СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Святые земли русской. Александр Невский.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока во 2 классе "Святые земли русской. Александр Невский"

Просмотр содержимого документа
«Святые земли русской. Александр Невский.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №93»

г. Воронеж









Конспект «Святые земли русской.

Александр Невский».
















Разработала:

Померанцева Лариса Николаевна

Должность: Учитель музыки



































2018 год





Цель урока: формирование представления образа Александра Невского в музыке, изобразительном искусстве. 



Задачи урока: 
1) раскрыть образ Александра Невского в произведениях музыки и изобразительного искусства; 
2) развивать умение сравнивать;
3) воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Александра Невского. 

4) работа с песнями « Песенка о волшебниках», « Кабы не было зимы».

Музыкальное приветствие. Распевка.

Ребята сегодня последний осенний день. Давайте споем песни про осень ( «Осень», «Неприятность эту мы переживем»)

Повторение:

  • Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о колоколах, колокольном звоне).

  • С каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом и трезвоном).

  • Какой звон рассказывает о беде? (набат)

  • Что означает слово благовест? (добрая, радостная весть).

  • Ребята, а музыку какого композитора мы слушали на прошлом уроке? О чем говорит его музыка?

Новый материал.

Сегодня наш урок посвящён мужеству, доблести, славе.

Ведь у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят.

И с каждым веком эта память не стирается о героях, а наоборот становится ярче и светлее.

Сегодня речь пойдет об Александре Невском (1220 – 1263) ( показать портрет).

  • Что он такое сделал, за что его считают святым земли русской?

  • Какой подвиг его прославил?


Чтобы ответить, слушайте внимательно:

Александр Невский очень рано научился грамоте, много читал о походах непобедимого полководца Александра Македонского, и не просто читал, а палочкой на снегу или земле чертил планы сражений Македонского, и прикидывал, как бы сам действовал в бою.

В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал князя Александром Невским. 15 июля 1240 г. при впадении реки Ижоры в Неву состоялось сражение между новгородским ополчением под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском.

Летом 1240 г. на Неве в устье реки Ижора появились корабли шведского войска, состоявшего из шведов, норвежцев, представителей финских племён, под командованием Биргера. Захват устья реки Невы и города Ладоги давал возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки». Высадившись на берег, шведы и их союзники раскинули свои палатки и шатры при впадении Ижоры в Неву.

Получив известие о появлении неприятеля, новгородский князь Александр Ярославович решил внезапно атаковать его. Времени на сбор войска не было, поэтому Александр не стал дожидаться, пока придут дружины, посланные его отцом Ярославом, или соберутся ратники с новгородских земель. Он решил выступить против шведов со своей дружиной, усилив её лишь новгородскими добровольцами.

Перед походом, по принятому обычаю, воины собрались у собора Святой Софии и получили благословение от архиепископа Спиридона. Затем к своей малочисленной дружине вышел князь Александр и сказал: «Нас немного, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем».

Приняв благословение, русская дружина выступила в поход. Молодой князь со своим войском двинулся вниз по реке Волхов к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан.

Шведский лагерь, разбитый в устье Ижоры, не охранялся, так как шведы не подозревали о приближении русских войск. 15 июля в 11 часов утра новгородцы внезапно атаковали шведов. Упорное сражение продолжалось до самого вечера. Русские конные копейщики обрушились на центр шведского лагеря, а пешая рать ударила во фланг вдоль берега и захватила три корабля. По ходу битвы войско Александра владело инициативой, а сам князь согласно летописным сведениям, «своим острым мечом возложил печать на лице Биргера». Остатки разбитого шведского войска бежали на уцелевших кораблях. Потери новгородцев составили 20 человек.

Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским.

Спустя два года, в 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и платил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел и вскоре умер. В народе говорили, что он был отравлен. Похоронили полководца во Владимире.

Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Именем великого князя названы многие храмы. Петром I был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945) орден Александра Невского вновь стал боевой наградой. Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – музыке, живописи, скульптуре, кино».

(ответы ребят на вопросы)



Об одном таком произведении искусства мы сегодня и узнаем!

Русский композитор С.С.Прокофьев ( показать портрет) в честь Александра Невского написал кантату, которую так и назвал «Александр Невский».

  • А что такое кантата?

  • Как вы думаете, это большое или маленькое произведение, рассказывающее о великом полководце? (ответы – предположения)

  • Кантата – это крупное произведение, где участниками являются - оркестр, солисты и хор.

Кантата «Александр Невский» состоит из 7 частей, как книга, которая состоит из нескольких глав.


Рассмотреть страницы учебника стр.42-43

Итак, выяснили, Прокофьев написал очень крупное произведение в честь Александра Невского.

  • А как вы думаете, каким он был, Александр Невский?

  • Какой у него характер? (сильным, храбрым, смелым, мужественным)

  • Какой Александр Невский на этих картинах? (на первой – нежный, лирический, он молится, на второй – мужественный)

  • О чём молится Александр Невский? (просит помочь победить врага)


Правильно! Первый образ передаёт покой и умиротворение. Князь молится перед иконой Божьей матери, вокруг головы нимб – символ святости.

Второй образ – мы видим гневный взгляд, словно видит чужую рать. Твёрдый, решительный, уверенный.



  • А каким же его рисует композитор?

  • Какой Александр Невский в кантате Прокофьева?

Чтобы понять, мы послушаем два фрагмента из кантаты.

1 фрагмент называется «Песня об Александре Невском» - в исполнении хора ( зачитать текст песни)

ЗВУЧИТ «ПЕСНЯ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ»

  • О чём рассказывает фрагмент? (о том, что было время и была битва на Неве – реке…)

  • Как музыка передаёт характер Александра Невского? (непобедимый, смелый)

  • Один характер или несколько? (несколько)

  • Как звучит музыка? (вначале спокойно, а потом подвижно)


А сейчас услышим второй фрагмент: называется «Вставайте, люди русские!» в исполнении хора.

ЗВУЧИТ ХОР «ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!»

  • Как звучит хор? (решительно, призывно…)

  • Меняется ли характер музыки? (меняется)

  • Сколько частей в хоре? (три)

  • Какой характер у Александра Невского? (решительный, твёрдый, мужественный)

  • А какой инструмент создаёт ещё более тревожный характер? (колокол)

  • Как он звучит? (набат)


Замечательные полководцы защищали русскую землю, чтобы мы жили на своей земле, радовались каждому дню, хранили мир на земле, и пели добрые песни.

Давайте обратимся к песне о волшебниках (работа над 3 куплетом), но сначала выполним дыхательную гимнастику.

Работа с новой песней « Кабы не было зимы».

Итог урока:

  • О каком герое мы говорили? (Александр Невский)

  • Чем прославился Александр Невский? (своей мужественностью, победой на Неве-реке)

  • Почему его прозвали Невским? (потому что битва на реке Неве)

  • Кто посвятил ему своё произведение? (С.Прокофьев)

  • Что такое кантата? (это крупное произведение, состоящее из нескольких частей)

  • Какие музыкальные фрагменты звучали на уроке? («песня об Александре Невском» и хор «Вставайте, люди русские!»)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!