СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суицидальное поведение в начале подросткового возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика суицидального поведения - это не только работа школьного социального педагога. педагога-психолога и классного руководителя, но и ответственное поведение родителей по отношению к совим детям. Родители должны знать как распознать первые пизнаки, помочь и куда обратиться за помощью. Эта презентация как первая помощь родителям!

Просмотр содержимого документа
«Суицидальное поведение в начале подросткового возраста»

Суицидальное поведение в начале подросткового возраста

Суицидальное поведение в начале подросткового возраста

Статистические данные у 20% детей, которые совершают впоследствии попытки суицида, в возрасте от 10 до 12 лет начинают формироваться суицидальные мысли. Лишь в 10% случаев суицидальное поведение подростков действительно желают «покончить счеты с жизнью», а в 90% случаев – это обратить на себя внимание. У детей до 13 лет суицидальное поведение встречается редко, а начиная с 14 – 15 лет отмечается рост суицидальной активности . Пик ее приходится на подростков 16 – 19-летнего возраста. До 80% попыток самоубийства совершается днем или вечером – как крик о помощи и привлечении к себе внимания.   До 62% самоубийств среди подростков были совершены по причинам семейных конфликтов, страхом насилия со стороны старших, некорректным поведением окружающих, одноклассников и друзьей, а также с равнодушием окружающих.

Статистические данные

  • у 20% детей, которые совершают впоследствии попытки суицида, в возрасте от 10 до 12 лет начинают формироваться суицидальные мысли.
  • Лишь в 10% случаев суицидальное поведение подростков действительно желают «покончить счеты с жизнью», а в 90% случаев – это обратить на себя внимание.
  • У детей до 13 лет суицидальное поведение встречается редко, а начиная с 14 – 15 лет отмечается рост суицидальной активности . Пик ее приходится на подростков 16 – 19-летнего возраста.
  • До 80% попыток самоубийства совершается днем или вечером – как крик о помощи и привлечении к себе внимания.
  •   До 62% самоубийств среди подростков были совершены по причинам семейных конфликтов, страхом насилия со стороны старших, некорректным поведением окружающих, одноклассников и друзьей, а также с равнодушием окружающих.
Причины суицида   Отсутствие зрелого понимания смерти. Подросток не отдает себе отчета в том, что смерть – это навсегда. Он думает, что вот испугаю «их» и все вернется назад и проблемы исчезнут. Раннее начало половой жизни. с одной подростки чувствуют себя взрослыми, а с другой раннее начало интимной жизни приводит к серьезным разочарованиям. Психические состояния. Депрессии и различные психозы. Такие подростки утрачивают вкус к жизни, не могут испытывать яркие  положительные эмоции и наслаждение от того, от чего получали ранее. Ребенок ощущает безнадежность, безысходность, вину и самоосуждение, становится раздражительным и тревожным. Физическое состояние. Дети, у которых имеются заболевания. Причем попытка суицида случается на этапе обследования, когда диагноз еще не установлен. Дисгармоничные отношения в семье — длительные и непрекращающиеся конфликты с родителями, братьями/сестрами.

Причины суицида

  • Отсутствие зрелого понимания смерти. Подросток не отдает себе отчета в том, что смерть – это навсегда. Он думает, что вот испугаю «их» и все вернется назад и проблемы исчезнут.
  • Раннее начало половой жизни. с одной подростки чувствуют себя взрослыми, а с другой раннее начало интимной жизни приводит к серьезным разочарованиям.
  • Психические состояния. Депрессии и различные психозы. Такие подростки утрачивают вкус к жизни, не могут испытывать яркие  положительные эмоции и наслаждение от того, от чего получали ранее. Ребенок ощущает безнадежность, безысходность, вину и самоосуждение, становится раздражительным и тревожным.
  • Физическое состояние. Дети, у которых имеются заболевания. Причем попытка суицида случается на этапе обследования, когда диагноз еще не установлен.
  • Дисгармоничные отношения в семье — длительные и непрекращающиеся конфликты с родителями, братьями/сестрами.
Саморазрушаемое поведение — к этому пункту относится потребление алкоголя, ранее курение, общение с асоциальной компанией. Школьные отношения . Подростки большую часть времени проводят в школе, где у них могут быть конфликты как с учителями, так и с одноклассниками. Говорить конкретно о каком-либо одном мотиве суицида нецелесообразно. К суицидальному поведению приводят сочетание нескольких опасных факторов, которые сохраняются продолжительное время.
  • Саморазрушаемое поведение — к этому пункту относится потребление алкоголя, ранее курение, общение с асоциальной компанией.
  • Школьные отношения . Подростки большую часть времени проводят в школе, где у них могут быть конфликты как с учителями, так и с одноклассниками.

