СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Связь между суммой и слагаемыми

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: посредством наблюдения подвести учащихся к выводу о том, что если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать навыки счета, внимание, наблюдательность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Связь между суммой и слагаемыми»

У р о к Математики 1 класс СВЯЗЬ МЕЖДУ СУММОЙ И СЛАГАЕМЫМИ


Цели урока: посредством наблюдения подвести учащихся к выводу о том, что если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать навыки счета, внимание, наблюдательность учащихся.


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка. 8 8 8 6 6

III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

На д о с к е записано несколько примеров на нахождение суммы:

5 + 2 = 6 + 1 = 3 + 7 = 9 + 0 =

– Как по-разному можно прочитать данные примеры? Прочитайте.

– Найдите их значение.

– Как называются числа при сложении?

– Попробуйте, используя числа первого примера, получить пример на вычитание.

– У кого получился другой пример?

– Запишите их.

Аналогичная работа проводится с остальными примерами, в результате чего на доске и в тетрадях учащихся появляется з а п и с ь:

5 + 2 = 7 3 + 7 = 10 6 + 1 = 7 9 + 0 = 9

7 – 5 = 2 10 – 3 = 7 7 – 6 = 1 9 – 9 = 0

7 – 2 = 5 10 – 7 = 3 7 – 1 = 6 9 – 0 = 9

IV. Изучение нового материала.

1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Вывод.

Учитель просит детей рассмотреть полученные столбики примеров.

– Что заметили? (Следует не торопить детей, а подвести их к самостоятельному выводу о том, что если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.)

Затем учащиеся рассматривают рисунки в задании 1 (с. 24 учебника, часть 2) и выражения, соответствующие им, и читают данные выражения хором. (Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2, значение суммы 5.

Из значения суммы 5 вычтем первое слагаемое 3, получим второе слагаемое 2. Если из значения суммы 5 вычесть второе слагаемое 2, получится первое слагаемое 3.)

2. Закрепление знания учащимися вывода.

Для закрепления вывода, сделанного учащимися, устно выполняется задание 2 (с. 24 учебника, часть 2).

При выполнении учащимися задания учителю следует спрашивать детей о том, каким еще примером на вычитание можно продолжить каждый столбик.

После этого дети работают в тетради – выполняют задание 2 (с. 10 в тетради № 2).

Часть задания ученики выполняют с комментированием, часть с а м о с т о я т е л ь н о с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой.

V. Решение выражений. Учащиеся выполняют задание 5 (с. 24 учебника, часть 2).

Первый и второй столбики ученики решают с а м о с т о я т е л ь н о с последующей в з а и м о п р о в е р к о й, третий и четвертый столбики решают с подробным объяснением.

Например:

– Из девяти вычесть три, вычесть один. Из девяти вычесть три, получится шесть. Из шести вычесть один, будет пять. Значение выражения равно пяти.

К пяти прибавить три, прибавить один. Сумма чисел пять и три равна восьми. К восьми прибавить один, получится девять. Значение суммы равно девяти.


VI. Работа над задачами.

Разбираются задачи из задания 4 (с. 24 учебника, часть 2). В каждой из задач дети выделяют основные части: условие, вопрос (так как условие записано не полностью, ученики завершают его, ориентируясь на рисунок:

VII. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.

В заключение урока с целью развития внимания и наблюдательности учащихся учитель может предложить выполнить задание на полях учебника (с. 24, часть 2).


VIII. Итог урока.

– Какие открытия сделали?

– Чем запомнился урок?

– Какие еще задания вам хотелось бы выполнить?






































У р о к Математики 1 класс РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ


Цели урока: закреплять знание учащимися состава чисел первого десятка, умение применять на практике переместительный закон сложения; формировать умение посредством выявления связи между суммой и слагаемыми находить разность чисел; развивать навыки счета; продолжать работу над задачами.


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка. 0 1 2

III. Устный счет.


1. Найдите значения выражений на волшебном зонтике и разгадайте написанное на нем слово.

2. Игра «Назови соседа».

IV. Решение выражений.

1. Учащиеся с а м о с т о я т е л ь н о выполняют задание 3 (с. 11 в тетради № 2): закрашивают вторую картинку соответственно значениям выражений:


5 – желтым цветом;


6 – красным;


7 – синим;


8 – зелёным.


