СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суммативное оценивание четверти (СОЧ 10 класс) "Этногенез и родоплеменная организация казахского народа"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант СОЧ за 2 четверть по истории Казахстана 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Суммативное оценивание четверти (СОЧ 10 класс) "Этногенез и родоплеменная организация казахского народа"»

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ

по истории Казахстана 10 класс


Обзор суммативного оценивания за II четверть


Продолжительность: 40 минут

Количество баллов: 30


Типы заданий:

КО – задания, требующие краткого ответа

РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания


Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих задания с кратким ответом, с развернутым ответом.

В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.

В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.



























Характеристика заданий суммативного оценивания за II четверть

Разделы

Проверяемая цель

Уровень мыслительных навыков

Кол. заданий*


№ задания*

Тип задания

*

Время на выполнение, мин*

Балл*

Балл за раздел

Этнические и социально- политические процессы

10.2.1.2 определять этапы этногенеза на территории Казахстана, выявляя преемственность этнических процессов

Применение

1

1

КО

10

10


10.2.2.2 анализировать предпосылки формирования родоплеменной организации казахов на основе анализа исторических периодов

Навыки

высокого

порядка

1

2

РО

10

7

10.2.2.8 использовать понятие «культурно-генетический код» для оценки значимости культуры, обычаев, традиций родной земли

Навыки

высокого

порядка

1

3

РО

12

7

10.2.2.7 объяснять функциональную роль социальных институтов традиционного казахского общества

Применение

1

4

КО

8

6

Итого:








30

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения























СОЧ 2 четверть История Казахстана 10 класс Дата __18.12.19.__

ФИО________________________________________________________________________

Задание 1 Используя текст и свои знания из курса истории заполните схему «Этапы этногенеза на территории Казахстана», указав названия этапов и их хронологические рамки, определите особенности каждого этапа этногенеза


«Наконец, названия некоторых казахских племен и родов на многие сотни лет старше
этнонима «қазақ», что, бесспорно, свидетельствует о совершенно ином горизонте
национальной истории, нежели предполагалось ранее. Европоцентристская точка зрения не позволяла увидеть того реального факта, что саки, гунны, прототюркские этнические группы были частью этногенеза нашей нации. К тому же принципиально важно отметить, что речь идет об истории Казахстана, которая является общей для многих этносов, проживающих на нашей территории длительное время. Это наша общая история, вклад в которую внесли многие выдающиеся деятели разной этнической принадлежности». Из статьи Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой степи»

[10]

Задание 2. Проанализируйте и сделайте вывод о предпосылках формирования родоплеменной организации казахов в разные исторические периоды.


Древний период

Раннее средневековье

Позднее средневековье

Признаки родоплеменной структуры (объединений)






Факторы, влияющие на родоплеменную организацию






вывод



[7]

Задание 3. Объясните понятие «культурно-генетический» код.Какие факторы определяют культурно-генетический код? (укажите не менее пяти факторов). Почему важно сохранение (восстановление) культурно-генетического кода?

[7]

Культурно-генетический код - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. Составьте кластер «Социальная стратификация казахов», используя следующие понятия: «ақсүйек», «қарасүйек», «хан», «сұлтан», «би», «батыр». «ходжа», «бай», «кедей», «аксакал» [6]


Социальная стратификация казахов



























Схема выставления баллов

№ задания

Ответ

Балл

Дополнительная информация

1.

Указывает названия этапов этногенеза, соблюдая хронологическую последовательность, а также их хронологические рамки.


Этапы:

  1. Эпоха бронзы – III тыс.до н.э.- I тыс до н.э. Население Казахстана бронзового века имеет общую антропологическую основу, представленную протоевропейской расой без какой-либо примеси монголоидных элементов.

  2. Эпоха железа. Этап саков и гуннов. – I тыс. до н.э. – V век. В эпоху железа стали постепенно преобладать признаки монголоидной расы, так как происходил сложный этнический процесс, вызванный различиями в происхождении родов, расовыми и языковыми отличиями.

