Спецификация суммативного оценивания за I четверть
по предмету «Русская литература»
Обзор суммативного оценивания за I четверть
Продолжительность – 40 минут Количество баллов - 25
Типы заданий:
Тип вопроса | Распределение баллов |
Вопросы с множественным выбором ответа. | Обучающиеся будут отвечать на 3 обязательных вопроса. За каждый правильный ответ получат по 1 баллу. Вопросы будут представлены в виде тестов закрытого типа (с множественным выбором). К каждому вопросу будут предложены 4 варианта ответа, из которых обучающийся выбирает один вариант ответа. |
Вопросы, требующие краткого ответа. | Обучающиеся будут отвечать на 1 обязательный вопрос. Им необходимо дать краткий ответ. |
Вопросы, требующие развёрнутого ответа. | Обучающиеся будут выполнять анализ предложенного отрывка или небольшого по объёму произведения. Необходимо проанализировать жанр, тему, персонажей, языковые средства. Обучающиеся будут выполнять творческое задание на одну из предложенных тем. |
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих развёрнутого и краткого ответов Первое задание направлено на проверку понимания художественного произведения и умение ответить на вопросы, второе задание направлено на формирование аналитических способностей и третье задание способствует развитию критического подхода к прочитанному.
Характеристика заданий суммативного оценивания за I четверть
Тема | Раздел | Проверяемая цель | Кол. заданий* | № задания * | Тип задания* | Описание | Время на выполнение , мин* | Балл* |
Притчи и легенды в литературе | Понимание и ответы на вопросы 1 группа навыков | 7. ПО 1. Понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора. | 4 | 1 | МВО КО | Выполняет задания с МВО. Анализирует стихотворение А.С. Пушкина «Арион». | 5 мин. | 5 |
7. ПО 2. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. 7. ПО 6. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос. |
Анализ и интерпретация 2 группа навыков | 7. АИ 2. Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев. | 1 | 2 | РО | Анализирует отрывок из произведения, определяет, роль эпизода в раскрытии идейного содержания повести. | 20 мин. | 10 |
7.АИ 4. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. |
| Оценка и сравнительный анализ. | | 1 | 3 | РО | Даёт аргументированный ответ на одну из предложенных тем. | 15 мин. | 10 |
ИТОГО: | | | 3 | | | | 40 | 25 баллов\\\\ |
Задания суммативного оцениванияза I четверть по предмету «Русская литература»
Понимание и ответы на вопросы [5]
Задание 1
Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырёх предложенных.
На вопрос 4 дайте краткий ответ.
1. Укажите точное определение слова «блудный»
A) «заблудший», совершивший ошибку, впавший в заблуждение
B) потерявшийся в пути, не нашедший дорогу
C) аморальный, не соблюдающий правила
D) неграмотный, необразованный.
2. Основная мысль стихотворения «Анчар»
A) ядовитые деревья опасны
B) самовластие опирается на смерть и гибель C) правители жестоки и грубы
D) отношения раба и правителя.
3. Центральный образ стихотворения А. С. Пушкина «Арион»
A) кормщик B) океан
C) поэт
D) пловцы
4. Что же такое «Арион» Пушкина – всего лишь стихотворный перевод древнегреческого мифа или самостоятельное художественное произведение, в котором автор, используя мифологическую символику, преследует собственные художественные цели? Каковы эти цели?
Схема выставления баллов
№ воп. | Ответы | Дополнительная информация для учителя | Балл |
1 | А | | 1 |
2 | В | | 1 |
3 | С | | 1 |
4 | «Арион» - лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а самобытное произведение, форма которого помогла А.С. Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов. | 1 балл – тезис; 1 балл – аргумент. Баллы присуждаются за приближённый к правильному ответ. | 2 |
Общий балл | 5 |
Применение, анализ, синтез и оценка [10]
Задание 2 Прочитайте отрывок из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Определите, какую роль в раскрытии идейного содержания повести играет этот эпизод.
Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг
о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же, как и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие.
Схема выставления баллов
Оценкаи сравнительный анализ
Задание 3 [10]
Дайте аргументированный ответ на тему «Автобиографические мотивы в стихотворении
А. С. Пушкина «Арион»».
Схема выставления баллов
Балл | Описание |
9-10 | Показывает отличное понимание темы, идеи, жанра, выделяет наиболее характерные особенности. Представляет подробный анализ использованных автором языковых средств, комментирует их с использованием цитат. |
7-8 | Показывает достаточное понимание темы, идеи, жанра, выделяет основные особенности. Анализирует используемые языковые средства, комментирует их. |
5-6 | Показывает недостаточное понимание темы, идеи, жанра, выделяет некоторые отличительные особенности. Соответствующий анализ используемых языковых средств. |
3-4 | Показывает незначительное понимание темы, идеи и жанра, выделяет небольшое количество признаков. Мало анализирует используемые языковые средства. |
1-2 | Показывает очень слабое понимание темы, идеи и жанра. Пытается анализировать некоторые аспекты. |
Баллы | Описание |
9-10 | Результативно выражает мысли, идеи. Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию, верное развитие идей в логической последовательности. Применяет широкий спектр лексики и синтаксических конструкций. |
7-8 | Достаточно хорошо выражает мысли, идеи. Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию, с ясно выраженными идеями в логической последовательности. Хорошее применение широкого спектра лексики и синтаксических конструкций. |
4-6 | Недостаточно выражает мысли и идеи. Ответ в основном имеет связную структуру, соответствующую заданию, но не последовательную. Малое применение спектра лексики и синтаксических конструкций. |
1-3 | Незначительно выражает мысли, идеи. Структура ответа слабая, бессвязные переходы и отклонения. Очень малое применения диапазона лексики и синтаксических конструкций. |