В з а и м о п р о в е р к а.


2. Устно разбирается задание 5 (с. 26 учебника, часть 2).


Учитель просит учеников рассмотреть внимательно выражения каждого столбика.


– Что заметили? (В 1 и 3-м столбиках записаны суммы, во 2-м столбике – примеры на вычитание, в 4-м – примеры, содержащие два действия: вычитание и сложение.)


– Рассмотрим первый и третий столбики.


– Чем они похожи? (Это суммы; в первом столбике во всех примерах одинаковое второе слагаемое – 8, в третьем столбике одинаковое первое слагаемое – 6.)


– Как удобно найти значения сумм, записанных в первом столбике? (Поменять слагаемые местами.)


– Поменяйте слагаемые местами и найдите значения сумм.


– Нужно ли применять переместительный закон при решении третьего столбика примеров? (Нет.)


– Почему?


– Найдите значения сумм.


– Что увидели? (Значения сумм уменьшаются на один.)


– Почему? (Так как вторые слагаемые уменьшаются на один.)


– Рассмотрите второй столбик примеров.


– Что хотите сказать? (Во всех примерах вычитают из числа 9; числа, которые вычитают, уменьшаются на один.)


– Как будут меняться значения выражений? (Увеличиваться.)


– Проверим это вычислением.


– Найдите значения выражений последнего столбика. (Дети находят значения данных выражений с объяснением.)


3. С комментированием выполняется задание 2 (с. 13 в тетради № 2).


V. Работа над задачами.


Работа ведется по заданиям 1, 3, 4 (с. 26 учебника, часть 2) и заданию 4 (с. 12 в тетради № 2).


Часть задач можно разобрать и решить устно, задача в тетради решается детьми с а м о с т о я т е л ь н о с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой.


Работа над задачами проводится по э т а п а м:


1) дети выделяют условие и вопрос;


2) называют данные и искомое числа;


3) выбирают и аргументируют выбор знака действия;


4) записывают решение;


5) дают ответ на вопрос задачи.


VI. Работа по образцу.


В заключение урока дети рассматривают узор полях учебника (с. 26, часть 2), переносят его в тетрадь, продолжают, соблюдая закономерность, и раскрашивают.


VII. Итог урока.


– Что хотите сказать?


– Какое задание было самым интересным?


– Что бы вы сделали по-другому?



























У р о к математики 1 класс НАЗВАНИЯ ЧИСЕЛ ПРИ ВЫЧИТАНИИ


Цели урока: познакомить учащихся с названиями чисел при вычитании; продолжать работу над решением задач и выражений; развивать наблюдательность, логическое мышление учащихся.


Ход урока


I. Организационный момент.


II. Каллиграфическая минутка. 2 2 2 5 5 5


III. Повторение изученного материала и подготовка к восприятию нового материала.


Н а д о с к е п р и м е р ы:


8 – 2 6 + 3 1 + 7 8 – 4


9 – 4 5 + 2 2 + 6 7 – 3


– Что заметили?


– На какие группы можно разделить данные выражения?


– Прочитайте записанные выражения по-разному.


– Как называются числа при сложении?


IV. Изучение нового материала.


1. Знакомство с новыми терминами – названиями чисел при вычитании.


Учитель. Сегодня вы узнаете, как называются числа при вычитании.


Н а д о с к е з а п и сь:


Учитель предлагает детям рассмотреть запись, четко проговаривает названия чисел при вычитании, а затем читает выражение с использованием новых слов:


– Уменьшаемое 5;


вычитаемое 2;


разность равна трем.


Или: разность чисел 5 и 2 равна 3.


2. Чтение и запись примеров на вычитание с использованием новых терминов.


Следует поупражнять детей в чтении примеров на вычитание с использованием слов: уменьшаемое, вычитаемое, разность (значение разности).


Примеры записаны на д о с к е:


9 – 3 10 – 8 8 –3


7 – 4 10 – 6 6 – 1


Для закрепления учащимися терминов «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» учитель дает детям под диктовку несколько выражений, которые они записывают в тетрадь (один ученик выполняет работу на доске).


