СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.03.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СВ 210 Обществознание 12.10.21

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СВ 210 Обществознание 12.10.21»

СВ 210 ОУД. 11 Обществознание (включая экономику и право)

Преподаватель: Оленева Е.К.

Адрес: oleneva_ekaterin@mail.ru

Задание дано 12 октября.

Выполнить до 15 октября.


Тема: Религия как феномен культуры.

Цель: Изучить важные аспекты религиозного мировоззрения.

Религия это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.

Вера — это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состо­яние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ система твердившихся ритуалов, обрядов, религиозных специфических действий. Веру, культ и другие элементы религии объединяет религиозное сознание - совокупность взглядов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, от­ражающих отношение верующих к сверхъестественным силам.

Важнейшую роль в религии выполняют религиозные организа­ции, или объединения. В традиционных религиях выделяют две ос­новные организации — церковь и секту. Церковь в переводе с гре­ческого — Дом Господа.

Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, избранность, а не­редко — и тенденция к изоляционизму. Институт священства в секте отсутствует, подчеркивается равенство всех членов секты, провозглашается принцип добровольности объединения.

В вопросе происхождения религии можно выделить два проти­воположных подхода: богословско-теологический и научно-материалистический.

Согласно богословско-теологическому подходу человек быт со­творен Богом и изначально находился с ним в полном единении. После грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности познавать Бога. Стремление и действия человека по восстановлению еди­нения, контакта с Богом и есть религия.

Материалистическая теория следующим образом объясняет воз­никновение религии. Первые религиозные верования появились в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Однако низкий уровень развития производительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы. Они всегда были во власти грозных сил, непод­властных и непонятных им. Реальных средств, чтобы противостоять силам природы у древних людей не было, и они вынуждены были обращаться к иллюзорным, воображаемым средствам. Таким обра­зом, религиозные первобытные верования возникли в связи с прак­тическим бессилием людей перед природой, их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.

Ранними формами религии были тотемизм, магия, фетишизм и анимизм.

Тотемизм — вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами), животным и растительным миром, яв­лениями природы и неодушевленными предметами. Тотем — растение или животное — воспринимался как реальный предок, от кото­рого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого его члена в отдельности.

Магия — это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или че­ловека. Исполнителями магических обрядов обычно становятся зна­хари, гадатели, колдуны, ведуны, ведьмы.

Фетишизм это поклонение неодушевленным предметам, ко­торым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения - фетишами - могут быть любые предметы есте­ственного или искусственного происхождения.

Анимизм (от лат. anima — душа) — вера в духовные сущно­сти, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Наиболее ранней формой анимизма была вера в духов. Высшей формой развития анимизма является вера в существование души, которая может переселяться в других людей, животных, расте­ния, предметы.

В период древней истории господствующей формой религии было язычество, представлявшее собой обожествление сил приро­ды. Язычество — это политеизм, т.е. многобожие. Каждый бог счи­тался покровителем какой-либо сферы жизнедеятельности чело­века. На смену язычеству пришли монотеистические мировые ре­лигии (монотеизм — единобожие).

Мировые религии — понятие, которое применяется по отно­шению к буддизму, христианству и исламу. Они появились в пери­оды формирования «мировых империй», когда возникла потреб­ность сплочения входящих в их состав многочисленных наций.

Исповедующим такую религию свойственен сильно выражен­ный прозелитизм, т.е. стремление обратить в свою веру лиц друго­го вероисповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность. Их проповеди носят межэтнический характер и обращены к представителям разных социальных групп. Мировые религии проповедуют идею равенства и братства лю­дей. что и обусловило их широкое распространение.

Самая древняя из трех мировых религий — буддизм, возник­ший в Индии в VI в. до н.э., основателем которой был Будда. Этим именем назвался царевич Гаутама. В 29 лет он ушел из дома и стал отшельником. Шесть лет он бродил по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел аскетический об­раз жизни. К 35 годам у Гаутамы появилось предчувствие близкого открытия истины, и он погрузился в медитацию, в которой пре­бывал без еды и питья, по разным версиям, от четырех до семи недель. В процессе медитации он достиг просветления и стал Буд­дой, которому были открыты все законы мироздания. Впослед­ствии Будда в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.

Согласно учению Будды жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание. Поэтому жаль человека, кото­рый из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудно­стей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за материаль­ными благами.

Эти идеи Будды были сформулированы в виде четырех ос­новных положений его учения:

  1. сущность жизни есть страдание;

  2. причина страданий — желания, привязанности, страсти;

  3. чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания, привязанности и страсти;

  4. для этого необходимо жить по законам правильного поведения и нравственного знания, через которое достигается нирвана.

Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угаса­ние». Этим понятием обозначается полное исчезновение, осво­бождение от земных уз, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет никаких желаний и стра­стей. В этом состоянии угасают все чувства человека, а вместе с ними и окружающий мир. «Мудрые, — говорил Будда, — угаса­ют, как лампады».

В буддистском учении в процессе его развития появилась идея о двух путях спасения: хинаяна и махаяна.

Хинаяна — монашеская форма буддизма: Будда почитается не как божество, а как человек — великий учитель, указавший лю­дям путь к спасению: состояние нирваны может достигнуть толь­ко монах в процессе монашеской жизни.

Основная идея махаяны заключается в том, что спастись (до­стичь нирваны) может не только монах, как утверждает хинаяна, но и любой мирянин, стремящийся к духовному совершенству, соблюдающий обеты, возносящий молитвы, прибегающий к по­мощи монахов и одаривающий их.

Христианство возникло в I в. н. э. Основу христианства состав­ляет учение о богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, спаси­теле мира, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть за грехи человеческие, воскрес и вознесся на небо. В буду­щем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

Основная идея христианства — спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, все зло в мире. Причиной зла в христианстве считается грех, т.е. акт личности, направленный против совести Бога, против нравственного зако­на, который дан только человеку среди мира живых существ.

Одни из основных догматов христианства — учение о троице. Его суть заключается в том, что Бог — не только личное суще­ство, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипоста­сях) — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Все три лица состав­ляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог-Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ниче­го созданы мир видимый и мир невидимый, первый человек Адам и из его ребра первая женщина Ева. Сотворив человека, Бог рас­пространил на него свой промысел, свою заботу. Творец сохраня­ет людей, пресекает зло. Он предопределил спасение людей через своего Сына, воплощенного в богочеловека Иисуса Христа. Христос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Тре­тьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и муд­рость.

Вероучение христианства изложено в Библии, которая состоит из двух частей — Ветхого Завета, или Священного писания, и Нового Завета. В них представлена история человечества, начиная с сотворения мира и человека и кончая описанием конца света в Апокалипсисе. Граница между Ветхим и Новым Заветами — рож­дение Иисуса Христа. Это событие положило начало Новой эре.

Разновидности христианства составляют православие, католи­цизм и протестантизм.

Хотя все христианские вероисповедания основываются на Биб­лии, понимание ее учения в целом различно у христианских вет­вей. Критерием верного понимания Священного писания для ка­толиков выступает в конечном счете слово Папы, для протестан­тов — убеждение основателя данной конфессии, для православ­ных — Священное предание.

В отличие от православия, которое признает решения только первых семи Вселенских Соборов, католицизм продолжал разви­вать свою догматику на последующих Соборах. Поэтому основу учения католической церкви составляет не только Священное писание, но и Священное предание, которое образуют постанов­ления 21 собора, а также официальные документы главы католи­ческой церкви — Папы Римского.

Важной чертой католицизма, отличающей его от православия, выступает догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Православное учит, что души людей в загробном мире попадают в рай или ад. Католическая церковь сфор­мулировала догмат о чистилище, в которое попадают души греш­ников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отя­гощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне.

С догматом о чистилище связано учение о запасе добрых дел. Согласно ему церковь располагает запасом «добрых дел». Этот за­пас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Церковь рас­поряжается этим запасом «добрых дел» по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается. На основе этого учения в Средние века была широко распространена практика продажи индульгенций — папских грамот об отпущении грехов.

Специфической особенностью католицизма выступает также положение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Он провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который, по христианскому преданию, был пер­вым римским епископом. В развитие этих положений на I Вати­канском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.

Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации, в рамках которой антифеодальные выступле­ния широких народных масс и движение нарождающейся буржу­азии приобрели религиозную окраску. От католицизма откололась значительная часть верующих, образовавших новое направление западного христианства. Протестанты отвергают догмат о спаса­ющей роли церкви и настаивают на личной связи человека и Бога. Поэтому они отрицают роль священников как посредников между человеком и Богом. Единственным источником учения в протестантизме признается Священное писание. Авторитет Свя­щенного предания отвергается. Библия, по мнению протестан­тов, должна переводиться на национальные языки. Самостоя­тельное чтение и толкование Библии считается обязанностью каждого верующего.

Одним из принципов протестантизма является положение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать, совершать богослужение. Служитель культа в протестантизме ли­шен права исповедовать и отпускать грехи. Большинство протес­тантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений.

Важный принцип протестантизма - положение о том, что спа­сение человека достигается не добрыми делами, а только исклю­чительно личной верой в Бога.

