СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суд над прохожим, убившим Юшку. Урок по рассказу А.Платонова "Юшка", 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма проведения игры - ролевая игра. Целесообразно провести в качестве обобщения и закрепления пройденного. Нестандартная ситуация учит детей давать оценку. Активное живое участие, коммуникативные стратегии и речевые шаблоны способствуют развитию общей речевой культуры.

Просмотр содержимого документа
«Суд над прохожим, убившим Юшку. Урок по рассказу А.Платонова "Юшка", 7 класс»

Титульный лист













































Аннотация

В работе представлена разработка урока литературы в 7 классе по произведению А.П.Платонова «Юшка». Целесообразно провести его в качестве урока по обобщению и закреплению пройденного материала.

Форма проведения урока – ролевая игра «Литературный суд». На уроке обучающиеся в нестандартной форме повторяют и учатся давать оценку нравственным ситуациям. Вовлечение всех обучающихся способствует активному и заинтересованному участию. Коммуникативные стратегии и речевые шаблоны способствуют развитию общей речевой культуры.





























Введение



Сегодня общество, по мнению большинства, стало бездуховным, безнравственным и равнодушным. Люди больше одержимы идеей накопительства и наживы. Мы видим обесценивание нравственности и порядочности, наблюдаем упадок культуры и образования. И взрослые, и дети стали более равнодушными и черствыми, ценят других по материальному статусу, стараются не вникать в проблемы остальных и живут, руководствуясь только своими интересами.

Писатель А.Платонов – один из немногих русских писателей, который умеет о самом важном говорить понятным языком. Он пишет о людях с непростой судьбой. Его герои непохожи на обычных, ничем не примечательных людей. Именно эта непохожесть на остальных является проявлением его нравственных качеств. Вспомним сказку-быль «Неизвестный цветок» или машиниста Мальцева из рассказа «В прекрасном и яростном мире». Произведения А.Платонова требуют медленного вдумчивого чтения и осмысления, многократного обращения к тексту, чтобы перечитать еще раз.

Цель: конспект урока литературы в 7 классе по обобщению и закреплению пройденного материала в форме ролевой игры «Литературный суд».

Задачи:

1.Разработать подробно описанный ход проведения урока литературы для оказания методической помощи учителям русского языка и литературы.

2.Показать пример организации учебного процесса с широким применением активных форм и методов нестандартного обучения.

3.Поделиться положительным педагогическим опытом.



Основная идея и новизна

На уроках литературы школьники с большим интересом знакомятся с произведениями Андрея Платонова. Особенно им нравится рассказ «Юшка». И в наше непростое время утраты нравственных ориентиров и идеалов, на наш взгляд, важно изучить и понять этот рассказ, постараться через него разбудить доброе начало в подрастающем поколении. Рассказ поможет понять и осмыслить последствия грубости, агрессии, причины проявления зла. Этот рассказ может стать для современного поколения примером доброты и любви, если знакомство с ним провести на уроке в нестандартной форме.

Проведение урока закрепления и осмысления в форме ролевой игры «Литературный суд» поможет участникам примерить на себя образы своих героев и анализировать их поступки и слова, как свои собственные.

Различные стратегии, а именно: обвинение, защита, признание, вынесение вердикта – учат школьников анализировать причинно-следственные связи, рассматривать ситуацию с разных позиций. Дети получают импульс, своеобразный толчок к размышлениям о необходимости милосердия, сострадания и доброго отношения к людям.

Поэтому на наш взгляд, проведение урока по изучению рассказа А.Платонова «Юшка» в форме суда способствует максимальному достижению поставленных целей.













Основная часть

Конспект урока литературы в 7 классе

Суд над прохожим, убившим Юшку (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала

Цель: создать нестандартные условия для осмысления анализа содержания произведения, понять нравственные законы, регулирующие отношения между людьми.

Задачи:

1.Формировать навык вдумчивой работы с текстом, умения выбирать нужный материал для аргументации своей позиции.

2.Развивать умение устно строить речевое высказывание, умение слушать остальных, умение отстаивать свою позицию.

3.Воспитывать нравственные качества, осознание необходимости сострадания и доброго отношения к людям.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, мантия судьи, листы «Судья», «Секретарь», «Адвокат», «Прокурор», «Свидетель», «Ответчик», «Присяжные заседатели».

Оформление: в аудитории мебель расставлена таким образом, что напоминает зал суда. На отдельно стоящих столах таблицы с надписями для судьи, справа и слева два стола - «Адвокат», «Прокурор», посередине место «Ответчик», «Присяжные заседатели» - стулья расположены в ряд.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Учитель:

-Ребята, поднимите руки те, кого хоть раз сильно обижали. А теперь поднимите те, кто сам нечаянно или намеренно обижал другого человека. Какую боль труднее пережить: свою или чужую? (ответы)

-Я вижу, что почти каждый из вас испытал роль обиженного и обидчика. Труднее оказывается пережить свою боль. Герой какого произведения на протяжении своей жизни постоянно терпел обиды от взрослых и детей? (ответы) Правильно, это Юшка, герой рассказа удивительного писателя Андрея Платонова.