Говорить конкретно о каком-либо одном мотиве суицида нецелесообразно. К суицидальному поведению приводят сочетание нескольких опасных факторов, которые сохраняются продолжительное время.

Группа риска аутоагрессия – стремление к самоповреждению; самоубийства среди родственников; предрасположенность к вредным привычкам (продолжительный прием алкоголя или наркотиков усугубляет депрессию, обостряет чувство вины и собственной никчемности); дети – «одиночки», не умеющие устанавливать нормальные межличностные отношения; депрессивные состояния, особенно затяжные; сверхкриктика к самому себе; наличие хронических или смертельных заболеваний; перенесенные унижения или тяжелые утраты (потеря близкого, друга, родственника); психологическая неудовлетворенность (несоответствие между реальными достижениями и предполагаемыми успехами); проблемы в семье (непонимание, высокая занятость родителей, развод родителей и прочее);

Группа риска

  • аутоагрессия – стремление к самоповреждению;
  • самоубийства среди родственников;
  • предрасположенность к вредным привычкам (продолжительный прием алкоголя или наркотиков усугубляет депрессию, обостряет чувство вины и собственной никчемности);
  • дети – «одиночки», не умеющие устанавливать нормальные межличностные отношения;
  • депрессивные состояния, особенно затяжные;
  • сверхкриктика к самому себе;
  • наличие хронических или смертельных заболеваний;
  • перенесенные унижения или тяжелые утраты (потеря близкого, друга, родственника);
  • психологическая неудовлетворенность (несоответствие между реальными достижениями и предполагаемыми успехами);
  • проблемы в семье (непонимание, высокая занятость родителей, развод родителей и прочее);
Внешние и поведенческие ключи суицидального риска:   Тоскливое выражение лица.  Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.  Гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица) или амимия (отсутствие мимических реакций).  Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов.  Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания. Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване). Двигательное возбуждение.  Склонность к неоправданно рискованным поступкам. Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость. Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.

Внешние и поведенческие ключи суицидального риска:

  • Тоскливое выражение лица.
  • Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
  • Гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица) или амимия (отсутствие мимических реакций).
  • Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов.
  • Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
  • Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).
  • Двигательное возбуждение.
  • Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
  • Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
  • Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, чувство «бесчувствия». Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная). Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный. Тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг. Оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого.  Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем. Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, чувство «бесчувствия».
  • Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
  • Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
  • Тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
  • Оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого.
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
  • Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
Словесные ключи  (что проговаривает ребенок):   Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!». Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»). Уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.). Прощания. Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.). Сообщение о конкретном плане суицида (прямо или косвенно).

Словесные ключи (что проговаривает ребенок):

  • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
  • Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
  • Уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
  • Прощания.
  • Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
  • Сообщение о конкретном плане суицида (прямо или косвенно).
Рекомендации родителям   Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Внимательное отношение и разговоры С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей. С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении родителям не допускается упрекать его « постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности.

Рекомендации родителям

Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии.

  • Внимательное отношение и разговоры

С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей. С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении родителям не допускается упрекать его « постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности.

Новые дела Положительную роль играет введение в обыденную жизнь ребенка новых дел. Родителям важно вместе с ребенком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг). Стоит записать ребенка, как и самих родителей, в тренажерный зал, каток, бассейн. Рекомендуется пересмотреть варианты выполнения домашних дел, провести генеральную уборку в доме или даже ремонт. Как вариант – приобрести любое домашнее животное (возможно о нем и мечтал ребенок в детстве), а уход за новым членом семьи мобилизует и настроит на позитивное восприятие жизни.
  • Новые дела

Положительную роль играет введение в обыденную жизнь ребенка новых дел. Родителям важно вместе с ребенком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг). Стоит записать ребенка, как и самих родителей, в тренажерный зал, каток, бассейн. Рекомендуется пересмотреть варианты выполнения домашних дел, провести генеральную уборку в доме или даже ремонт. Как вариант – приобрести любое домашнее животное (возможно о нем и мечтал ребенок в детстве), а уход за новым членом семьи мобилизует и настроит на позитивное восприятие жизни.

Соблюдение режима дня Важно установить и следить за соблюдением режима дня ребенка. Следует обратить внимание на достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры). Улучшение физического состояния – первый враг депрессии. Необходимость консультаций со специалистами (психолог, психотерапевт).
  • Соблюдение режима дня

Важно установить и следить за соблюдением режима дня ребенка. Следует обратить внимание на достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры).

Улучшение физического состояния – первый враг депрессии.

  • Необходимость консультаций со специалистами (психолог, психотерапевт).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!