Ислам — самая молодая из всех мировых религий, возникшая в конце VI в. в Аравии. Одним из важнейших хозяйственных и духовных центров Аравии того времени была Мекка, в которой располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен — языческий храм Кааба, окруженный изваяниями различных пле­менных богов. Именно в Мекке были произнесены первые пропо­веди новой религии — ислама — его основателем пророком Мухаммедом. В 610 г. он выступил с проповедью учения о едином боге, которое назвал исламом (в переводе с арабского — «покор­ность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусуль­мане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле.

При жизни пророка его высказывания, воспринимаемые как прямые слова Аллаха, передавались устно. Лишь спустя два деся­тилетия после смерти Мухаммеда было собрано и переписано то, что говорилось им в проповедях. Это и составило текст священной книги мусульман Корана.

Несколько позднее Корана появились хадисы — рассказы о деяниях и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, соста­вившие сборники под названием «Сунна». На основе Корана и Сунны мусульманские богословы разработали шариат — свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ри­туалов. призванный охватить всю жизнь мусульманина от рожде­ния до смерти. В нем встречаются нравственные нормы общечеловеческого значения: не убивай, не прелюбодействуй, не лги, будь честным, добрым, чти отца и мать. Однако есть наставления чисто исламские, проповедующие покорность Аллаху и власти, ибо она от бога.

В исламе наиболее последовательно проводится принцип мо­нотеизма, чем в других мировых религиях. Вера в единого бога Аллаха — основа ислама. Аллах сотворил все сущее, он — выс­ший, всемогущий, мудрый.

В исламе проповедуется бессмертие души. После смерти она покидает тело и воскресает в день страшного суда. Как и в христи­анстве, утверждается существование ада и рая в загробном мире. Ислам утверждает веру в божественное предопределение. Все под­чинено воле Аллаха.

Основные культовые требования ислама выражены в пяти «стол­пах веры». Каждый правоверный мусульманин обязан их неукосни­тельно соблюдать. Первое культовое требование (предписание) — произнесение краткой формулы, которая содержит основную суть ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Второе — ежедневная пятикратная молитва (намаз). Третье — со­блюдение поста (уразы) в течение месяца по лунному календарю в месяц рамазан. Четвертое — закят. Первоначально это была добровольная благотворительность во имя Аллаха. Затем она превра­тилась в обязанность для очищения грехов. В настоящее время за­кят — это уплата налога, взимание которого предписано по Кора­ну. Пятое культовое требование — паломничество в Мекку (хадж).

Основные направления ислама — суннизм и шиизм. Суннизм — наиболее многочисленное направление в исламе. Основу религи­озной и общественной практики суннитов кроме Корана состав­ляет Сунна. Верховная власть в халифате (государстве мусульман), по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избирае­мым всей общиной. Шииты же признают законной лишь наслед­ственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по ли­нии его двоюродного брата Али.

Ислам распространен среди значительной доли населения на­шей страны. При этом подавляющая его часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений с центрами в крупных городах России.


Задание:

1) Прочитайте параграф 4.4. Религия (стр. 128; учебник Важенин А.Г. Обществознание)

2) Опираясь на текст параграфа, найдите ошибки в предложениях:

А.Материалистическая теория установила, что человек был сотворен

Богом и изначально находился с ним в полном единении, после грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился, стремление и действия человека по восстановлению единения, контакта с Богом и есть религия.


Б.Согласно богословско-теологическому подходу, первые религиозные нормы возникли в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества, однако низкий уровень развития производительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы, таким образом, религиозные первобытные верования возникли в связи с практически м бессилием людей перед природой , их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.


В.Основой ислама является учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо, в будущем произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.


Г. В буддизме наиболее последовательно проводится принцип монотеизма, чем в других мировых религиях, вера в единого бога Аллаха является основой этого вероучения. Аллах сотворил все сущее, он - высший, всемогущий, мудрый верховный судья.


Д. В отличие от католицизма, который признает решения только первых семи Вселенских Соборов, православие продолжало развивать свою догматику на последующих Соборах, поэтому основу его вероучения составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21-го Собора, а также официальные документы Римского папы.


3) Пройдите по ссылкам и выполните задания

https://learningapps.org/6133532

https://learningapps.org/8774587


Литература:

1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей - М.: Академия, 2019. - 528 c.

2. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально - экономического профиля: Учебник / А.А. Горелов. - М.: Academia, 2017. - 384 c.

3. Губин В.Д. Обществознание (спо) / В.Д. Губин, М.Б. Буланова, В.П. Филатов. - М.: КноРус, 2017. - 413 c.

4. Интернет-источники


Задания можно выполнять:

- письменно, фотографировать и отсылать

- текст в формате Word


Уважаемые студенты! При отправке ответов указывайте группу!






Скачать

© 2021 954 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя