне обвинения считаю крамолой , не соответствующей действительности.

ПРОКУРОР: Скажите, сколько лет Вам было, когда умерла ваша мать?

ЦАРЬ: 8 лет

ПРОКУРОР: Вы настаиваете на том, что бояре старались отстранить Вас от управления государством.

ЦАРЬ: Да.

ПРОКУРОР: Как Вы думаете, способен ли восьмилетний ребёнок управлять страной? Вы могли бы управлять в 1538 году?

ЦАРЬ: Нет.

ПРОКУРОР: Почему Вы решили принять царский титул?

ЦАРЬ: Я хотел показать полную независимость Руси от Золотой Орды, её величие.

ПРОКУРОР: Почему Вы отдали приказ стрелять в народ во время пожара 1547 года?

ЦАРЬ: Я велел стрелять в бунтовщиков.


СУДЬЯ: Господин адвокат, вы можете приступить к допросу.

АДВОКАТ: Господин обвиняемый, как часто бояре давали Вам уроки, на которых Вас учили управлять государством?

ЦАРЬ: Какие там уроки, если меня порой забывали даже покормить. Единственным человеком, кто обо мне заботился, как я уже говорил выше, был митрополит Макарий.

АДВОКАТ: Сколько было лет Вашей матери, когда она умерла. Была ли она здорова?

ЦАРЬ: 30 лет. Она была в самом расцвете физических сил.

АДВОКАТ: Господин судья, уважаемые присяжные, прошу учесть следующий факт. В 1999. году была проведена экспертиза останков матери Ивана Грозного—Елены Глинской. Спектральный анализ показал, что великая княгиня была отравлена ртутью, самым популярным ядом в средние века, не имеющего ни цвета, ни запаха.

За что вы отдали приказ казнить князя Андрея Шуйского.

ЦАРЬ: Андрей Шуйский разорял землевладельцев, крестьян, позволял всякого рода насилие.

СУДЬЯ После допроса обвиняемого предлагаю заслушать свидетелей защиты и обвинения. Начнёт допрос сторона обвинения.

ПРОКУРОР: Уважаемый суд, уважаемые присяжные заседатели. Сторона обвинения предлагает заслушать свидетельские показания лиц, преданно служивших царю Ивану Грозному, но за мнимые преступления закончивших свои дни в руках палача или на чужбине. В качестве свидетелей прошу выслушать членов Избранной Рады: Алексея Адашева и священника Сильвестра.

СУДЬЯ: Для дачи показаний приглашаются члены Избранной Рады: Дворянин Адашев и священник Сильвестр, или же лицо, уполномоченное говорить от их имени.

Адашев и Сильвестр: Уважаемые суд и присяжные я представляю интересы самых известных деятелей Избранной Рады: Алексея Адашева и священника Сильвестра. Эти два человека многое сделали для укрепления царской власти Ивана Грозного.


АДАШЕВ: Я Алексей Федорович Адашев, выходец из костромских дворян, был одним из членов Избранной Рады, возглавлял Челобитную избу, куда поступали жалобы, просьбы и доносы. Я отличался религиозностью, доходившей до аскетизма. В моём доме находили приют больные и убогие, за которыми я лично ухаживал. Хотя у меня была безграничная власть, я ей не злоупотреблял. Ко мне мог обратиться люд любого звания и чина с мольбой о помощи и если эта просьба была истинной, то я испытывая человеколюбивые чувства оказывал помощь, но если челобитник был плутом, то он отправлялся за своё злодейство в тюрьму или в ссылку. Работая в Избранной Раде, я убедил царя принять новый Судебник, в котором вводились наказания за взятничество и лихоимство со стороны бояр. Но достигнув вершин власти я не смог удержаться на верх, из-за того, что Царь Иван больше не хотел слушать моих мудрых, но как ему казалось ненужных советов, а желал властвовать самодержавно. Конец моей карьеры был печален: в 1570 году я был отправлен на Ливонскую войну, вскоре по приказу царя арестован и приговорён за мнимую измену и поражения в битвах с неприятелем к смерти. Но благодаря Господу судьба избавила меня от рук палача и я умер своей смертью.


