СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суицид в подростковой среде: выявление и скрытая профилактика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Суицид в подростковой среде: выявление и скрытая профилактика»

Суицид в подростковой среде: выявление и скрытая профилактика

Кудинова С.В., ст. преподаватель кафедры педагогики,  психологии и управления образовательными системами КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области»

Проблема суицида среди детей и подростков – одна из первостепенных социальных проблем в России. Почти ежедневно средства массовой информации (далее – СМИ) передают информацию о новых жертвах.

 

Какое ужасающее противоречие в том,
что ребенок, рожденный и предназначенный
непосредственно для радостного и невинного
наслаждения жизнью, сам на себя накладывает руки.
А. Байер

Чаще всего подростки и представители юношеского возраста заканчивают жизнь самоубийством весной и летом (апрель, май, июнь, июль). Пик приходится на конец мая и начало июня – период сдачи итоговых экзаменов, потому что многие из выпускников не уверены в своих силах, переживают опасность нереализованности и страх перед будущим.

Анализируя причины суицида, регионы отмечают, что суицидальные попытки и намерения зачастую возникают у обучающихся в ответ на систематическое словесное унижение, при игнорировании их мнения близкими людьми, при ущемлении самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем.

Подростки крайне неустойчивы в самооценке и при этом максималисты, постоянно сомневаются в своих знаниях и способностях, подвержены частым сменам настроения, тревожны, у них легко возникают страхи.

Школьная жизнь сегодня сосредоточена на интеллектуальном развитии детей. Обучающиеся зачастую проводят в образовательной организации (далее – ОО) весь день, посещая факультативы, дополнительные уроки, в т. ч. по подготовке к сдаче единого государственного экзамена. Времени на общение со сверстниками и взрослыми, внешкольную жизнь не остается. Как следствие, многие выпускники выходят из школы неготовыми к решению взрослых проблем, с нерешенными задачами подросткового возраста, без опыта коммуникации с разными людьми и без навыков преодоления жизненных трудностей. В перспективе суицид может стать их способом решения проблем, за неимением других, адекватных.

В конце 2011 – начале 2012 года широко освещенные в СМИ случаи подростковых суицидов повлекли за собой волну аналогичных действий. С целью анализа ситуации по профилактике подростковых и юношеских суицидов в образовании в рамках государственного задания Минобрнауки России была поставлена задача мониторинга состояния работы по профилактике суицида в образовательных организациях России.

Не последнюю роль играют возрастные особенности – импульсивность, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, растерянность в конфликтных ситуациях. Часто суицид связан с неумением подростков преодолевать обиды, переживать неразделенную любовь, непониманием со стороны взрослых. И тут сложно определить, кто виноват: родители, школа, среда? Чтобы суицид состоялся, чаще всего соединяются несколько факторов: обида на педагога, друзей, невнимание со стороны родителей, неготовность эмоциональной сферы справиться с этими событиями. Предвкушая месть способом суицида, подросток не понимает, что это безвозвратный уход и он уже не порадуется тому, что проучил своих обидчиков.

Педагогический аспект профилактики суицида у подростков состоит в следующих идеях:

  1. Подростки не знают или недооценивают летального потенциала средств и методов, ими применяемых. Шантажно-демонстративные аутоагрессивные (суицидальные) попытки часто «переигрываются» ими и приводят к завершенному суициду.

  2. У самоубийц нет многомерного понимания ситуации, на первом плане стоит уход от проблемы или неудовлетворенная потребность.

  3. У подростков отсутствуют представления о смерти как о факте индивидуальной жизни. Смерть и сон для них почти одно и то же, жизнь не воспринимается как конечная, а смерть как необратимая.

  4. При развитых учебных интеллектуальных способностях подросток не имеет опыта решения жизненных проблем, преодоления преград, коммуникации с разными людьми.

  5. Суицидальные примеры заразительны для подростков.

Несмотря на предпринятые государством ограничения, в Интернете по-прежнему много сайтов, в которых выкладывается пошаговый алгоритм действий, направленных на уход из жизни. Координатор Центра безопасного Интернета в России У.У. Парфентьев обращает внимание на школьную дедовщину, перешедшую на новый уровень – Интернет. Киберунижение, когда ролики с жертвой снимают на мобильный и выкладывают в Сеть, стремительно набирает обороты.

