СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному образованию необходимы квалифицированные специалисты в области тьюторства, призванные обеспечить выявление индивидуальных образовательных запросов своих подопечных, осуществлять организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов, проектов.

Просмотр содержимого документа
«Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности»

Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности

В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает по­пулярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования.

Такой популярности и востребованности профессии способству­ют следующие факторы.

Во-первых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на принципах инди­видуализации и других принципах открытого образования. Полно­ценная реализация стандартов возможна при наличии в обра­зовании профессиональных тьюторов и/или педагогов с тьюторской компетентностью.

Именно профессиональный тьютор организует совместное обсуждение с обучающимся, его семь­ёй индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей, помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвиже­ние обучающегося по индивидуальной траектории в пространстве образовательных учреждений.

Реализация концепции профильного обучения в старших классах школы предполагает соблюдение принципа индивидуализации, «де­ржателем», «гарантом» которой в образовательном учреждении ста­новится тьютор.

Государство четко определило курс на развитие научно-техни­ческого творчества, на организацию проектной, исследовательской и иной деятельности детей и юношества. Тьюторское сопровождение на данном направлении придаст новый импульс этим видам деятель­ности, позволит в полном объеме реализовать их потенциал. Тьютор создает условия для осознания молодыми людьми проектной и иссле­довательской деятельности как культурных способов взаимодействия человека и ситуации, решения человеком образовательных, профес­сиональных, производственных и жизненных проблем.

Обязательства России по выполнению Болонских соглашений предполагают такое переустройство высшего профессионального образования, в котором ключевую позицию будет занимать тьютор - представитель профессии, предполагающей особое сопровождение разработки и реализации каждым студентом индивидуальной об­разовательной программы, предусматривающей профессиональное становление и развитие.

Новая система оплаты труда также содействует распространению профессии «тьютор» в системе образования, так как дает возможность стимулировать тьюторов, поощрить их за инновационность, особую значимость и сложность профессиональной деятельности.

Во-вторых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества. Это связано с существующими политичес­кими, социально-экономическими и нравственными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества, принципиально новой позицией человека в нем. Передовая часть общества поддерживает модернизацию системы образования, так как стремится к возможности иметь диплом о высшем образовании международного образца.

В-третьих, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося. У современного человека значительно возрастает потребность в самоактуализации, самообразовании, самореализации, что может стать результатами тьюторского сопровождения.

Обучающийся осознает необходимость разработки и реализации личной образовательной, профессиональной, жизненной програм­мы, продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Также растет востребованность приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт осознанного отказа от чего-либо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества.

В-четвертых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны части представителей педагогического сообщества. В настоящий момент в педагогическом сообществе возрастает чис­ло педагогов, разделяющих ценности и принципы открытого обра­зования. Значительная их часть связывает реализацию потребности в самоактуализации, самореализации через профессиональное раз­витие путем освоения новой, инновационной педагогической пози­ции и профессии - профессии «тьютор».

Очевиден заказ на тьюторскую деятельность в обществе. Воз­никает закономерный вопрос: чем принципиально отличается про­фессиональная тьюторская деятельность от других социально-педа­гогических профессий? В чем её сущность?

В общих чертах можно отметить следующее: традиционные соци­ально-педагогические профессии направлены в большей степени на усвоение норм. Тьюторы же создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, неопределенностью, инновациями.

Профессия «тьютор», педагогическая тьюторская позиция при­нципиально отличаются от профессии и позиции учителя-предметни­ка, психолога, социального педагога и классного руководителя. Для сравнения возьмем именно эти четыре профессии и их профессио­нальные позиции как наиболее распространенные и чаще всего срав­ниваемые с профессией «тьютор».

Учитель-предметник при его гуманистической направленности отвечает за предметное обучение. Целью его профессиональной де­ятельности является обеспечение усвоения и освоения обучающимся основ науки, которую он преподает. Содержание, которое должен освоить обучающийся определяется государственным образова­тельным стандартом и учебной программой дисциплины. Даже при организации обучения с учетом индивидуальных особенностей обу­чающихся учитель-предметник не может до конца выйти за рамки программы. Учитель-предметник в пер­вую очередь озабочен освоением стандартов и успешной сдачей вы­пускниками основной и средней школы соответственно ГИА и ЕГЭ по предмету, т. к. он несет ответственность за обуче­ние.

Предметом профессиональной деятельности психолога в системе образования является психика субъектов образовательной деятель­ности. Целью профессиональной деятельности психолога является сохранение и укрепление их психического здоровья, создание и под­держание в коллективе образовательного учреждения благоприят­ного психологического климата, диагностика психологических особенностей обучающихся с целью их учета педаго­гами в практической деятельности.

Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива. Его профессиональными целями является обеспечение соблюдения каждым членом классного коллектива при­нятых в образовательном учреждении правил и норм.

Классный руководитель пытается удержать и обеспечить эффектив­ную деятельность ученика в учебном пространстве школы, он следит за успеваемостью и посещаемостью, обеспечивает коммуникацию се­мьи со школой, школы с семьей. Зона ответственности классного ру­ководителя - классный коллектив, ученик как член коллектива, соб­людение им установленных в коллективе норм.

Целью деятельности социального педагога является успешная со­циализация каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе, освоение им комфортных и приемлемых для него и для общества социальных ролей. Социальный педагог в российс­ком образовании работает, прежде всего, с детьми из проблемных, сложных, социально запущенных семей. Его работа тесно связана с работой инспекторов по делам несовершеннолетних, он являются связующим звеном между ребенком и педагогами, от­стаивая позицию ребенка. Кроме того, социальные педагоги занима­ются вопросами оказания социальной помощи и поддержки семье и ребенку.

В отличие от предыдущих профессий, целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и ре­ализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы.

Появление профессиональной и должностной по­зиции тьютора в образовательном учреждении как раз целесообразно в том случае, если возникает необходимость, становится актуальным и ценным для администрации школы, обучающихся, педагогическо­го коллектива и родительского сообщества предоставление возмож­ности обучающимся на разработку и реализацию полномасштабной индивидуальной образовательной программы. В других случаях можно ограничиться педагогами с тьюторской компетентностью.

Из сказанного можно сделать вывод, что современному образованию необходимы квалифицированные специалисты в области тьюторства, призванные обеспечить выявление индивидуальных образовательных запросов своих подопечных, осуществить организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов, проектов. Поэтому так актуальна задача по организации специальной подготовки профессиональных тьюторов. Это позволит расширить и модернизировать традиционные функции педагога, привести их в соответствие с требованиями времени, с образовательными запросами общества и образовательным заказом государства.

При отсутствии комплексного решения проблем подготовки ква­лифицированных современных педагогических кадров невозможен переход образовательной системы России в инновационный режим эффективного развития.

Кроме того, введение профессионального обучения по квалификации «тьютор» соответствует интересам студентов педагогических вузов, поскольку предполагает овладение новыми методами и подходами к обучению, востребованными на рынке труда.

Разработка и реализация программ профессионального педагогического образования, направленных на приобретение квалификации «тьютор», является актуальной потребностью, удовлетворение которой отвечает интересам личности, общества (включая педагогическое сообщество) и государства.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!