Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности
В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования.
Такой популярности и востребованности профессии способствуют следующие факторы.
Во-первых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на принципах индивидуализации и других принципах открытого образования. Полноценная реализация стандартов возможна при наличии в образовании профессиональных тьюторов и/или педагогов с тьюторской компетентностью.
Именно профессиональный тьютор организует совместное обсуждение с обучающимся, его семьёй индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей, помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвижение обучающегося по индивидуальной траектории в пространстве образовательных учреждений.
Реализация концепции профильного обучения в старших классах школы предполагает соблюдение принципа индивидуализации, «держателем», «гарантом» которой в образовательном учреждении становится тьютор.
Государство четко определило курс на развитие научно-технического творчества, на организацию проектной, исследовательской и иной деятельности детей и юношества. Тьюторское сопровождение на данном направлении придаст новый импульс этим видам деятельности, позволит в полном объеме реализовать их потенциал. Тьютор создает условия для осознания молодыми людьми проектной и исследовательской деятельности как культурных способов взаимодействия человека и ситуации, решения человеком образовательных, профессиональных, производственных и жизненных проблем.
Обязательства России по выполнению Болонских соглашений предполагают такое переустройство высшего профессионального образования, в котором ключевую позицию будет занимать тьютор - представитель профессии, предполагающей особое сопровождение разработки и реализации каждым студентом индивидуальной образовательной программы, предусматривающей профессиональное становление и развитие.
Новая система оплаты труда также содействует распространению профессии «тьютор» в системе образования, так как дает возможность стимулировать тьюторов, поощрить их за инновационность, особую значимость и сложность профессиональной деятельности.
Во-вторых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества. Это связано с существующими политическими, социально-экономическими и нравственными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества, принципиально новой позицией человека в нем. Передовая часть общества поддерживает модернизацию системы образования, так как стремится к возможности иметь диплом о высшем образовании международного образца.
В-третьих, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося. У современного человека значительно возрастает потребность в самоактуализации, самообразовании, самореализации, что может стать результатами тьюторского сопровождения.
Обучающийся осознает необходимость разработки и реализации личной образовательной, профессиональной, жизненной программы, продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Также растет востребованность приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт осознанного отказа от чего-либо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества.
В-четвертых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны части представителей педагогического сообщества. В настоящий момент в педагогическом сообществе возрастает число педагогов, разделяющих ценности и принципы открытого образования. Значительная их часть связывает реализацию потребности в самоактуализации, самореализации через профессиональное развитие путем освоения новой, инновационной педагогической позиции и профессии - профессии «тьютор».
Очевиден заказ на тьюторскую деятельность в обществе. Возникает закономерный вопрос: чем принципиально отличается профессиональная тьюторская деятельность от других социально-педагогических профессий? В чем её сущность?
В общих чертах можно отметить следующее: традиционные социально-педагогические профессии направлены в большей степени на усвоение норм. Тьюторы же создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, неопределенностью, инновациями.
Профессия «тьютор», педагогическая тьюторская позиция принципиально отличаются от профессии и позиции учителя-предметника, психолога, социального педагога и классного руководителя. Для сравнения возьмем именно эти четыре профессии и их профессиональные позиции как наиболее распространенные и чаще всего сравниваемые с профессией «тьютор».
Учитель-предметник при его гуманистической направленности отвечает за предметное обучение. Целью его профессиональной деятельности является обеспечение усвоения и освоения обучающимся основ науки, которую он преподает. Содержание, которое должен освоить обучающийся определяется государственным образовательным стандартом и учебной программой дисциплины. Даже при организации обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся учитель-предметник не может до конца выйти за рамки программы. Учитель-предметник в первую очередь озабочен освоением стандартов и успешной сдачей выпускниками основной и средней школы соответственно ГИА и ЕГЭ по предмету, т. к. он несет ответственность за обучение.
Предметом профессиональной деятельности психолога в системе образования является психика субъектов образовательной деятельности. Целью профессиональной деятельности психолога является сохранение и укрепление их психического здоровья, создание и поддержание в коллективе образовательного учреждения благоприятного психологического климата, диагностика психологических особенностей обучающихся с целью их учета педагогами в практической деятельности.
Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива. Его профессиональными целями является обеспечение соблюдения каждым членом классного коллектива принятых в образовательном учреждении правил и норм.
Классный руководитель пытается удержать и обеспечить эффективную деятельность ученика в учебном пространстве школы, он следит за успеваемостью и посещаемостью, обеспечивает коммуникацию семьи со школой, школы с семьей. Зона ответственности классного руководителя - классный коллектив, ученик как член коллектива, соблюдение им установленных в коллективе норм.
Целью деятельности социального педагога является успешная социализация каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе, освоение им комфортных и приемлемых для него и для общества социальных ролей. Социальный педагог в российском образовании работает, прежде всего, с детьми из проблемных, сложных, социально запущенных семей. Его работа тесно связана с работой инспекторов по делам несовершеннолетних, он являются связующим звеном между ребенком и педагогами, отстаивая позицию ребенка. Кроме того, социальные педагоги занимаются вопросами оказания социальной помощи и поддержки семье и ребенку.
В отличие от предыдущих профессий, целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы.
Появление профессиональной и должностной позиции тьютора в образовательном учреждении как раз целесообразно в том случае, если возникает необходимость, становится актуальным и ценным для администрации школы, обучающихся, педагогического коллектива и родительского сообщества предоставление возможности обучающимся на разработку и реализацию полномасштабной индивидуальной образовательной программы. В других случаях можно ограничиться педагогами с тьюторской компетентностью.
Из сказанного можно сделать вывод, что современному образованию необходимы квалифицированные специалисты в области тьюторства, призванные обеспечить выявление индивидуальных образовательных запросов своих подопечных, осуществить организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов, проектов. Поэтому так актуальна задача по организации специальной подготовки профессиональных тьюторов. Это позволит расширить и модернизировать традиционные функции педагога, привести их в соответствие с требованиями времени, с образовательными запросами общества и образовательным заказом государства.
При отсутствии комплексного решения проблем подготовки квалифицированных современных педагогических кадров невозможен переход образовательной системы России в инновационный режим эффективного развития.
Кроме того, введение профессионального обучения по квалификации «тьютор» соответствует интересам студентов педагогических вузов, поскольку предполагает овладение новыми методами и подходами к обучению, востребованными на рынке труда.
Разработка и реализация программ профессионального педагогического образования, направленных на приобретение квалификации «тьютор», является актуальной потребностью, удовлетворение которой отвечает интересам личности, общества (включая педагогическое сообщество) и государства.