СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Священные птицы славянского эпоса" (материалы ежегодной НПК "День науки")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящена исследованию устного народного творчества славян. В ней раскрывается символическое значение птиц в славянском эпосе.

Автор работы обращается к мифам, сказкам, преданиям, повериям  и другим жанрам народно - поэтического искусства наших предков.

В проведенном исследовании делается вывод, о необходимости  изучать славянскую культуру и литературу, так как в этом кроется наш национальный характер, ценностные ориентации народа, его стремление к свободе, добру и справедливости, его миропонимание – одним словом, все то, без чего не может жить русский человек.

Просмотр содержимого документа
«"Священные птицы славянского эпоса" (материалы ежегодной НПК "День науки")»


Научно-практическая конференция школьников «День науки»



Тема

«Священные птицы славянского эпоса»

Секция «Гуманитарные науки»

Тип работы реферативно-исследовательская

Автор работы

Васильева Нина,

7 Б класс,

МБОУ «Гимназия №2»

Руководитель

Калина

Елена Николаевна,

учитель

русского языка и литературы





- г. Курчатов, 2016 год -



СОДЕРЖАНИЕ


Введение ___________________________________________ 3 стр.

Основная часть

I .Славянская Вселенная ______________________________6 стр.

II. Священные птицы предков________________________ 8 стр.

  1. Птицы – Девы __________________________________9 стр.

  2. Сказочные птицы_______________________________15стр.

  3. Птицы, наделенные волшебными способоностями__19стр.

III. Практическая работа___________________________ 29 стр.

Заключение_________________________________________36 стр.

IV. Источники информации________________________37стр.












Аннотация

Данная работа посвящена исследованию устного народного творчества славян. В ней раскрывается символическое значение птиц в славянском эпосе.

Автор работы обращается к мифам, сказкам, преданиям, повериям и другим жанрам народно - поэтического искусства наших предков.

В проведенном исследовании делается вывод, о необходимости изучать славянскую культуру и литературу, так как в этом кроется наш национальный характер, ценностные ориентации народа, его стремление к свободе, добру и справедливости, его миропонимание – одним словом, все то, без чего не может жить русский человек.

В работе даны ясные ответы на поставленные в ходе исследования вопросы.













Введение

Птицы – тайна и красота Вселенной… Наши предки относились к ним с огромным почтением и вниманием. Ведь они олицетворяли могущественные силы природы: «стремительное разлитие солнечного света, внезапное появление и исчезание несущихся по небу облаков, порывистое дуновение ветра, мгновенно мелькающий блеск молнии, неудержимое течение воды…» 1 все это напоминало птичий полет.

Наши далекие предки смогли уловить это необыкновенное сходство, уловить и запечатлеть в мифах и устных преданиях.

И вот уже столетия волшебный образ птицы украшает славянский эпос, повествующий о мироустройстве, о героях-богатырях, о могущественных Богах, властвующих не только над человеком, но и над самой матушкой-природой.

Но научились ли мы за века правильно понимать, разгадывать эти чудо-образы? Думаю, не всегда. Мы до сих пор не можем точно ответить, почему одни птицы несут человеку счастье, радость и процветание, а другие – беды и болезни? С чем это связано? Где разгадка этой тайны?

Прикоснувшись к славянской культуре, я поняла, что ответы на эти вопросы нужно искать в мифологии славян, в «преданьях старины глубокой».

Мне захотелось разобраться в этом, провести исследование на тему «Священные птицы славянского эпоса».

Она показалась мне чрезвычайно интересной и актуальной. Знакомясь с символическими образами птиц в славянской мифологии, мы приобретаем ключ к пониманию души нашего народа, его истории и культуры.

__________

1 Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи: Баснословные сказания о птицах. - М.: Современник, 1982. - 464 с.

А народная мудрость гласит: «Когда знаешь прошлое, имеешь настоящее и можешь смело смотреть в будущее!»

В этой работе я попытаюсь доказать гипотезу: «Образ птицы – один из главных образов славянских мифов, воплощение верований, обычаев и традиций народа, его мировоззрения».

Проблема исследования заключается, во-первых, в том, что славянская мифология настолько древняя, что большинство литературных памятников существовало лишь в устной форме и до нас их дошло очень мало. У славян, к сожалению, не было своего Гомера, который бы литературно обработал и запечатлел на бумаге древние сказания.

Во - вторых, история славянского народа была такова, что верования людей несколько раз менялись насильственным образом, при этом уничтожались практически все упоминания о прежних мировоззрениях.

Но, несмотря на это, герои славянских мифов не канули в небытие, они остались в памяти народа, в его культурных традициях, обрядах и повериях. Обрели «вторую жизнь» в сказках, загадках, пословицах и поговорках.

Там, в этом загадочном и интересном мире, и живет наш русский дух, который и отличает нас от других, делает неповторимыми.

И мне кажется, в сегодняшнем сложном и противоречивом мире нам следует больше внимания уделять не чужим, а своим ценностям, очень важно восстановить эту духовную нить, связывающую прошлое и настоящее, чтобы понять и не потерять самих себя.

В связи с этим цель моей работы такова:

- выяснить символическое значение птиц в славянских мифах и других произведениях устного народного творчества.






