СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Святыни родного города

Нажмите, чтобы узнать подробности

  «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров» Мысль, выраженная в Послании В.В.Путина Федеральному Собранию РФ  в 2007 г. актуальна и по сей день.

     " Не хлебом единым жив человек ". Известное библейское выражение   раскрывает главное предназначение человека.  Для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища и моральное удовлетворение.

    Актуальность проблемы очевидна. Зачастую мы знаем о каких-то больших исторических событиях, имевших место в различных странах мира и на континентах за многие тысячи километров от нашей малой родины. И, увы, не интересуемся историей родного города. А между тем, удивительное, значительное и даже великое находится совсем рядом. Надо только проявить любопытство, любознательность, захотеть прикоснуться к вечному. 

Просмотр содержимого документа
«123»



























Вещи Пантелеймона, найденные при раскопках.





























Святая Гора Афон. Греция. Монастырь св. великомученика Пантелеймона.

Просмотр содержимого документа
«25»













Храм Вознесения Господня





























Просмотр содержимого документа
«54»









Старо – Костычевский монастырь.















Первая игуменья Старо-Костычевского монастыря Маргарита















Монахини Старо-Костычевского монастыря.

В центре — монахиня, а с 1917 года игумения Руфина









Просмотр содержимого документа
«В церкви находятся мощи схимонаха Пантилеймона»



























 В церкви находятся мощи схимонаха Пантилеймона, основателя Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря. В день перенесения мощей, жительница нашего города принесла вериги старца.

Просмотр содержимого документа
«Внутренний дворик»

Внутренний дворик.

Под храм местными властями было передано старое здание купца Козлова.





































Просмотр содержимого документа
«Защита проекта 2 4-б»

Защита проекта

Представляем проект 4- б класса «Святыни родного города»

1. Мы в жизни часто отправляемся в дорогу,
К родным, на отдых, по делам, к друзьям,
Нам интересного встречается так много,
Что все запомнить не под силу нам.

2. Но помнить надо

Интересное – всегда рядом.

Не надо спешить и идти в никуда.

Удивить тебя смогут свои города


3. И вы сходите на досуге

В эти целебные места,

Они по всей земной округе

И не живет там суета.

4. Будь это тихая обитель,

Будь то собор, иль светлый храм,

Туда стремится каждый житель

К святыне прикоснуться там.

" Не хлебом единым жив человек ". Известное библейское выражение раскрывает главное предназначение человека. Для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища и моральное удовлетворение.

Мы разработали краеведческий маршрут «По святым местам родного города», и предлагаем вам соприкоснуться с ценностями и духовными истоками православной культуры.

Зачастую мы знаем о каких-то больших исторических событиях, имевших место в различных странах мира за многие тысячи километров от нашей малой родины. И, увы, не интересуемся историей родного города. А между тем, удивительное и даже великое находится совсем рядом. Надо только проявить любопытство, любознательность, захотеть прикоснуться к вечному. И мы вам поможем в этом.

Наш экскурсионный маршрут начнем с посещения храма Смоленской Божьей Матери. Здесь находятся Святые мощи схимонаха Пантелеимона.

   Из всех многочисленных русских подвижников Костычевский труженик, как по образу жизни, и подвигам, так и по своим душевным качествам был похож только на одного Иеромонаха Серафима Саровского. Тот и другой после продолжительных труженических подвигов, достигши высокого нравственного совершенства, одинаково поставляли главною задачею своей жизни служение человечеству.

…Впереди Крестного хода шли семь отроковиц - дорогу от разоренного кладбища бывшего Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря к храму Смоленской иконы Божией Матери они устилали живыми цветами. За гробом с мощами святого Пантелеимона с пением молитв и тропарей шли четыре тысячи человек, приехавшие в Октябрьск со всего Средне-Волжского региона, а также из Москвы.

Над нашим городом плыли торжественные звуки церковных колоколов.
За свою историю небольшой Октябрьск, наверное, переживал не много столь волнующих событий. Но чтобы понять значение и масштабы Православного торжества для нашей земли, перелистаем страницы подзабытой истории.

Родился схимонах в 1811 году в крестьянской семье села Старые Костычи. Считался одним из самых богатых крестьян в округе. В 1840 году совершил паломничество в Киево-Печерскую Лавру, после чего решил уйти на Афон. После испытаний был пострижен в Одессе в рясофор с именем Пахомий. Уже на Афоне при пострижении в мантию ему было объявлено, что местом его подвигов должна стать родина.
Вернувшись домой, старец посвятил себя делам благочестия и молитвенному подвигу. Долго хлопотал о создании женской общины. Известие о том, что принято, наконец, решение о ее открытии, схимонаху Пантелеимону сообщили за две недели до его смерти. Скончался старец 3 января 1884 года, на 78-м году жизни.
После долгих поисков его захоронение обнаружили - в том месте, где отец Евгений собственными руками установил поклонный крест. Тогда же были найдены три безвестные могилы. В одной из них находились нетленные мощи протоиерея Василия Федоровича Тепловодского, последнего священника Костычевской обители. Его мощи также находятся в храме. Нетленными оказались его облачение, Евангелие, большой напрестольный металлический крест, нательный крестик на деревянной цепочке. Дивное благоухание исходило из гроба.

После того как мощи старца Пантелеймона внесли в церковь, в Божием доме начали происходить чудеса. Их случилось так много, что рассказывать обо всех чудесах можно не один час. Мы поведаем несколько из них:

Девушки-журналистки самарского телеканала, присутствовавшие в 2004 году на поднятии мощей старца Пантелеймона, принародно засомневались в реальности чудес. Но когда через час девушек пригласили на чай, по трапезной храма неожиданно разлился такой сильный неземной аромат, что потрясенные телевизионщицы тут же раскаялись в своем неверии. В склепе, который до этого хранил мощи старца, сразу же забил родник. Когда этой водой умыли больную женщину из Жигулевска, из ее рта фонтаном выплеснулась мутная жидкость. После этого больная полностью исцелилась. Обязательно посетите наш храм – храм Смоленской Божьей Матери.

Первое богослужение в православном Приходе началось 5 января 1992. Много с тех пор сделано для облагораживания храма его настоятелем протоиереем Евгением Матвеевым.

 Из впечатлений паломников г.Тольятти. « В первый день каникул, мы с ребятами 3- 5-х классов оказались в числе тех, кому посчастливилось попасть в сказку. И эта сказка находится не так далеко от Тольятти – в г. Октябрьск, на территории храма Смоленской Божией Матери. Удивительные колонны храма вырезаны будто для царского терема. Внутреннее убранство летней трапезной напоминает интерьер из сказки «Три медведя. Спасибо отцу Евгению и прихожанам за теплый прием.»

Побывав в Смоленском храме, обязательно надо попасть на святой источник Прасковеи Великомученицы. О нем известно с начала XIX века. Свое название он получил после того, как в старину здесь была обретена икона великомученицы Параскевы Пятницы. С тех пор в девятую пятницу после праздника Пасхи — в день памяти великомученицы Параскевы — из Сызрани, села Старые Костычи и других поселений сюда приходили богомольцы — порой до четырех тысяч человек. Сегодня источник представляет собой оазис на склоне горы — в окружении березок и верб тихо струится прозрачная вода.

За целебной водой сюда приезжают со всего Приволжского региона. О чем просят? Вода святого источника исцеляет от мочекаменной болезни, аллергии, доброкачественных опухолей. Были случаи исцеления парализованных.

В нашем городе совсем недавно возведен еще один храм - Храм Вознесения Господня. Находится он в центре города. Настоятелем его является иерей Виталий Нефедов. Это завершающий этап нашего маршрута.

Мы создали буклет «По святым местам родного города» и надеемся повысить ваш интерес, интерес жителей города к истории малой родины, ее святых мест.


Есть в России святые места.

Если друг тебя в горе кинет,

Если вдруг на душе пустота,

Ты пойди, приложись к святыне.



Поброди вдоль реки берегов,

По привольным и ласковым рощам

Как бы ни был наш век суров,

Там все сложное станет проще.

И склоняясь у Параскевы святой

Вдруг обратно помчится время.

Ты свою позабудешь боль,

Обретешь ты второе зренье...



В этом месте нету лжи!
Там нету горя, и страданья,
Там все ужасное вдали,
Преобразуются в сознании..

Спасибо за внимание, ждем ваших вопросов!

Просмотр содержимого документа
«Святыни родного города - 4б»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 3 «Центр образования»

городского округа Октябрьск Самарской области





Проект

«Святыни родного города»

(историко - краеведческий маршрут)



























Выполнили:

учащиеся 4- б класса

Руководитель:

О.А.Ваньшина,

учитель начальных классов





2016 год





Цель: Разработка краеведческого маршрута, включающего в себя уникальные историко-краеведческие объекты, экскурсии по святым местам родного края, чтобы соприкоснуться с ценностями и духовными истоками православной культуры.



Задачи:

  • ознакомиться с основными этапами жизни и подвижнической деятельности схимонаха Пантелеимона;

  • собрать и изучить информацию об основании и деятельности Костычевского женского монастыря;

  • ознакомиться с программой возрождения монастыря;

  • исследовать историю святого источника Прасковеи Великомученицы;

  • собрать иллюстративный материал..



Объект исследования: Святыни города

























Содержание



I. Цель, задачи

II/ Актуальность

III. Основная часть

1. Приход в честь Смоленской иконы Божией Матери

2. Настоятель Смоленского храма протоиерей Евгений Матвеев

3. Жизнеописание основателя Костычевской Смоленской женской общины, подвижника Петра Прохорова

4. Последний священник Костычевской обители

5. Об основании и деятельности Костычевского женского монастыря

6. История святого источника Прасковеи Великомученицы

7. Храм Вознесения Господня

8. Путеводитель по святым местам города Октябрьска

9. Вывод.

IV. Приложение























Актуальность



«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров» Мысль, выраженная в Послании В.В.Путина Федеральному Собранию РФ  в 2007 г. актуальна и по сей день.

" Не хлебом единым жив человек ". Известное библейское выражение раскрывает главное предназначение человека. Для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища и моральное удовлетворение.

    Актуальность проблемы очевидна. Зачастую мы знаем о каких-то больших исторических событиях, имевших место в различных странах мира и на континентах за многие тысячи километров от нашей малой родины. И, увы, не интересуемся историей родного города. А между тем, удивительное, значительное и даже великое находится совсем рядом. Надо только проявить любопытство, любознательность, захотеть прикоснуться к вечному.

   Наш город не наделен статусом исторического населенного пункта России, но в нем расположены памятники древнерусского православия. В том числе Приход в честь Смоленской иконы Божией Матери. Здесь находятся Святые мощи схимонаха Пантелеимона.

   Из всех многочисленных русских подвижников Костычевский труженик, как по образу жизни, и подвигам, так и по своим душевным качествам был похож только на одного Саровского Иеромонаха Серафима. Тот и другой после продолжительных труженических подвигов, достигши высокого нравственного совершенства, одинаково поставляли главною задачею своей жизни служение человечеству.

Мы разработали краеведческий маршрут «По святым местам родного города», чтобы соприкоснуться с ценностями и духовными истоками православной культуры.


 



Историческая справка местной православной религиозной организации

Приход в честь Смоленской иконы Божией Матери

Смоленский храм г.Октябрьска находится в микрорайоне "Костычи". За время советской власти в городе были разрушены все храмы и монастыри. В 1991 году по волеизволению жителей и по благословению правящего архиерея Владыки Евсевия было принято решение о создании православного прихода во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Местными властями было передано старое здание купца Козлова под храм. Силами верующих, горожан, руководителей города здание реконструировано под храм, при котором был отведен участок площадью 0,1 га.

Первое богослужение началось 5 января 1992 года. В 2004 году в храм были перенесены Св.мощи сх.м. Пантелеимона - основателя женского монастыря в р-не Костычи, а также Св. мощи священномученика Василия, пострадавшего в годы гонения, где они и поныне прибывают в раках, которые изготовили московские мастера. В храм часто приезжают паломники для  поклонения Св. мощам.



Настоятель Смоленского храма протоиерей Евгений Матвеев


Протоиерей Евгений- настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери г.Октябрьска Самарской Епархии. Родился в городе Сыктывкар, КОМИ АССР 20 июля 1960года. Был крещен младенцем в храме Казанской иконы Божией Матери г.Сыктывкар. С детства вместе с мамой регулярно посещал богослужения. После службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию. В 1985 году 12 февраля был рукоположен Архиепископом Самарским и Сызранским Иоанном (Снычевским) в сан священника. 08.03.1985 г. был назначен штатным священником г.Сызрань в Казанский кафедральный собор. В 1992 году Архиепископом Самарским и Сызранским Евсевием был назначен на вновь открывшийся приход г.Октябрьска в честь Смоленской иконы Божией Матери. Было начато строительство храма в районе Костычей. В 1993 году 7 января было совершенно первое богослужение. Женат, имеет 4 детей. Дочь и три сына.

День тезоименитства 20 ноября.











ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Основателя Костычевской Смоленской женской общины,

подвижника Петра Прохорова

(В СХИМЕ ПАНТЕЛЕИМОНА)

3-го января 1884 года на 74 году от рождения в селе Костычах, Сызранского уезда, скончался основатель Костычевской Смоленской женской общины старец Петр Савельич Прохоров, современный дивный подвижник, более 40 лет трудившийся в уединении, посте и молитве, при пострижении в схиму названный Пантелеимоном.

         Он был сын крестьянина Симбирской губернии, Сызранского уезда, села Старых Костычей, Савелия Антонова Прохорова и родился в 1811 году. С самого раннего детства мальчик обнаруживал любовь к посещению храма Божия и изучению со слов матери и других лиц молитв, какие они знали; любил слушать, когда читали священные книги, в особенности жития святых подвижников, трудившихся в уединении, пустынях и пещерах воссиявших победами в самоотверженной борьбе со своими пожеланиями и влечениями, в борьбе с голодом и жаждою; удивлялся жизни столпников, помнил до мельчайших подробностей жития святых Антония и Феодосии Печерских, Зосимы и Савватия, в особенности же Иоанна Лествичника и до самой глубокой старости заставлял по несколько раз перечитывать лучшие места из жизни сего святого и его Лествицы. Сам же он читать не умел.

       Отец его Савелий, как только минуло юноше семнадцать с половиной лет, женил его, не спрашивая на то согласия сына и против его желания, что впоследствии причинило ему немало горя. Юноша покорно подчинился воле отца и противоречить ему не посмел. Это было в 1829 году (метрич.книги). И с этого времени, как при жизни отца, так и по смерти его, он был хорошим семьянином, примерным работником и пахарем. Дом его считался одним из состоятельных крестьянских домов до 1840 года, т.е. до начала его подвижнической жизни; но и до этого времени, не смотря на семью и большое хозяйство, был настоящим подвижником, что подтверждается рассказами его сверстников-современников. За этот период времени крестьяне Коклюхин и Алексеев некоторые черты из его жизни передают так: «Как-то ранней весной мы с Прохоровым пахали в степи за Волгой, и после четырехдневной работы случился праздник. Вечером, накануне праздника, мы все собрались у костра поужинать и разговорились. Один из нас на утро в праздник предложил было продолжать пашню, но Петр Савельич (Прохоров) восстал против подобного нарушения праздничных дней и начал говорить, что в праздник работать не следует, что праздничной работой мы оскорбляем Бога и святых Его, что Бог повелел человеку работать шесть дней, и таким образом убедил нас всех утром идти в Обшаровку к утренней службе. Так как было весеннее время, то все мы шли в одних рубашках, дул довольно сильный ветер и ветром подняло край рубашки Прохорова, и мы увидели, что под рубахой он носит железный пояс. На теле около пояса (от трения железного обруча во время работы) виднелись следы крови. И когда мы настойчиво его расспрашивали, зачем он носит железный пояс, то Прохоров, не объясняя причины, с неохотой сказал, что «пояс сначала носить было трудновато, а теперь, слава Богу, попривык. Вот только жена сердится за то, что рубашку рву». Вскоре после этого, не более как через год, Прохоров ушел на Афон молиться Богу, и мы с ним уже больше не пахали». Из этого рассказа видно, что Петр Савельич еще семьянином вел подвижническую жизнь и из христианского смирения старался скрывать это от людей, что однако было весьма трудно.

      После десятилетней супружеской жизни Петр Савельич совсем переменил свой образ жизни, оставил свою семью, на Афоне постригся в монахи и в 40 лет подвизался в уединенной убогой келье, вдали от села.