Священник СИЛЬВЕСТР: Я являлся ближайшим сподвижником Алексея Адашева по работе в Избранной Раде. Я был всесторонне образованным человеком для того времени. Знал иностранные языки, прочитал много книг. Своими увлечениями я увлёк и царя Ивана, жадно рвущегося к знаниям. Я содержал мастерские, в которых трудились богомазы и переписчики книг. В этих мастерских работало много людей по найму: я прекрасно понимал, что рабский труд холопов невыгоден. Я будучи приближённым к царю работал вместе с Адашевым в Челобитной избе , разбирал жалобы простого люда на произвол и насилия бояр. При моём активном участии был разработан кодекс семейной жизни русского человека—«Домострой». Я вместе с Адашевым пытался уговорить царя Ивана прекратить бессмысленную Ливонскую войну. Но окрылённый успехом под Полоцком царь отказался прислушаться к нашему мнению и продолжил разорительную для русского государства войну. Мои советы стали раздражать царя, а поле моего отказа в 1553 г. признать в случае его смерти правителем царевича Дмитрия, царь Иван возненавидел меня. После внезапной кончины любимой жены Ивана—царицы Анастасии Романовой, меня и Адашева обвинили в этом злодействе и расплата лютого царя не заставила себя долго ждать. В 1560 г. меня насильно постригли в монахи и сослали в Соловецкие монастырь, где при удобном случае уморили голодом.

СУДЬЯ: Адвокат у вас есть вопросы к свидетелям?

АДВОКАТ: Нет.

СУДЬЯ: Господин прокурор у вас есть ещё свидетели по этому делу.

ПРОКУРОР: Да ваша честь. Я прошу выслушать митрополита Филиппа, убиенного по приказа царя Ивана Малютой Скуратовым.


Митрополит ФИЛИПП: Уважаемые судьи я представляю интересы митрополита Филиппа и буду говорить от его имени. Я Федор Степанович Колычев, происхожу из старинного боярского рода. В 1539 г. я стал монахом и позднее возглавлял Соловецкий монастырь. В 1566г. меня без ведома царя Ивана избрали митрополитом всея Руси. Иван Грозный был в ярости от гнева. Ещё больше царь был разгневан моим несогласием по отношению к ведению опричнины. Но боясь не гнева царя, ни даже смерти, а устрашась великой смуты на земле Русской я смирился с существованием опричнины—этим дьявольским изобретением царя Ивана. Я вынужден был терпеть беззакония творимыми царём и его приспешниками—опричниками: с грабежами, убийствами, разбоями, целых два года. Но в 1566 г. моему терпению пришёл конец: на богослужении в Успенском соборе я отказался дать царю причастие и отпущение грехов за лютые преступления и проклял опричнину. Царь стерпел, но сделал всё чтобы лишить меня митрополичьего престола да и самой жизни.

СУДЬЯ: Адвокат, у вас есть вопросы к свидетелю?

АДВОКАТ: Да, ваша честь. Скажите святое отец, митрополит Макарий, ваш.

предшественник венчал Ивана Г розного на царство по византийскому образцу?

Митрополит ФИЛИПП: Да.

АДВОКАТ: Сделав это митрополит Макарий, фактически сделал Ивана Грозного главой не только государства, но и церкви, как это было принято в Византии. Следовательно, всё что делал царь Иван, в том числе и многочисленные убийства делалось им из чувства христианского и нравственного долга, так он во всяком случае понимал сущность деятельности православного царя.

Митрополит ФИЛИИП: Убийство—есть великий грех, оно не может иметь ничего общего с христианским и нравственным долгом.

АДВОКАТ: У меня нет больше вопросов.

СУДЬЯ: Уважаемый прокурор у вас есть ещё свидетели по данному делу?

ПРОКУРОР: Да ваша честь. Я прошу выслушать свидетельские показания главного обличителя царя Ивана –князя Курбского.

КУРБСКИЙ: Ваша честь я представляю интересы князя Курбского, одного из самых ярких представителей оппозиции в правление Ивана Грозного. '

Я князь Андрей Курбский был близким другом царя Ивана, одним из талантливейших его воевод. Я участвовал в походах на Казань, принимал активное участие в Ливонской войне, а позднее стал наместником царя в Ливонии. Обласканный царскими милостями я должен был бы радоваться, но меня тревожило одно обстоятельство: царь Иван относившийся ко мне как к другу детства, и в то же время, при удобном случае всячески пытался поставить меня на место: место холопа, раба. С этим положением я ни как не мог согласиться—-это было ниже моего княжеского и человеческого достоинства.

Кроме того, после своей опасной болезни в 1553 г. царь Иван стал подозрительным, во всех близких видел заговорщиков. Опасаясь за свою жизнь я в 1564 г. бежал в Литву. Когда же царь ввёл на Руси опричнину, я поблагодарил Бога, за то, что он дал возможность мне избежать печальной участи стать жертвой бессмысленного террора царя -изувера. О своём . отношении к творимому беззаконию я написал царю. Иван Грозный ответил мне на это так: он царь и по этому имеет право казнить и миловать своих холопов, какого бы звания и чина они ни были: бояре, дворяне.

