СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему Сущность ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущность ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника

Для смысла ценностно-смысловой сферы личности главным является определение значимости того или иного явления действительности для субъекта, что предполагает форму отношения к миру Содержание этапов личностного развития обусловлено конкретно-историческими условиями, при этом не возраст ребенка является базовым, а возрастные границы этапа зависят от их содержания и изменяются вместе с изменением общественно-исторических условий.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему Сущность ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника»

Сущность ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника


Сегодня ценностно-смысловая сфера личности привлекает особое внимание исследователей в силу своей значимости для понимания тех психологических изменений, которые происходят в процессе взросления современных детей и подростков.


Теория ценностно-смысловой сферы личности опирается в своем развитии на труды по психологии, на современные концепции формирования и развития личности в исследованиях как отечественных, так и на зарубежных учёных.


Начиная с работ А.Н. Леонтьева, в отечественной психологии особое значение психического и личностного развития в онтогенезе придается ведущей


деятельности, определяющей развитие основных психологических новообразований, соответствующих стадиям возрастного развития.


  • основе периодизации психического развития Д.Б. Эльконина заложено положение о том, что в процессе смены видов деятельности закономерно чередуются две группы ведущих деятельностей: мотивационно-потребностной сферы личности и операционально-технической. «Развитие мотивационно-потребностной сферы личности происходит путем усвоения смысловых образцов (общественных норм, целей, мотивов деятельности и т. д.). Развитие операционально-технической сферы личности осуществляется посредством усвоения общественно выработанных способов действия с предметами».


Определение ценностно-смысловой позиции личности как жизненного отношения встречается и в работах Е.Б. Старовойтенко, М.С. Яницкого. Под ценностным жизненным отношением понимается система конкретных жизнеотношений, складывающаяся у человека в процессе превращения в реальность «Я», перевода в действительность, наполнения смыслом поступков и жизненных действий. Как утверждает Е.Б. Старовойтенко, ценности представляют собой смысловые образования, а личностный смысл событий и явлений во многом обусловлен ценностными отношениями личности. Ценностно-смысловая сфера представляется важнейшим психологическим органом саморазвития, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.


Базовое определение ценностно-смысловой сферы как функциональной системы, формирующей смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующей способы их достижения, принадлежит Н.Ю. Самыкиной. Говоря об отношении между ценностями и смыслами в структуре личности, она



определяет систему ценностей как «более объемное, охватывающее личность в целом, с необходимостью включающее смысловой компонент».


    • рамках исследования Л.Т. Потаниной ценностно-смысловая сфера личности понимается как совокупность системы ценностей человека и


производных от ценностей смыслов деятельности. Важнейшими характеристиками содержания сферы представлены прагматические и непрагматические ценности, широта и глубина значимых для человека ценностей. Под прагматическими ценностями понимаются формы отражения мира с позиции объективного содержания, выраженного посредством физических, химических, биологических свойств и характеристик предмета. Непрагматические ценности представляют собой общечеловеческие ценности, касающиеся жизнеустройства человека, выражающие систему личностных ценностей человека. Ценностно-смысловая сфера личности, по мнению Л.Т. Потаниной, проявляется на уровне сформированности смысловых структур, в том числе и на характере взаимодействия с этим миром на уровне поведения.


    • структуре ценностно-смысловой сферы Е.3. Басина предлагает говорить


  • трех типах смысловых образований - смысловых содержаниях, частных смысловых образованиях и общих смысловых ориентациях. Смысловые содержания представляют собой локальные личностные смыслы. Под частными смысловыми образованиями понимаются более обобщенные психические образования, лишенные непосредственной предметности, в которых выражено некоторое частное отношение личности к тем или иным аспектам действительности. Еще один аспект – смысловые ориентации могут быть рассмотрены как наиболее общие и основные «единицы» личности, формирующиеся не в конкретной деятельности, а на протяжении всей жизни личности.


Несколько иной подход к структурированию ценностно-смысловой сферы отмечен у Б.С. Братуся, который выделяет следующие уровни смысловой сферы личности. Выделяется нулевой уровень, в который включены прагматические, ситуационные смыслы, определяемые самой предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях. Эти смыслы скорее нельзя назвать личностными, так как они обусловлены конкретной ситуацией и выполняют регулятивную роль в сознании личности. Примером может послужить отсутствие для человека смысла в реализации заведомо неэффективной деятельности. Первый, эгоцентрический уровень личностно-


смысловой сферы, представляет собой наличие для человека какой-либо личной выгоды, престижа и комфорта. Интересно то, что при этом внешне намерения человека могут выглядеть вполне возвышенно и социально оправдано, однако при этом все остальные люди рассматриваются как помогающие, либо как препятствующие их осуществлению, ставятся в



зависимость от этих отношений. На втором уровне, группоцентрическом, определяющим смысловым моментом отношения к действительности становится близкое окружение человека, его референтная группа. Смысловая,


личностная направленность этого уровня обусловлена пользой, благосостоянием, психологическим благополучием и укреплением группы, интересы которой он защищает и пропагандирует. «Отношение к другому человеку существенно зависит при этом от того, является ли он «своим» или «чужим», «дальним»» Третий уровень можно назвать просоциальным, он заключает в себе общечеловеческие (собственно нравственные) смысловые ориентации (коллективистские, общественные и др.). На просоциальном уровне внутренние смысловые намерения, устремления человека направлены на реализацию такой деятельности, результатом которой будет польза, благо другим людям, даже неизвестным человеку, обществу и человечеству в целом. «Если на первом уровне другой человек выступает как вещь, как подножие эгоцентрических желаний, а на втором уровне другие делятся на круг «своих», обладающих самоценностью, и «чужих», ее лишенных, то на третьем уровне принцип самоценности становится всеобщим, определяя собой главное и, как мы знаем, единственно верное направление приобщения к родовой человеческой сущности». [


Личностное развитие представляет собой единство когнитивной и ценностно-смысловой сфер. Процесс психического развития личности осуществляется через усвоение социокультурных образцов в форме «системы значений» и в форме представленных смыслов.


Для смысла ценностно-смысловой сферы личности главным является определение значимости того или иного явления действительности для субъекта, что предполагает форму отношения к миру.


Психологическим критерием развития ценностно-смысловой сферы личности является реальный способ отношения к другому человеку, другим людям, человечеству в целом.


Следует отметить, что генезис ценностно-смысловой сферы личности обусловлен возрастными изменениями, и каждый новый этап опирается на новый уровень социального развития ребенка. Тем не менее, прямой зависимости развития ценностно-смысловой сферы ребенка от возраста нет.


Содержание этапов личностного развития обусловлено конкретно-историческими условиями, при этом не возраст ребенка является базовым, а возрастные границы этапа зависят от их содержания и изменяются вместе с изменением общественно-исторических условий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!