Суицид и суицидальная активность

Способность человека самостоятельно прекращать собственное существование (самоубийство) привлекает к себе внимание исследователей уже не одно столетие. Буквальный перевод слова «суицид» – убийство себя. Это понятие предполагает соединение значений, которые отграничивают его от естественной смерти и убийства другого. Самоубийство – неестественная смерть, насильственная.

Суицид – осознанный акт устранения себя из жизни под воздействием острых травмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Суицидальная активность – любая внешняя или внутренняя активность, направляемая стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике суицидальный акт можно предотвратить.

Формы внешней суицидальной активности:

  • суицидальные попытки: целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;

  • завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.

Формы внутренней суицидальной активности:

  • суицидальные мысли, фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось и я бы умер»);

  • суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;

  • суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

Мифы о суициде

Каковы самые распространенные мифы о суициде?

Миф 1. Самоубийства совершают только больные люди.
Среди самоубийц психически больных не больше, чем среди остального населения.

Миф 2. Самоубийства являются исключительно импульсивным деянием, помочь самоубийце в таком случае нельзя.
Любое самоубийство – это логический итог неблагополучия личности в какой-либо из сфер жизни. Внимание к проблемам ближнего может предотвратить роковой шаг.

Миф 3. Тот, кто пугает своих близких, никогда не совершит суицид.
Ребенок, стоящий на грани самоубийства, может сделать это под влиянием сиюминутного аффекта.

Миф 4. Спасенные дети никогда больше не совершат попытку суицида.
Совершивший суицидальную попытку ребенок часто (в 50% случаев) ее повторяет. В свою очередь, 50% из повторивших суицид заканчивают его «успешно».

Миф 5. Нельзя разговаривать на тему суицида в присутствии ребят, склонных к депрессии, т. к. это провоцирует суицид.
Подростки и юноши, имеющие суицидальные мысли, могут получать облегчение, разговаривая о своих чувствах.

Миф 6. Ребенок перед самоубийством не будет говорить о своих намерениях, т. к. окружающие воспримут это как шутку.
В большинстве случаев, если не принимать во внимание аффективные суициды, прослеживаются косвенные замыслы, т. е. ребенок почти всегда предупреждает окружающих о своих намерениях.

Миф 7. Снижению уровня самоубийств способствуют статьи в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершено то или иное самоубийство. Вариант мифа: в СМИ публикуется только сам факт совершения самоубийства, что не влияет на количество самоубийств в различных возрастных группах.
Любые рассказы о суициде ведут к новым суицидальным попыткам среди подростков.

Миф 8. Употребление алкогольсодержащих напитков помогает снять суицидальное переживание.
Употребление спиртных напитков зачастую вызывает обратный эффект: повышается тревожность, обостряются конфликты и т. д.

Мотивы суицидальных проявлений

Мотивация суицида – центральная проблема, решение которой открывает путь к построению эффективных профилактических воздействий.

Альтруистические мотивыотражают желание умереть, «чтоб всем было лучше», избавить окружающих от проблем, связанных с собственным существованием, никому не мешать, не быть обузой. Это мысль о том, что смерть может что-то изменить к лучшему вокруг.

Аномические мотивы – потеря смысла и интереса к жизни, утрата внутренней силы для жизни. Ощущение, что все хорошее позади и впереди ничего нет.

Анестетические мотивы – только смерть избавит от внутренних психологических страданий. Невозможность больше терпеть ситуацию, найти другие пути избавления от бесконечной и мучительной душевной боли.

Инструментальные мотивы – неспособность изменить неблагоприятную ситуацию другим путем. Смерть выступает последним и самым веским аргументом. Иногда это желание привлечь к себе внимание.

Аутопунитические мотивы – желание наказать себя, представление о недопустимости существования, желание быть самому и судьей, и палачом.

Гетеропунитические мотивы – желание отомстить кому-то, создать своей смертью проблемы, пробудить у окружающих муки совести.

Поствитальные мотивы – надежда на что-то лучшее после смерти.

Религиозные мотивыотражают сформированные представления о самоубийстве как о грехе. Это желание обречь себя на вечные мучения.

