Министерство образования и науки РБ
МАОУ» СОШ №9»
XII Республиканская научно-практическая
конференция учащихся начальных классов
«Первые шаги»
Номинация: История родного края
Тема: «Свадебные традиции бурят»
Автор: Цыбенова Норжима,
ученица 4 г класса
МАУ СОШ №9 г.Улан-Удэ
Домашний адрес: Иволгинский район,
с.Хойто-Бэе,. ул. Баянгол, 20
Телефон:__89243535417__
Руководитель: Дамбиева Людмила Сурун-Хоровна
Телефон:__89644073278_
г.Улан-Удэ
2017г.
I.Введение
1.1. Актуальность темы исследования
Современный мир тревожит множество нерешённых проблем, связанных с этническим бытием. Одна из характерных черт современности выражена стремлением народов сохранить свою самобытность, уникальность своей традиционной культуры, особенностей своего менталитета, национального психологического склада, вписать новые страницы в этническую историю своего народа и мирового сообщества в целом.
Данное исследование обусловлено потребностями общества, так как традиции и традиционные культуры играют важную роль в поддержании стабильности в обществе, сохранении элементов равновесия в нем.
Современный мир, его глобализация меняет ценностные основания, а с этим неизбежно меняется и сам человек. В контексте своеобразия культур «Восток-Запад» во многом определяется завтрашний день всего человечества. Здесь заложена диалектика общего и особенного, где мировая культура выступает как общее, общечеловеческое, а национальное, традиционное – как единичное, конкретное.
Объектом исследования выступает традиционная культура бурят, связанная с таким событием, как свадьба.
Предметом исследования являются традиции бурят, сохранение и развитие их в современных условиях.
Целью исследования является культорологическое исследование народной культуры бурят.
Основные задачи исследования: в работе решаются вопросы, связанные с свадебным обрядом и их местом в общей культуре бурятского народа, в анализе особенностей менталитета бурятского народа – носителя традиционной культуры, рассмотрение проблем преемственности традиций в современной бурятской культуре.
1.2. Общая характеристика исторической культуры бурят
Историческую основу бурятской культуры составляет комплекс материальных и духовных ценностей, относящихся к культуре монгольского суперэтноса и характеризуется как результат центрально-азиатской цивилизации. В условиях пребывания в составе России, вторжения в Бурятию двух систем культуры и идеологии – западно-христианской и восточно-буддийской, - их воздействия и влияния. С одной стороны бурятская культура продолжила своё развитие, приобретая новое содержание и формы, а с другой – начала трансформироваться и в какой-то мере вытесняться ценностями двух мировых религий. В итоге образовался новый культурный пласт – собственно бурятская культура. Именно мотивы сохранения и развития собственно бурятской культуры двигали известным этнографом, фольклористом , просветителем, собирателем и исследователем Матвеем Николаевичем Хангаловым (1858-1918). За свою жизнь М.Н. Хангалов собрал колоссальный материал по фольклору, этнографии и шаманству бурят, преимущественно западных , в трёхтомнике.
Огромный пласт культуры принадлежит буддизму и буддийской традиции, принесённой в Бурятию из Тибета и Монголии. К этому пласту относится буддийское учение, включающее философию, тибетскую медицину, астрологию, буддийскую живопись. На этой основе в Бурятии развивалась письменность, книгопечатание.
Язык бурятского народа, претерпев влияния других языков, не утратил живости и выразительности. Ныне он второй государственный язык Республики Бурятия.
Культура Бурятии становится известной в России и других странах. Этому способствует активная деятельность по сохранению и популяризации, которую осуществляет бурятская интеллигенция в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Иркутске. Бурятская диаспора живёт в Китае, Монголии, Америке, Европе, Австралии и других странах.
Я очень часто бываю с родителями на свадьбах и торжествах, связанных с ней. Мне интересно было наблюдать за ритуалом и обрядами. Я решила посвятить свою работу бурятской свадьбе. В этом мне помогли мои родители, бабушка и дедушка.
II. Основная часть.
В старые времена у бурят свадьбы часто планировались родителями тогда, когда жених и невеста были еще детьми. Отцы менялись поясами, беря обязательство, что их дети, когда вырастут - поженятся.
Непосредственно свадебные дела начинались со сватовства. Свататься к родителям невесты едут представители семьи жениха. Среди сватов выделяются наиболее почетные - худын туруу (мужчина) и худагын туруу (женщина). Они должны быть не вдовые, полностью здоровые, многодетные, и дети их также должны быть живы и здоровы.
Обычно сватов нечетное количество (3-5-7 - священные числа). В дом к родителям невесты важно приехать, пока солнце высоко. Гостей никто не встречает. Они заходят в дом невесты «нара зуб» - т.е. по ходу солнца, и без приглашения.