Из этого вытекают следующие задачи:

  1. познакомиться со славянским эпосом;

  2. проанализировать некоторые литературные источники;

  3. собрать материал по теме исследования, обобщить и систематизировать его, сделать выводы;

  4. оформить и представить проект.


Методами исследования стали

- метод анализа и синтеза источников по интересующей проблеме;

- систематизация данных;

- сравнительно-сопоставительный;

- проблемно-хронологический.

Объект исследования образ птицы в славянской мифологии.

Предмет исследованиясимволические значения птиц в литературных памятниках предков.
















Основная часть

I. Славянская Вселенная

Какой же представляли себе Вселенную наши предки? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Это объясняется тем, что территория, на которой они жили, была обширна, разной была природа, а следовательно, и понимание ее было разным.

В популярной исторической энциклопедии М. Семеновой «Мы – славяне!» сказано, что Мир «казался им похожим на большое яйцо…  А у родственных и соседних народов существуют даже сказания о том, как это яйцо было снесено «космической» птицей. У славян же сохранились отзвуки легенд о Великой Матери – родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей. Учёные полагают, что имя Великой Матери было Жива, или Живана».2

Земля, по их представлениям, расположена в центре Вселенной, «подобно желтку».3 Наш живой мир - вверху этого «желтка», а Мир мертвых, Ночная страна – внизу. «Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей».4

Девять разных Небес, «подобно яичным пленкам и скорлупе»,5 окружают Землю. У каждого свое предназначение: на одном царствуют Солнце и звезды, на другом – Месяц, третье – стихия туч и ветров.

Особым славяне считали Седьмое Небо - «твердь», прозрачное дно небесного Океана, где хранятся запасы живой воды. Это «хляби небесные», что питают Землю живительной влагой.

__________

2, 3, 4, 5 Электронная книга «Библиотека book.ru» :

Мария Семенова «Мы - славяне!». Популярная энциклопедия:

http://bookz.ru/authors/semenova-maria/mi--sla_998/1-mi--sla_998.html


Все девять Небес, живой и неживой Миры связывает Мировое Древо,

похожее на громадный раскидистый дуб. Оно родит семена всех деревьев и трав. А там, где вершина Мирового Древа поднимается над Седьмым Небом, в «хлябях небесных» есть чудесный остров, славянский рай «Ирий» или

«Вирий» («Вырий»), а еще его называли островом Буяном. Кто не слышал про этот остров-рай?! В скольких сказках, заговорах, преданиях упоминается эта обитель добра, света и красоты. И в пушкинских сказках он возникает не случайно, а как продолжение народной традиции.

Из заоблачного Ирия исходят на Землю души новорожденных, а души усопших отправляются в него. И живут здесь прародители всех птиц и зверей… А в холода сюда прилетают все перелетные птицы.

Здесь хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям бороться со злом. Здесь лежит бел-горюч камень Алатырь, обозначающий центр Мира. На этой Алатырской горе растет и чудо-яблоня с золотыми молодильными яблоками, дарующими бессмертие.

Восьмое и Девятое Небеса – это крыша Ирия. Что простирается за ними? Неизвестно… Может быть, наши славные предки тоже мечтали познать эти далекие миры?


















  1. Священные птицы предков

Мировое Древо – обитель птиц. Здесь мирно уживаются и мифические посланники Богов - птицы-Девы с человеческим лицом, и сказочные птицы, способные принимать облик людской, и обычные пернатые. Но и они за «заслуги» перед Высшими Силами наделяются порой волшебными способностями.

Птицы самые разные… Но у каждой есть свое «почетное» место! В этом «пернатом» царстве своя тонкая иерархия! Познакомимся с ней!




  1. Птицы – Девы

На вершине Мирового Древа восседает птица-пророк Гамаюн.


Веет между облаков,
Волю ведает Богов,
Слыша звоны горних струн,
Песнь слагает Гамаюн.

Марина Волкова





Гамаюн - птица-Дева с лицом женским и грудью, «…и всякое перо ее иное, и сияет цветами разными,.. светло становится от нее, как днем».6

Она – птица вещая, знает будущее. Изучая славянскую мифологию, ученые пришли к выводу, что это Гамаюн пропела нашим далеким предкам упоительные «Песни» о Богах, сотворении Вселенной, о борьбе Добра и Зла, о мироустройстве. Пела, словно мотала золотые нити древней истории! И родилась из этих волшебных «Песен» священная книга славян – Веды.

Гамаюн способна зачаровать всякого, кто ее слушает. Само название ее «Гамаюн»» происходит, вероятно, от «гамаюнить» — баюкать (наверное, потому, что «Песни..» этой птицы и служили сказками детям на ночь).  Она вестник Богов.

По преданиям, Гамаюн способна управлять погодой, вызывать сильный ветер, а порой и бурю. Она пророчит счастье, поет божественные гимны и может предсказывать будущее тем, кто умеет слышать тайное.



__________

6 сайт Bestreferat.ru: www.bestreferat.ru/referat-398972.html

Славяне верили: Гамаюн знает все на свете, потому что родилась вместе с миром. А потому к ней принято было обращаться за советом.

«Прилети, Гамаюн, птица вещая,

Через море раздольное,

Через горы высокие,

Через тёмный лес, через чистое поле.

Ты воспой, Гамаюн, птица вещая,

На белой заре, на крутой горе,

На ракитовом кусточке,

На малиновом пруточке…

«Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь…

Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам…

Отчего зачался весь Белый Свет?