        В своем первом путешествии к святым местам в Киев он пробыл не долго. Вероятно, в это самое время, по ознакомлении с подвигами русских иноков Киево-Печерской лавры, у него созрела мысль оставить жену и детей и уйти трудиться до конца дней своих на Афонскую гору, куда влекла его слава подвижнической жизни иноков этой горы. По возвращении домой он, наскоро поправив свои семейные дела, начал готовиться ко второму дальнейшему путешествию. Деревенский кузнец приготовил ему нечто похожее на вериги, весьма грубой работы, и железную палку на дорогу. Приготовив все это, он сказал жене: «Вот этот посох я припас себе на дорогу, отпусти меня на Афон молиться Богу, дома я уже не работник». И прежде Анну Прохорову с трудом убедили отпустить мужа не надолго в Киев, но теперь, увидев намерение мужа покинуть ее с детьми окончательно, она решительно воспротивилась: ударилась об пол, отчаянно плакала, рвала на себе волосы и через некоторое время, когда в состоянии была говорить, начала его отговаривать оставить это намерение. Петр Савельич в ответ ей подал железную палку и сказал: «Попробуй ее переломить. Не можешь? Ну и меня не старайся отговаривать». Тогда она вновь просила его: «А на кого ты дом-то покинешь?» - «О доме тебе нечего беспокоиться: хорошо, если успеешь в нем на утро позавтракать» ( только на другой день после уходя мужа она поняла смысл его слов: в этот день случился в селе пожар и дом их сгорел). «А с детьми-то как быть?» Бог милостив, Он найдет им всем место» (через неделю двое детей умерли). И затем простившись со всеми родственниками, отправился в путь. В первый день он дошел до г.Сызрани и здесь остановился на ночлег, здесь же выпросил себе на дорогу икону Смоленской Божией Матери у Сызранской купчихи Сопляковой.

        Дворянка Мария Троицкая со слов старца так пишет об этом: «Соплякова была раскольница и я (Прохоров) часто ездил к ней, когда еще мужиком был. Стал собираться на Афон и пошел к ней проститься. У нее была моленная. Я и говорю ей: «Дай мне икону на дорогу!» Она повела меня в моленную, я и выбрал эту икону (Смоленской Божией Матери). А она и говорит: «Ни за что не отдам эту икону, она у меня старинная, чудотворная». «Ну, говорю, а другой-то мне и не надо!» И пошел из моленной. Там позади послышался стук. Оглянулись, а это икона упала на пол. Она ее подняла и поставила на прежнее место. Тогда, прощаясь с ней, сказал: «Ну завтра я зайду, завтра Сам Господь укажет, что нужно делать». Ночью эта икона опять упала, а на утро упала в третий раз. Купчиха заплакала и отдала мне икону. Я с ней никогда не расставался и везде носил ее с собою. Во имя этой иконы и церковь построил». Эта икона (древнего письма) находится теперь в иконостасе Смоленского храма, богато украшена бисером, жемчугом и тремя алмазными звездами на челе и оплечьях и всегда почиталась чудотворною. Во время путешествий по святым местам икона хранилась у Петра Савельича в  ранце на спине. По приходе на место или, начиная новый путь, он вынимал ее из ранца, ставил пред собою и молитвою пред иконою Смоленской Божией Матери всегда начинал и оканчивал всякое дело. Прощаясь с Сопляковой, он просил ее позаботиться об его жене в случае ее болезни и отправился в путь. Между тем из Костычей в Сызрань приехал гонец, нагнал Прохорова и сообщил ему, что дом и все имущество его сгорели; дети спасены, но жена, спасая их, страшно обгорела, находится при смерти и что удельное начальство распорядилось отправить ее в Сызранскую больницу. Прохоров не воротился, как того хотела его жена с родственниками, а сказал только: «Да будет во всем воля Господня», отправился дальше. Соплякова, узнавши, что Прохорова привезена в городскую больницу и что с ней случилось несчастье, сама ухаживала за больной и по выздоровлении оказала ей денежное пособие. Родственники и все крестьяне села Костычи, сочувствуя несчастной обожженной Прохоровой, все единогласно осуждали ее мужа, называли его ханжей и безумным святошей и говорили: «Да умолит ли там (на Афоне) Господа?... – Пожалуй, что нагрешит только больше, ведь оставил жену-то и детей без всякого призора.»

         Слава подвижнической жизни иноков горы Афонской, где в то время в монастыре святого великомученика  Пантелеимона подвизались многие русские иноки, давно влекла его туда. Но предварительно ему хотелось вторично побывать в Киеве, чтобы в Киево-Печерской лавре, этом рассаднике русского иночества, получить советы, наставления.

Но не скоро подвижнику удалось прибыть на Афон. Вследствие каких-то политических замешательств отпуски в Турцию для русских путешественников разрешаемы не были, и поэтому Петр Савельич около трех лет прожил в Одессе на Афонском подворье, собирая подаяния на монастырь святого великомученика Пантелеимона. При этом он проявил сильную энергию, как по сбору подаяний, так и по усердию в молитве, посте и нестяжательности. Заведующий Одесским подворьем после трехлетнего испытания постриг его в рясофор, с наречением ему имени Пахомий.

       По прибытии на Афон рясофорный послушник Пахомий начал вести (в монастыре св.великомученика Пантелеимона) самую строгую иноческую жизнь: раньше всех вставал к полуношнице (на Афоне полуношница совершается в час по полуночи); раньше всех приходил в храм и позже всех уходил из него; мало вкушал пищи за общей трапезой, но зато гораздо больше и внимательнее слушал чтение жития подвижников, читаемых за общей трапезой, и по окончании обеда, не обращая ни на кого внимания, молча уходил на свое послушание.

       Не обращавший никогда внимания на посторонних послушников, Пахомий все-таки один раз заметил, что некоторые благообразные старцы накануне праздников откуда-то приходят с кувшинами и сумками и по окончании службы на другой день опять куда-то уходят до следующих праздников. Это его заинтересовало, и он просил объяснить, что это значит. Старец, у которого Пахомий находился в послушании, объяснил, что это пустынники – отшельники, которые считают общежительные труды для себя недостаточными и уходят на посильный для себя период времени (одну неделю или шесть) в пустыню или скит, где упражняются в постоянной молитве. С тех пор у вновь прибывшего послушника явилось непреодолимое желание посмотреть на подвиги отшельников и самому начать такие же подвиги. И вот, дождавшись свободного времени от своего обычного послушания, он отправился посмотреть на труды отшельников и был поражен разнообразием и оригинальностью жизни многих из них. Так, одни во всю ночь стояли на молитве и пении, другие упражнялись в молитве днем и стояли с непокрытой головой и босыми ногами на солнце и мучили себя зноем; некоторые мучили себя голодом и жаждою, иные же по жизни своей уподоблялись столпникам и стояли на камнях, имея колена избитые до крови и оцепеневшие от множества поклонов. Эти необыкновенные подвиги отшельников возбудили в молодом послушнике такую жгучую любовь к соревнованию; впоследствии все эти упражнения он испытал и применял к себе и во многом даже превосходил Афонских тружеников. Так, например, 120 ночей подряд, не передвигая ног, простоял на молитве у гроба Господня; мучил себя зноем, стоя на молитве, в Иосафатской долине и в пустыне Синайской, а холодом в Соловецком (Анзерском) ските. А по возвращении на родину затворялся в своей келье от праздника Покрова Богородицы (1 октября) до Благовещения, стоя на камне в железных веригах и таком же наголовнике. Но впоследствии об этом будет сказано подробнее. Будучи уже 70-летним старцем, он с благодарностью вспоминал об Афонских подвижниках и с восторгом восклицал: «Вот здесь следует поучиться и есть чему!» или: «Вот тут-то я и научился, как нужно служить Богу!».

         Немедленно по возвращении в монастырь он просил настоятеля, чтобы тот благословил его на отшельнические подвиги, но просьба его была отклонена на том основании, что он еще молод и для жизни подвижнической не подготовлен. Только после 8-ми лет пребывания на Афоне ему позволили присоединиться к отшельникам.

Афонские старцы, уразумев его жизнь и провидя в нем доброго подвижника Христова, постригли его в мантию, с наречением ему имени Пантелеимона, имени, которое носит великомученик, покровитель обители, с особенным назначением, что новопостриженный будет в монашестве великим подвижником, как его ангел, среди других мучеников, и затем старцы указали ему, что местом подвигов его должна быть родина его, Россия, и присовокупили: «Гряди, чадо Божие, в Россию и обращай там раскольников. Здесь, таких как ты много, а там нет! Место, где ты оснуешься, будет тебе и многим во спасение. Там ты построишь новую иноческую обитель и в ней окончишь дни свои».

