3
Суджанский край как часть Слобожанщины.
VI-VIII в.
Выполнил преподаватель суджанского техникума искусств
Щёголев Владимир Викторович
Отечественная история - это наше драгоценное наследие. Она включает в себя наиболее важные вехи и события сложного исторического пути. Очень важно, чтобы мы, живущие ныне, и те, кто придет нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времен, чтобы познание прошлого облагораживало душу, чтобы не покидала гордость каждого человека за свою родину, за его родной край.
В 16 в. многие из Малороссийских казаков, страдавших от насилий и несправедливостей польского правительства, стали разыскивать новые места под поселение, подальше от Польши и панов.
Такие вольные места естественно отыскались на востоке, в пустынном Диком Поле, служившем убежищем лишь зверям, птицам да татарским разбойничьим шайкам.
Особенно удобны для такого переселения, оказались привольные окрестности рек: Сулы, верховьев Дона, Псла, Ворсклы, Белой, Калитвы и Северского Донца. В эти местности, казаки, переселяются из Украины, селятся слободами и небольшими хуторами.
Московское правительство, будучи очень довольно таким оборотом дела, так как получало оборону южных границ, открытых татарскому нашествию, всячески старалось переманивать к переселению Малороссийских казаков из различных воеводств Украины. Приток казаков переселенцев, ушедших от польского рабства на новые места в ожидании найти вольную жизнь и сохранить казачье имя, продолжался почти целых два столетия, причем большинство продвигалось далее, на восток, вливаясь в различные казачьи территории, меньшинство же, предпочитающее спокойную жизнь трудам дальнего странствования, в то время весьма не безопасного, оседало в Диком Поле, как уже говорилось, слободами. [2]
Занятая этими поселенцами территория в 1503 году получила название Слободской Украины, или сокращённо Слобожанщина, которое стало использоваться российским правительством, как во внутренней, так и международной практике. Государева Слободская Украина термин «Государева» свидетельствовал, что эта территория являлась составной частью Российского государства и подчинялась власти российского царя.
Территория Слободской Украины занимала приблизительно теперешние: всю Харьковскую, восточную часть Сумской, часть районов Донецкой и Луганской областей Украины, юго-восточная часть Белгородской, южную часть Курской и западную часть Воронежской губерний. [1]
Датой основания слободских полков считался 1651 год. Из переселенцев были сформированы слободские казачьи полки. Каждый полк имел свой особый округ и назывался по имени окружного города. Всех полков было пять: Харьковский, Сумский, Ахтырский, Изюмский и Рыбинский (Острогожский). Все пять слободских полков разделялись на сотни, которых в 1734 году было 98. Сотенное управление осуществляли сотник, атаман, есаул, хорунжий и писарь. Каждый десяток имел десятника. Такая система власти отмечалась двумя характерными признаками: избирательностью старшины, но при этом жесткой иерархией полувоенной власти. [6]
Суджанские казачьи сотни (их было две) входили в состав Сумского слободского полка.
Что касается Суджанского района, то эта местность исстари была заселена, как было сказано ранее, в основном вольными людьми – казаками и ремесленниками. Взять, например, прилегающие к городу слободы: сл.Гончаровка, сл.Заолешенка, сл.Замостье, с.Махновка, сёла Казачья и Малая Локни, где жили казаки… Гуево и Горналь, Гоголевка, Рубанщина, Уланок, Воробжа, Мартыновка, Черкасское Поречное, Черкасская Конопелька тоже когда-то были казачьими хуторами.
Все города и слободы были первоначально построены и заселены самими казаками, и притока иногородних, в эту местность не было. Московское правительство очень ценило Слобожан, что подтверждается многими грамотами и похвальными отзывами. В то же время правительство зорко следило, чтобы в казачьей массе не завелся пролетариат – голутвенные казаки; поэтому особым приказом было предписано принимать в число Слобожан лишь семейных Малороссийских казаков и отводить им землю, а всех бессемейных провожать на Дон.[5]
Московское правительство, обязав Слобожан военной службой, освободило их, по казачьим обычаям, от податей, пошлин и всевозможных сборов в казну, причем не раз подтверждало эти привилегии царскими грамотами.
В своем внутреннем быте казачество управлялось независимыми от Малороссии и совершенно самостоятельными в административном смысле выборными полковниками и старшинами, которые избирались полковою радою.
Все население Слободской Украины разделялось на „реестровых казаков”, обязавшихся военной службой и их подпомощников, то есть, пожелавших сделаться крестьянами или мещанами и за то освобожденных от военной службы, но обязанных „помогать” казакам при справе на службу и обложенными особой податью в войсковую казну.
Слободские полки верно несли, нередко очень тяжелую, пограничную службу и участвовали во многих походах и сражениях и восстаниях, отличаясь примерной храбростью и стойкостью. [6]
Петр Великий, в преобразованиях вообще всей русской жизни, не оставил в покое и Слобожан, повелев подчинить полки заведованию Военной Коллегии и в непосредственное командование назначив особого регулярного начальника, которому было предоставлено право производить полковую старшину в чины и исполнять функции как бы войскового атамана, в весьма, впрочем, ограниченном масштабе.