Солнце Красное как зачалось?

Месяц светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились?

И задули как ветры буйные?

Разгорелись как зори ясные?...»7

Вот о чем спрашивали наши предки птицу-пророка. Ее назначение – напоминать людям о высших ценностях бытия.













__________

7 Свято-Русские Веды. Книга Коляды. – 2-е изд., испр. и доп. / Воссоздание песен, обработка переводы с разных славянских языков и диалектов А. И. Асова. – М.: «Издательство ФАИР» , 2010. – 576 с.: ил.

Алконост тоже прекрасная жительница райского сада. На восточных ветвях Мирового Древа поет она, но гнезда не вьет.

Гимны дивные поёт,
В ясном Ирии живёт,
Песней в сказку строит мост
Чудо-птица Алконост.
Ты в святых её руках
Позабудешь боль и страх,
Взор ясней небесной сини
У прекрасной Берегини…

Марина Волкова

Очень любили ее славяне. Прекрасной Девой Зари нарекли они эту полуженщину, полуптицу. Оперенье ее подобно сияющей радуге, голова увенчана короной, а в руках-крыльях - райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Чудесно пение ее! Сладко, как сама любовь!

Услышавший ее может позабыть обо всем на свете, но зла человеку она не делает. Наоборот, Алконост прилетает к людям в трудные минуты жизни,

помогает и словом, и делом, успокаивает неземным пением, врачует раны.

Это про нее в народе говорили:

«… зашивает раны кровавые и расстилает розовую фату над всем миром, пробуждая его ото сна». 8

Есть у этой птицы и волшебные свойства. Алконост - зимородок. Она несет яйца посреди зимы (или во время зимнего солнцестояния) «на крае моря» 9, но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. Семь дней лежат они в глубине, а затем всплывают на поверхность. Все это время неотступно следит Алконост за водной гладью, чтобы никто не украл яйцо.

__________

8, 9 Свято-Русские Веды. Книга Коляды. – 2-е изд., испр. и доп. / Воссоздание песен, обработка переводы с разных славянских языков и диалектов А. И. Асова. – М.: «Издательство ФАИР» , 2010. – 576 с.: ил.

А потом она забирает их и семь дней высиживает на берегу, пока не вылупятся птенцы. Все эти дни на море – безветренная погода. Успокаивается морская стихия, словно помогает птице сохранить птенцов.

Поэтому люди верили, что Алконост может управлять погодой.

Удивительно, но не только славяне чтили эту птицу-Деву. Ее светлый образ сохранился и в мифах Древней Греции.

Алкиона, так звали ее греки, была дочерью бога ветров Эола и женой фессалийского царя Кеика, сына Бога утренней звезды Эосфора. Им было так хорошо друг с другом, что она даже посмела называть себя Герой, а его - Зевсом. Разгневались за это на них Боги Олимпа, почувствовали себя оскорбленными и обрушили молнию на судно, в котором за советом к оракулу плыл Кеик.

Алкиона ждала его на вершине утёса. Когда же к утёсу прибило волной тело погибшего мужа, она бросилась с вершины утеса в волны бушующего моря. И произошло чудо: боги превратили ее в морскую птицу-зимородка. Затем Алкиона-зимородок оживила погибшего мужа. Боги и Кеика превратили в птицу, и они снова стали неразлучными.

Греки считали, что, когда Алкиона высиживает яйца, на Ионическом и отчасти Эгейском морях, в течение двух недель наступает затишье

(неделя до и неделя после зимнего солнцестояния), так как отец Алкионы Эол, бог ветров, удерживает в это время подвластные ему ветры.

Оттого, наверное, песня Алконоста – песня чистой любви ко всему живому!








Неизменный спутник Алконоста - птица Сирин. Живет она там, где заходит Солнце, на западных ветвях великого Древа.

Густых кудрей откинув волны, 
Закинув голову назад,
 
Бросает Сирин счастья полный,
 
Блаженств нездешних полный взгляд.
 
И, затаив в груди дыханье,
 
Перистый стан лучам открыв,
 
Вдыхает всё благоуханье,
 
Весны неведомой прилив...
 

Александр Блок

«Сирин и Алконост»

Сирин - дитя темной Силы. Согласно поверьям, эта птица-Дева была прекрасна лицом. Телом напоминала сову. Оперением необыкновенна: Крылья ее были серо-белые с голубыми и красными полосами, а по краю – тонкий темный ободок. Может, потому она и «Сирин»: «сирый», «серенький», а может, и оттого, что поет как морские сирены!

Клюв птицы нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза мудрые, яркие, зеленые, цвета молодой листвы.

Голову птицы украшает сияющий нимб - символ райского происхождения.

Голос у Сирина – истинное блаженство! Пела она людям сказочно-чарующие песни. Всякий, кто ее слышал, забывал обо всем на свете. Песни ее коварны! Трудно, встретившись с Сирином, не потерять себя: она могла показать человеку все, что он пожелает. И если слаб человек, заслушается сладкоголосую певунью, поддастся ее чарам, то расплата неизбежна.

Кто-то слеп, кто-то утрачивал способность разговаривать, а кто-то и вовсе лишался жизни после встречи с этой птицей-Девой.