Уменьшаемое 7, вычитаемое 3. Найдите разность.


Уменьшаемое 9, вычитаемое 1. Чему равна разность чисел?


Найдите разность чисел, если известно, что уменьшаемое равно 5, вычитаемое – 3.


Уменьшаемое 10, вычитаемое 2. Найдите разность чисел.


Учащиеся выполняют устно задание 3 (с. 27 учебника, часть 2): уменьшают данные числа.


Учителю следует добиваться от учеников того, чтобы при чтении выражений они использовали термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».


Например:


– Уменьшаемое 4, вычитаемое 2, разность 2. Или: число 4 уменьшить на 2, получится 2, или разность чисел 4 и 2 равна двум.


V. Решение выражений.


Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть выражения в задании 5 (с. 27 учебника, часть 2), а затем, проанализировав примеры каждого столбика и подметив закономерность, продолжить каждый столбик еще одним примером.


3 + 4 – 2 10 – 3 + 1 8 + 2 – 1


4 + 3 – 3 9 – 2 + 2 7 + 3 – 2


5 + 2 – 4 8 – 1 + 3 6 + 4 – 3


6 + 1 – 5 5 + 5 – 4


Особое внимание следует обратить на второй столбик, который должен быть продолжен примером 7 – 0 + 4. Значение данного примера дети не могут найти, так как знакомы лишь с табличным сложением до 10. Однако, проанализировав значения предыдущих выражений (8, 9, 10) и увидев, что они увеличиваются на один, дети могут догадаться, что значение последнего выражения равно 11; либо значение данного выражения дети находят по числовой прямой:


VI. Работа над задачами.


Разбираются задачи 2, 4 (с. 27 учебника, часть 2).


Учащиеся выделяют в задачах условие и вопрос, аргументируют выбор знака действия, составляют схему каждой задачи, записывают решение и дают ответ на вопрос задачи.


VII. Работа над развитием логического мышления учащихся.


В заключение урока учащиеся выполняют задание на смекалку (с. 27, часть 2, поля учебника).


VIII. Итог урока.


– Что нового узнали?


– Чему учились?


– Оцените свою работу на уроке.












У р о к математики 1 класс ВЫЧИТАНИЕ ИЗ ЧИСЕЛ 6, 7


Цели урока: познакомить учащихся с приемом вычитания на основе соответствующего примера на сложение; продолжать работу над задачами; развивать навыки счета.


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.


6 6 7 7 6 6 7 7


7 6 7 6 7 6 7 6

III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

1. Игра «Назови соседа».

2. Сколько останется, если:


из 6 вычесть 1?


из 6 вычесть 3?


из 6 вычесть 4?


3. Какое число получится, если:


7 уменьшить на 2?


из 7 вычесть 1?


7 уменьшить на 3?


IV. Изучение нового материала.


1. Знакомство с приемами вычитания на основе примера на сложение.


На д о с к е записаны разности:


6 – 2 7 – 3


6 – 3 7 – 2


6 – 5 7 – 1


– Что хотите сказать?


– Какие примеры на сложение помогут решить данные выражения?


( 6 = 2 + 4 6 = 3 + 3 6 = 5 + 1


7 = 3 + 4 7 = 2 + 5 7 = 1 + 6 )


Учащиеся выполняют с комментированием задание 1 (с. 28 учебника, часть 2).


V. Работа над задачами.


Разбираются задачи из заданий 2, 3 (с. 28 учебника, часть 2).


Учитель читает текст из задания 2.


– Это задача? (Нет.)


– Почему? (Нет вопроса.)


– Задайте вопрос, соответствующий условию. (Сколько закладок осталось у Веры?)


– Каким действием следует решать задачу? (Вычитанием.)


– Почему? (Так как Вера подарила 2 закладки, значит, у нее стало меньше закладок.)


– Запишите решение задачи. (6 – 2 = 4 (з.).)


– Ответьте на поставленный вопрос. (У Веры осталось 2 закладки.)


Выполняя задание 3, дети составляют задачи, опираясь на рисунки, затем решают задачи, предварительно выделив в них условие, вопрос, данные и искомое числа, составив схемы и аргументировав выбор знака действия.

Задача 1. В корзине лежало 7 яблок, а на тарелке – 2 яблока. Сколько всего яблок?

7 + 2 = 9 (яб.). Всего 9 яблок.

Задача 2. Всего 10 вилок. На столе 4 из них, остальные – в коробке. Сколько вилок в коробке?

10 – 4 = 6 (в.).

В коробке 6 вилок.

VI. Развитие у учащихся навыков счёта.

С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся с последующей в з а и м о- п р о в е р к о й.

1. Найти значения выражений:


4 + 2 5 – 2


7 + 1 9 – 1


3 + 5 6 – 2


2. Какое число пропущено?


* + 3 = 6 6 – * = 3 4 + * = 8


* + 6 = 7 7 – * = 1 3 + * = 3


VII. Работа над развитием мышления учащихся.


В заключение урока ученики выполняют задание на смекалку (с. 28 учебника, часть 2).


(Останется 5 углов.)


VIII. Итог урока.


– Чему научил вас сегодняшний урок?


– Какая работа понравилась больше всего?


– Почему?

















У р о к математики 1 класс ВЫЧИТАНИЕ ИЗ ЧИСЕЛ 6, 7. СВЯЗЬ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ

Цели урока: формировать у учащихся умение использовать прием вычитания на основе соответствующего примера на сложение; закреплять умение учеников решать примеры в два действия; продолжать работу над задачами.


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка. 0 0 0 0 10 10 10

III. Устный счёт.

1. «Цепочка».

2. Сравните. Какой пример следующий?


3 + 1 =


5 + 1 =


7 + 1 =


(9 + 1 = )


IV. Вычитание из чисел 6, 7, основанное на связи сложения и вычитания.

(Шесть – это два и четыре.


Из шести вычесть четыре, получится два.


Шесть – это 1 и 5. Из 6 вычесть 1, получится 5.


Семь – это 6 и 1. Из 7 вычесть 6, получится 1.


Семь – это 5 и 2. Из 7 вычесть 5, получится 2.)


2. «Домино».


Учитель может использовать задание 1 (с. 29 учебника, часть 2) или подобрать задание, аналогичное ему.

(Сумма чисел 4 и 2 равна шести.

Из шести вычесть два, получится четыре.

Из шести вычесть четыре, получится два.)

(К трем прибавить четыре, получится семь.

Из семи вычесть три, получится четыре. Из семи вычесть четыре, получится три.)

(Два увеличить на пять, получится семь.

Из семи вычесть два, получится пять.

Из семи вычесть пять, получится два.)

V. Работа над задачами.


Подготовка к решению задач в два действия.


Рассматриваются задания 3, 4 (с. 29 учебника, часть 2).


Один из учащихся (или учитель) читает текст задачи 2.


– Вы прочитали задачу? (Да.)


– Докажите.


– Прочитайте условие.


– Каковы вопросы задачи?


– Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на первый вопрос задачи? (Вычитание.)


– Почему так считаете? (У второй наседки цыплят меньше.)


– Запишите решение. (6 – 2 = 4 (ц.).)


– Какое действие следует выполнить, чтобы дать ответ на 2-й вопрос? (Сложение.)


– Почему? (Спрашивается, сколько цыплят у двух наседок.)


– Запишите решение. (6 + 4 = 10 (ц.).)


– Ответьте на вопросы задачи.


Аналогично разбирается задача 3.


VI. Решение выражений.


Учащиеся выполняют задание 5 (с. 29 учебника, часть 2).


Первый и второй столбики решаются учащимися с подробным объяснением, третий – с а м о с т о я т е л ь н о с последующей ф р о н- т а л ь н о й проверкой.


(К разности чисел 6 и 4 прибавить число 5. Разность чисел 6 и 4 равна двум. К двум прибавить пять, получится семь.


Из суммы чисел 5 и 4 вычесть число 3. Сумма чисел 5 и 4 равна девяти. Из девяти вычесть три, получится шесть. И т. д.)


VII. Работа с геометрическим материалом.


Р а б о т а п о у ч е б н и к у.


– Как называются линии, изображенные в задании 6 (с. 29 учебника, часть 2)? (Отрезки.)