По возвращении на родину ему предстояло перенести целый ряд ужаснейших испытаний. Монах мужественно перенес все эти неприятности. Вооружившись топором, киркой и лопатой, без посторонней помощи он вдали от села, на своем отцовском наделе, близ сельского кладбища, сам поставил кельенку, наполовину врытую в землю и до того маленькую, что в ней помещалась одна маленькая печка, сложенная им же; поставить кровать в ней было нельзя, лечь человеку во всю длину тела тоже невозможно. Келья эта прежде служила сторожевой будкой на барже, была для какой-то потребности изверчена буравами, вся в дырах, которые Прохоров забил деревянными гвоздями. В этой келье он и поселился с целью затвориться там для молитвы и возобновления прерванных афонских упражнений.

Слава о его затворничестве и подвигах далеко распространилась за пределами села Костычей. Со всех сторон начали приходить к нему люди, ищущие утешения в душевных скорбях и исцеления немощей телесных. Тогда подвижник после двадцатилетних трудов уединения, созревши в духовной жизни, по особенному внушению благодати Божией, отверзает двери кельи и двери уст своих и сладкие струи духовно-назидательного учения изливаются в течение многих лет на бесчисленное множество народа, искавшего его наставлений и утешений. С удивительно детским незлобием, простотою и кротостью он принимал к себе всех и каждого. Многие священники, а также другие образованные люди, видевшие его и беседовавшие с ним, говорили: «В нем, во истину, обитает благодать Божия» (священники Виноградов и Еланский). Множество болящих, одержимых падучей болезнью, бесноватых в продолжении 20-ти лет второй половины его труженической деятельности получало от него исцеления.

Движимая чувством благоговения и душевной благодарности к старцу, многие лица стали жертвовать ему свечи, масло, иконы, драгоценности и деньги. Деньги он посылал по почте Афонским старцам, а драгоценности, сукно, холст и прочее неоднократно посылал со своим приятелем Мартыновым в Иерусалим, обитель святого Саввы и другие места Палестины. Около 1866 года, несмотря на щедрые пожертвования и посылки на Восток, материальных средств в его кельи накопилось довольно, так что он недоумевал, на что их употребить. В это время он вспомнил предсказание Афонских старцев: «Ты оснуешь там (на родине) новую иноческую обитель и в ней окончишь дни свои», и с тех пор у него явилась мысль устроить в Костычах монастырь. И потому он отправился в третий раз на Афон и спросить  благословение старцев на устройство обители. Они одобрили его намерение, воодушевили на новый подвиг и благословили его заняться устройством монастыря, не смотря на это, он все еще не был уверен в своих силах. Начинать устройство обители, при неимении материальных средств, с единственной надеждой на доброхотные пожертвования, было крайне опасно. Впереди ему предстояло опять переносить новые искушения и, быть может, опаснее первых. Для того чтобы победить их, нужно было иметь много энергии и силы воли и особенно укрепления на предстоящий подвиг благодатью Божьею.

Костычевский труженик и задумал по образу Дивеевской женской общины устроить у себя на родине такую же общину. Но тут начались для него новые, тяжкие испытания. Духовное начальство, в виду того, что Прохоров не имел никаких письменных актов на владение наделом, состоящим из 8 десятин, не разрешало ему строить церковь, а крестьяне, испугавшись пустой молвы, что с устройством монастыря на них падет много новых налогов, отказывали дать ему приговор на владение землею и не выделяли его из общества. Таким образом, дело затянулось на несколько лет; эти неудачи и огорчения сильно подействовали и крайне расстроили его.

Вскоре после этого кто – то посоветовал ему подать прошении о разрешении устроить церковь, под именем Кладбищенской,  на его наделе, который был рядом с кладбищем. Просьба эта вскоре увенчалась успехом. Кладбищенскую церковь тотчас разрешили устроить, а через год (в 1869г.) деревянная церковь была готова и освящена. По воскресным и праздничным дням во вновь устроенной кладбищенской церкви Смоленской Божьей Матери началась служба.[†]* Начались новые пожертвования, церковь украсилась хорошими иконами, обогатилась ризницей и книгами. Это обстоятельство вновь воодушевило схимника, и он начал опять просить крестьян, чтобы выделили ему надел. После многих хлопот и материальных потерь крестьяне в конце села, близь станции железной дороги, отвели ему место, поставили столбы и дали приговор. Хотя вновь отведенное место и было далеко за селом и туда приходилось переносить церковь и другие постройки, но схимник и этому был весьма рад, так как он мог рассчитывать, что на его собственной земле никто его тревожить не будет и тогда  с спокойным  духом возможно будет заняться устройством обители.

Когда разнесся слух, что старец устраивает женскую общину, то многие девицы и вдовы пожелали поступить туда и вскоре поселились (в построенных помещениях) около храма. Способных и грамотных он приучил в храме петь и читать, других ухаживать за садом, пчельником и огородом. И хотя община еще не была открыта, но устав и порядок заведены были, как следует для лиц монашествующих.

«Продолжительные препятствия, несправедливость, ложные доносы, обман – все это схимник переносил с христианским терпением и с удивительным детским незлобием; никогда никого не винил в своих неудачах, ко всем был приветлив и с любовью принимал всех ищущих у него утешения.         

    «Получив первое известие об открытии общины, он воскликнул: «Ну, теперь слава и благодарение Господу, я могу уйти на покой в затвор и совсем удалится от вас». Через несколько дней он почувствовал приближение смерти и еще за две недели до своей кончины начал говорить всем: «Я скоро уйду от вас». За две недели он обошел все кельи общины, учил всех монашествующих как нужно вести иноческую жизнь, как нужно заботится о нравственном преуспении и искоренять в себе дурные наклонности, привычки и страсти. Большинство сестер общины разного звания, возраста и образования не привыкло к монашеской жизни, поэтому необходимо было объяснить им высоту и важность значения иноческого чина, его обеты, как-то: смирение, пост, послушание и молитва, и укоренить в сознании и сердцах их сознание своих обязанностей и искренне, безусловное послушание во всем».

            «Просфирня Ек. Георг. о последней прощальной беседе старца рассказывает так: «За две недели до своей смерти батюшка- старец обходил кельи всех сестер, прощался со всеми и говорил, что он уходит от нас. Мы все думали, что он уходит от нас в   затворь, и нисколько не предполагали, что скоро настанет его кончина. Между прочим он зашел и ко мне в келью и долго он беседовал со мной.

Самарская  мещанка вдова Анна Е. Полякова рассказывала о последней своей беседе с старцем следующее: «За несколько месяцев до кончины старца я была у него в келье. Он просил меня с дочерью побывать у него еще раз, потому что на зиму говорил он, я уйду на спокой». Я спросила его: «А монастырь-то кто будет достраивать?» он отвечал: «А Царица то Небесная! Церковь  у нас будет большая, каменная». При этом он показал мне план храма и говорил, что храм будет двухэтажный, каменный и что после его ухода на спокой «пять лет будет страшный мятеж в общине».

Это предсказание сбылось в точности. Через несколько месяцев после смерти старца в общине начались внутренние неурядицы, жалобы, волнения, и члены её понемногу почти все разошлись, так что через четыре года из 35 сестер в общине осталось только настоятельница и одна послушница, девочка-сирота.

         Еще за несколько недель до получения первого известия об открытии общины старец говорил приходскому священнику: «Монастырь скоро здесь будет и монастырь будет богатый; два столпа за меня стараются». При этом он повел священника в свою келью и показал план храма, который дали ему в Троицкой пустыни. Спустя некоторое время, когда священник этот передал с видом сомнения о разговоре своем со старцем монашествующим, то они улыбались и с неудовольствием прибавляли: «Батюшка, старец у нас, кажется, с ума сходит: ему везде во всех просьбах отказывают, а он, знай, свое говорит, что у нас будет скоро открыт монастырь, что будет каменный храм, да еще прибавил, что скоро какое-то здание у него будет на 10 головах». Впоследствии, когда в общине был устроен прекрасный корпус на 10 саженях,   священник напомнил монашествующим – не это ли и есть здание на 10 саженях (головах), о котором предсказывал старец, а тогда его предсказание назвали сумасшедшим.

    Весьма жаль, что немногие лица удержали в памяти то, что схимник говорил в своих последних беседах, расставаясь с своею духовную паствою.

