СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«сущность педагогических технологий, их характеристика.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««сущность педагогических технологий, их характеристика.»»

Статья на тему:

«СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.»

Егорушкина Ася Арсеновна

Студентка 4 курса Мезенского Педагогического колледжа, г. Орла, Российская Федерация

Научный руководитель Бобылева Ирина Александровна

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя. Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Таким образом, педагогическая технология - это строго научное

проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Если изучить пути проявления педагогических технологий в историческом аспекте, то истоки их уходят в далекое прошлое.

Я.А.Коменский (1592-1670) в своем труде «Великая дидактика» указывал, что если учитель хочет добиться положительных результатов, то ему необходимо: 1) твердо установить цели; 2) определить средства для достижения целей; 3) знать твердые правила, как пользоваться средствами обучении. Идеи Я. А. Коменского широко были использованы его последователями.

Технология Д. Локка (1632 -1704) заключалась в воспитании человека, объединяющего в себе физическое, психическое и умственное развитие.

Новаторство Ж.-Ж. Руссо (1712 -1778) было в том, что на ребенка воздействуют три фактора: природа, люди, общество.

А. С. Макаренко (1888 - 1936) отмечал, что воспитание в России идет по логике морали, а надо строить по логике технологии.

Особенно бурно теория педагогических технологий начала развиваться в 60-е годы ХХ века. Наиболее известными педагогами в это время стали Б. Блум, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Ю. К. Бабанский, П. М. Эрдниев, М. В. Кларин и др.

Их наработки были детально изучены, систематизированы, что позволило в науке выявить два пути проявления педагогических технологий.

Первый путь. Педагогические технологии возникли из теории. Родоначальниками этого пути являются В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, П. Я. Гальперин и др.

Второй путь. Педагогические технологии возникли из практики. Авторами этих педагогических технологий являются Е. Н. Ильин, С. А. Лысенкова, В. Ф. Шаталов и др [1].

Таким образом, педагогические технологии строятся на богатом практическом опыте нескольких поколений учителей и умелом теоретическом обосновании их необходимости учеными современности.

На основании накопленного теоретического и практического опыта реализации педагогических технологий сегодня можно представить их тремя аспектами.

1. Научный аспект. Педагогическая технология - это часть педагогической науки, которая изучает педагогические процессы, разрабатывает цели, содержание, методы, средства, формы обучения и проектирования.

2. Процессуально-описательный аспект. Педагогическая технология описывает процесс обучения, состоятельность определения целей, методов, средств обучения для достижения планируемых результатов.

3. Процессуально-действенный аспект. Педагогические технологии используют личностные, методологические педагогические средства для достижения положительных результатов в обучении и передаче знаний обучающимся.

При реализации названных аспектов обязательно учитывают основные признаки технологий. В.П. Беспалько выделяет следующие:

- четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;

- структурирование, упорядочение, уплотнение информации,

подлежащей усвоению;

- комплексное применение дидактических, технических, в том

числе и компьютерных, средств обучения и контроля;

- усиление, насколько это возможно, диагностических функций

обучения и воспитания;

- гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения. Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения.

Отличие заключается в том, что педагогические технологии удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать, высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии. Методики часто не гарантируют должного качества.

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

-цели обучения;

-содержание обучения;

-средства педагогического взаимодействия;

-организация учебного процесса;

-обучающийся, учитель;

-результат деятельности.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Любая технология обучения включает в себя:

целевую направленность;

научные идеи, на которые опирается;

системы действий преподавателя и обучающегося;

критерии оценки результата;

результаты;

ограничения в использовании.

В заключение можно сказать, что существует большое количество различных педагогических технологий. Данные педагогические технологии дают возможность обучающимся развивать такие качества как любознательность, повышение мыслительной активности, развитие мышления, также педагогические технологии применяются на уроках, учитывая возрастные особенности учащихся.

















































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации [Электронный ресурс] : материалы заоч. науч.-метод. конф., 15–17 мая 2013 г., в рамках XV Респ. выст. науч.-метод. лит., пед. опыта и творчества учащейся молодежи «Я – грамадзянін Беларусі» / Респ. ин-т высш. шк. – Минск : РИВШ, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

  2. Белинский, В. Г. Рассуждение / В. Г. Белинский // Полн. собр. соч. : в 13 т. – М., 1953. – Т. 1 : Статьи и рецензии. Художественные произведения, 1829–1835. – С. 15–17.

  3. Агапов, Е. П. Методы исследования в социальной работе : учеб. пособие / Е. П. Агапов. – 2-е изд. – М. : Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2013. – 223 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!