– Что вы можете сказать о длине отрезков? (Длина розового отрезка 5 см, длина зеленого – 6 см. Розовый отрезок короче зеленого. Зеленый отрезок длиннее розового.)


– Как узнать, на сколько зеленый отрезок длиннее розового и на сколько розовый отрезок короче зеленого? (Вычитанием. Из большего числа вычтем меньшее: 6 – 5 = 1. Зеленый отрезок – длиннее розового на 1 см, розовый отрезок короче зеленого на 1 см.)


Р а б о т а в т е т р а д и.


Разбирается задание 6 (с. 12 в тетради № 2).


– Помогите ежику найти самый короткий путь до дома.


Ф р о н т а л ь н а я проверка.


VIII. Итог урока.


– Чему учились на уроке?


– Какое задание было для вас самым простым?


– А какое самым трудным?


– Как вы справились с работой на уроке?











У р о к математики 1 класс ВЫЧИТАНИЕ ИЗ ЧИСЕЛ 8, 9. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ


Цели урока: закреплять знание приема вычитания на основе соответствующего примера на сложение; развивать навыки счета, умение решать задачи изученных видов.


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка. 8 8 9 8 8 9

III. Устный счёт.

1. «Молчанка».

2. Арифметический диктант (с использованием сигнальных карточек).

Уменьшите на 4 числа: 6, 8, 5, 7, 10, 9, 4.

Увеличьте на 2 числа: 7, 5, 8, 6, 0.

П р и м е ч а н и е. Учитель называет числа, которые следует увеличить или уменьшить поочередно (по одному).

IV. Решение выражений.

Учащиеся выполняют с подробным объяснением задание 5 (с. 31 учебника, часть 2). 8 – 5 + 6.

(К разности чисел 8 и 5 прибавили число 6. Значение разности 8 и 5 равно трем. К трем прибавить 6, получится девять. Значение выражения равно девяти.)

7 + 2 – 4. (Из суммы чисел 7 и 2 вычесть число 4. Значение суммы 7 и 2 равно девяти. Из девяти вычесть четыре, получится пять. Значение выражения равно пяти.) И т. д.

V. Работа над задачами.


Учитель читает текст из задания 2 (с. 31 учебника, часть 2).


– Является ли данный текст задачей? (Нет.)


– Почему? (Отсутствует вопрос.)


– Задайте вопрос, соответствующий условию. (Сколько чашек осталось?)


– Каким действием вы будете решать задачу? (Вычитанием.)


– Почему? (Одна чашка разбилась, значит, чашек стало меньше.)


– Запишите решение. (8 – 1 = 7 (ч.).)


– Проверьте работу друг друга.


– Прочитайте задачу 3 (с. 31 учебника, часть 2).


– Найдите условие.


– Прочитайте вопрос.


– Как узнать, на сколько одно число больше другого? (Из большего числа вычесть меньшее.)


– Запишите решение. (Один ученик выполняет работу на доске.)


– Проверьте, верно ли записано решение на доске.


– Сравните его со своим решением.


– Дайте ответ на вопрос задачи.


Далее учащиеся, работая в парах, решают задачу 3 (с. 13 в тетради № 2).


С а м о п р о в е р к а (с доски или с контрольного листа).


Учитель предлагает учащимся прочитать задачи из задания 1 (с. 31 учебника, часть 2) и сравнить их.


– Чем похожи задачи?


– Чем отличаются?


Далее задачи подробно разбираются, а их решение записывается детьми с а м о с т о я т е л ь н о.


– Сравните решение задач.


– Что заметили?


(Сравнивая решение задач, учащиеся видят, что вывод о связи между суммой и слагаемыми важен и при решении задач.)


VI. Работа с геометрическим материалом.


Ученики выполняют задание 4 (с. 31 учебника, часть 2): чертят отрезки заданной длины, а затем сравнивают их длину.


(9 – 6 = 3 см.


Второй отрезок длиннее первого на 3 сантиметра.)


Далее дети выполняют задание на смекалку (с. 31 учебника, часть 2).

(На чертеже 3 отрезка. Стало 6 отрезков.)


VII. Итог урока.


– Чему научил вас урок?