    1-го января 1884 года около 11 часов дня старец позвонил в колокольчик, что он всегда делал, когда нужно было кого-нибудь позвать; пришедшая на его звонок дежурная нашла его лежащим на полу. Несколько минут перед тем он, вероятно, хотел у себя в келье затопить печку, отворил ее, вынул крышку из труды и припас дрова, но тут почувствовал себя дурно, успел дернуть за шнурок и упал. Собравшиеся сестры общины подняли его и положили на кровать. Руки и ноги у него не владели и языком владел плохо, так что с трудом можно было разобрать, что он говорил. К 6 часам вечера ему стало лучше. Он лежал на постели, начал творить крестное знамение и послал за священниками. Один исповедал его и причастил святых Таин, а потом совместно оба совершили над ним таинство Елеосвящения. С этого времени с одра болезни он уже более не вставал. Кончина его была покойная и безмятежная, как тихий сон, словом, истинно христианская.           

 Наступившие сильнейшие морозы и ужаснейшие бури, свирепствовавшие в продолжение 4 и 5 числа, и затем праздник Богоявления Господня задержали похороны его до 8-го числа. Только 7 января было преступлено к устройству могилы,  а 8 совершено погребение. Могила устроена близь алтаря с северной стороны, и на ней поставили деревянный черный крест со скромной надписью: «Здесь погребен схимонах Пантелеимон, подвизавшийся с 1840 года».

      Неизвестно, во время какого путешествия Прохорова на Восток, митрополит Константинопольский подарил ему икону Божией Матери, икону совершенно черную, и сказал ему, что «лик на этой иконе прояснится, когда у него будет устроен монастырь». О предсказании этом старец неоднократно говорил многим. После смерти подвижника, когда община была объявлена открытою, многие, вспомнив это предсказание, пошли в его келью посмотреть на эту икону, лик ее уже не был темный, а стал проясняться и в настоящее время почти светлый, а до этого времени в продолжении более 15 лет лик на этой иконе был совершенно темный.

       Из всего вышесказанного видно, что основатель Костычевской Смоленской общины старец Петр был не только высокий, дивный подвижник молитвенник, но и чудотворец, милостивый к страждущим, помощник, советник и утешитель скорбящих.

Какой добрый, кроткий у него взор, до того кроткий, что он кажется, не способен был никогда и раздражаться. И в его взоре светилась простота и невинность детского возраста, все черты его лица дышали искренним радушием и любовью; его старческие морщины только внушали еще большее доверие к его опытной мудрости, а серебристые седины, как венец украшали его почтенную голову. Из всех многочисленных русских подвижников Костычевский труженик, как по наружному и внешнему образу жизни, и подвигам, так и по своим душевным качествам был весьма похож только на одного Саровского Иеромонаха Серафима. Тот и другой после продолжительных труженических подвигов, достигши высокого нравственного совершенства, одинаково поставляли главною задачею своей жизни служение страждущему человечеству .

Из воспоминаний священника Старо-Костычевского

Смоленского женского монастыря Сызранского уезда,

Петра Архангельского




Последний священник Костычевской обители

В Октябрьске обретены нетленные мощи умученного в годы репрессий священника Василия Тепловодского.

Сведений о священнике Василии Тепловодском пока мало. Последние годы жизни протоиерея Василия Федоровича Тепловодского были связаны со Старо-Костычевским Смоленским женским монастырем. Здесь он служил священником до того, как в 1926 году его арестовали представители новой богоборческой  власти. 
В загсе Октябрьска нашли "Запись о смерти умершего гр-на Тепловодского В.Ф.". Из неё следует, что отец Василий "умер от порока сердца 15 мая 1926 г. в возрасте 44 лет". Подобные сообщения о смерти близких получали "из органов" семьи репрессированных. Отца Василия арестовали, видимо, по 58-й статье. Содержали в тюрьме Октябрьска, в строгой изоляции. Монахиням не разрешили передать ему ни одной посылки.

При жизни схимонах Пантелеимон и протоиерей Василий Тепловодский не знали друг друга. Но 80 лет их могилы были рядом. Теперь они снова вместе - красивые раки угодников Божиих в церкви разделяют несколько метров.

"Святой святого поднял", - говорят верующие.



Об основании и деятельности

Костычевского женского монастыря


Первое поселение русских людей на территории нынешнего Октябрьска появилось в 1684 году. На протяжении всей истории поселения его названия неоднократно менялись: Городище, Вознесенское, Батраки, Костычи, Старые Костычи, ныне - Октябрьск.
Где-то между 1684-м и 1695 гг. в Городищенской слободе был образован Вознесенский девический монастырь. Но всероссийскую славу эта земля получила благодаря подвигам старца Пантелеймона — великого молитвенника и постника.
Когда в 1992 году в Октябрьске был открыт первый православный приход, его настоятель протоиерей Евгений Матвеев начал собирать дополнительные сведения о монастыре и насельницах.
Удивительно, но в городском архиве не сохранилось никакой интересующей нас информации,- рассказывал отец Евгений. — Не нашли мы нужных сведений и в городском музее, и в библиотеках. Помогли тогда еще живые престарелые монахини Екатерина Петровна Никишина и Прасковья Петровна Казберова...
Так, удалось установить, что в 1910 году в монастыре находились 122 насельницы: 12 мантийных монахинь, 14 рясофорных и указных послушниц и 103 послушницы.

Сестры в основном занимались земледелием.
В первые годы советской власти в обители была организована трудовая промысловая артель. В 1923 году она была реорганизована в сельскохозяйственную артель «Работница», в которую были переведены 120 монахинь из обители. Возглавляла артель бывшая игумения. 23 ноября 1928 года постановлением малого президиума Средневолжского облисполкома монастырь был закрыт. Все монастырские постройки и церковь были переданы в распоряжение Сызранского окружного исполкома.

О Старо-Костычевском монастыре сведений было мало: тоненькая книжечка с жизнеописанием старца да рассказы местных старожилов. Сохранил Бог жизнь двум последним воспитанницам монастыря, которые дожили до 2004 года и умерли в возрасте 92 лет на праздники своей Небесной Игумении, одна на Смоленскую икону Божией Матери, другая на Покров Божией Матери. Они-то и передали нам рассказы монахинь, что будут мощи у нас, а старец будет прославлен. 
Со слов Екатерины Петровны Никишиной (+14 октября 2004 года) был составлен план монастырской усадьбы. Батюшка для его уточнения поехал в Дивеево к нашим землякам — послушникам Анатолию и Валентине Кубасовым. И в конце марта по благословению Благочинного Сызранского округа протоиерея Григория Коберника начались раскопки на территории бывшего монастыря. Нужно было найти могилку старца Пантелеимона и уберечь ее от попрания. 

На святой земле монастыря уже построена сторожка, возведены бревенчатые стены жилого корпуса, делается крыша. 
Выкуплены кирпичные помещения у плодосовхоза «Костычевский», здания разобраны, кирпич перевезен и сложен на территории монастыря. 
В монастырской сторожке живет первая насельница инокиня Валерия. Вновь на монастырской земле стала возноситься молитва Богу.





История

святого источника Прасковеи Великомученицы


...А теперь расскажем о Старокостычевском источнике, который известен с начала XIX века. Свое название он получил после того, как в старину здесь была обретена икона великомученицы Параскевы Пятницы. На крестьянские копейки была построена каменная часовня. С тех пор в девятую пятницу после праздника Пасхи — в день памяти великомученицы Параскевы — из Сызрани, села Старые Костычи и других поселений сюда приходили богомольцы — порой до четырех тысяч человек. который известен с начала XIX века. Свое название он получил после того, как в старину здесь была обретена икона великомученицы Параскевы Пятницы. На крестьянские копейки была построена каменная часовня. С тех пор в девятую пятницу после праздника Пасхи — в день памяти великомученицы Параскевы — из Сызрани, села Старые Костычи и других поселений сюда приходили богомольцы — порой до четырех тысяч человек.Когда весной 2004 года в Октябрьске были обретены мощи схимонаха Пантелеймона, вода в источнике долго «играла».
Источник расположен в трех километрах от Октябрьска, проехать к нему можно только в сухую погоду. Полевая дорога к святыне начинается от трассы Самара-Сызрань и петляет по краю огромного безлесного оврага. Сам источник представляет собой оазис на склоне горы — в окружении березок и верб тихо струится прозрачная вода.
За целебной водой сюда приезжают со всего Приволжского региона. О чем просят? Вода святого источника, как рассказал местный священник протоиерей Евгений Матвеев, исцеляет от мочекаменной болезни, аллергии, доброкачественных опухолей. Были случаи исцеления парализованных.











Церковь Вознесения Господня



Вознесенский приход зарегистрирован 19 марта 1996. В 2000-х начато строительство каменной церкви, прототипом которой послужила Вознесенская церковь в Коломенском. Крестообразное в основании здание увенчано восьмериком, который завершается шатром. Над притвором одноярусная звонница.

