СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Судомоделирование (Виды и общее устройство судомоделей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок готовился на районный тур конкурса "Учитель года Республики Беларусь"

Просмотр содержимого документа
«Судомоделирование (Виды и общее устройство судомоделей)»

Применение ИКТ на примере занятия по теме: «Судомоделирование. (Виды и общее устройство судомоделей)»


Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащегося. Этот способ позволяет ему с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Наша гимназия оснащена современной компьютерной техникой, используемой для повышения интеллектуального уровня трудовой подготовки учащихся.

И это дает каждому педагогу возможность использовать на своих уроках современные информационные технологии, что, с одной стороны, активизирует внимание учащихся и усиливает интерес к уроку, а с другой - облегчает работу. Так, применение компьютерных технологий, в частности презентации, как наглядного пособия, помогает учителю излагать материал, развивает навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивает прочное усвоение учащимися знаний, повышает интерес к предмету.

Использование на уроках трудового обучения слайд - фильмов позволяет наглядно продемонстрировать учащимся правильные приемы работы и их последовательность. Они вникают в суть технологического процесса и особенности выполнения каждой операции.

Сегодня уже общепринято, что использование учебных фильмов, компьютерных технологий и дидактических игр в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество знаний и умений.

Представленная разработка урока по теме: «Судомоделирование. Виды и общее устройство судомоделей» в 8-ом классе является первым уроком из десяти по разделу: «Техническое творчество (судомоделирование и конструирование». По типу - это урок усвоения новых знаний.

Чтобы создать благоприятные условия для достижения поставленной цели, данный урок проводится с использованием ИКТ.













Предмет: Трудовое обучение (технический труд)

Тема раздела: Техническое творчество (Судомоделирование и конструирование).

Тема урока: Судомоделирование. Виды и общее устройство судомоделей.

Класс: 8

Автор: Комаров Александр Юрьевич, учитель трудового обучения

Учреждение образования: Столинская государственная гимназия

Место проведения: Мастерская технического труда

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель когнитивная: Продолжить формировать представления о модели и спортивном моделизме, организовать деятельность на изучение общих сведений о судах и кораблях, видах и общем устройстве судомоделей. Сформировать умения определять виды судов и кораблей.

Задачи воспитания и развития: Создать условия для развития умений обобщать, делать выводы, прослеживать аналоги, формирования графической культуры учащихся; содействовать формированию чувства товарищества, умения работы в группе, умения переживать чувство успеха.

Цель урока на языке учащихся: Вспомнить понятия “модель”, как упрощенное подобие реального объекта в уменьшенном или увеличенном виде, свойства моделей, научиться распознавать назначение и классификацию судов, расчётам габаритных размеров, применять полученные знания при изготовлении моделей судов.

Ожидаемый результат: Предполагается, что по окончании урока учащиеся смогут различать виды и раскрывать общее устройство судомоделей, указать соответствующую формулу конструктивных отношений главных размерений моделей судна.

Используемые педагогические технологии: Личностно-ориентированная, проблемная, информационно-коммуникационная.

Время реализации урока: 45 минут.

Методы и приёмы обучения: Проблемный, исследовательский, метод построения физических моделей, самопроверка, взаимопроверка.

Формы организации урока: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Необходимое оборудование: Ноутбук, презентация, мультимедийный проектор, экран, ёмкость с водой, предметы различной формы.

Дидактическое обеспечение урока: карточки с заданиями-схемами, мультимедийная презентация, созданная при помощи Microsoft PowerPoint









ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Организационно-мотивационный этап

Цель этапа: Психологическая готовность класса к занятию, организация внимания всех учащихся.


  1. Организационный момент

Организовать и подготовить учащихся к работе:


  • приветствие;

  • проверка отсутствующих;

  • назначение дежурных;

  • проверка готовности к уроку.


  1. Актуализация опорных знаний и умений

Проверка знаний с их обобщением, дальнейшим углублением и расширением, установлением связей с новым материалом; имеющихся у учащихся по вновь изучаемой теме


Чтобы объяснение было понятным, учащимся необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе которого будут усваиваться новые знания.