Самоубийство – результат социально-психологической дезадаптации личности. Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов.

Доминирует, как правило, одна причина. Но ее стимулирует комплекс обстоятельств, во время которых созревает мысль, толкающая на самоубийство. Прежде всего это безысходность. Исследования показывают, что предсмертные записки редко отражают истинную причину самоубийства. Человек указывает конечное звено психологического состояния. Сообщаются последние события, конфликты, мелочные обиды. За этим кроется истинная причина, которая не сообщается и восстановить которую сложно.

Возрастные особенности суицидального поведения подростков

Суицидальная готовность возникает на фоне длительных психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть видится как долгий сон, отдых от невзгод, способ попасть в иной мир, как способ наказать обидчиков.

Подростковый суицид отличается от взрослого целым рядом возрастно-окрашенных особенностей:

  • фиксация на темах смерти;

  • страхи и любопытство к смерти;

  • шантажно-демонстративные суицидальные попытки и суицидальное поведение (признаки «игры на публику»);

  • действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений;

  • конфликт воспринимается как крайне значимый, вызывает драматизацию событий;

  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, решительное действие, мужественное решение;

  • суицидальное поведение регулируется, скорее, порывом, аффектом, в нем нет продуманности;

  • средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка).

Личностные особенности как источники суицидального поведения

Для подросткового и юношеского возраста в целом характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. При переходе к юношескому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и себя. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков и юношей.

Любовь к жизни, умение преодолевать возникающие трудности следует формировать уже с детских лет, используя позитивный жизненный опыт родителей, мультфильмы, сказки, детскую художественную литературу, кино.

К особенностям личности, не позволяющим адекватно реагировать на жизненные проблемы, относят:

  • напряжение потребностей и желаний;

  • неумение найти способы их удовлетворения;

  • отказ от поиска выхода из сложных ситуаций;

  • низкий уровень самоконтроля;

  • неумение ослабить нервно-психическое напряжение;

  • эмоциональную нестабильность, импульсивность;

  • повышенную внушаемость;

  • бескомпромиссность;

  • отсутствие жизненного опыта.

Наиболее значимые индивидуально-типологические характеристики суицидентов подросткового и юношеского возраста:

  • акцентуации характера истероидного, сенситивного, эмоционально-лабильного, возбудимого и астенического типов;

  • снижение личностных ресурсов, позволяющих противостоять трудностям: депрессия (хронические стрессовые состояния, беспомощность, болезни, переживание насилия в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности);

  • высокий уровень агрессивности;

  • эмоциональная нестабильность;

  • чувство ненависти, агрессивности, вины;

  • чувство одиночества, тревоги;

  • постоянно плохое настроение (неудовлетворенность жизнью, скованность в проявлении чувств, ранимость в межличностных отношениях);

  • переживание отсутствия личной свободы;

  • неуверенность в себе;

  • неудовлетворенность успехами в жизни, учебе;

  • несформированность ценностно-смысловой сферы личности (духовно-нравственных ценностей и смыслов жизни);

  • несформированность идентичности;

  • эгоцентризм, высокий уровень притязаний;

  • неустойчивость самооценки;

  • конфликтность;

  • мстительность по отношению к другим: родителям, педагогам, сверстникам.

Для юношей факторами риска оказываются: инфантильная позиция, отсутствие осмысления собственной жизни, недостаточное развитие ценностно-смысловой сферы; отсутствие системы саморегуляции, амбивалентное отношение к суициду, нечувствительность к другим людям. Например, любовные переживания (измена, расставание) выступают причиной кризисной ситуации, потому что ценность собственной жизни становиться ниже, чем отношения со значимым человеком.

Для девушек среди факторов суицидального риска нужно отметить повышенную рефлексивность, высокую активность смысловой сферы, неготовность к отрицательным переживаниям, сверхоптимистические ожидания.

Психотравмирующие обстоятельства как источники суицида

Бытует мнение, что есть суицид, а есть его имитация – шантаж собственной смертью или далеко зашедшая игра. Считается, что истинный суицид вызывают какие-то действительно страшные причины, а демонстративный – от «безделья» и нехватки внимания. Первый характерен для взрослых людей, уставших от жизни, а второй используют подростки для шантажа родителей и чтобы не сдавать выпускные экзамены.