– Какое задание было для вас самым интересным?


– Какое самым трудным?


– Почему?


– Что помогло вам справиться с работой на уроке?































У р о к математики 1 класс ВЫЧИТАНИЕ ИЗ ЧИСЛА 10


Цели урока: закреплять знание приема вычитания на основе соответствующего примера на сложение; развивать навыки счета, умение измерять и сравнивать длину отрезков; решать задачи изученных видов.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка. 1 0 1 0 1 0

III. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

1. Повторение состава числа 10.

2. Учитель предлагает детям загадки. При этом, называя отгадки, учащиеся повторяют состав числа 10.


Шла лисица


Вдоль тропинки


И несла грибы в корзинке:


Пять опят


И пять лисичек


Для лисят и для лисичек.


– Сколько всего грибов несла лисица?


Пошла курица гулять,


Собрала своих цыплят.


Семь бежали впереди,


Три остались позади.


Беспокоится их мать


И не может сосчитать.


– Сосчитайте-ка, ребята,


Сколько было там цыпляток.


* * *


Вот восемь зайчат


По дорожке идут.


За ними вдогонку


Двое бегут.


Так сколько ж всего


По дорожке лесной


Торопится в школу


Зайчишек зимой?


* * *


Ниночка рисует дом,


Окон очень много в нем.


Тут их шесть, четыре там.


Посчитай все окна сам.


IV. Изучение нового материала.


1. Вычитание из числа 10, основанное на связи сложения и вычитания.


На д о с к е з а п и с ь:


10 – 9 = 10 – 8 = 10 – 6 = 10 – 3 =


– Какие примеры на сложение помогут решить данные?


(10 = 9 + 1; 10 = 8 + 2; 10 = 6 + 4; 10 = 3 + 7.)


2. Закрепление знания приема вычитания.


Далее учащиеся выполняют с комментированием задание 1 (с. 32 учебника, часть 2).


V. Работа над задачами.


Учащиеся читают задачу 2 (с. 32 учебника, часть 2).


– Является ли прочитанный вами текст задачей? (Да.)


– Докажите.


– Прочитайте условие.


– О чем в задаче спрашивается?


– Каким действием будете решать задачу? (Сложением.)


– Почему? (Потому что в соседнем доме на 3 этажа больше.)


– Запишите решение. (5 + 3 = 8 (эт.).)


– Дайте ответ на вопрос задачи.


Затем учащиеся решают с а м о с т о я т е л ь н о (с последующей взаимопроверкой) задачу 1 (с. 14 в тетради № 2).


VI. Развитие навыков счета.


С этой целью выполняются задания 4, 5 (с. 13 в тетради № 2).


Задание 4 выполняется учащимися с а м о с т о я т е л ь н о, проверка может быть проведена с использованием сигнальных карточек.


Задание 5 выполняется детьми в парах с последующей ф р о н т а л ь- н о й проверкой.


VII. Работа с геометрическим материалом.


– Рассмотрите чертеж в задании 3 (с. 32 учебника, часть 2).


– Что хотите сказать?


– Какова длина голубого отрезка? Зеленого?


– На сколько сантиметров голубой отрезок длиннее зеленого?


– На сколько сантиметров зеленый отрезок короче голубого?


В заключение урока учащиеся выполняют задание на смекалку (с. 32 учебника, часть 2).


Решение:


VIII. Итог урока.


– Чему научил вас урок?


– Какую работу хотелось бы выполнить еще?


– Что бы вы изменили в уроке?





















































У р о к математики 1 класс ВЫЧИТАНИЕ ИЗ ЧИСЕЛ 8, 9, 10. СВЯЗЬ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ



Цели урока: закреплять знание состава чисел; продолжать формировать умение учащихся находить значения выражений, опираясь на связь сложения и вычитания; закреплять знание учениками терминов «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать навыки счета.


Ход урока


I. Организационный момент.


II. Каллиграфическая минутка.


8 9 10 8 9 10


10 9 8 10 9 8


III. Устный счёт.


1. Игра «Назови соседей».


2. Какое число пропущено?


IV. Закрепление знания учащимися терминов «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».


С этой целью выполняется задание 4 (с. 33 учебника, часть 2). Ученики составляют выражения по таблице и находят их значения.