С 1721 года Высочайше велено избираемых полковою радою полковников представлять на утверждение Монарха, а Слободские полки употреблять не только на военную службу, но и на различные государственные потребности.
Царствование Анны Иоанновны было тяжелой эпохой для Слободского казачества, которое невзлюбил гордый и всесильный при Дворе немец Бирон.
Для управления Слободской Украиной Анна Иоанновна назначила особую канцелярию из гвардейских офицеров, которая называлась „Канцелярия комиссии учреждения Слободских полков”. Правление это было тяжело и бестолково, так как гвардейским офицерам регулярных частей мало было дела до Слободского казачества. Офицеры эти вдобавок по большей части были иностранцами, почти не говорившими по-русски и приехавшими в Россию по вызову соотечественника Бирона для обогащения и захвата русской власти.
Кроме увеличения наряда почти на 700 казаков, все мужское население Слободской Украины, не исключая и казаков, было обложено, вопреки грамотам прежних царей, значительными ежегодными денежными поборами, чины Слободских полков приравнены по службе к армейским и, сверх того, казакам велено было за свой счет сформировать Драгунский полк, который комплектовался из Слобожан.
Вступление на Российский престол Императрицы Елизаветы Петровны принесло Слободским казакам облегчение и в нравственном и особенно в материальном отношении. Новая государыня, внимая советам всесильного вельможи при Дворе Разумовского, происходившего из бедной семьи Малороссийского казака, отменила многие тяготы предыдущего правления иноземцев. Так, Драгунский полк было приказано немедленно расформировать и отменить всякие денежные поборы с казачества и подпомощников. Кроме того особой грамотой императрица торжественно подтвердила все прежние права и привилегии Слобожан.
В 1760 году Слободские казаки выставляли в поле 5 000 всадников, разделенных по-старому, на пять полков.
В это время обстоятельства их существования изменились коренным образом, благодаря разрешению селиться на казачьих землях иногороднему и пришлому люду, а также образованию к югу от Слободской Украины новых крестьянских поселений, казачья территория наводнилась всевозможными разночинцами, арендаторами казачьих земель, скупщиками всякого добра и даже частными помещиками, приобретавшими в вечность землю. Все это привело казачество в большой упадок, так что казаки массами стали уходить в отхожий промысел и наниматься в батраки к помещикам. Земли становилось год от году все меньше и меньше, так как охотников на нее находилось много из числа пришлых крестьян, скупавших земли. Слободы вошли в неоплатные долги и с трудом могли выставлять необходимый наряд. [6]
В 1764 году императрица Екатерина Великая, приняв во внимание все это, повелела расформировать Слободские казачьи полки и образовать из казаков регулярные гусарские полки, эти распоряжения были приведены в исполнение 28 июля 1765 году манифестом Екатерины II и после этого времени бывшие казаки стали отбывать службу, как регулярные солдаты, по набору, потеряв казачье звание и сопряженные с ним привилегии и преимущества. Однако многие из Слободских казаков не захотели подчиниться новым порядкам и частью ушли на Дон, Урал и Кавказ, частью примкнули к жившим в Турции запорожцам. [7]
Сама Слобожанщина была преобразована в Слободско-Украинскую губернию с административным центром в Харькове. В 1780 г. Слободско-Украинская губерния была упразднена и, за исключением Острогожского уезда, вместе с другими территориями вошла в состав Харьковского наместничества. В 1796 г. после упразднения наместничества вновь создана Слободско-Украинская губерния. [1]
Если говорить о культуре Суджанского края, то в силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, на протяжении веков она впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп.
Мою главную задачу я вижу в том, чтобы сохранить и более подробно изучить казачью историю и песенную культуру Суджанского края, как части слобожанщины. Казачий ансамбль «Русь», руководителем которого я являюсь, в своём репертуаре имеет песни как великороссийских так и малороссийских казаков, что представляет собой симбиоз культур, проживавшего на этой территории населения, сложившаяся в результате взаимопроникновения, взаимовлияния друг на друга.
Список литературы.
1. «История Слобожанщины», стр. 5-8, профессор Международного Славянского университета им. Г.Р. Державина В.В. Овчинников.
2. Слюсарський А. Г., «СлобiдськаУкраiна. icторичнийнарис. XVII-XVIII ст»., Xapkiв, 1954.
4. Терлецкий А. И. «Исторические заметки города Суджи и его уездов» 1894 г.
5. Статья Евграфа Савельева – Слободская украина.
6. Багалий Д.И. История Слободской Украины. – Харьков: Основа, 1990.
7. Сухинин Д.В. Казачество в борьбе за свободу Родины. – Харьков, 2005.