-Вы все наверняка по телевизору видели передачи, на которых происходят заседания суда. Сегодня мы проведем судебное заседание. Заранее роли были распределены. Всех, кто участвует в судебном разбирательстве, прошу занять свои места. А остальные ребята будут присяжными заседателями, вы в конце заседания вынесете приговор (участники занимают свои места, звучит удар молотка).

Секретарь:

- Уважаемые дамы и господа. Прошу всех встать. Начинается открытое заседание суда. Суд объявляется открытым. Прошу всех сесть.

Судья:

- Сегодня слушается дело по обвинению гражданина «Веселый прохожий» в убийстве Ефима Дмитриевича. Иск поступил от дочери покойного.

- Обвинение по факту убийства поддерживает прокурор, защиту поддерживает адвокат, ответчик находится в зале суда. Предоставим слово стороне обвинения.

Прокурор:

-Темным вечером летом вы, гражданин «Веселый прохожий», будучи в нетрезвом состоянии, встретили Ефима Дмитриевича, которого вы все звали Юшка. Юшка возвращался на ночлег из кузницы. Между вами состоялся разговор на повышенных тонах. Вы кричали на него, толкнули с силой злобы в грудь. В результате Юшка упал навзничь. А вы, со словами: «Отдохни», ушли домой пить чай. После вас мимо проходил столяр из мебельной мастерской, он окликнул Юшку и обнаружил, что тот уже мертв. Таким образом, этот гражданин обвиняется в убийстве.

Судья:

-.Предоставляю слово стороне защиты. Согласны ли вы, адвокат, с обвинением?

Адвокат:

-Частично мой подзащитный согласен, но есть обстоятельства, которые нужно учесть. Об этих обстоятельствах будет известно по ходу судебного разбирательства.

Судья:

- Вызываем обвиняемого гражданина «Веселого прохожего». Вы должны говорить правду, и ничего кроме правды. Согласны на дачу показаний?

Прохожий:

- Согласен.

Судья:

-Подтверждаете ли вы, что по вашей вине человек умер?

Прохожий:

-Да, но…

Прокурор:

-Разрешите задать вопросы обвиняемому? Разъясните суду, по какой причине вы рассердились на Юшку и толкнули его?

Прохожий:

-Я немного выпил, на сердце у меня была обида на весь несправедливый мир. Ведь жить так трудно! А тут идет этот, юродивый, блажной такой, непохожий. Ходит такой, с особенной думой. Ну я ему и говорю, этому божьему чучелу: чего мол землю нашу топчешь? Хоть бы ты помер, может веселее бы стало без тебя. А он вдруг с чего-то осерчал в ответ, сроду такого не было: чем я вам мешаю! Я, дескать, жить родителями поставлен, по закону родился, я тоже нужен миру, как и ты. Ишь, что удумал. Решил меня с собой равнять! Вот я и решил его уму выучить.

Прокурор:

- И как вы его научили уму?

Прохожий:

-Я замахнулся и толкнул его с силой. Он упал. А я пошел домой. Кто ж знал-то, что он помрет.

Адвокат:

-Сторона защиты хочет внести смягчающее обстоятельство. Он был уставший, вовсе не собирался совершать убийство, это был несчастный случай. Все жители пригорода живут, занятые ежедневными заботами, у всех есть семьи, а у Юшки никого не было. И моему подзащитному было непонятно, ради чего живет Юшка.

Судья:

- Приглашаем свидетелей. Вызываем Дашу, дочь кузнеца. Даша, что вы можете сказать о вашем квартиранте Юшке?

Даша:

- Ефим Дмитриевич жил у нас на кухне, рано утром он уходил на кузницу, домой возвращался только на ночлег. Он зарабатывал 7 рублей 60 копеек, но деньги свои не тратил. Одежду носил долгие годы одну и ту же. Человек он был добрый, незлобивый. Его обижали все. Дети бросали в него сухими ветками и камешками, трогали его, толкали. А он не серчал на них. Взрослые тоже вымещали на нем зло. Но Юшка говорил, что народ, должно быть, любит его, только без понятия любит, потому что сердце у них слепое, поэтому терзают его. А мне приходилось часто поднимать его, побитого, с дороги и приводить домой. А ведь он нестарый был, болел, поэтому от болезни оплошал и старым стал.

Судья:

-Приглашается свидетель кузнец. Что вы можете сказать о своем работнике?

Кузнец:

-Юшка работал у меня на кузнице помощником полвека. Работал исправно, честно. На работу приходил первым, а уходил последним. Человек он был скромный, неприхотливый. Никогда злобу на людей не таил, хотя его очень сильно обижали и дети, и взрослые. Каждое лето он отпрашивался и уходил в какую-то дальнюю деревню. Мы думали, у него там дальние родственники, а через месяц он возвращался и дальше работал. Кто ж знал, что он сиротке помогает.

Судья:

-Приглашается свидетель столяр. Расскажите, что было тем вечером.