  3. Тюркский этап. – VI – XIII века. Тюркизация местного населения Казахстана, постепенная монголизация антропологического типа, закрепление тюркских племен на определенных территориях.

  4. Монгольский этап – XIII – XV века. Шел процесс ассимиляции монголов с местными племенами

  5. Послемонгольский этап. Этап формирования Казахского ханства. – XV – XVI века. Шел процесс ассимиляции монголов с местными племенами






2





2






2





2




2

Принимаются верные альтернативные ответы.

Существует несколько различных периодизаций этногенеза, поэтому учащийся может предложить альтернативную периодизацию, при оценивании учитывается правильность предложенной периодизации.


2.

Древний период - в данный период племена проживавшие на территории Казахстана, делились на рода и племена, объединение родов было обусловлено природно-климатическими факторами, кочевым образом жизни.

Раннее средневековье – в данный период государственные образования делились на крылья, а позднее на улусы, деление на улусы связано с традицией государственных образований тюрских и монгольских кочевников, при котором каждый улус имел собственную кочевую территорию, а рода и племена составляли «ел» улуса.

Позднее средневековье – в данный период происходит переход от улусной системы к делению на жузы, при котором основой политической организации является генеалогическая иерархия родов, племен, жузов, данное изменение обусловлено изменениями в системе кочевания.

Вывод. Основными предпосылками формирования родоплеменной организации казахов стали кочевой образ жизни, особенности хозяйственно-культурного процесса, образование и распад государств


1


1



1


1






1


1




1

Принимаются верные альтернативные ответы

При заполнении таблицы, учащийся должен правильно указать признаки родоплеменной структуры племен проживавших на территории Казахстана, назвать факторы формирования родоплеменной организации казахов.

3

. Культурно-генетический код-основа этноса, нации., особенные культурные черты, которые передаются из поколения в поколение в виде закодированной информации.

Факторы:

  1. Язык - фундамент культуры, который концентрирует в себе этнокультурную информации и хранит ее

  2. Нравственные нормы и ценности важны для этнического самосознания.

  3. Фольклор является средством охранения и передачи информации между поколениями.

  4. Пренебрежение к национальным традициям, культуре, языку могут привести к исчезновению этноса.

  5. Человек знающий свою историю, понимающий и любящий свою культуру является носителем культурно-генетического кода.

Сохранение традиций и культуры казахского народа – залог того, что в многонациональном государстве интеграция этносов будет осуществляться гармонично, сохраняя самобытность культур и толерантность


1




1



1


1


1



1



1

Принимаются верные альтернативные ответы

4.

Учащийся составляет кластер «Социальная стратификация казахов» используя следующие понятия: «ақсүйек», «қарасүйек», «хан», «сұлтан», «би», «батыр» .

Характерной особенностью сословного деления казахского об­щества в период XVIII — сер. XIX вв. являлась дифференциация индивидов на так называемую «белую кость» (ак суйек) и «черную кость» (кара суйек).

Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов, непроницае­мую извне в силу ее социальной изолированности и высокой общес­твенной значимости в структуре общественных отношений. К ней относились два аристократических сословия — торе и кожа.

В отличие от ак суйек сословно-корпоративные группы «черной кости» являлись открытыми статусами, достижение которых было доступно любому индивиду в зависимости от его личных качеств и имущественного положения. К ним принадлежали категории биев, тарханов, батыров, старшин (аксакалов)..

Кластер отражает деление на два сословия «ақсүйек», «қарасүйек»

В кластере верно указано, кто относится к «ақсүйек», «қарасүйек».

Понятия использованы иерархически верно








2









2




За использование всех предложенных понятий засчитывается

2 балла,

если понятия использованы

не все, то засчитывается

1 балл.

Если учащийся

в кластере

верно использует дополнительные понятия,

ему засчитывается еще 1 балл.

Всего баллов

30





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя