Профилактика суицидального поведения - это не только работа школьного социального педагога. педагога-психолога и классного руководителя, но и ответственное поведение родителей по отношению к совим детям. Родители должны знать как распознать первые пизнаки, помочь и куда обратиться за помощью. Эта презентация как первая помощь родителям!
Просмотр содержимого документа
«Суицидальное поведение в начале подросткового возраста»
Суицидальное поведение в начале подросткового возраста
Статистические данные
- у 20% детей, которые совершают впоследствии попытки суицида, в возрасте от 10 до 12 лет начинают формироваться суицидальные мысли.
- Лишь в 10% случаев суицидальное поведение подростков действительно желают «покончить счеты с жизнью», а в 90% случаев – это обратить на себя внимание.
- У детей до 13 лет суицидальное поведение встречается редко, а начиная с 14 – 15 лет отмечается рост суицидальной активности . Пик ее приходится на подростков 16 – 19-летнего возраста.
- До 80% попыток самоубийства совершается днем или вечером – как крик о помощи и привлечении к себе внимания.
- До 62% самоубийств среди подростков были совершены по причинам семейных конфликтов, страхом насилия со стороны старших, некорректным поведением окружающих, одноклассников и друзьей, а также с равнодушием окружающих.
Причины суицида
- Отсутствие зрелого понимания смерти. Подросток не отдает себе отчета в том, что смерть – это навсегда. Он думает, что вот испугаю «их» и все вернется назад и проблемы исчезнут.
- Раннее начало половой жизни. с одной подростки чувствуют себя взрослыми, а с другой раннее начало интимной жизни приводит к серьезным разочарованиям.
- Психические состояния. Депрессии и различные психозы. Такие подростки утрачивают вкус к жизни, не могут испытывать яркие положительные эмоции и наслаждение от того, от чего получали ранее. Ребенок ощущает безнадежность, безысходность, вину и самоосуждение, становится раздражительным и тревожным.
- Физическое состояние. Дети, у которых имеются заболевания. Причем попытка суицида случается на этапе обследования, когда диагноз еще не установлен.
- Дисгармоничные отношения в семье — длительные и непрекращающиеся конфликты с родителями, братьями/сестрами.
- Саморазрушаемое поведение — к этому пункту относится потребление алкоголя, ранее курение, общение с асоциальной компанией.
- Школьные отношения . Подростки большую часть времени проводят в школе, где у них могут быть конфликты как с учителями, так и с одноклассниками.
Говорить конкретно о каком-либо одном мотиве суицида нецелесообразно. К суицидальному поведению приводят сочетание нескольких опасных факторов, которые сохраняются продолжительное время.
Группа риска
- аутоагрессия – стремление к самоповреждению;
- самоубийства среди родственников;
- предрасположенность к вредным привычкам (продолжительный прием алкоголя или наркотиков усугубляет депрессию, обостряет чувство вины и собственной никчемности);
- дети – «одиночки», не умеющие устанавливать нормальные межличностные отношения;
- депрессивные состояния, особенно затяжные;
- сверхкриктика к самому себе;
- наличие хронических или смертельных заболеваний;
- перенесенные унижения или тяжелые утраты (потеря близкого, друга, родственника);
- психологическая неудовлетворенность (несоответствие между реальными достижениями и предполагаемыми успехами);
- проблемы в семье (непонимание, высокая занятость родителей, развод родителей и прочее);
Внешние и поведенческие ключи суицидального риска:
- Тоскливое выражение лица.
- Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
- Гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица) или амимия (отсутствие мимических реакций).
- Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов.
- Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
- Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).
- Двигательное возбуждение.
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
- Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
- Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
- Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, чувство «бесчувствия».
- Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
- Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
- Тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
- Оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого.
- Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
- Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
Словесные ключи (что проговаривает ребенок):
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
- Уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
- Прощания.
- Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
- Сообщение о конкретном плане суицида (прямо или косвенно).
Рекомендации родителям
Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии.
- Внимательное отношение и разговоры
С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей. С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении родителям не допускается упрекать его « постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности.
Положительную роль играет введение в обыденную жизнь ребенка новых дел. Родителям важно вместе с ребенком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг). Стоит записать ребенка, как и самих родителей, в тренажерный зал, каток, бассейн. Рекомендуется пересмотреть варианты выполнения домашних дел, провести генеральную уборку в доме или даже ремонт. Как вариант – приобрести любое домашнее животное (возможно о нем и мечтал ребенок в детстве), а уход за новым членом семьи мобилизует и настроит на позитивное восприятие жизни.
Важно установить и следить за соблюдением режима дня ребенка. Следует обратить внимание на достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры).
Улучшение физического состояния – первый враг депрессии.
- Необходимость консультаций со специалистами (психолог, психотерапевт).