Долго засиживаться во время сватовства не принято. В среднем беседуют 2-3 часа, после чего надо уезжать. Уже после «Хадаг табилга» родители молодых в рабочем порядке решают, какого числа будет бракосочетание, где и как.
ПОДАРКИ НА СВАТОВСТВО
Мужчинам принято дарить рубашки, женщинам — кофты, платки или отрезы ткани. Подарок должен быть «полным», т.е. если это рубашка, то она должна быть с воротником и длинными рукавами, если это ткань, то ее должно хватить на дэгэл, кофту или платье. И одаривая тканью, надо обязательно пожелать, чтобы из нее сшили одежду.
Нельзя дарить что-либо полое снизу, вещи черного цвета и с остроконечной макушкой.
КАК ПРАВИЛЬНО ДАРИТЬ И ПРИНИМАТЬ ПОДАРКИ
У бурят-монголов издавна сложилась традиция одаривания небольшими подарками гарай бэлэг (гостинец на руку), радуя друг друга, гостей и друзей. Однако здесь соблюдаются некоторые правила, которые должен знать каждый:
~ небольшие подарки в упаковке (чай, кофе, духи) вручают гостям, держа обеими руками с поворотом рук по ходу солнца;
~ вручая подарок правой рукой, нужно поддерживать локоть левой рукой (так преподносят чашки с чаем и чарки с вином);
~ нельзя вручать и принимать подарок, держа его между пальцами рук:
~ нельзя вручать и принимать подарок левой рукой, глядя в это время в другую сторону, или обращаясь к другому человеку — так поступают невежи;
2.2. ЭНЖЭ — ПРИДАНОЕ НЕВЕСТЫ
Женщину не зря называют хранительницей очага, хозяйкой утвари. Поддерживать порядок в доме и вокруг него, хорошо готовить, аккуратно обиходить одежду и постельные принадлежности — всему этому девушку обучав еще в отчем доме. Умелица-невестка с первых дней будет на хорошем счету у сватов.
В старину в приданое девушки обязательно входили ездовая лошадь и дойная корова. И сейчас в приданое невесты входят домашние животные. Родственники считают своим долгом подготовить ее к замужней жизни, прилагают все усилия, чтобы подготовить дочери приданое.
Раньше для приданного готовили украшенные орнаментами и узорами стеганые войлочные тюфяки (олбог), матрасы (шэрдэг), подголовники (дэрэ) с медными и серебряными бляхами.
ПРОВОДЫ НЕВЕСТЫ
На проводы невесты (басаганай наадан) жених отправляется с другом и родственниками для сопровождения невесты (бэри хүтэлхэ худанар) – парой средних лет, чтобы с почетом увезти невесту. Эти сваты обязательно должны быть равно успешными в четырех ипостасях своей жизни: иметь крепкую семью, воспитать детей, быть успешными в работе и обеспечивающими достаток в доме.
На проводах невесты особым уважением пользуется сторона матери невестки (бэриин нагасанар), им первым дают слово на празднике.
Сторона жениха заранее готовится к приезду определенного числа гостей.
2.3. СВАДЕБНОЕ ТОРЖЕСТВО
ПРЕПОДНОШЕНИЕ ПОДАРКОВ И ХЭШЭГ НЕВЕСТЫ
В самом начале для открытия празднества ведущий свадьбы предоставляет слово худын түрүү – главе сватов со стороны жениха, потом дается слово родителям жениха и далее родителям невесты. Затем дают слово сватам, съездившим на родину невесты. Они отчитываются, как прошел пир невесты и с каким почетом они привезли пир на свадьбу. Затем свадьба продолжается по плану ведущего.
Свои подарки родственники преподносят в следующем порядке: сначала выходит сторона отца жениха, затем родственники со стороны матери жениха. После того как отзвучат благопожелания и вручат подарки самые близкие родственники, дают слово худагын түрүү со стороны невесты, которая озвучивает приданое невесты (подарки и имущество) и говорит напутственные слова сватам.
Бэриин хэшэг (передача угощения от невесты) – один из красивых народных обычаев. К свадебному столу добавляются тарелки с яствами, специально привезенными стороной невесты. Сторона невесты приглашает всех гостей отведать гостинцев.
ХАДАГ
Хадаг у бурят – высший подарок и дань глубокого уважения. По обычаю хадаг вручают правильной стороной в сторону принимающего (развернутая, открытая сторона считается лицевой). Тот, кто подносит, и тот, кто принимает хадаг, должны быть с покрытой головой. Приняв хадаг, его нельзя куда-нибудь класть или вешать на шею. Такое никогда не приветствовалось у бурят. Полученный хадаг аккуратно складывают на левую руку и кладут за пазуху дэгэла (в нагрудный карман).