Столяр:

- Затемно я шел с мастерской домой, как вдруг увидел Юшку, лежащего на земле вниз лицом. Я окликнул его, а он молчит. Перевернул его на спину, вижу его открытые неподвижные глаза. На устах у него была спекшаяся кровь, а земля под его головой была залита кровью, хлынувшего из горла Юшки. Помер наш блаженный, забраковали мы его, а кто ему судья. Мне хотелось просить у него прощения, виноваты мы все перед ним…

Адвокат:

-По показаниям свидетелей выходит, что все его не любили, обижали, а ответ должен держать один человек. Прошу учесть это обстоятельство в пользу моего подзащитного.

Судья:

-Приглашаем дочь Ефима Дмитриевича. Расскажите, как получилось, что этот человек начал вам помогать? Кто он вам?

Дочь:

-Я ему никто, я сирота. Ефим Дмитриевич меня маленькую нашел и поместил в семейство в Москву, а потом в школу с пансионом. Он приезжал каждый год летом, привозил деньги на весь год, чтобы я жила и училась. Я выучилась на врача, мечтала вылечить его. Но не успела. Дороже и ближе этого человека у меня никого нет.

Судья:

- Суд выслушал свидетелей. Сторона обвинения и сторона защиты, что еще можете добавить?

Прокурор:

- Перед нами человек, который решил, что он имеет право осуждать другого только за то, что он не похож на остальных. Может ли он решать, кому жить на этом свете и топтать землю, а кому – не жить? Разве у людей не равные права на жизнь? Может ли каяться выпивший человек, который толкнул в больную грудь слабого, а потом спокойно пошел домой пить чай? Я надеюсь, что присяжные заседатели примут верное решение и накажут гражданина «веселого прохожего»

Адвокат:

-Господа присяжные заседатели, мой подзащитный был уставшим от жизненных проблем человеком. Сами понимаете, как непросто живется рабочему человеку. К сожалению, он встретил Юшку в ту ночь. Тот почему-то решил ему возразить, хотя до этого никогда на обидные слова не реагировал. Мой подзащитный рассчитывал, что он промолчит и на этот раз. Неожиданная выходка Юшки рассердила и вызвала у него сильный гнев. Но он осознал свою вину и глубоко кается. Надеюсь, присяжные заседатели, учтут смягчающие обстоятельства.

Судья:

-Слово предоставляется «веселому прохожему».

Прохожий:

- Кто не ошибается? Мы же люди, иногда не умеем себя сдерживать. И почему я один должен держать за всех людей ответ. Его обижали всем миром, а отвечать приходится мне одному.

Судья:

-Мы выслушали мнения сторон, уточнили все обстоятельства по делу. Виновен или не виновен «веселый прохожий» должны решить присяжные заседатели. Прошу вас встать и сказать свой вердикт, на основании которого суд вынесет приговор.

Присяжные заседатели:

- Виновен!

Судья (бьет молоточком):

- Виновен! Судебное заседание объявляется закрытым.

Заключительная часть, обобщение:

Учитель:

- Спасибо всем вам, дорогие ребята, вы прекрасно справились с поставленной задачей.

Домашнее задание:

-Для того, чтобы понять, насколько правильно вы поняли рассказ Андрея Платонова, хочу вам задать последний вопрос. Рассказ заканчивается смертью героя. Жизнь людей после его смерти стала еще хуже, теперь вся злоба оставалась среди них. Как вы думаете, неужели смысл жизни Юшки был только в том, чтобы принимать на себя злобу и терзания? Неужели зло победило добро? Подсказку вы можете найти на 106 странице учебника, прочитайте последний абзац произведения.





























Заключение

При подготовке к уроку важно обратить внимание на подготовку. Роли заранее необходимо распределить, с учетом пожеланий самих школьников и их возможностей. Задача учителя заключается в помощи в нахождении нужной информации в тексте, помощи в правильном построении своей речи.

Игровая ситуация, созданная на уроке, способствует созданию нужной атмосферы. Ребята проникаются серьезностью ситуации. Шаблонные клише, продуманные фразы, соблюдение речевого этикета и строгая атмосфера зала суда заставляют ребят понять нравственную ситуацию с другой стороны.

Ребята с большой ответственностью отнеслись к своим ролевым образам, волновались, так как понимали, сложную судьбу простого безобидного человека. Те ученики, которые выступали в роли присяжных заседателей, также были активны. Они осознавали, что решается судьба человека, и она зависит от их решения.

После проведенного урока в классе долго шло бурное обсуждение. Ребята были потрясены. Сейчас наблюдается улучшение отношений в классе. Ребята стали более дружными, стараются не обижать более слабых товарищей. Они хотят, чтобы таких уроков было больше. По их словам, усвоение и осмысление при такой форме проведения урока происходит лучше.















Список использованной литературы

  1. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/11/21/konspekt-uroka-literatury-v-7-klasse-chtoby-serdtse-ne-osleplo

  2. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rasskazu-applatonova-yushka-415920.html

  3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.: ВАКО, 2013.

  4. Коровина В.Я. Литература, 7 класс в 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2020.

  5. Крутова Н.Я., Шадрина С.Б. Литература. 7 класс: поурочные планы к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2017.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!