Славяне верили, что существо это посылается человеку как искушение,

проверка души на крепость.

«Живет» на острове Буяне и таинственная птица-праматерь.

По-разному называли ее: Стратим-птица, Ногай-птица, Страх-Рах, Страфиль. В «Голубиной Книге» предков о ней сказано так:

«...Которая птица всем птицам мати?
А Стратим-птица всем птицам мати.
А живет она на Океане-море,
А вьет гнездо на белом камене;
Как набегут гости-корабельщики
А на то гнездо Стратим-птицы
И на ее на детушек на маленьких,
Стратим-птица вострепенется,
Океан-море восколыблется,
Как бы быстрые реки разливалися,
Топит он корабли гостинные,
Топит многие червленые корабли
С товарами драгоценными!»
10

Изображали птицу-гиганта с маленькой головой на тонкой шейке, крючковатым клювом, длинным узким телом и одним поднятым вверх крылом.

По силе равна она Морскому царю: лишь поведет сильным крылом Стратим-птица – разволнуется море, расколышется; взлетает она – поднимаются на море гигантские валы, разверзаются пучины морские,

тонут в них корабли, исчезают с лица Земли-матушки леса и города, а закричит Стратим-птица - разыграется буря сильнее прежнего.

Горе тому, кто окажется вбилизи ее гнезда! Но если человек добр сердцем, спасает и милует ее птенцов, то и она платит ему добром – помогает ему выбраться с безлюдного острова и долететь до Земли.

В народе почитали Стратим-птицу как помощника Стрибога – Верховного Бога Ветра. Ведь она могла вызвать и укротить бурю, от нее зависели жизни людей!

__________

10 сайт «Энциклопедия Мифологии»: http://godsbay.ru/slavs/stratim.html

  1. Сказочные птицы

Трудно представить себе наши мифы и сказки без крылатых героев, способных принимать человеческий облик.

Любим всеми Финист Ясный Сокол.

В народе считается, что это сам Великий Велес – мудрый покровитель животного мира воплощается в Сокола. Часто он, бесстрашный и быстрый, как свет молнии, является людям в облике прекрасного юноши. Финист Ясный Сокол, как страж справедливости, всегда отчаянно сражается за Правду.

Никто и ничто не спрячется от его взора. «От соколиного глаза никуда не укроешься!» — говорит острослов-народ. Что не под силу простому человеку, одолеет смелый Сокол. Он может мгновенно слетать за «тридевять земель», внезапно обрушиться на врага лютого, словно из воздуха возникнуть перед красной девицей.

Кто не знает сказку «Финист Ясный Сокол»?! В ней он является девушке в облике птицы только днем, а ночью превращается в «молодца красоты неописанной».11

В сказках и мифах приходится ему порой преодолевать напасти: то попадает он в западню злых сестер возлюбленной, изрежется о ножи острые, то уснет «непробудным сном»12 от зелья жены-обманщицы, но слезы любимой, которая «трое башмаков износила, трое посохов железных изломала, трое колпаков железных поистрепала»,13 пока нашла его,  пробуждают ото сна, и Сокол становится еще прекрасней. Этим он напоминает птицу Молнии и Небесного огня, которая на зиму умирает или засыпает, а весной возвращается к жизни.

Светлая птица - Сокол! Имя его стало нарицательным на Руси.


__________

11, 12, 13 сайт «Сказки». Финист Ясный Сокол:

http://vseskazki.su/narodnye-skazki/russkie-narodnie-skazki/finist-yasnyi-sokol-chitat.html

«Сокол», «соколик» - так называют чистых душой, сильных и смелых мужчин, это любимый образ русского народа. Ему и сегодня посвящают поэты чудесные строки:

Добрый молодец – ясный сокол -
Помни, Финист, тебя всю ночь
Снова в тереме том высоком 
Ждёт меньшая отцова дочь!
Ждёт, ещё не омыв слезами
Утра брезжущего лишь чуть:
Где ножами в оконной раме
Зависть твой перекрыла путь…
Нет преград для любви прекрасной,
Всё пройдёт она, чтоб сказать:
Здравствуй, Финист, мой сокол ясный,
Вместе нам суждено летать!

Эльдар Ахадов

«Славянский пантеон»





Еще одно волшебное существо дивной красоты обитает в славянском эпосе - Жар-птица. Наша Жар-птица – «родная сестра» индийской Гаруде.

Это царь-птица с головой орла, прекрасными золотыми когтями и мощным клювом.

По преданиям, сотворили Жар-птицу лучезарный Бог Солнца и Всесильный Громовержец Перун. Прилетает она к людям из рая Ирия или далекого тридесятого царства. Оперение ее днем сияет, огнем горит, жаром пышет, а ночью от него может стать так светло, как будто зажжены тысячи тысяч свечей, как будто в небе Ярило горит. Простому человеку и взглянуть на него нельзя: слепит оно точно солнце или молния. Одному ее перу цена побольше целого царства будет, а самой Жар-птице и вовсе цены нет.

Поклюет Жар-птица золотых яблочек, что возвращают молодость и даруют бессмертие, попьет живой водицы ключевой и запоет песнь чудную. Очень любит петь она! А когда поет – из клюва скатный жемчуг сыплется.