Существует психоаналитический постулат: каждый истинный суицид – критическая демонстрация человеком собственного отчаяния, а каждый демонстративный – потенциальный истинный. Подростковый суицид гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Подросток, попавший в сложные жизненные обстоятельства, оказывается в ситуации суицидального риска.

Типичные психотравмирующие обстоятельства, способные выступать источником суицида:

  • конфликты в семье, школе, группе, в т. ч. кратковременные. Как следствие, чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

  • суицид в близком окружении подростка, сочувствие или подражание друзьям, героям компьютерных игр или кинофильмов;

  • травма утраты близких и родных (действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность; переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи);

  • плохие отношения с близкими;

  • тяжелое заболевание, инвалидность, косметические дефекты;

  • пережитое насилие (выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда или чувство мести, злобы, протеста, угрозы или вымогательство);

  • неблагополучная семья подростка (тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье);

  • беспризорность (отсутствие опоры на значимого, уважаемого взрослого, который занимался бы подростком);

  • неблагоприятное положение в семье (отвержение, назойливая опека, жестокость, требовательность без ласки, критичность, переживание подростком отчужденности и непонимания);

  • страх наказания за проступок, девиантное поведение;

  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

  • изолированность подростка в среде сверстников (переживание обиды, одиночества);

  • агрессивное подростковое окружение (боязнь позора, насмешек, унижения);

  • наличие проблемных ситуаций в учебе и отношениях и, как следствие, желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

Среди общественных условий, влияющих на самоубийства, особую роль играют культурные явления.

В некоторых молодежных субкультурах признаки неудачного суицида на теле воспринимаются как знаки высшего отличия. За этим стоит не только попытка эпатировать родителей, но и более глубокие мотивы, в т. ч. попытка «приручить», преодолеть страх смерти.

Суицидальное поведение у молодежи бывает наученным, подражательным. Механизм понятен: хочется походить на кумира, подражать ему во всем, включая способ ухода из жизни. Появилась тенденция к популяризации псевдосуицидального поведения. Модными стали песни и клипы, в которых эта идея выступает центральной.

Возможности школы в сокращении числа суицидов

Среди факторов, сдерживающих суицидальные намерения, можно назвать:

  • факторы воспитания: неприятие суицида, обусловленное наследственностью, воспитанием и опытом;

  • персональные качества: глубокое осознание ценности жизни, уверенность в собственных силах, жизненные достижения, способность обратиться за помощью в трудный момент, принять чужой совет в ситуации жесткого выбора, открытость опыту и чувствам других людей, готовность усваивать новые знания, коммуникабельность;

  • модель родительской семьи: родительская любовь, теплые и доверительные отношения между родственниками, взаимная поддержка;

  • социокультурные факторы: принятие специфических национальных традиций и ценностей, хорошие отношения с друзьями, работодателями, соседями, поддержка окружающих, отсутствие друзей-наркоманов, спорт, религия, различные непрофессиональные организации, осознание цели собственной жизни;

  • качество жизни: хорошая еда и сон, много света, физические нагрузки, отказ от наркотиков, алкоголя и курения.

Возможности педагогического влияния на факторы, сдерживающие суицидальные намерения, весьма разнообразны. Это стимулирование устранения отрицательных факторов внутрисемейных отношений, оптимизация межличностных отношений и др. Но главные организационно-педагогические усилия могут быть направлены на выяснение и ликвидацию конфликтной ситуации, которая привела к суициду.

Суициденту следует оказать социальную помощь (материальную, социально-бытовую, социально-психологическую), а его близким и родственникам – психологическую поддержку.

Таким образом, организация психолого-педагогической работы по борьбе с самоубийством предполагает деятельность по двум основным направлениям:

  1. Профилактика самоубийств и выявление фактов суицидальной активности.

  2. Реабилитация и адаптация суицидентов и их окружения.

Скрытая профилактика суицидального поведения

Говорить с детьми и подростками о суициде недопустимо – в этом случае суицидальный риск повышается. Как же тогда осуществлять профилактику? Скрытая профилактика – единственно возможная профилактика суицида в ОО.

