СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Святые защитники Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Проведение классного часа способствует формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности.

            Задача классного часа -рассказать детям о Святой Руси, о святых защитниках Руси.

Важно обратить внимание детей на силу добра и его неизменную окончательную победу над злом.

В течении всего классного часа у детей воспитывается любовь к родной земле, чувство гордости за свою Родину и её сынов, стоящих на страже Руси.

 

Просмотр содержимого документа
«Святые защитники Руси»

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №2»







Тематический классный час для учащихся 3-го класса













«Святые защитники земли русской»


Конспект классного часа

Срок реализации: в течении года

Возраст детей: 10 лет




Разработала

Копосова Татьяна Васильевна

Учитель начальных классов






Г.Качканар

2016 г.




ЦЕЛЬ: формировать у учащихся духовно-нравственные ценности, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням и национальным традициям

Задачи:

  • Рассказать детям о Святой Руси, о святых защитниках Руси.

  • Обратить внимание детей на силу добра и его неизменную окончательную победу над злом.

  • Воспитывать у детей любовь к родной земле, чувство гордости за свою Родину и её сынов, стоящих на страже Руси .

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в системе знаний;- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, слайд, иллюстрация);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные УУД:

- уметь объяснять значение терминов «монах», «смирение», «паломничество»;- расширить знания о жизни святых православной культуры.

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология.








«Надо нам на Родине жить любовью к Родине».

старинная заповедь русского народа.


Ход занятия

  1. Введение в тему

Учитель. «Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем?»

Дети. Россия.

Учитель. Да, Россия, а как её называли раньше? (Русь) Мы приготовили для вас стихотворения (ученики читают заранее приготовленные стихи)

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стёжку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся - далёкая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.
Цветёт болотная купель,
Куга зовёт к вечерне длительной,
И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.
И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты - смирна и ливан
Волхвов, потайственно волхвующих.

***

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Всё стареет, Родина – не старится,

Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россией

От сохи до звёздного крыла.

А взгляни – всё то же небо синее,

И над Волгой та же тень орла.


И ещё не мало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины.

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живёт и умирает с ним.

Всё пройдёт, а Родина – останется,

Если мы то чувство сохраним.

-О каком чувстве идет речь?

Дети. О Любви к Родине

-Чем же славится наша страна?

Рассказ учителя

Россия по количеству святых превосходит остальные страны. И дело даже не в количестве, а в том, что положено в основу той или иной цивилизации, какой основной смысл вложен в земное существование народа. У нас Святая Православная Церковь поистине является Матерью. Она взращивала достойных сынов, она поднимала русских на защиту нашей многострадальной земли, она же и покрывала народ от многочисленных бед. Только вера во Христа, только сердечная молитва и соблюдение заповеди Господа – «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22,39) –  являлись теми духовными источниками, которые питали Русскую землю.


Вопрос учителя: «Можно ли быть защитником Родины, не любя свою Родину?»

За свою многовековую историю России пришлось не раз защищать национальную независимость в борьбе с иноземными захватчиками. Из 650 лет Российской Государственности (начиная с поля Куликова), 300 лет чистого времени из жизни русского народа ушло на войны. Причем все войны были оборонительные.

У каждого народа есть свои славные воинские победы во имя Отечества, память о которых передается их поколения в поколение.

Величайшая слава и гордость России - ее люди. Защищая свою Родину, русский человек защищал при этом свою православную веру. Потому вся нечисть, которая шла войной на Россию, всегда стремилась уничтожить в русских людях православную веру, православный дух. (Рассказ сопровождается презентацией)

2.Основная часть.

Выступления детей с подготовленным информационным материалом

1-ый ученик-Рассказ о Сергии Радонежском

Сергий Радонежский прожил долгую и праведную жизнь, его биография полна ярких событий и тесно связана с историей Руси и русской православной церкви. Родился Сергий Радонежский около 1314 года в семье ростовских бояр Кирилла и Марии, и был назван Варфоломеем. Легенда гласит, что юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась. И однажды, разыскивая потерявшихся лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под одиноким дубом. Отрок подошел к нему для благословения и рассказал о своей печали. Старец благословил его и сказал: «Отныне Бог даст тебе уразуметь грамоту». И действительно после этого краткого общения с богомольным стариком юноша легко овладел искусством чтения и погрузился в изучение божественных книг.

Сергия Радонежского часто называют игуменом земли Русской. Именно с преподобного Сергия началось духовное возрождение, объединение Руси после вражды и междоусобиц. В тяжелые годы золотоордынского ига он стал духовным лидером страны.