Сколько сказочных героев мечтали заполучить эту райскую птицу! Вспомнить хотя бы Ивана – царевича из сказки «Иван-царевич, Жар-птица и серый Волк»! Каких только испытаний не пришлось ему пережить, чтобы раздобыть эту чудо-птицу! Ведь одно ее перышко могло сделать человека счастливым! Поэтому найти его означало поймать удачу за хвост.

Но, как повествуют сказки, далеко не всем улыбалась эта удача! Только самый достойный получал заветное вознаграждение. Если же к ней прикасался дурной человек, с черными помыслами, то посылала ему райская птица беды и напасти, а порой и погибель. Знали люди о крутом нраве Жар-птицы. Потому одни любили ее, а другие – боялись!


Трепетный и нежный образ белой Лебедушки запечатлен в сказках и устных преданиях нашего народа. Не иначе как Царевна-Лебедь величали ее люди. Царственный Лебедь у наших далёких предков часто связывался с Солнцем. По народным преданиям, в дневное время Солнце катит по небу упряжка коней, а в ночное время несут Светило в подземном океане лебеди в упряжке с гусями и утками.

Поразительной красотой очаровывала Царевна-Лебедь:

«…Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…»
14

Такой помнил ее народ, а гениальный А. С. Пушкин запечатлел эту память в стихах.

Но красота ее не только внешняя. Царевна Лебедь – воплощение прекрасной и чистой женской души. Это символ великой любви и верности, мудрости и необычайной волшебной силы. На все готова она ради любимого! От чистого сердца помогает она герою, попавшему в беду, не требует ничего взамен!

Очень похожа на нее и Василиса Премудрая - любимая героиня русских сказок. В ней такое же чистое сердце, острый ум и бесстрашие!

__________

14 сайт «Сказки. А. С. Пушкин»:

http://www.teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/Pushkin/Skazka-o-Saltane3.htm


3. Птицы, наделенные волшебными способностями

По представлениям славян, на службе у Богов, духов да и людей были и обычные птицы, например: орел, грифон, аист, ворон и многие другие. Но «обычными» их тоже можно назвать лишь условно. Небесные жители получали «за службу» Высшим Силам волшебные способности: некоторые понимали человеческий язык и сами умели разговаривать, а иные несли человеку крылатое послание-знамение о грядущей радости или печали.

«Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко достала». С детства знакома нам эта загадка о туче. Но мы и не догадывались, что родилась она еще в глубокой древности.

Давным-давно наши предки верили, что на небе сидят тучи-великаны в виде громадных орлов и размахом своих крыльев производят ветры, а от полета их бури разыгрываются. А потому у славян Орел - символ бурь и ветров.

Орел – Владыка небес! Птица самого Перуна! Он, Бог-громовержец, может принимать орлиный облик, а может мчаться по поднебесью на могучих крыльях Орла-помощника.

Конечно, есть у такой птицы и своя тайна. По преданиям, Орел знал, что где-то на краю Света есть озеро с живой водой. И как только силы его слабели, или болезни начинали одолевать, или старость приближалась, летел Орел к тому озеру купаться. Омоется в чистой, живой воде и исцелится. Потому и век его долгий.

В других сказаниях говорится о том, что Бог давал Орлу поручение выкопать или очистить источник. Гордый Орел не исполнил его. За это Бог наказал птицу: в самое засушливое летнее время Орел не имеет права пить воду. Она для него превращается в кровь, и он вынужден мучиться от жажды.

Восхищался народ и богатырской силой Орла: в мелкие щепки разбивает он могучей грудью дубы-великаны, одним взглядом поражает врага, а как есть примется, так целого быка да три печи караваев съедает, ушат меда за раз выпивает. Разгневается – целые города огнем сметает.

За это почитали его воины: пролетит Орел над войском – значит, близка победа.

Вот такая Царь-птица Орел!















Трудно сказать, откуда в мифологии славян появилось такое мистическое существо, как Грифон – птица с головой орла, туловищем льва, а иногда и с хвостом змеи.

По мнению славяноведов, Грифон появился благодаря желанию древнего человека иметь могущественного покровителя сразу в земном и воздушном пространствах. Этот «союз» царственных особ - орла в небе и льва на земле - и породил диковинного Грифона.

Считалось, что родина Грифонов - Индия или Передняя Азия, где они охраняют огромные сокровищницы с золотом и драгоценными камнями. И даже гнезда этих птиц выстланы драгоценностями.

Описания их разнятся. В одних источниках Грифоны – птицы, покрытые черными перьями по всему телу, и только на груди оперение красное, в других они предстают белыми птицами с голубыми шеями, в третьих встречаются золотые Грифоны с крыльями, сияющими всеми цветами радуги. Глаза у Грифона золотые, а крылья имеют странный второй сустав, чтобы было удобнее их складывать. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а живой замертво падает.

«Огромностью и мощью грифоны подобны львам а даже нападают на последних, ибо имеют преимущество в крыльях; превосходят они силою также слонов и драконов».15

__________

15 сайт «Земля до Потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации»:

http://www.dopotopa.com/grifony.html

Несмотря на его устрашающий вид, Грифон – любимейший страж славян. Его образ не исчез из народной памяти даже после принятия христианства. Согласно историческим документам, изображения этой мистической птицы можно встретить на церковных вратах Рождественского собора в Суздале 1230-ых годов.

