СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суффиксы -а, -я, -е, -и, -ть у слов названий-действий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку с презентацией .

Просмотр содержимого документа
«Конспект урок»

Тема: Суффиксы -а, -я, -е, -и, -ть у слов названий-действий.

Цель: познакомить детей с суффиксами – а-, -и-, -е-, -я-, ть в словах, называющих действие предмета, развивать умения самостоятельно делать выводы на основе своих наблюдений и сравнений.

Задачи: 1. Актуализация знаний о родственных словах, частях слова, словах, называющих действие предмета.

Методы:

Проблемный

Поисково-исследовательский

Словесный

Наглядный


Форма обучения:

Индивидуальная

Коллективная

Групповая


Тип урока: формирование новых знаний.




Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие «Ладошки удачи».

    1. - Добрый день! Я рада сегодня работать с вами. Когда люди встречаются, в знак доброго отношения , они протягивают руки друг другу . Этот жест показывает, что я не только рад тебя видеть, но и готов прийти на помощь:

«Держи мою руку, друг и знай , что я рядом ». Повернитесь друг к другу, коснитесь ладошками и постарайтесь в течение урока быть надежными помощниками.



  1. Актуализация знаний

    1. Приветствуя друг друга, мы прибегали к языку жестов.

Сейчас я предлагаю вам принять участие в игре, которая

называется «Замени слово», используя язык символов.

Игра « Замени слово»

- Что за знаки представлены на доске? (Знаки, обозначающие

части слова)

Соединить значок и название части слова (индивидуальная работа в технологических картах, проверка по-очереди . Выходят, к соответствующему значку, ставят соответствующее слово)

    1. Работа в парах. Распределить слова по группам.

(слова отпечатаны на цветных листах)

Почему так распределили? Выбрать слова, называющие действие предмета.


Стоять, заяц, тетрадь, взлететь, высокий, дежурный, находить,

трудная, убежать, улица, широкое, собирал, красивый.


Мы сейчас поработали с символами и с разными группами слов. Для вас это был новый материал или уже известный?


- Как вы думаете, в русском языке , есть еще какие-тайны, неизвестные для вас?

Сегодня мы попробуем некоторые из них раскрыть. Одна из тайн спрятана в теме сегодняшнего урока. Попробуйте эту тему расшифровать.


  1. Определение темы и целеполагание.

Работа в парах. (задание в технологических тетрадях или на карточках)

Суффиксы слов, называющих действие предмета (на доска: Суффиксы………………… слов, называющих действие предметов)

Обратите внимание: в названии темы от нас, что-то сокрыто. Что именно, мы должны будем выяснить.

4. Работа над темой

4.1. Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями, а исследовать мы

будем слова.

Проанализируйте: - Какое слово лишнее?

- На какие вопросы отвечают выбранные слова?

- На что указывают эти вопросы?(ответы

фиксируются на доске)

- Что общего у всех оставшихся слов?

(частица – ть)

- Ваши предположения, чем является частица – ть

в слове?

- Наше предположение сверим с учебником, с. 72.

4.2. работа в технологических тетрадях

- Из текста выписать слова, называющие действия предметов

в начальной форме.

- Докажите, что выписанные слова употреблены в начальной

форме.

- Выделите суффикс.

( текст)

4.3 Обратите внимание суффикс –ть стоит сразу после корня?

- Как думаете, что может обозначать буква, стоящая между корнем и суффиксом – ть?

- Во всех ли словах этот суффикс одинаковый?


Вывод: у слов, называющих действие предмета в начальной форме могут быть суффиксы: а, я, и, е


Подтверждаем. Работа с обратным словарем: приведите примеры слов с суффиксами: -а-, -е-, -и-, -я-.



4.5.работа в технологических тетрадях:

Образуйте слова, называющие действие предмета, стоящие в начальной форме

а) от слов, называющих действие;

б) от слов, называющих предмет;

в) от слов, называющих признак предмета.