Церковь Вознесения Господня возведена в одном из самых красивых уголков центральной части Октябрьска. Вертикальные размерения храма преобладают над горизонтальными, а создаваемое ощущение устремленности ввысь еще сильнее подчеркивается расположением церкви: она находится у кромки спуска и как бы нависает над нижней частью города. Архитектурные мотивы Вознесенской церкви в Октябрьске позаимствованы у знаменитого храма в Коломенском, также освященного в честь праздника Вознесения Господня. Одновременно со строительством церкви при ней создается полноценный приходской комплекс с домом причта, воскресной школой и крестильней. Вместе с второстепенными постройками Вознесенскую церковь в Октябрьске можно заслуженно отнести к числу наиболее удачных в архитектурном отношении храмов, построенных в Самарской области за последние годы.

Церковь действующая, ее Настоятель - иерей Виталий Нефедов



Завершение Вознесенской церкви в Октябрьске Самарской области.
26 июля 2015 года










Вывод:

Духовное богатство человека определяется его отношением к истории своей страны, своего народа. Без прошлого нет будущего. История нашего государства богата памятными событиями, примерами мужества, стойкости русского народа.

Божии храмы как связь времён, сегодня являются центрами духовной жизни граждан. В процессе работы над проектом мы познакомились с православной историей нашего города, узнали много нового, интересного и пришли к выводу, что для возрождения духовности необходимо, чтобы мы, дети, лучше знали историю своего народа.

Мир, где можно возродиться

Мыслью, сердцем и душой,

Мир, где можно насладиться

Духом вечности святой,

Был разрушен в одночасье

Чьей-то властною рукой…

Шёл, сменяясь, год за годом –

Только в памяти людской

Оставался вместе с Богом

Мир духовный и святой;

Заслонив собой несчастья,

Нёс он благость и покой!


Заключение

Продуктом нашего проекта является буклет «Святыни родного города».

Мы приглашаем всех пройтись по предложенному маршруту, впитать дух православия, соприкоснуться с ее святынями.

Вид маршрута: историко – краеведческий, культурно – познавательный.

Маршрут не сложен, подходит для человека любого уровня подготовки.

Наличие специальной экипировки и снаряжения не требуется.


Данный маршрут может быть использован в самодеятельном туризме.

Например, семейная группа может совершить его на автомобиле.








Информация найдена на интернет - ресурсах:


  • http://smolensky-hram.prihod.ru/holidays



  • http://chronograph.livejournal.com/149807.html



  • https://ru.wikipedia.org/









































Приложение



















Воспоминания о нахождении мощей сх. Пантилеймона

На Вербной неделе начали дружно, с воодушевлением работать, погода помогала. Работать было тяжело — мешали грунтовые воды, лопаты вязли в грязи. Радовались любой находке: старой лампадке, Царской монетке, ржавым цепям… 
На Страстной неделе погода всех разогнала. Нужно было молиться. 
Отпраздновали первые три дня Светлой седмицы и опять продолжили работы. Наши земляки Кубасовы привезли благословение Дивеевского монастыря — Благодатный Иерусалимский огонь. С Благодатным огнем, под постоянные пасхальные песнопения работали с большим воодушевлением. 
В четверг 15 апреля были обнаружены три захоронения: женское, священническое и детское. Екатерина Петровна Никишина по телефону нам подтверждает: женское — первой монастырской игумении Маргариты, мужское — священника Василия Тепловодского, служившего в монастыре с 1922 года до своей кончины в мае 1926 года, детское — его сына. Старца Пантелеимона мы еще не нашли, но Богу было угодно открыть нам другого подвижника — отца Василия. Одежда священника сохранила свой зеленый цвет, наперсный деревянный крест тонкой работы — как новый, косточки желтые, благоухание — несомненные свидетельства святости почившего. В молчании и благоговении стояли люди вокруг этих могил. 
Чудесных помощников привел к нам Господь для такого святого дела: Анатолия Левандовского и Анатолия Кубасова. Только их смиренная неторопливость нужна была тогда. В пятницу 16 апреля утомленные поисками люди решили сделать углубление под трехтонное основание высокого железного Распятия. Это было последней попыткой. За пустотой лопата наткнулась на камень. Гробница старца оказалась прямо под крестом и мраморной Смоленской иконой Божией Матери. Нужно было сначала укрепить свод плиты. К полуночи крест перенесли с основания на полтора метра вперед. 
Следующее утро 17 апреля было пасмурным, моросил дождь. Отслужив панихиду, батюшка благословил разбирать склеп святого старца. Чудесное благоухание сразу не осознали. Сначала переглядывались, думали — от батюшкиного кадила, но оно потухло. Да и духов не могло быть: все работали, а случайных людей здесь не было. Благоухание шло волнами, с неописуемыми запахами. По одному кирпичику стали выносить наверх и складывать на плиту. 
К четырем часам дня склеп был разобран. Мы нашли мощи старца Пантелеимона. Чистые, ярко-желтого цвета косточки, мантия черная с истлевшими краями, фарфоровая чашечка, огарочки свечи, горошины четок, две иконочки — это теперь святыни нашего Смоленского храма. 
Пять дней к месту обретения мощей схимонаха Пантелеимона шли и ехали многочисленные паломники. А 22 апреля 2004 года по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия Благочинным Сызранского округа протоиереем Григорием Коберником и священством Сызранского благочиния мощи старца Пантелеимона были перенесены при большом стечении народа в Смоленский храм.

Чудеса старца Пантелеимона


После того как мощи старца Пантелеймона внесли в церковь, в Божием доме начали происходить чудеса. «Их случилось уже так много, что рассказывать обо всех чудесах нужно было бы не меньше трех часов»,- говорит отец Евгений. Упомянем о нескольких удивительных случаях.
Здесь помнят, как девушки-журналистки самарского телеканала ГТРК, присутствовавшие в 2004 году на поднятии мощей старца Пантелеймона, принародно засомневались в реальности чудес. Но когда через час девушек пригласили на чай, по трапезной храма неожиданно разлился такой сильный неземной аромат, что потрясенные телевизионщицы тут же раскаялись в своем неверии. В склепе, который до этого хранил мощи старца, сразу же забил родник. Когда этой водой умыли бесноватую женщину из Жигулевска, из ее рта фонтаном выплеснулась мутная жидкость. После этого больная полностью исцелилась.
В специальной церковной книге записаны имена выздоровевших — от паралича ног, удушья, зубной боли и болей позвоночника, гнойных ран, нервного тика, онемения рук... Как-то выздоровела женщина из Тольятти, у который был страшный диагноз — лейкемия.
Рассказывает священник Евгений Матвеев: «Вот уже несколько лет в алтаре храма на Пасхальной седмице мироточат яйца. Как-то я крестообразно помазал таким мироточащим яйцом себе лоб и сразу почувствовал, что телесное недомогание ушло, а появились удивительные бодрость и сила. В другой раз, во время водосвятного молебна, я увидел, что вода в чаше вдруг сильно уплотнилась, потом начала «играть» и бить снизу ключом, рассыпаясь радужным бисером по краям».
Жительница Октябрьска Наталья Тараканова 12 декабря 2005 года увидела над бывшим монастырем двух ангелов в белых одеждах, которые держали большую икону. Братья Нефедовы из Самары, жительница Бугуруслана Ольга Меджидова рассказали, что слышали удивительное церковное пение в тот вечерний час, когда храм был уже закрыт.
 