Что называется моделью? (Модель – это уменьшенная или увеличенная копия предмета)

В 1870году Английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец «Кэптен». Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека.

Ребята, как вы думаете, кем был этот человек и почему он предвидел гибель броненосца?

Им был английский ученый В. Рид, который предварительно провел исследование на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проводившему какие-то опыты с «игрушкой» не поверили лорды из Адмиралтейства, и случилось непоправимое.


  1. Мотивация. Целеполагание

Создается проблемная ситуация, используется приём "Мозговой штурм".


(Наглядно показать, что одни материалы и предметы плавают, а другие тонут, падают на дно сосуда с водой).

- Почему крышка плавает? (Большая площадь).




  1. Операционно-познавательный этап.

Цель этапа: Овладение учащимися новым материалом, усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.


  1. Изучение нового материала.

Выделение главного (генерализация), многократная, вариативная проработка главного.


Судомоделист выбирает сначала класс корабля для моделирования, устанавливает его максимальную длину и масштаб. А затем на основании главных размеров составляет так называемый теоретический чертеж обводов модели, производит расчет необходимых материалов, подбирает двигатель и движители и планирует весь процесс работы над моделью.


Классификация судов Приложение (1)


Велико и почетно творчество юных кораблестроителей, которые, изучая современные конструкции настоящих кораблей, самостоятельно проектируют их модели. При этом они нередко вкладывают свою новую, весьма удачную конструкторскую мысль.

До того, как приступить к моделированию судна, нужно подробно ознакомиться с терминологией деталей корпуса, условными обозначениями, а также местами для крепления деталей. При этом не имеет значения, купили вы готовый набор для сборки, или хотите построить модель «с нуля». Постройка судна всегда начинается с корпуса, который является сложной трехмерной конструкцией, и состоит из диаметральной плоскости от носа до кормы, которая образует также и бок парусника.


Прежде чем приступить к постройке судов, нужно уяснить теорию корабля. Юным судомоделистам необходимо иметь представление о таких элементах, как плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость и т. д. Надо четко представить себе ее главные размеры и вычертить обводы судна. После этого составляется общий вид всей модели и ее отдельных деталей.


Основные сведения по теории корабля Приложение (2)









  1. Практическое применение полученных знаний

Непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест.


По соответствующей формуле определяем главные размерения модели корабля

Где Т-осадка кормы (равна 10), Тн-осадка носом (равна12)

Вычисляем среднюю осадку (равна (10+12)/2=11)


  1. Контрольно-коррекционный этап

Цель этапа: Оперативная обратная связь, помощь учителя, самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия и оценка своей деятельности, самоопределение на дальнейшую учебную деятельность.


  1. Первичный контроль усвоения знаний

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.


Учащиеся определяют главные размерения модели корабля (осадку Т) по-вариантам.


Карточки-задания Приложение (3)


  1. Подведение итогов урока

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.


  • прием выполненных работ

  • анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение приемов работы

  • сообщение оценки работы каждого учащегося

  • приведение в порядок рабочих мест.


  1. Рефлексия

Достигнута ли цель урока, целесообразность затраченного времени на каждый этап, общая оценка урока, замечания, рекомендации.


Используем приём «Рефлексивная мишень»

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по четырём пока­зателям, поставив крестики в соответствующем секторе мишени. Чем дальше от центра, тем ниже показатель. Таким образом, складывается общая картина работы класса. Заполненная мишень помещается на доску и кратко анализируется. Показатели могут изменяться.

Подобным образом можно оценивать, например, активность на уроке, полезность выполненной работы и др. При необходимости можно попросить вместо крестиков ставить свои инициалы или заранее определённые порядковые номера. В данном варианте получаются более конкретизированные данные. Но и в этом случае результаты обсуждаются обобщённо, без уточнения фамилий.