В славянской мифологии Грифоны и василиски охраняют все подходы к Ирию и Алатырской горе, стерегут яблоню с молодильными яблоками. Ни пешему, ни конному нет туда дороги. Про них рассказывал народ, что тянут они колесницы Богов по поднебесью, а сияющие их перья излечивают слепоту. Из огромных когтей этих птиц получаются волшебные чаши для вина: если яд в вине, то тут же потемнеет чаша.

В сказках Грифон, часто сам того не ведая, помогает добрым молодцам.

В славянском эпосе сохранилось много сюжетов, когда юноша отправляется за тридевять земель, в тридесятое царство за прекрасной невестой, подходит к морю синему - ни переплыть его добру молодцу! Велит он тогда рыбакам зашить себя в шкуру лошадиную и оставить на берегу. Прилетает ночью Гриф-птица, хватает шкуру и летит с ней через океан-море. Как только почувствует герой-путешественник землю, вынимает нож булатный, разрезает шкуру и выходит на Свет белый нежданно-негаданно для «перевозчика» - Грифона. Улетает со страху могучая птица, а добрый молодец продолжает дальше свой путь.

Вот такой разной может быть эта чудо-птица… Единство противоположностей: разрушает и спасает!






Миролюбивый Аист – любимец славян. По легенде, Аист когда-то был человеком. Бог собрал всех ползучих гадов в мех и поручил ему уничтожить их, бросив в огонь или воду. Любопытный человек не удержался, развязал мешок, чтобы посмотреть, что в нем. И гады снова расползлись по Земле. Разгневался Бог, превратил руки человека в крылья и, спустивши с него штаны, загнал в воду – снова собирать гадов. От холода у несчастного покраснели нос и ноги. И тогда Бог сжалился над ним и оставил ему белую рубаху и черную жилетку. Но став птицей, Аист не утратил человеческую душу и не разучился понимать человеческий язык.

По другим преданиям, ноги у Аиста красные, потому что связан он со стихией огня: «Аист, у которого унесли детенышей, прилетел с огнем в клюве и бросил его в свое опустевшее гнездо, отчего и сгорел весь дом дотла. Напротив, те дома, в которых никто не беспокоит Аистов, предохранены от пожара; если бы где и загорелось—Аисты немедленно приносят в своих клювах воду (намек на дождь) и, носясь в воздухе, льют ее и гасят показавшееся пламя».16 А еще заботятся о потомстве гостеприимных хозяев.

Поэтому до сих пор на кровли домов люди нарочно кладут колеса, привечают птиц. Прилетит Аист к такому дому - гнездо совьет, детушек народит, будет дом беречь от пожара. А значит, будет семья счастливой и многодетной!

__________

16 Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи: Баснословные сказания о птицах. - М.: Современник, 1982. - 464 с.

Пожалуй, самая загадочная птица славянского эпоса – Ворон. Его считали Стрибожьим внуком: ветер – стихия этой птицы. Ветер везде летает и все знает. И Ворон тоже. Многими тайнами владеет он, потому что очень давно живет на свете. Век ворона, по поверьям, не менее трехсот лет.

По мифам славян, «… в начале мира ключами от Ирия владел Ворон. Но его громкое карканье тревожило души умерших и пугало волшебных птице - Дев, поющих в райском саду. Тогда Сварог повелел Ворону отдать ключи Ласточке. Ворон не посмел ослушаться Верховного Бога, но один ключик от потайной дверцы оставил себе.

Ласточка принялась его стыдить, и тогда он со злости выдрал у нее несколько перьев из хвоста. С той поры хвост у ласточки раздвоен.

Проведав о том, Сварог настолько рассердился, что обрек все воронье племя клевать до скончания веков мертвечину.

Ворон же так и не отдал ласточке ключ — им он иногда отпирает потайную дверцу, когда его собратья-вороны прилетают в Ирий за живой и мертвой водою.17

В сказке «Иван-царевич и серый Волк» Ворон приносит Ивану-царевичу и спасает от гибели. Благодаря «живой и мертвой воде», душа возвращается в тело, чтобы завершить делана Земле.
__________

17 Электронная книга: Е. Грушко. Русские легенды и предания. Иллюстрированная энциклопедия:

http://www.e-reading.club/bookreader.php/115349/Grushko_-_Russkie_legendy_i_predaniya._Illyustrirovannaya_enciklopediya.html

К Ворону обращаются и за советом сказочные герои в поисках своего счастья. Он – птица вещая, предсказывает смерть, нападение врагов, и даже указывает на клады.

Но за его черное оперение и гортанное карканье приписывают Ворону и зловещий нрав. Считают, что любая нечисть может в него превратиться. Часто и сама смерть прилетает к человеку Черным Вороном.

Но в некоторых сказках Ворон и Ворона запечатлены хитрыми, хвастливыми, тщеславными, на лесть падкими. Таков Ворон - Воронович в одноименной русской сказке.18

А в сказке «Ворона», записанной В.И. Далем в Карелии в 1900 году, Над Вороной - обидчицей птицы вершат праведный суд. «От нее житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детенышей крадет, яйца таскает да ими своих воронят питает!» - пожаловались на нее птицы батюшке сизому Орлу.

Рассердился Орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она сидит и по сей день!» 19

Вот такая это непростая птица!