Вот их хронологическая запись по мере поступления свидетельств. 
У жительницы города Сызрани замироточила фотография старца. 
Надежда Александровна Коклюхина из города Октябрьска также свидетельствует о благоухании его фото. 
Семья Халимовых, Галина и Александр, свидетельствует о благоухании фотографии схимонаха Пантелеимона. 
Вера Тихоновна Кичайкина из Октябрьска после прикладывания к мощам и веригам исцелилась от удушья. 
Елена Ильинична Кубасова, жительница города Тольятти, получила исцеление больных ног, а до этого думала, что обречена на сидячую жизнь. 
Ольга Львовна Меджидова из Бугуруслана пишет, что, подходя к храму, слышала церковное пение, а войдя, удивилась, что службы нет. 
Александр Николаевич Камеристов из города Жигулевска после того, как приложился к мощам, вышел из храма без своей палочки (у него порвана коленная связка, он хромал). 
Нина из поселка Ново-Заборовский Сызранского района после прикладывания к мощам и прикладывания землички с места его захоронения избавилась от боли в позвоночнике и руке. 
Александр Шибанов, работник Смоленского храма, во время ночного дежурства после прикладывания к мощам избавился от боли в животе, чувствовал неоднократное благоухание. 
Братья Виталий и Евгений Нефедовы из Самары слышали церковную службу, подходя к храму, хотя батюшка был в отпуске и службы не было. 
Татьяна Тимофеевна Вашуркова из Сызрани, приложившись к мощам, избавилась от уплотнения в груди, а прикладывая святую земличку, излечила гнойную рану на ноге. 
Марина Сергеевна Колмакова из села Обшаровка почувствовала, что избавилась от подергивания брови во время мысленного покаяния у мощей старца. 
Клавдия Федоровна Родионова, просфорница Смоленского храма, свидетельствует, что, прикладываясь к мощам схимонаха Пантелеимона на месте их обретения, исцелилась от боли в ногах, а родинка, которая была на глазу и мешала ей, исчезла совсем. 
Антонина Паначева из Башкирии приезжала на поклонение к старцу Пантелеимону поблагодарить, что он исцелил ее от онемения оперированной руки. 
Александр и Наталья Нагаткины из Тольятти пишут о мироточении фотографии старца Пантелеимона с осени 2005 года и особенно накануне Рождества Христова 2006 года.  
Настоятель Смоленского храма протоиерей Евгений Матвеев свидетельствует о чудесном бурлении воды на водосвятном молебне в храме 1 января 2006 года. При погружении креста в воду вода стала как бы плотной, била ключом в центре снизу и рассыпалась бисером к краям. Сам он в поездке за ракой для мощей схимонаха Пантелеимона неоднократно попадал в автомобильные аварии, переворачиваясь, вылетал в кювет дороги и оставался жив, продолжал свой путь дальше. На Светлой Пасхальной седмице обильно замироточило в алтаре Пасхальное яйцо, потом второе, на праздник перенесения мощей Святителя Николая — третье. Святым миром батюшка помазал прихожан. 
Запись свидетельств приведена по 1 июня 2006 г.

Господь посылает нам чудеса промыслительно, - говорит отец Евгений. — Уже многие жители нашего города пришли к вере благодаря чудесным событиям, случившимся с ними или с их близкими в нашем храме.

Жития святых

Великомученица Параскева Пятница
(память 28 октября/10 ноября)


  В то время, как нечестивый царь Диоклитиан воздвиг гонение на христиан, в городе Иконии проживала одна благородная и красивая девица по имени Параскева. Родители ее — христиане, воспитав и научив дочь свою хранению святой веры и заповедей Господних, отошли ко Господу. Они оставили свою блаженную дочь наследницею большого имущества.
  Достигнув совершеннолетнего возраста, девица Параскева стала подражать вере и делам своих родителей. Она начала тратить свое имущество на одеяние нагих, пропитание голодающих, угощение странников. Параскева не обращала никакого внимания на своих женихов, домогавшихся сожительства с нею: она скоро соделалась невестою Единого бессмертного Жениха, Единородного Сына Божия, для Которого и жила в святости и праведности. Пресвятое Имя Его она исповедовала перед людьми непрестанно, всякий день, приводя их тем к познанию истины.
  Некоторые из людей уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а другие, неверующие, злословили святую. Параскева же смело проповедовала перед ними слово Божие и изобличала суету бездушных идолов. Не желая слушать от нее таковых обличений, неверующие граждане схватили ее и предали побоям, а потом ввергли в темницу.
  В то время в Иконию пришел некий военачальник, присланный в эту страну императором Диоклитианом с целию истребить там всех христиан. Граждане, приступив к нему, сказали:
  - Светлейший военачальник, в сем городе есть девица, которая верует в Распятого Христа и проповедует Его; она занимается волшебством и немало уже людей отвратила своим чародейством от принесения жертв нашим богам. Она не перестает произносить хуления на изображения наших богов и на самодержца.   Выслушав сие, военачальник приказал представить святую девицу к себе на суд; когда святая мученица шла на судилище, ее осенил Святой Дух, и лицо ее сделалось светлым, так что все взирающие на нее удивлялись и говорили:
  - Посмотри! Она нисколько не удручена печалию, лицо ее даже как будто сияет.
  Когда она стала перед судьями, военачальник посмотрел на нее и, удивившись красоте и благородству ее лица, сказал предстоявшим:
  - Вы напрасно оклеветали сию прекраснейшую девицу: ведь, невозможно погубить такую солнцеобразную красоту.
  И он сказал ей: Девица, скажи нам твое имя!
  Святая Параскева отвечала: Я христианка, раба Христова.
  Военачальник сказал: Созерцание красоты твоего лица склоняет меня к кротости, а исходящие из твоих уст слова возмущают до глубины души: я не желаю слышать таких речей!
  Святая отвечала: Всякий правитель, производящий справедливый суд, слыша правду, радуется, а ты, выслушав сказанную мною истину, прогневался.
  Мучитель на это сказал: Я потому гневаюсь, что не получил от тебя ответа; ведь я спросил тебя о твоем имени, а ты мне его не сказала.
  Святая отвечала: Прежде всего мне надлежало сказать мое имя по вечной жизни, а потом уже объявить имя по жизни временной. Итак, я сказала свое имя по жизни вечной, что я христианка. Христова раба, а по временной жизни я родителями наречена Параскевою, так как родилась в день Параскевы (Параскева по-гречески значит - пятница).
  - Родители мои, - продолжала святая, - шестой день, который есть день вольных и животворящих страстей Господа нашего Иисуса Христа, всегда почитали постом, молитвами и милостынями. Так они делали в честь Христа, веруя, что из-за любви к роду человеческому в этот день Он излил Свою кровь и положил за нас на кресте Свою жизнь. Бог и даровал им плод честного их супружества — меня, недостойную Свою рабу, в тот именно день, который они добродетельно почитали, воспоминая страсти своего Владыки. Им заблагорассудилось дать мне то имя, которым называется этот день, и вот от дня Параскевы и я именуюсь Параскевою, я - общница страстям Христовым.
  Военачальник сказал: Перестань говорить сии безумные слова и принеси жертву нашим богам; тогда я возьму тебя в жены, и ты сделаешься обладательницею большого богатства, и многие тебя будут величать на земле.
  На сие святая Параскева ответила: Я имею Жениха на небе, Иисуса Христа, и в ином муже не нуждаюсь.
  Тогда военачальник сказал: Я помилую твою красоту и пощажу юность твою.
  - Не щади временной красоты, - сказала святая, - ныне она цветет, а наутро увянет; помилуй лучше себя, ибо тебя ожидает вечное мучение.
  После сего военачальник разгневался и приказал разодрать на ней одежды и бить ее суровыми жилами. Она не испустила ни одного звука, но молча устами, сердцем взывала ко Христу, испрашивая у Него помощи в мучениях. Военачальник же, все еще щадя красоту ее, приказал перестать бить ее и стал кротко говорить ей:
  - Девица! Пощади свою юность, не губи своей прекраснейшей молодости! Принеси жертву богам и ты будешь жива и удостоишься еще большего от нас почета.
  Она ничего не отвечала ему на это. Тогда военачальник, разгневавшись, сказал:
  - Мне ли ты, злое христианское отродье, не отвечаешь?
  Святая на это плюнула ему в лицо. После того мучитель, страшно рассвирепев, приказал повесить ее на дереве и нещадно драть ее ребра железными когтями и растирать власяницей ее раны; ее плоть таким образом была изодрана до костей. Правитель, думая, что мученица скоро умрет, так как она едва уже дышала, снял ее с дерева и ввергнул в темницу. Когда она лежала здесь еле живая и уже безгласная от жестоких ран, в полночь явился ей ангел; плечи и грудь его были перепоясаны крестообразно золотым поясом, а в руках своих он держал орудия Христовых страданий: крест, терновый венец, копие, трость и губу. Ангел сказал ей:
  - Девица, общница Христовым страстям, восстань! Я прислан посетить тебя; в утешение же твое в страданиях, и принес орудия страстей Господа нашего. Взгляни на честные орудия: крест и терновый венец нетленного Жениха; посмотри на копие, пробидшее животворящие ребра, на трость, написавшую прощение грехов всего мира, и на губу, которая стерла Адамов грех. Итак, восстань! Христос Господь исцеляет тебя!
С наступлением утра пришли темничные стражи и нашли Параскеву здоровою и стоявшею на молитве; на ее теле не было ни одной раны. Испугавшись, они возвестили о том военачальнику. Последний приказал привести ее к себе и, увидев ее здоровою, удивился: он не ожидал, чтобы она осталась живой от ужасных ран. Снова удивляясь необыкновенной ее красоте, он сказал ей:
  - Параскева, ты видишь, как наши боги пощадили твою красоту и сохранили тебя, даровав тебе жизнь.
  Святая на это сказала: О военачальник, покажи мне даровавших мне жизнь!
  Военачальник послал ее в храм своих богов, чтобы она посмотрела на их идолов. С ней пошли также идольские жрецы и множество народа; они все думали, что Параскева желает поклониться их богам. Когда они вошли в храм, в котором было множество идолов, Параскева мысленно помолилась Единому Истинному, пребывающему в вышних Богу, и, схватив за ногу идола Аполлона, сказала:
  - Я тебе, бездушному, и всем вместе с тобою находящимся тленным идолам говорю: так приказывает вам Господь мой Иисус Христос - падите все вы на землю и превратитесь в прах.
  И вот, по слову святой, пали и рассыпались все идолы. Тогда все выбежали из идольского храма и стали взывать: Велик Бог христианский!
  Скверные жрецы, увидев разрушение и гибель своих идолов, пришли к военачальнику, и плача сказали ему:
  - Военачальник! Мы говорили тебе, — умертви сию волшебницу, так как она обольщает наш город, а ты не послушал нас, и вот она сокрушила всех наших богов.
  Исполнившись ярости, военачальник с гневом стал так допрашивать святую Параскеву: Какими волхвованиями ты сделала сие?
  Святая отвечала: С именем Господа нашего Иисуса Христа на устах я вошла в храм богов ваших и так помолилась моему Господу: Явись мне, Спаситель мой, - Ты, Который даровал мне жизнь. И вот Сам Господь мой и Бог мой явился мне, а твои боги, лишь только увидели Его, от страха затрепетали и, упавши на землю, разбились, показывая тем, что если они не могут помочь себе, то как помогут другим!
  Тогда военачальник приказал вновь повесить Параскеву на древе и палить ее ребра свечами. Повешенная и палимая огнем, святая воздохнула к Богу и сказала:
  - Господь и Бог мой, Создатель и Промыслитель всей твари! Ты прохладил горящую печь трем отрокам, Ты избавил от огня первомученицу Феклу, спаси же и меня, недостойную, от рук этих мучителей.
  И внезапно явился ангел, прикоснулся к свечам и запылал весьма сильный огонь, истребивший множество беззаконников. А народ взывал: Велик Бог христианский!
  И уверовало во Христа тогда множество народа; военачальник же, заметив волнение в народе, боялся, как бы на него не восстал народ и поспешно приказал усекнуть святую мечом.
  В то время как отсечена была ее голова, некоторые слышали голос на небе, произносящий:
  - Радуйтесь праведники, так как венчается мученица Параскева!
  Христиане с благоговением похоронили тело святой в ее доме. Так, окончив подвиг мучения, прекраснейшая девица отошла к своему Жениху, неся вместо елея кровь: она ныне вселилась с мудрыми девами в чертоге Христовом.
  На другой день утром беззаконный военачальник выехал на охоту, но конь его внезапно рассвирепел и сбросил его в овраг; упавши военачальник разбился и так злосчастно испустил свою окаянную душу. Святая же и чистая душа великомученицы Параскевы отошла к Господу, и от честных ее мощей подавались многие исцеления болящим, во славу Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцом и Духом Святым да будет честь и поклонение во веки. Аминь.

















