В профилактической работе с детьми строго противопоказано вести разговоры о суициде и суицидальных намерениях: следует учитывать тот факт, что муссирование данной темы порождает суицидальные попытки и запускает механизмы демонстративных суицидов, манипулирования со стороны детей родителями и педагогами.

Она должна носить косвенный характер и быть направлена на помощь в овладении навыками регуляции эмоционального состояния, преодоления жизненных трудностей, эффективного поведения в ситуации выбора, навыками эмпатического общения и поддержки. Такую профилактику называют скрытой профилактикой. Она предполагает работу с обучающимися, родителями, педагогами и руководителями ОО, направленную на информирование о причинах и предпосылках суицидального поведения детей и подростков, о критериях подготовки ребенка к совершению суицидального акта (см. табл. 1).

Таблица 1 Меры профилактики суицида в образовательной организации

№ 

Мероприятия

Содержание

1. Для воспитанников

1.1

Реализация системы (программы, проекта) психолого-педагогического сопровождения развития личности воспитанника

Помощь в овладении навыками регуляции эмоционального состояния, преодоления жизненных трудностей, эффективного поведения в ситуации выбора, навыками эмпатического общения и поддержки, помощь подростку и родителям в выстраивании бесконфликтных отношений в семье, поддержка подростка в овладении навыками общения со сверстниками и т. д.

1.2

Размещение на стендах в ОО информации для обучающихся

«Как справиться со стрессом?». «Когда обращаются к психологу?». «Твои права». «Конвенция о правах ребенка». «Как защититься от насилия?». «Когда следует обращаться к психологу?»

1.3

Индивидуальные психологические консультации для воспитанников

По проблемам эмоционального неблагополучия и возрастных переживаний

1.4

Выявление признаков суицидального риска

Наблюдение за обучающимся в образовательной деятельности и заполнение «Карты наблюдений». Тестирование на предмет оценки эмоционального благополучия обучающегося, наличия/отсутствия конфликтов

2. Для педагогов

2.1

Семинары: «Психологическое неблагополучие детей и подростков как предпосылка суицидального поведения» «Педагогика ненасилия» «Психологическое здоровье педагогов и воспитанников» «Система психолого-педагогического сопровождения развития личности в деятельности классного руководителя» «Профилактика суицида в деятельности классного руководителя и педагогические методы выявления признаков эмоционального неблагополучия воспитанников»

Актуальность проблемы. Суицид как явление. Социально-психологические причины суицидального поведения детей и подростков. Критерии психологического неблагополучия. Признаки готовящегося суицида. Навыки поведения руководителя и педагогического коллектива в условиях угрозы суицидального поведения детей

2.2

Размещение в учительских памяток для педагогов

«Скрытая профилактика суицида». «Как выявить готовящийся суицид?». «Как действовать педагогу при угрозе суицида?». «Как организовать беседу с суицидентом?». «Как вести себя после суицида в школе?»

3. Для родителей

3.1

Родительские собрания: «Психологическое здоровье и эмоциональное неблагополучие детей и подростков» «Признаки эмоционального неблагополучия детей»

Особенности современной семьи. Детско-родительские отношения в современных семьях. Семья как психогенный фактор для детей и подростков. Критерии психологического неблагополучия детей и подростков. Навыки эффективного взаимодействия в семье. Самооценка ребенка и подростка. Помощь родителя ребенку в формировании адекватной самооценки и уверенного поведения

3.2

Родительское собрание «Роль семьи в оптимизации общения ребенка со сверстниками»

Деструктивное общение со сверстниками как стрессогенный фактор. Роль семьи в оптимизации общения ребенка. Любовь в подростковом и юношеском возрасте. Общение родителей с детьми в период подростковой влюбленности. Родительская помощь детям в овладении навыками общения с противоположным полом

3.3

Психологические консультации для родителей

По проблемам эмоционального неблагополучия и суицидальных намерений подростков

 

 

 

Взрослые должны овладеть навыками поведения в ситуациях, когда подросток совершил попытку суицида, методами выявления психологического неблагополучия ребенка.