Хадаг вручаю родителям, уважаемым пожилым людям, учителям высокопоставленным чиновникам и дальним гостям.
2.4. ОБРЯД РАССТИЛАНИЯ КРОВАТИ
Буряты во все времена уделяли большое внимание обряду расстилания брачного ложа. Принято, чтобы молодожены в этот момент стояли рядом у кровати. Первым делом перед обрядом брачующиеся должны вкусить белой пищи. При обряде убранства кровати участвуют три-четыре женщины с обеих сторон, равно успешные в четырех ипостасях жизни.
Сначала стелют матрас невесты, потом – матрас жениха, заправляя кровать, чередуя постельными принадлежностями невесты и жениха, и заканчивают застиласть покрывалом жениха. При расстилании кровати говорят благопожелания и осыпают ее зернами пшеницы и риса. В некоторых местностях принято использовать мелкие монеты.
Закончив обряд по всем правилам, молодых усаживают на кровать, сваты говорят свои благопожелания, на невестку надевают украшения, а на зятя - рубашку. Этот свадебный ритуал означает, что отныне постель двух молодых объединилась. В древних легендах и сказаниях говорится о сокровенной сути супружеского ложа.
2.5. РАЗЖИГАНИЕ ОЧАГА В НОВОМ ДОМЕ
Подношение очагу – один из самых почитаемых ритуалов у всех монгольских народов. Искру из отцовского дома жениха в новый дом молодоженов бережно переносит уважаемый человек со стороны родственников жениха. Молодых усаживают перед огнем, а уважаемый местный старец подносит подношение огню и просит для молодой семьи у духа огня «унтаршагүй гуламта, унатагүй сэргэ» (неугасимого пламени, непадающей коновязи).
После того как огонь, часть отцовского очага, зажжется в новом доме, невеста варит чай, подносит угощения духу огня и потчует гостей. Гости и родственники, согласно доброй традиции, хвалят молодую невестку и усыпают ее пышными речами-благопожеланиями.
После свадебной церемонии молодые заселяются в новый, специально подготовленный дом (юрту). Гости разъезжались в тот же день, сразу после свадьбы. Через месяц после свадьбы замужняя женщина приезжала к своим родителям погостить, привозила с собой съестные подарки (хышык), гостила в течение недели. Но если в течение прожитого в доме мужа месяца девушка проявляла себя ленивой, не умеющей вести хозяйство, ее могли отправить к родителям насовсем
III. Заключение
Создание семьи - естественное стремление человека. Необходимость продолжения рода, чтобы он не оборвался, не угас, чтобы в очаге всегда горел огонь, не развеялось пепелище предков - вот главный мотив брака бурят в прошлом.
Свадебные обряды составляли комплекс различных представлений, обрядов, ритуальностей, касающихся этики, религии, искусства, физической культуры и т.д.
Бурятские свадебные обряды представляют собой строгое, веками выработанное и организованное действие, которое построено на ряде последовательно связанных символических моментов, созданных многими поколениями с незапамятных времен. Исполнялось оно рядом ответственных лиц, как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Буряты верили в магические слова песен и благопожеланий, почти каждый гость свадьбы, особенно люди старшего поколения, считали обязательным произнести их для молодых.Современный свадебный обряд бурят имеет общие для всех бурят черты. Как и старый, он состоит из трех основных циклов: предсвадебного, собственно свадьбы и послесвадебного. Многие из сложных церемоний и ритуалов свадьбы модернизировались, также значительно сократились и упростились их элементы. При этом основное место занимает собственно свадьба.
Список использованной литературы
1. В. Алагуева/ «Золотая книга Бурятии»/ издательство «республиканская типография»/Улан – Удэ 2000г.
2. К.Д. Басаева/ «Свадьба и брак у бурят»/ бурятское книжное издательство / Улан – Удэ 1991г.
3. К. Герасимов/ Традиционная культура бурят/ Издательство «Белиг»/ Улан – Удэ 2000г.
4. Б.Р.Зориктуев/«Буряты»/ Издательство «Белиг»/ Улан – Удэ 2000г.
5. «Храни свои корни» / Улан-удэ 2002г
Содержание
Введение.
1.2. Общая характеристика исторической культуры бурят
II. Основная часть.
2.1. СВАТОВСТВО «Хадаг табилга»
2.2. ЭНЖЭ — ПРИДАНОЕ НЕВЕСТЫ
2.3. СВАДЕБНОЕ ТОРЖЕСТВО
2.4. ОБРЯД РАССТИЛАНИЯ КРОВАТИ
2.5. РАЗЖИГАНИЕ ОЧАГА В НОВОМ ДОМЕ
III. Заключение.