СУДЬЯ: Господин прокурор, у вас есть вопросы к свидетелю?

ПРОКУРОР: Нет, ваша честь.

СУДЬЯ: А у вас господин адвокат, есть вопросы?

АДВОКАТ: Да ваша честь. Князь Курбский, вы утверждаете, что бежали в Литву, спасая свою жизнь?

КУРБСКИЙ: Да.

АДВОКАТ: После бегства вы испытывали нужду в денежных средствах?

КУРБСКИЙ: Да. Ведь царь лишил меня поместий в России, а вместе с ними и оброчных денег.

АДВОКАТ: А как же тогда вы объясните тот факт, что вскоре после бегства у вас оказалась значительная денежная сумма: 30 дукатов, 300 золотых талеров, кстати , из золота в России деньги не чеканили и 500 талеров серебром—не плата ли это за ваше предательство?

ПРОКУРОР: Возражаю ваша честь. Мы судим не князя Курбского, а царя Ивана Грозного.

СУДЬЯ: Возражения принимаются. Продолжайте господин адвокат.

АДВОКАТ: Князь Курбский, что заставило вас возглавить польские войска и двинуться на русские рубежи?

КУРБСКИЙ: Я начал воевать не с Россией, а с царскими воеводами, приспешниками царя-ирода.

АДВОКАТ: Но при этом вы проливали русскую кровь?

ПРОКУРОР: Возражаю ваша честь.

СУДЬЯ: Возражения приняты. Господин адвокат у вас есть ещё вопросы к свидетелю?

АДВОКАТ: Нет, ваша честь.

СУДЬЯ: Господин прокурор, со стороны обвинения есть ещё свидетели?

ПРОКУРОР: Нет, ваша честь.

СУДЬЯ: Господин адвокат теперь вам даётся возможность вызвать свидетелей со стороны защиты.

АДВОКАТ: Господа судьи в качестве свидетелей защиты я предлагаю выслушать самых дорогих для царя Ивана людей: Его мать—Елену Глинскую, и его единственную любовь— царицу Анастасию Захарьину.

СУДЬЯ: Слово предоставляется Елене Глинской и Анастасии Захарьиной, или их представителю.

ЗАЩИТА : Господа судьи я представляю интересы матери и жены Ивана Грозного.

ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ: Я осталась вдовой , когда моему сыну Ивану Васильевичу было три года. За время моего недолгого правления была проведена денежная реформа: введена в обращение новая денежная единица—копейка. Чтобы обезопасить жизнь своего сына я уничтожила реальных претендентов на великокняжеский престол: младших братьев его отца: Юрия Ивановича и Андрея Ивановича Старицкого. Но моё относительно самостоятельное правление вызвало недовольство бояр, мечтавших о своеволии и своеначалии—дни мои были сочтены. !

ЦАРИЦА АНАСТАСИЯ: Я представительница старинного боярского рода

Захарьиных и по Божьей милости стала любимой женой Ивана Грозного и первой русской царицей. Я не оказывала ни какого влияния на политику своего мужа. Моим уделом была семья, счастье моего мужа. Я одна могла успокоить его, унять его гнев. Но злые люди—бояре завидуя человеческому счастью Царя Ивана и боясь моего мнимого влияния на него , разлучили его со мной—отравив меня.

СУДЬЯ: Господин адвокат, у вас есть вопросы к свидетелям?

АДВОКАТ: Нет.

СУДЬЯ: А у вас господин прокурор, есть вопросы к свидетелям?

ПРОКУРОР: Нет, господин судья.

СУДЬЯ: Господин адвокат, у вас есть свидетели с вашей стороны?

АДВОКАТ: Да, ваша честь. Прошу уважаемых присяжных выслушать в качестве свидетеля защиты митрополита Макария.

Митрополит МАКАРИЙ: С вашего позволения я буду говорить от имени

митрополита Макария. Я митрополит всея Руси Макарий. Детство и отрочество Ивана Васильевича прошли на моих глазах. Я видел как бояре глумились над маленьким великим князем, обижали его. Я как мог противился этому. Я обучал Ивана всему чего знал сам и внушал ему, что только от него зависит будущее Святой Руси. Я венчал его на царство, благословил его на брак с Анастасией, девушкой умной и кроткого нрава, любившей Ивана ни как царя, а как человека. Но я был очень стар и не мог воздействовать на царя после смерти.