Статья из православной газеты «Благовест»

Поломническая поездка

24 марта, в первый день каникул, мы с ребятами 5 «Б», 5 «А» и 3 «А» классов оказались в числе тех, кому посчастливилось попасть в сказку. И эта сказка находится не так далеко от Тольятти – в г. Октябрьск, на территории храма Смоленской Божией Матери. Удивительные колонны храма вырезаны будто для царского терема. Летняя трапезная еще строится, но внутреннее убранство уже заметно напоминает интерьер из сказки «Три медведя»: это и сделанные из дерева столики, стульчики, стены из деревянных прутьев. В зимней же трапезной огромная каменная печь, стол и скамьи из цельных досок… Еще более удивительно то, что сказку эту создает настоятель этого храма протоиерей Евгений Матвеев.

В храме Смоленской Божией Матери мы приложились к чудотворным мощам протоиерея Василия Тепловодского и старца схимонаха Пантелеимона. Кроме того, мы пообщались с теми, кто был свидетелем и непосредственным участником обретения мощей схимонаха Пантелеимона в 2004 году. По их словам, «многочисленные неописуемые благоухания сопровождали ход разбора кладки склепа старца». Схимонах Пантелеимон и протоиерей Василий Тепловодский еще не канонизированы, но собираются свидетельства чудесного выздоровления по молитвам этих святых. В храме мы все мерили тяжелые вериги старца Пантелеимона. Одевая на себя его нелегкие железные кресты, мы молились о помощи в наших «трудных жизненных обстоятельствах», которые являются «нашими крестами».

Вероника Михйловна Жданова, классный руководитель 5 б класса

Православная классическая гимназия г.Тольятти



Просмотр содержимого документа
«прил 4»













Источник

Параскевы Пятницы











Просмотр содержимого документа
«прил 5»













Источник

Параскевы Пятницы











Просмотр содержимого презентации
«Проект»

Проект  «Святыни родного города» Выполнили: учащиеся 4 – б класса Руководитель: Ваньшина О.А., учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 3, г.о. Октябрьск 2016

Проект «Святыни родного города»

Выполнили: учащиеся 4 – б класса

Руководитель: Ваньшина О.А.,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 3,

г.о. Октябрьск

2016

Цель:   Разработка краеведческого маршрута, включающего в себя уникальные историко-краеведческие объекты, экскурсии по святым местам родного края, чтобы соприкоснуться с ценностями и духовными истоками православной культуры. Задачи:

Цель: Разработка краеведческого маршрута, включающего в себя уникальные историко-краеведческие объекты, экскурсии по святым местам родного края, чтобы соприкоснуться с ценностями и духовными истоками православной культуры.

Задачи:

  • ознакомиться с основными этапами жизни и подвижнической деятельности схимонаха Пантелеимона;
  • собрать и изучить информацию об основании и деятельности Костычевского женского монастыря;
  • ознакомиться с программой возрождения монастыря;
  • исследовать историю святого источника Прасковеи Великомученицы;
  • собрать иллюстративный материал..
Церковь Вознесения Господня Храм Смоленской Божьей Матери Святой источник Прасковеи Великомученицы

Церковь

Вознесения Господня

Храм

Смоленской Божьей Матери

Святой источник

Прасковеи Великомученицы

Храм Смоленской Божией Матери  Рака с мощами св. Пантелеимона

Храм Смоленской Божией Матери

Рака с мощами св. Пантелеимона

Обретение мощей схим. Пантелеймона

Обретение мощей схим. Пантелеймона

Святая Гора Афон. Греция. Монастырь св. великомученика Пантелеймона.

Святая Гора Афон. Греция.

Монастырь св. великомученика Пантелеймона.

Монахини Старо-Костычевского монастыря. В центре — монахиня, а с 1917 года игумения Руфина Старо – Костычевский монастырь Первая игуменья Старо-Костычевского монастыря Маргарита

Монахини Старо-Костычевского монастыря.

В центре — монахиня, а с 1917 года игумения Руфина

Старо – Костычевский

монастырь

Первая игуменья

Старо-Костычевского монастыря Маргарита

Перенесение мощей  Василия  Тепловодского

Перенесение мощей

Василия

Тепловодского

Посетители храма из г. Тольятти

Посетители храма из г. Тольятти

Церковь Вознесения Господня Храм Смоленской Божьей Матери Святой источник Прасковеи Великомученицы

Церковь

Вознесения Господня

Храм

Смоленской Божьей Матери

Святой источник

Прасковеи Великомученицы

Источник Параскевы Пятницы

Источник

Параскевы Пятницы

Церковь Вознесения Господня Храм Смоленской Божьей Матери Святой источник Прасковеи Великомученицы

Церковь

Вознесения Господня

Храм

Смоленской Божьей Матери

Святой источник

Прасковеи Великомученицы

Храм Вознесения Господня

Храм Вознесения Господня

Есть в России святые места. Если друг тебя в горе кинет, Если вдруг на душе пустота, Ты пойди, приложись к святыне. Спасибо за внимание!

Есть в России святые места.

Если друг тебя в горе кинет,

Если вдруг на душе пустота,

Ты пойди, приложись к святыне.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!