Например:


– Уменьшаемое восемь, вычитаемое три, значение разности пять.


– Уменьшаемое девять, вычитаемое четыре, значение разности пять.


И т. д.


V. Развитие навыков счета.


Решение выражений, основанное на связи сложения и вычитания.


Сначала выполняется задание 5 (с. 33 учебника, часть 2, столбики 2–4): учащиеся решают с объяснением выражения из задания.


Затем с а м о с т о я т е л ь н о выполняют с последующей ф р о н- т а л ь н о й проверкой задание 5 (с. 14 в тетради № 2).


VI. Работа над задачами.


1. Составление и решение задач.


Учащиеся составляют задачи по рисункам в задании 1 (с. 33 учебника, часть 2) в соответствии с записанными схемами и решают их.


(На связке было 10 бубликов. 3 бублика сняли. Сколько бубликов осталось на связке?


10 – 3 = 7 (б.)


На тарелке – 5 пирожных, в пакете – 1 пирожное. Сколько всего пирожных?


5 + 1 = 6 (п.).)



2. Решение задач изученных видов.


Разбираются задачи 2, 3 (с. 33 учебника, часть 2) и задача 2 (с. 14 в тетради № 2).


Работу над задачами в учебнике можно построить по э т а п а м:


1) дети читают задачу;


2) выделяют условие и вопрос;


3) определяют вид задачи;


4) обосновывают выбор знака действия.


5) записывают решение;


6) проверяют выполненное решение.


Задачу 2 (с. 15 в тетради № 2) учащиеся решают с а м о с т о я т е л ь- н о с последующей в з а и м о п р о в е р к о й.


3. Работа над задачей на смекалку.


В заключение урока учащиеся разбирают задачу на смекалку (с. 33 учебника, часть 2).


Решение: осталось больше на 2 гриба во второй корзине.


VII. Итог урока.


– Что хотите сказать?


– Какое задание было для вас самым интересным?


– Что бы вам хотелось выполнить еще?






























У р о к математики 1 класс ЛИТР


Цели урока: познакомить учащихся с единицей измерения емкости – литром; закреплять знание состава чисел первого десятка; развивать навыки счета; продолжать работу над задачами изученных видов.


Ход урока


I. Организационный момент.


II. Каллиграфическая минутка. 4 3 2 4 3 2


III. Устный счёт.


1. «На стройке».

2. Задание 6 (с. 36 учебника, часть 2).


Учащиеся по таблице составляют выражения и находят их значения, помимо этого, дети повторяют названия чисел при вычитании: «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» (лучше таблицу вынести на доску).


Например:


– Уменьшаемое 8, вычитаемое 2, значение разности 6.


– Уменьшаемое 10, значение разности 4, вычитаемое 6.


– Значение разности 2, вычитаемое 5, уменьшаемое 7. И т. д.


3. Какой пример следующий?


9 – 2 =


9 – 4 =


9 – 6 =


(9 – 8 = )


IV. Закрепление знания состава чисел первого десятка. Развитие навыков счета.


Р а б о т а в т е т р а д и.


Учащиеся выполняют в парах задание 3 (с. 14 в тетради № 2) с последующей фронтальной проверкой.


Р а б о т а п о у ч е б н и к у.


Учащиеся решают устно (с подробным объяснением) выражения из задания 5 (с. 36 учебника, часть 2).


V. Изучение нового материала.


1. Знакомство с единицей измерения емкости – литром.


Учитель. На предыдущем уроке вы познакомились с единицей измерения массы – килограммом. Сегодня мы познакомимся еще с одной единицей измерения – литром.


– Как вы думаете, можно ли в литрах измерить массу предмета, например стола?


– Можно ли в литрах измерить длину предмета, например доски?


– Что же измеряют в литрах? Когда люди пользуются такой единицей измерения, как литр? (Высказывания детей.)


– Литр – это единица емкости.


В литрах можно измерить емкость жидкости, газа.


В математике слово «литр» принято писать сокращенно: л. Например: 5 л, 3 л, 10 л и т. д.


2. Закрепление знания единицы измерения емкости.