4.6. работа с карточками

(карточки разного цвета)

- Ребята перед вами карточки разного цвета:


лет, по, над, скак, нос, е, а, ть, пере, ход, за, и, я, вер, про, ок


- Подумайте, что на них написано? (части слов)

- Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на

красных карточках? (лет, скак, нос, ход, вер – это корни слов.)

- Какая часть слов записана на жёлтых карточках?

(по, над, пере, за, про – это приставки)

- Что записано на зелёных карточках?

(е, а, я, и, ть, ок – это суффиксы)


- Задание: составьте из данных частей слова, слова, стоящие в начальной

форме и называющие действия предметов. Выделите суффиксы

4.7. Замени фразеологизмы, словом, называющим действие предмета,

стоящим в начальной форме:


Держать язык за зубами ( молчать)

Повесить нос (грустить)

Зарубить на носу ( запомнить)

Унести ноги ( убежать)

4.8. - Сейчас очень вкусное задание.

Каждый из вас получит рецепт блинчиков

- Давайте ознакомимся с рецептом.

Тесто для блинов

Разбить 2-3 яйца, посолить, добавить молока, муки. Все хорошо размешать. Налить растительного масла.

Начинка.

Взять вареную сгущенку. Добавить изюм, орехи, можно порезать курагу или другие фрукты, ягоды. Все перемешать. Наполнить смесью блинчик, завернуть.

- Девочки «готовят» тесто, мальчики «работают» с начинкой.

Выписать слова, называющие действие, выделить суффиксы



  1. Подведение итога урока

5.1. Игра «Крестики-нолики».

Подведем итог тому, что вы узнали сегодня на уроке.

В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.

- А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

Итак, начинаем:


СЛАЙД











1. Корень – это главная часть предложения (-)

2. Родственные слова – это слова, имеющие общую часть, но разные

основы (+)

3. Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

5. Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит

для образования новых слов.(-)

8. Корень – это общая часть родственных слов (+)

9. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем. (-)




- Проверим ваши ответы. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит все ответы верны.


СЛАЙД


о

Х

о

Х

Х

Х

о

Х

о


5.2. - Что нового узнали на уроке?

- Что повторили?

- Чему научились?


6. Рефлексия

Оцени свою работу на уроке. (цветовая диагностика)

Скажи себе: « Я – молодец!

Я думал. Я старался. Я делал открытия»











Просмотр содержимого презентации
«моя презентация к уроку»

  • Гуляла -
  • Смотрит -
  • Спешат -
  • Работа -
  • Ужин -
  • Желтый -
  • Зарубить себе на носу -
  • Гул я ть
  • Смотр е ть
  • Спеш и ть
  • Работ а ть
  • Ужин а ть
  • Желт е ть
  • Запомн и ть
Про-, за-, пере-, по- -нос-, -вер-, -ход-, -лет- -а-, -я-, -е-, -и-, ть Про нос ить пере нос ить Про вер ить пере ход ить Про ход ить пере лет ать Пролет ать пере лет еть Про лет еть по вер ить За нос ить по ход ить За вер ить по лет ать За вер ять по лет еть
  • Про-, за-, пере-, по-
  • -нос-, -вер-, -ход-, -лет-
  • -а-, -я-, -е-, -и-, ть
  • Про нос ить пере нос ить
  • Про вер ить пере ход ить
  • Про ход ить пере лет ать
  • Пролет ать пере лет еть
  • Про лет еть по вер ить
  • За нос ить по ход ить
  • За вер ить по лет ать
  • За вер ять по лет еть
КРЕСТИКИ – НОЛИКИ  да – Х нет - О

КРЕСТИКИ – НОЛИКИ да – Х нет - О

КРЕСТИКИ – НОЛИКИ  да – Х нет - О  О Х О  Х Х Х   О  Х  О

КРЕСТИКИ – НОЛИКИ да – Х нет - О

О Х О

Х Х Х

О Х О

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!