Сопровождение развития личности

Основное направление профилактики суицида – реализация системы психолого-педагогического сопровождения развития личности. Оно ориентировано на движение вслед за подростком, рядом с ним по пути его личностного саморазвития.

Цель сопровождения – создание таких психолого-педагогических условий в ОО, в которых каждый воспитанник становится субъектом своей жизни, находя ответы на ключевые вопросы, возникающие при взрослении.

Центральный принцип – ценность личностного выбора человека, его самоопределение в значимых жизненных ситуациях. В рамках такой работы педагога, педагога-психолога, социального педагога молодой человек учится преодолевать жизненные трудности.

Причины, лежащие в основе суицидального поведения подростков, – одновременно источник их девиантного поведения. Следовательно, программа психолого-педагогического сопровождения развития личности подростка является инвариантной частью целостной профилактической системы ОО, направленной на профилактику всех видов отклоняющегося поведения.

Выделим ключевые темы для обсуждения с воспитанниками в системе психолого-педагогического сопровождения развития личности (см. табл. 2).

Таблица 2 Темы бесед с подростками в системе психолого-педагогического сопровождения личностного развития

№ 

Темы бесед

Цели

1

«Эмоции и чувства человека. Влияние эмоций на жизнь»

Помощь в осознании своих чувств и их дифференциации. Развитие навыка вербализации чувств. Помощь в овладении навыками саморегуляции психического состояния и в выборе безопасных способов разрядки

2

«Внутренний мир человека. Самопознание»

Помощь в принятии своей личности и развитии адекватной самооценки. Помощь в осознании исключительности внутреннего мира другого человека, развитие навыка поддержки. Содействие осознанию исключительности своего внутреннего мира, позитивных и негативных качеств. Помощь в становлении ценностно-смысловой сферы личности в контексте ценностей социальных

3

«Общение со сверстниками»

Помощь в определении своего места в группе одноклассников (реального и желаемого), роли в общении с близкими и друзьями. Осмысление представлений об идеальном друге. Сопоставление требований, которые подросток предъявляет в дружбе к себе и другим. Содействие установлению правил общения в классе и наработка опыта коммуникации в атмосфере взаимного принятия

4

«Моя семья»

Осознание своей роли в семье и ее динамики по мере взросления. Знакомство с идеей партнерских отношений в семье. Принятие ответственности за свои поступки в семье. Предоставление возможности разрядить чувства. Осознание родительских чувств, переживаний, которые возникают при общении с ребенком

5

«Свобода и ответственность. Права и обязанности человека по отношению к себе и другим»

Помочь осознанию своей свободы и ответственности как двух сторон одной медали. Создать условия, при которых подросток может соотнести свободу/ответственность родителей со своей свободой/ответственностью

6

«Женско-мужские отношения»

Принятие своего пола. Осознание женско-мужских стереотипов. Разрядка чувств, связанных с отношениями в семье

7

«Преодоление жизненных трудностей»

Содействие развитию духа команды в классе. Развитие эмоциональной устойчивости при трудностях в преодолении жизненных препятствий. Развитие уверенности при достижении поставленной цели, помощь в преодолении страха перед будущим

Систему психолого-педагогического сопровождения личностного развития дополнит социально обусловленная профилактическая проблематика:

  • «Насилие. Как противостоять насилию на улице? Мои права в семье и школе»

  • «Алкоголизм». (Психологические причины алкоголизации в подростковом возрасте. Последствия употребления алкоголя для здоровья и жизни человека. Алкоголь и семья.)

  • «Наркомания». (С чего начинается, как попадают в сети зависимости? Как сказать нет в ситуации группового давления. Как продемонстрировать уверенное поведение?)

  • «Новые религиозные движения и культы». (По каким психологическим причинам люди становятся адептами? Как попадает человек в религиозную группу помимо своей воли? Как распознать вербовщика и как вести себя в ситуации давления?)

  • «Негативное влияние информации на личность». (Опасности Интернета, телевидения, игромании.)

  • «Новые молодежные движения». (Субкультурные влияния на эстетические, духовные, нравственные, гражданско-патриотические ценности личности.)

Отметим, что:

  1. Речь идет о первичной профилактике суицидального поведения. При вторичной профилактике затрагивание отдельных тем (например, наркомания) может вызвать обратный эффект.

