Селянина Л.В., Белобородова О.А.
МБОУ СОШ №4 г.Бирска, Республики Башкортостан
Светофор – наш друг
( классный час в 1-м классе)
Цели:
1) формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения;
2) повторить правила уличного движения пешеходов по улице и дороге, дорожные знаки;
3) воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.
Оборудование: картинки светофоров разных видов , дорожные знаки, 3 круга – красный, желтый, зеленый для игры.
Ход классного часа
Учитель:
Долгожданный дан звонок -
Это начался урок.
А урок расскажет всем,
Как без обид и без проблем,
Рано утром, не спеша,
Прийти в школу малышам.
- У дорог и улиц есть свои строгие законы, своя азбука – это ПДД, которые необходимо соблюдать водителям и пешеходам. Незнание языка дорог может привести к беде, к дорожно-транспортным происшествиям. А для того, чтобы с вами такого не случилось, мы поговорим, как нужно вести себя на улице.
- Первые правила дорожного движения появились 329 лет тому назад. В 1683 году царь Пётр I издал указ о правилах движения. А через 129 лет в Москве действовали самые настоящие правила, они ограничивали скорость экипажей, ведь автомобилей ещё не было.
Шло время, и появился первый автомобиль. Собаки с лаем убегали от этого чудовища, люди крестились, как при виде “нечистой силы”, прятались по домам, а если встречали автомобиль по дороге, то прижимались к заборам.
Быстро пролетело время, и автомобили появились повсюду. Скорость современных автомобилей превышает начальную на несколько десятков. Поэтому на дорогах нужны были помощники. Отгадайте, какие помощники нужны были на дорогах городов.
Загадка. (Читает учитель)
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе могу помочь!
Ученики: Это светофор.
- Расскажите, что вы знаете про цвета светофора.
Сообщения детей.
Свое происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен на улицах Лондона. Но, чтобы не было столкновений, нужен был какой-то промежуток времени между зелёными и красными сигналами. И тогда люди придумали жёлтый цвет.
В нашей стране первый светофор появился на улицах Москвы в 1929 году. Он представлял собой круг, разделённый на три сектора: красный, жёлтый и зелёный. По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Управлял таким светофором специально представленный к нему регулировщик. Но уже через несколько лет такой светофор заменили на электрический, который действует и сегодня.
Учитель. А кто знает, почему были выбраны именно такие цвета?
Красный – цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в туман и в дождь.
Зелёный цвет – резко отличается от красного. Их невозможно перепутать.
Жёлтый цвет – промежуточный, он призывает быть внимательным.
Учитель: О чём это стихотворение? Что такое светофор?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Надо помнить о том, что сигналы светофора располагаются в строгой последовательности: вверху — красный, внизу — зелёный, в середине — жёлтый. Где устанавливаются светофоры?
Учащиеся: На самых опасных участках дороги.
Учитель: Представьте себе такую ситуацию: вы подходите к пешеходному переходу и вдруг зелёный сигнал светофора начал мигать. Как вы поступите?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Посмотрите на рисунки. Здесь 2 светофора
Светофоры, которые имеют только две секции с изображениями красного неподвижного человечка и зелёного шагающего человечка, предназначены только для пешеходов и устанавливаются на пешеходных переходах. Такой светофор называется пешеходным. Светофор, у которого три сигнала, называется транспортным.
♦ Учитель помещает на доску карточки со словами «Пешеходный светофор» и «Транспортный светофор».
Игра на внимание (физминутка) - А сейчас, ребята, я предлагаю поиграть. Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – руки на пояс, зеленый – ходьба на месте. И так, внимание!
Учитель показывает карточки с цветами сигналов светофора в произвольном порядке.
Работа в тетрадях (тесты Светофор) Вариант 1
- У вас на партах модели светофоров, дома вам нужно будет их вырезать и склеить(показать образец) и при их помощи повторить правила перехода улицы, можно рассказать об этом своим игрушкам.
Учитель. Но не только светофор нам помогает перейти дорогу.
Ученик.
Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет “что” и “как”,
Звать его … дорожный знак.
(показать знаки пешеходных переходов)
Выполнить задания на листочке, раскрасить один рисунок на выбор
Итог занятия.
- Что нужно, чтобы стать настоящим пешеходом?
- Какие бывают светофоры?
Дидактическая игра “Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора”.
(С сигнальными карточками)
Бурлит в движеньи мостовая -
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ-
Какой горит для пешеходов цвет?
(Дети показывают красную сигнальную карточку)
Особый цвет – предупреждение!
Сигнала ждите для движения.
Скажите правильный ответ –
Какой на светофоре свет?
(Дети показывают жёлтую сигнальную карточку)
Иди вперёд! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ –
Какой горит при этом свет?
(Дети показывают зелёную сигнальную карточку)
- Надеюсь, что вы всегда будете помнить правила пешеходов и будете всегда их выполнять. Удачи вам! До новых встреч!