__________

18 сайт «Любимые волшебные сказки». Ворон-Воронович. Русская сказка:

http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1040357/10/Lyubimye_volshebnye_skazki.html

19 В.И.Даль. Старик-годовик: сказки, загадки, пословицы, игры. Петрозаводск, "Карелия", 1990, с.81-83.

Олицетворением доброты и красоты стал Голубь у наших предков. С этой священной для них птицей соединилось представление о счастье и любви. «Голубь, голубка, голубушка», — говорят у нас в народе о влюблённых. Голубь – миротворец, он может смягчить ожесточившиеся сердца, нежным воркованием успокоить детей. Потому так много сложено о нем колыбельных!

Но порой на крыльях Голубя прилетало в дом вещее пророчество: влетел Голубь в избу – быть смерти или пожару!


Символами Весны Красны были Соловьи, Жаворонки и Ласточки. По мифам, Ласточка хранит золотые ключи, которыми она отмыкает лето и замыкает зиму. Про нее говорят, что на маленьких своих крылышках она несет счастье тому дому, под стрехой которого совьет гнездо.

Жаворонки и Соловьи - это души предков, что прилетают навестить родную сторонку, а их пение в поднебесье – это молитвы о близких и родине.


Сова, наверное, наиболее таинственная и загадочная птица. Скрытный ночной образ жизни, «умный» взгляд, бесшумный полет, пугающий голос поражали человеческое воображение. Сов почитали, посвящали богам и героям, они стали символом мудрости. Во многих сказках и легендах совы выступают советниками, проницательными птицами, вестниками тех или иных событий, носителями необычных знаний. Сове славяне приписывают роль хранительницы подземных богатств. В шутку назвали ее «ночной гулякой», «величали в сказках «Совушкой — вдовушкой», разумною головушкой, залесною барышней – Ульяной Степановной. Любит она жить в глухом лесу, сторожит клады, дружит с мудрецами ». 20

__________

20 сайт «Алые паруса» : http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/01/22/obraz-ptitsy-v-russkoy-literature

Очень много мифов, преданий и поверий связано с Кукушкой. В народе говорили: Кукушка - жена, тоскующая по мужу. Печальница - горемыка, она оплакивает свою долю.

А русская сказка «Почему кукушка одна живет» так объясняет кукушкину незавидную долю:

«Когда боги создали землю, то заселили ее зверями и птицами, каждой твари было по паре.

В ту пору у кукушки был муж — кукуш. Однако он ей не по нраву пришелся, и начала она на других птиц засматриваться. Улучит минутку — и ну хвостом вертеть перед удодом, вороном, ястребом, соловьем и даже петухом.

Рассердились на нее их жены, собрались как-то раз и чуть не заклевали беднягу до смерти. Кукушка поплакала-поплакала — и опять за свое.

Тогда жены птичьи подучили кукуша со своей блудливой супругой разобраться. А она смеется:

Погоди, говорит, вот снесу яйца, высижу птенцов, тогда и будем разбираться, чья я жена.

Понял муж, что жена детей от ястреба, да ворона, да петуха нагуляла, очень рассердился, гнездо разорил — и улетел куда глаза глядят.

Что было кукушке делать? Украдкой снеслась она в чужие гнезда — и снова сидит на дереве, кукованьем чужих мужей приманивает. С тех пор и повелось, что живет кукушка одна, без пары, а птенцов своих другим птицам подкидывает. Но все же она иногда грустит по своему мужу, оттого и говорят, что, когда кукушка кукует, из глаз ее падают слезы».21

Словом, бесприютная душа кукушки – это душа человека, наказанного Богом за какую-то провинность перед родителями, детьми или близкими.

__________

21 сайт «Clow.ru: Русские сказки и предания»: http://folk.clow.ru/information/325.html

Очень интересны и народные поверья о Петухе. «Петух — птица, приветствующая восход солнца; своим пением он как бы призывает это животворящее светило, прогоняет нечистую силу мрака и пробуждает к жизни усыпленную природу». 22

В мифах Петух - олицетворение небесной грозы. В ее пламени сгорают черные тучи, и является миру «светозарное Солнце». Он изображался блестящей красной птицей. Вероятно, из-за родства Петуха с огненными стихиями и появилось в нашем языке такое выражение, как «подсадить красного петуха», то есть поджечь дом.

Образ этого вестника утренней Зари остался и во многих сказках. Петушок – Золотой Гребешок « сидит на высоком небе и не боится ни воды, ни огня: брошенный в колодец, он выпивает всю воду, а брошенный в печь — заливает этой водою огонь...». 23

Обо всех чудесных свойствах этой птицы поведал

А. С. Пушкин в « Сказке о золотом петушке»:

«…Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту, птицу, -
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Вот такой Петушок – помощник !

Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся…
24

__________

22, 23 Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи: Баснословные сказания о птицах. - М.: Современник, 1982. - 464 с.

24 сайт «Рoesias.ru»: А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»:

http://poesias.ru/rus-stihi/stihi-pushkin/stihi-pushkin10758.shtml

  1. Практическая работа

Изучая символическое значение птиц в славянской мифологии, я решила выяснить, насколько изменилось оно сегодня. Для этого я провела анкетирование обучающихся 7-8 классов (всего 48 человек), задав им несколько вопросов. Результаты этого исследования представлены в следующих диаграммах.