Сергия Радонежского часто называют игуменом земли Русской. Именно с преподобного Сергия началось духовное возрождение, объединение Руси после вражды и междоусобиц. В тяжелые годы золотоордынского ига он стал духовным лидером страны. Свое моральное влияние он использовал для убеждения сомневающихся и противящихся в том, что для свержения ордынского ига требуется сильная власть, способная объединить все силы и привести их к победе. Являясь наиболее популярным церковным деятелем Северо-Восточной Руси и руководствуясь волей митрополита Алексия, Сергий неоднократно выполнял его политические поручения, мирил князей.

Святой Преподобный Сергий Радонежский мечтал и молился об объединении Руси и много делал для примирения враждующих князей. Он был настоящим подвижником земли русской. Облик Сергия Радонежского учит нас самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду и вере.

2-ой ученик.Рассказ о святом заступнике Георгии Победоносце

На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей. Выходя из озера, он пожирал людей и опустошал окрестности. Чтобы умилостивить грозное чудовище, жители по совету жрецов стали, бросая жребий, отдавать своих детей в жертву змею.

Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте. В то время, как народ издали смотрел на царевну, ожидая ее гибели, - вдруг явился св. Георгий на белом коне и с копьем в руке. Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» устремился на чудовище и ударил его копьем в гортань. После чего велел девушке связать змея поясом и вести в город. Люди, увидев чудовище, стали в ужасе разбегаться. Но святой Георгий удержал их: «Не бойтесь, но веруйте и уповайте на Господа Иисуса Христа: это Он послал меня спасти вас от змея». После этих слов святой убил змея, а жители сожгли чудовище. Увидев это чудо, 25 000 идолопоклонников приняли христианство.

За победу над змеем и за мужество в страдании Святой Георгий стал называться Победоносцем. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов. На иконах обычно изображается сидящим на белом коне и поражающим змея копьём в пасть.

Память о святом сохранилась до наших дней. Во многих странах были построены и продолжают строиться храмы, были написаны прекрасные иконы. Имя святого Георгия Победоносца носят и многие награды. Это Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия) — высшая военная награда Российской империи офицеров, Георгиевское Золотое оружие за храбрость, Георгиевский штандарт, «Георгиевская ленточка». «Георгиевская ленточка» — общественная акция по раздаче символических ленточек, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящая с 2005 года по инициативе государственных информационных агентств и молодежных движений.


3-й ученик. Рассказ о великом полководце Александре Невском

Внимательно послушаете мой рассказ, и узнаете, почему святого князя Александра назвали Невским.

Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким тёплым чувством, как Александра. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой-вклад его в строительство Российского государства бесценен.

АЛЕКСАНДР - по-гречески означает защитник людей. Этим красивым, мужественным именем назвал своего второго сына новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный не только своей храбростью, но крутым нравом. И сын этот впоследствии прославился, и стал особенно любим на Руси. И в наши дни глубоко почитают в России и верующие и неверующие святого благоверного князя Александра Невского.

 АЛЕКСАНДР родился в 1219 году в Переяславле (по другим сведениям, в 1220 году в Новгороде) незадолго до страшного бедствия - нашествие монголо-татар на Русь. Уже с трёх лет Александра отлучили от матери, княгини Феодосии, и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. И в военном деле, и в чтении и письме Александр быстро преуспел. Он вырос, превратился в ловкого, сильного отрока, который любил читать и прекрасно писал. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика.

Уже с1228года юный Александр начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. А в 1236году Александр княжил в Новгороде уже самостоятельно.

Новгородцы восхищались своим князем - красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба.

Но впереди всех ждали страшные испытания. Как известно, именно в те годы на Русскую землю нахлынули несметные полчища хана Батыя. Были ограблены и разорены города, сёла, храмы, множество людей было убито или взято в плен.

.В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Их войско возглавил Биргер. Он написал князю Александру послание с такими словами: “Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою”.

Князь Александр с войском, помолившись в Софийском соборе, выступил навстречу врагу.

Утром 15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю, и внезапно напали на врага, поражая их топорами и мечами. Завязалась битва. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы бежали, новгородцы преследовали их. Князь Александр догнал Биргера и копьём ударил его по лицу, оставив неизгладимую отметину. Как пишет летописец: “положил печать ему на лицо”. С победой вернулось русское войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвание - Невский.

Прошло время, и на Новгород снова двинулись враги с запада. В 1242 году Александр двинулся навстречу врагу.

Знаменитое сражение, известное в истории под названием Ледового побоища, произошло на льду Чудского озера, у скалы, называемой Вороний Камень. Русские полки ударили с боков во вражеский клин и сокрушили его.

Под тяжестью рыцарских доспехов начал трескаться и проваливаться лёд, поверженные рыцари уходили под воду, на дно Чудского озера. После победы над врагом, князь Александр на коне торжественно въехал в город, рядом вели пленных рыцарей, Народ ликовал, духовенство служило благодарственные молебны. По летописным сведениям, в сражении было убито 400 рыцарей-крестоносцев, а 40 попало в плен. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича Невского как великого полководца Руси.