  2. Профилактическая работа по всем названным выше направлениям носит алко- и наркогенный характер. Педагог должен владеть основами методик профилактики наркомании и алкоголизма.

Еще одна группа возрастных задач у школьника связана с профессиональным самоопределением: актуальны проблемы регуляции эмоционального состояния на экзамене, построение личных карьерных перспектив и профессионального плана, технологии жизненного выбора и принятия решения, преодоление страха перед будущим, развитие навыков делового общения и уверенного поведения.

Профилактические и профессионально ориентирующие темы классных часов усвоятся подростками, если они будут перекликаться с возрастно-значимыми темами.

Пример:

Работая с подростками над темой уверенного поведения, целесообразно предложить ролевые ситуации, которые связаны с социальными пробами практического применения усвоенных навыков:

  • уверенное поведение на экзамене;

  • отказ от алкоголя в ситуации группового давления;

  • знакомство с представителем противоположного пола;

  • разрешение конфликта со взрослыми.

Классные часы педагогов и развивающие занятия педагогов-психологов могут занять центральное место во внеурочной деятельности, направленной на психолого-педагогическое сопровождение развития личности в подростковом возрасте.

Организационно-управленческие меры предотвращения суицидального риска

Эффективность профилактической деятельности в системе образования повышают за счет:

 

Профилактика – это совокупность мероприятий ОО, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей и подростков.

  • совершенствования организации управления этой деятельностью;

  • повышения уровня профессиональной квалификации педагогических и управленческих кадров;

  • стимулирования общественной активности в решении проблем профилактики;

  • использования мер финансовой поддержки эффективной профилактики;

  • взаимодействия педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников школы через реализацию комплексного подхода при четкой организации их деятельности администрацией;

  • организации тесного профессионального сотрудничества всех субъектов профилактической деятельности в рамках подготовки и проведения психолого-педагогического консилиума (административного совета, малого педсовета по проблемам трудных подростков) на пути поиска наиболее эффективных, индивидуально обусловленных, гуманистически ориентированных методов и приемов помощи подростку;

  • построения четких организационно-управленческих моделей взаимодействия ОО с медицинскими учреждениями, комиссией по делам несовершеннолетних, отделами по делам молодежи, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, детскими общественными организациями.

Система образования является важным, но не единственным социальным институтом, который несет ответственность за предупреждение суицидального поведения детей и подростков. В формировании и совершенствовании системы профилактики асоциального поведения должны быть задействованы органы государственного управления, занимающиеся вопросами семьи, детства и молодежи, органы местного самоуправления, общественные организации (при поддержке государства) и органы внутренних дел. Вместе с тем система образования несет свою долю ответственности за решение проблем профилактики. Она имеет наибольшие возможности для обеспечения ранней профилактики и выявления суицидального поведения.

Раннюю профилактику суицидального поведения в условиях ОО следует рассматривать как необходимое звено воспитательной и образовательной деятельности, направленной на решение проблем социализации обучающихся.

Меры общей профилактики должны вовлекать обучающихся в жизнь ОО. Смысл этих мер заключается в обеспечении условий, необходимых для удовлетворения значимых для подростков потребностей, обусловленных спецификой их возраста, и блокировании факторов, которые могут оказать негативное воздействие на поведение в кризисной ситуации.

Меры специальной профилактики направлены на предупреждение конкретных видов отклонений, в т. ч. суицида. Они должны обеспечивать возможность выявления подростков, имеющих индикаторы суицидального риска и нуждающихся в особом педагогическом внимании, проведении работы с ними на индивидуальном уровне. Формы такой работы – педагогические беседы с подростками и родителями, психологическое консультирование по разрешению проблем для подростков и их семей, социальная помощь в урегулировании конфликтных ситуаций как источников суицидального риска, углубленная психологическая диагностика личности подростка.

Условия эффективности специальной профилактики:

  • компетентность педагогов и родителей в вопросах воспитания, развития личности и профилактики суицида;

  • отработанность механизмов и согласованность действий экстренного реагирования педагогического коллектива в ситуации суицидального риска;

  • тесное сотрудничество педагогического коллектива и семьи;

  • эффективный механизм межведомственного взаимодействия субъектов профилактики в оказании помощи суициденту;

  • доступность для подростка информации о его правах и способах получения помощи в трудных жизненных ситуациях;

  • возможность непосредственно в ОО получить психологическую помощь;

  • системность работы педагогического коллектива по профилактике суицида в контексте общей профилактической модели школы.

В условиях, когда ОО вынуждена решать все новые профилактические задачи (предотвращение табакокурения, алкоголизма, наркомании, проституции, безнадзорности и беспризорности, правонарушений и преступности, негативного влияния СМИ, насилия и жестокого обращения), невозможно бесконечно множить программы и проекты в образовательной деятельности. Упор следует делать на единую систему общей профилактики отклоняющегося поведения в причинном (каузальном) подходе.

Памятка для подростков «Когда следует обращаться к психологу?»

Вам необходима помощь профессионального психолога, если вы переживаете следующие проблемы:

  • Вы чувствуете, что грусть, апатия, отсутствие мечты и надежды начинают подавлять вас.

  • Жизнь кажется бесполезной, бессмысленной, возникают мысли о смерти.

  • Постоянная усталость, утомление мешают вам концентрироваться и принимать решения.

  • Все вокруг вы воспринимаете угрожающим, чувствуете себя одиноким, непонятым и отвергнутым.

  • Низкая самооценка мешает вам достигать цели, воплощать в жизнь мечты и желания.

  • Вы думаете, что неудача целиком захватила вас, что все идет плохо и ничего не будет меняться к лучшему.

  • Вы измучены страхом, который мешает выходить на улицу, общаться с другими людьми, находиться в замкнутом пространстве, говорить публично, путешествовать, развивать свои способности.

  • Беспокойство и тревога проявляются ежедневно, нарушают ваш покой и стабильность жизни, лишают уверенности в завтрашнем дне.

  • Если стресс начинает проявляться через психосоматические симптомы: бессонница, проблемы пищеварения, сердечно-сосудистые и другие проблемы.

  • Если вы постоянно чувствуете себя в нервном напряжении, часто теряете контроль, можете ответить агрессивностью или срываетесь на плач.

  • Молчание, грубость или крик заменяют диалог, проблемы в общении портят отношения с людьми, которые вас окружают.

  • Вы замечаете, что курение, употребление алкоголя, наркотиков, игра превращаются в зависимость, от которой вы не можете избавиться.

  • Потеря близкого человека вызывает длительную депрессию.

Помните, что обращение за профессиональной помощью – не слабость. Способность признать проблему говорит о мужестве и решимости.

Памятка родителям «Семейная профилактика суицида у детей»

1. Сохраняйте контакт со своим ребенком:

  • Проявляйте к личности ребенка интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Выясняйте, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником. Узнайте, с кем он дружит и чем увлечен.

  • Научитесь внимательно слушать своего ребенка, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

  • Не стоит задавать вопрос о суициде, если подросток сам не затрагивает эту тему.

  • Проявляйте любовь и заботу.

  • Не начинайте общение с претензий, даже если подросток не прав.

  • Хвалите чаще: за мелочи, намерения, решения.

  • Эффективный способ решения спорных проблем – умение договариваться.

  • Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию и аутоагрессию.

2. Говорите о перспективе в жизни и будущем:

  • Делитесь с ребенком своими планами. Пусть он критикует вас и дает наивные советы, но он должен учиться участвовать в обсуждении, принимать решения и отвечать за них.

  • Интересуйтесь планами ребенка, его целями: кем он хочет стать, чего добиться в жизни.

3. Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь, в чем смысл жизни, что такое дружба, любовь? Эти темы очень интересуют подростков. Если избегать разговоров по ним, то дети спросят сверстников или обратятся к Интернету, где информация может быть недостоверной и небезопасной.

4. Найдите баланс между самостоятельностью и поддержкой ребенка. Предоставляя свободу, важно помнить, что подросток еще не умеет с ней обращаться, и часто путает ее со вседозволенностью. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенок уже самостоятелен и где ему еще нужна помощь и руководство.

5. Дайте понять, что ошибки формируют личность. Скажите подростку, что на ошибках учатся и что в трудной ситуации он может обратиться за советом к близким людям.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!