СУДЬЯ: Уважаемые стороны у вас есть вопросы к свидетелю?

ПРОКУРОР: Нет вопросов.

АДВОКАТ: Нет ваша честь.

ПРОКУРОР: Господин адвокат у вас есть ещё свидетели с вашей стороны?

АДВОКАТ: Да ваша честь. Прошу выслушать самого преданного слугу царя Ивана Васильевича—-Малюту Скуратова.

МАЛЮТА СКУРАТОВ: В начале своего правления Иван Васильевич пытался подчинить духовные дела государственным, при этом государь сохранил полное подчтение к деятелям церкви и внимание к её нуждам. В то время митрополитом был Макарий. В 1566 г. против государя выступил митрополит Филипп. Он пошёл на открытый бунт и отказался подчиниться царю. В 1569 г. был раскрыт большой заговор бояр: они хотели убить царя и возвести на престол Владимира Старицкого, двоюродного брата царя. Но государь раскрыл заговор и заставил своего брата принять лёгкую смерть—выпить яд. После этого государь направился в Новгород—искоренять крамолу, а меня послал к митрополиту Филиппу получить благословение на расправу над изменниками-новгородцами. Однако митрополит заявил мне, что никакого благословения он не даст и стал произносить изменнические речи и ругать царя. Не выдержав, я взял подушку и пытался пресечь его речи. Однако, оказалось, что я переусердствовал и задушил владыку.

СУДЬЯ: Господин адвокат, у вас есть вопросы к свидетелю?

АДВОКАТ: Нет, ваша честь.

СУДЬЯ: Господин прокурор, у вас есть вопросы к свидетелю?

ПРОКУРОР: Да, ваша честь. Малюта Скуратов, какую работу вы выполняли при дворе Ивана Грозного?

СКУРАТОВ: Заплечных дел мастера—роль палача.

ПРОКУРОР: Вы пытали ни в чём не повинных людей?

СКУРАТОВ: Я выполнял свою работу. Пытался узнать правду.

ПРОКУРОР: А разве пыткой можно добиться правды?

АДВОКАТ: Возражаю ваша честь. Этот вопрос к данному делу не относится.

СУДЬЯ: Возражения принимаются. Продолжайте, господин прокурор.

ПРОКУРОР: У меня нет больше вопросов.

СУДЬЯ: Господин адвокат, у вас есть вопросы к Малюте Скуратову.

АДВОКАТ: Нет, ваша честь

СУДЬЯ: В таком случае переходим к обсуждению самой спорной и непонятной, как выражались историки-исследователи темы в правление Ивана Г розного—опричнины. Слово предоставляется стороне защиты.

АДВОКАТ: Ваша честь сторона защиты считает, что опричнина существовавшая в Росси с 1565 по 1572 годы положительно повлияла на развитие страны. Наше мнение опирается на исследования отечественных историков: С. М. Соловьёва, Р.Г. Скрынникова.

ИСТОРИКИ: С.М. СОЛОВЬЁВ: считал, что опричнина была выражением борьбы старых родовых начал с государственными, поэтому действия царя по её проведению имели чёткий государственный смысл.

Р.Г. СКРЫННИКОВ в свою очередь был убеждён, что опричнина выражала борьбу царя и дворянства с главным тормозом на пути прогрессивного развития—боярством: бояре— сторонники удельной старины, феодальной раздробленности, а дворяне олицетворение централизации, следовательно—опричнина необходимая мера для укрепления центральной власти—царской власти.

АДВОКАТ: Из этих высказываний авторитетных историков мы можем сделать вывод, что опричнина уничтожила власть родовой боярской знати и привела к централизации государственной власти. Аналогичные процессы по укреплению власти королей происходили в это время и в других европейских странах.

ПРОКУРОР: Ваша честь мы считаем, что опричнина была прихотью безумного стремления царя Ивана к уничтожению и умерщвлению всякого, кто не покоряется его воле. Наше мнение разделяют и князь Курбский, самый непримиримый критик деяний грозного царя, так и ряд историков.

ИСТОРИКИ: Н. М. КАРАМЗИН и В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ разделяют точку зрения князя Курбского на опричнину. Они видят в ней безумную выходку царя Ивана, а не попытку. с её помощью укрепить центральную власть.

С точки зрения Кобрина—опричнина также ничего общего не имела с борьбой за централизацию страны. По его мнению, именно боярская дума, бояре, с которыми расправлялся Иван Грозный, разрабатывали все реформы по централизации России.