Эта битва вошла в мировую военную историю как образец окружения и разгрома крупных сил тяжеловооружённого, рыцарского войска эпохи Средневековья. Полководческое искусство Александра Невского признали в Золотой Орде.

Князь Александр скончался 14 ноября 1263 года. Скорбью переполнилась Русь.

Митрополит Кирилл, который, узнав о смерти великого князя, с горечью произнес: “Зашло солнце Русской земли”. Князя Александра с почестями похоронили во владимирском Успенском соборе.

4ый ученик. Рассказ о великом князе Дмитрии

Дмитрий Иванович родился 12 октября 1350 г. в Москве. 

Он стал великим князем московским в 1359 году в девятилетнем возрасте, после смерти своего отца. По его завещанию наставником и воспитателем Дмитрия стал митрополит Алексий. Большое влияние на великого князя Дмитрия Ивановича оказал и настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский, с которым у него сложились близкие и доверительные отношения. Именно к Сергию Радонежскому за благословением перед Куликовской битвой пришел Дмитрий Иванович. Князь Дмитрий был глубоко верующим  человеком и всегда поддерживал православные храмы и святые обители. За годы правления Дмитрия Ивановича были существенно расширены границы Московского княжества. Изменяется и облик великокняжеского престола. В 1366 году Дмитрий Иванович построил в Москве новый каменный кремль. В 1368 и 1370 годах под стенами Московского кремля потерпел поражение великий литовский князь Ольгерд. 

Великий князь Дмитрий стремился к объединению русских земель. Дмитрий  Иванович был дальновидным политиком и стратегом. Укрепление власти и объединение русских княжество под эгидой Москвы проходило на фоне нарастающей междоусобицы и вражды среди претендентов на ханский престол в Золотой Орде. В 1374 году Дмитрий Иванович отказался от уплаты дани правителю Орды Мамаю. Это был первый шаг к открытой борьбе против золотоордынского ига. 

Князь Дмитрий первым из московских правителей начал борьбу за освобождение русских земель от ордынской зависимости, под его руководством была одержана первая крупная победанад ордынским войском 8 сентября 1380 г. На Куликовом поле. Князь Дмитрий причислен к лику святых в 1988 г,в год тысячелетия крещения Руси.

Учитель: А сейчас я хотела бы проверить ваши знания, которые вы приобрели на занятии и провести небольшую викторину.

3.Викторина (можно провести устно)

  • Что, ребята, вы узнали о святых защитниках Руси?

  • Почему Русь называется Святой?

  • О чём мечтал Сергий Радонежский?

  • Где родился Георгий Победоносец?

  • За какой подвиг его стали называть Победоносцем?

  • За что же святого князя Александра прозвали Невским?

  • Как вы думаете, можно ли назвать князя Александра Невского святым?

  • В каком возрасте стал княжить Дмитрий Донской?

  • От чего отказался князь Дмитрий в годы Золотой Орды?

Ответы детей.

4.ИТОГ классного часа

Дети формулируют вывод:

Сегодня мы прикоснулись к страницам истории нашей Родины, узнали о достойных воинах, стоящих на страже страны. На примерах этих святых людей мы учимся с любовью относиться к своей Родине

Учитель.

- Прошли долгие годы, прежде чем Русь победила всех своих недругов, объединилась и стала сильной и богатой. Много для этого сделали русские люди.

Сегодняшнее занятие подошло к концу. Я думаю, ребята, что вы так же будете любить Родину, как любили ее преданные Сергий Радонежский, Георгий Победоносец, Александр Невский и Дмитрий Донской. Дай Бог, чтобы вы никогда не увидели войны.

Закончить хочется стихами (читают дети)

1.Господи Боже, помилуй

Душу живую России! –

Мыслью проникнем в глубины

Вещего сердца России.

2.Будем молить непрестанно

С верой, надеждой и силой –

Ими же веси путями,

Боже, воздвигни Россию!

3. Светильник Божий! Он, как прежде,

Усердно молится за нас.

И припадаем мы с надеждой

К его мощам в печали час.

4.Он в грозные, худые годы

Отчизны горестной моей

Стал утешением народа И ангелом среди людей.

5.Нас старец Радонежский кличет

За друга душу положить!

Державе возвратить величье!

Порфиру царственную шить!

6.Христианин! Об этом помни:

Отчизна — мать, её храни!

Молись за Русь! Ведь нет ей ровни.

В ней вера предков, как гранит.

7.Так было и должно быть снова!

Ветвям не утерять корней.

Россия — поле Куликово.

Дух Преподобного над ней.

8.Заступник, Господу угодный!

Крест помоги нам донести.

Моли, наш Сергий преподобный,

Русь православную спасти!

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И ни одна еще стихия

Не победила твой народ.

9.Из тьмы веков ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь – твое начало, И преподобный Сергий с ней.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!