Вопрос № 1. С какими славянскими мифами о птицах вы знакомы?








Вопрос № 2. С чем у вас ассоциируется образ птицы?











Вопрос № 3. Какая птица, по-вашему, наиболее ярко отражает черты русского национального характера?











Вопрос № 4. Какие литературные произведения о птицах вам запомнились?








Вопрос № 5. Чему, на ваш взгляд, мог бы поучиться у птиц современный человек?








Вопрос № 6. Какая птица, по-вашему, является вестником счастья и удачи?











Вывод

Проведенное анкетирование показало, что мои сверстники, к сожалению, практически не знакомы с литературным наследием наших славянских предков. Большинство из них увлекается современной зарубежной литературой.

С образом птицы они связывают, в первую очередь, свободу и независимость, мечты человека о счастье. И это неудивительно, потому что птица по-прежнему остается для человека непостижимым существом, связанным с небом. Мы хотим быть на них похожими в отношении к миру и самим себе. Хоть они, на первый взгляд, и беззащитные птахи, но человеку есть чему у них поучиться: терпению, любви и верности, храбрости и желанию жить! Душа русского человека, открытая, талантливая, бескорыстная, сродни птице. Слово «свобода» для нее ключевое!

















Заключение

Приступая к работе над проектом, я задалась целью выяснить символическое значение птиц в славянских мифах и других произведениях устного народного творчества.

В ходе исследования я прикоснулась к миру устного народного творчества славян, открыла для себя много нового и интересного. Тема «Священные птицы славянского эпоса», выбранная мною, безусловно, сложна и многогранна. Я попыталась рассказать о символическом значении птиц, наиболее почитаемых нашими предками, и доказать гипотезу: «образ птицы – один из главных образов славянских мифов, воплощение верований, обычаев и традиций народа, его мировоззрения».

Считаю, что с этой задачей я справилась. Конечно, в рамках одной работы подробно рассказать о «птичьем пантеоне» славян не представляется возможным. Эта тема может быть в дальнейшем расширена и изучена на новом уровне и литературном материале. Данное же исследование будет полезным дополнением к урокам литературы, классным часам, викторинам.

Собранный и обобщенный мной материал достаточно интересен. Делая из него выводы, можно утверждать, что в славянской мифологии птицы имели огромное значение. Они представлялись воплощением Богов, почитаемых предками, их вестниками и помощниками, с ними было связано понимание нашими предками мироустройства.

По воле Богов эти крылатые герои напрямую общались с людьми, принося им в дом добрые или печальные вести. Они часто противостояли злым силам, берегли домашний очаг, предвещали рождение детей, стерегли границы родной земли, указывали дорогу и приметы погоды. Темные птицы, сопровождавшие нечистую силу, несли не только плохие вести, но и болезни и даже смерть.

Но, несмотря ни на что, эти крылатые герои воспринимались нашими предками как чудесный поэтический образ.

Постепенно с развитием общества образ птицы изменялся. Птица становилась отражением не только внешнего мира, окружающего человека, но и символом души, вечно влюбленной в небеса, стремящейся к свободе и полету, источником вдохновения для писателей, поэтов и музыкантов.



























Библиография:

  1. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи: Баснословные сказания о птицах. - М.: Современник, 1982. - 464 с.

  2. Свято-Русские Веды. Книга Коляды. – 2-е изд., испр. и доп. / Воссоздание песен, обработка переводы с разных славянских языков и диалектов А. И. Асова. – М.:

«Издательство ФАИР» , 2010. – 576 с.: ил.

  1. В.И.Даль. Старик-годовик: сказки, загадки, пословицы, игры.

Петрозаводск, "Карелия", 1990, с.81-83

Интернет-ресурсы:

  1. Электронная книга «Библиотека book.ru» :

Мария Семенова «Мы - славяне!». Популярная энциклопедия:

http://bookz.ru/authors/semenova-maria/mi--sla_998/1-mi--sla_998.html

  1. Электронная книга: Е. Грушко. Русские легенды и предания. Иллюстрированная энциклопедия:

http://www.e-reading.club/bookreader.php/115349/Grushko_-_Russkie_legendy_i_predaniya._Illyustrirovannaya_enciklopediya.html

  1. Сайт «Энциклопедия Мифологии»: http://godsbay.ru/slavs/stratim.html

  2. Сайт «Сказки». Финист Ясный Сокол:

http://vseskazki.su/narodnye-skazki/russkie-narodnie-skazki/finist-yasnyi-sokol-chitat.html

  1. Сайт «Сказки. А. С. Пушкин»:

http://www.teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/Pushkin/Skazka-o-Saltane3.htm

  1. Сайт «Земля до Потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации»:

http://www.dopotopa.com/grifony.html

  1. Сайт «Любимые волшебные сказки». Ворон-Воронович. Русская сказка:

http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1040357/10/Lyubimye_volshebnye_skazki.html

  1. Сайт «Алые паруса» :

http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/01/22/obraz-ptitsy-v-russkoy-literature

  1. Сайт «Clow.ru: Русские сказки и предания»: http://folk.clow.ru/information/325.html

  2. Сайт «Рoesias.ru»: А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»:

http://poesias.ru/rus-stihi/stihi-pushkin/stihi-pushkin10758.shtml



19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!