СУДЬЯ: У суда есть своя позиция относительно опричнины централизации.

Во-первых: различия между боярской вотчиной и поместьем дворян были очень малы, оба давались за службу, были мелкими и крупными, разбросанными между различными частями государства.

Во-вторых: бояре не имели замков, их владения были разбросаны по всей стране, поэтому они были заинтересованы в сильной власти, а не в раздробленности.

В-третьих: самодержавие проводило политику централизации через Боярскую Думу, а не в обход ёе.

В-четвёртых: земли опричнины не намного худороднее земщины.

И в-пятых, бояре-землевладельцы, попавшие в опричнину сами становились опричниками.

И ещё один момент: историк Л.А. Юрганов выдвинул новую версию опричнины: царь на Руси являлся верховным властелином православного мира, поэтому в то время считали волю царя—волей Божьей.

В середине XVI века русское общество жило ожиданием конца Света и Страшного Суда, поэтому царь Иван Г розный и взял на себя функции наказания зла в «последние дни» перед Страшным Судом. Пытки и казни, своеобразное чистилище. Опричники же исполнители воли Божьей.

Прошу уважаемых присяжных при вынесении приговора учитывать и эти аргументы.

А теперь прошу стороны обвинения и защиты ваше последнее слово. Слово предоставляется обвинителю.

ПРОКУРОР: Уважаемый суд. Мы внимательно выслушали речи свидетелей защиты и у нас сложилось мнение, что царя Ивана следует не судить, а причислить к лику святых за его праведную жизнь. Но факты речь упрямая. Мы можем допустить, что убийство видных представителей боярской оппозиции были оправданы, но чем объяснить Новгородский погром 1570 года, когда опричники, эти предшественники сталинских палачей, дубинами заталкивали под лёд ни в чём не повинных женщин и детей. Как и чем объяснить зверства опричников, уничтожавших любого, на кого покажет рука царя-изверга. Итогом безумного правления Ивана Грозного стало запустение центральных районов Руси, некому было работать, кормить дворян, войско. Следствием этого стало введение в 1581 г. так называемых «заповедных лет», в течении, которых запрещался переход от одного дворянина к другому. Эта временная мера стала постоянной и фактически превратила крестьян в крепостных, бесправных рабов своих владельцев—дворян. Великое разорение Руси благодаря правлению Ивана Г розного привело страну к Смутному времени и только чудо спасло нашу родину от гибели. Кто виноват в этом? Ответ один: виновен один человек—ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ.


АДВОКАТ: Уважаемый суд. Мы только что выслушали доводы стороны обвинения, из которых следует, что царь Иван Грозный—это изувер, палач, доведший страну до катастрофы. Но и у нас есть факты: Царь Иван был человеком своего жестокого XVI века: французский король Карл IX сам участвовал в беспощадной резне протестантов в Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 г., когда была уничтожена добрая половина родовой французской знати. Испанский король Филипп II с удовольствием смотрел как инквизиторы сжигают на кострах еретиков. Что же касается количества ибиенных во время правления Ивана Грозного то цифры говорят следующее: во время его правления было уничтожено 3—4 тысячи человек. Между теп как давно было установлено, в Англии в тот же век было казнено при Генрихе VIII 73 тысячи человек, при Елизавете—89 тысяч человек; примерно столько же «инакомыслящих» было уничтожено их современниками испанскими королями Карлом V и Филиппом II. Но при этом и в Испании и в Англии к этим коронованным палачам относятся с почётом и уважением.

Если бы царь Иван IV был действительно палачом и извергом, то народная молва вряд ли дала ему такое прозвище—ГРОЗНЫЙ

СУДЬЯ: Уважаемые присяжные заседатели вы только что выслушали различные мнения относительно деятельности царя Ивана Грозного. Прошу вас вынести свое решение по этому делу.

Итоговая беседа:


1.Как Вы относитесь к теории двух Иванов?

2.Согласны ли Вы с доводами различных историков? Какая из оценок Вам кажется более убедительной?

3.Существовала ли альтернатива тому пути, по которому пошел Иван IV?

4.Как Вы полагаете, жестокость и террор свидетельствуют о силе царской власти или ее слабости?

5.Что принесло России царствование Ивана IV?

Рефлексия: решение суда присяжных. (Каков же Ваш приговор: выносим приговор Ивану IV цветными квадратиками)/

Домашнее задание. Написать для учебника истории или словаря справку об Иване IV. Какой портрет вы отберете для вашего текста и почему?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!