Рефлексивная мишень Приложение (4)


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


А.Н. Дрегалин «Азбука судомоделизма» издательство

Полигви Москва - Санкт-Петербург 2004

Целовальников А.С. «Справочник судомоделиста (по судовым устройствам)»

(М.: ДОСААФ, 1978)

Целовальников А.С. «Справочник судомоделиста» Ч.2

(М.: ДОСААФ, 1981)

http://ships.ucoz.ru/

http://maiak.by/?p=26834

http://make-1.ru/index.php

http://publ.lib.ru/publib.html
























Приложение 1


Классификация судов (мультимедийная презентация)


Большое разнообразие типов судов, вызванное различным их назначением и условиями эксплуатации, затрудняет специализацию их проектирования, организацию постройки и ремонта, внедрение стандартизации, планирование перевозок и сравнительные экономические подсчеты. Чтобы устранить эти затруднения, принято все суда и корабли классифицировать по основным признакам. При этом различают суда:


  1. по средству движения — самоходные и несамоходные;

  2. по способу движения — плавающие над водой (на подводных крыльях, на воздушной подушке); на поверхности воды (водоизмещающие); под водой (подводные корабли и суда);

  3. по состоянию корпуса —с жестким корпусом, с эластичным корпусом (транспортные емкости, перевозящие жидкие грузы на буксире, в трюмах и т. п.) и с надувным корпусом;

  4. по основному материалу корпуса — стальные, из легких металлических сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные, из эластичных материалов (нейлон) и композитные;

  5. по району плавания — морские (неограниченного и ограниченного района плавания: с удалением от порта-убежища на расстояние до 200 миль, рейдовые(1) и прибрежного плавания), внутреннего плавания (речные и озерные суда(2)) и смешанного плавания (суда, совершающие перевозки между морскими и речными портами без перевалки грузов);

  6. по роду главной силовой установки, приводящей судно в движение,— пароходы (с поршневыми или турбинными паровыми установками); теплоходы (с двигателями внутреннего сгорания); электро-турбо-дизелеходы (с электромоторами, вращающими гребной вал); газоходы (с газовыми турбинами) и т. д.;

  7. по типу движителя — винтовые (водяной или воздушный винт); с крыльчатым движителем, водометный; с гребными колесами; парусные; весельные и т. п.

  8. по специальному назначению — гражданские суда и корабли ВМС.


Каждая из этих групп в соответствии с задачами, выполняемыми судами или кораблями, классифицируется самостоятельно.








Приложение 2


Основные сведения по теории корабля (мультимедийная презентация)


Одним из главных свойств всякого судна является его плавучесть, то есть способность держаться на воде, неся на себе все предназначенные грузы (при заданной осадке). Для того чтобы судно обладало плавучестью, его корпус делают водонепроницаемым и большого объема.

На основе закона Архимеда объем подводной части корпуса должен находиться в полном соответствии с весом всего судна. Ясно, что погруженная часть корпуса модели корабля вытесняет объем воды, равный весу самой модели.

Чтобы судно не затонуло, оно должно иметь довольно большой запас плавучести. Для этого водонепроницаемые борта судна значительно возвышают над водой.

Величину силы, поддерживающей судно на воде, называют водоизмещением. Оно равно весу судна.

Величина погружения корпуса корабля под водой (высота подводной части) называется осадкой.

Другим важным свойством является непотопляемость судна. Если судно получит подводную пробоину, вода заполнит через нее весь внутренний объем корпуса и корабль, потеряв плавучесть, затонет. Что бы предотвратить гибель судна из-за пробоины, внутренний объем корпуса делят поперечными водонепроницаемыми переборками, благодаря которым втекающая через пробоину вода заполнит не весь объем корабля, а лишь один его отсек (между двумя переборками).

Судно, которое сопротивляется наклоняющим силам, называют остойчивым, а его водонепроницаемые переборки свойство сопротивляться силам и возвращаться в положение равновесия после прекращения действия силы называется остойчивостью.



Приложение 3




Карточки – задания (по вариантам)







Вариант 1

Вариант 2

Т=346; Тн=270

Т=687; Тн=540

Задание: рассчитать среднюю осадку модели судна























Приложение 4

Рефлексивная мишень




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!