Р а б о т а п о р и с у н к а м у ч е б н и к а.


– Рассмотрите рисунки (с. 36 учебника, часть 2).


– Что хотите сказать?


– Сколько литров сока в пачке? (1 л.)


– Сколько литров молока в банке? (1 л.)


– Что можно сказать о емкости пачки и банки? (Она одинакова.)


– Сколько литров воды в стакане? (Емкость стакана меньше литра.)


– Какова емкость кастрюли? (Емкость кастрюли может быть и больше литра, и меньше литра, и равна литру, но определить это по рисунку невозможно.)


П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.


– Сколько стаканов воды входит в литровую банку, в бидон, в кастрюлю? (Учащиеся измеряют емкость данных предметов, используя стакан.)


– Сколько литров воды в ведре, в чайнике, в бидоне? (Учащиеся измеряют емкость данных предметов, используя литровую банку.)


Затем можно провести с детьми ролевую игру «В магазине».


Один из учащихся выступает в роли продавца, другие (3–4 человека) – в роли покупателей.


«Покупатели» просят «продавца» налить им в бидон 1 л (2 л, 3 л) «молока», «кваса». Остальные дети наблюдают за тем, чтобы «продавец» верно отпускал «товар».


Р а б о т а п о у ч е б н и к у.


Учащиеся устно выполняют задание 2 (с. 36 учебника, часть 2).


VI. Работа над задачами.


Учащиеся выполняют задания 3, 4 (с. 36 учебника, часть 2), задание 4 (с. 14 в тетради № 2), задание 1 (с. 15 в тетради № 2).


Задачи в учебнике разбираются ф р о н т а л ь н о. Данные задачи служат подготовкой к решению составных задач.


Учащиеся читают задачи, выделяют в них условие, вопросы; называют данные и искомое числа; аргументируют выбор арифметического действия, которое будут выполнять, отвечая на тот или иной вопрос; записывают решение; отвечают на поставленные вопросы.


Задачи в тетради № 2 ученики выполняют с а м о с т о я т е л ь н о (по вариантам) с последующей в з а и м о п р о в е р к о й.


VII. Итог урока.

– О чем узнали сегодня на уроке?

– Какое задание было для вас самым интересным?

– Какие открытия сделали?





У р о к математики 1 класс ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ

«СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА»


Цели урока: закреплять знание состава чисел первого десятка, умение сравнивать числа и числовые выражения; развивать навыки счета; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать наблюдательность, логическое мышление учащихся.


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка. 1 2 3 4 5 6 7 8 9

III. Устный счёт.

1. «Цепочка».

2. Какой пример следующий?

На д о с к е записаны столбики п р и м е р о в:


9 – 4 10 – 7 2 + 5 6 + 4


9 – 5 10 – 8 2 + 6 7 + 3


9 – 6 10 – 9 2 + 7 8 + 2


… … … …

Учащиеся показывают значение каждого примера сигнальными карточками и продолжают каждый столбик еще одним примером, соблюдая подмеченную ими закономерность.

(9 – 7 = ; 10 – 10 = ; 2 + 8 = ; 9 + 1 = )

3. Выполнить действие.

– Уменьшите на 2: 10, 8, 6, 4, 2.

– Увеличьте на 3: 0, 3, 7, 6, 5.

(Работа проводится с помощью сигнальных карточек.)


IV. Сравнение чисел. Составление равенств и неравенств.

Ученики выполняют с комментированием задание 4 (с. 37 учебника, часть 2): сравнивают число с числовым выражением.

Например: сравнить число 10 и сумму чисел 8 и 1; значение суммы 8 и 1 равно 9; десять больше девяти.

З а п и с ь: 10 8 + 1.

Сравнить число 0 и разность чисел 6 и 6. Значение разности чисел 6 и 6 равно нулю. Нуль равен нулю.

З а п и с ь: 0 = 6 – 6. И т. д.

Затем дети составляют равенства и неравенства, используя числа в задании 2 (с. 37 учебника, часть 2).

Например:


7 = 3 + 4 8 – 2


7 – 3 = 4 9 5 + 2


7 + 3 8 9 = 5 + 4 И т. д.


Далее учащиеся выполняют с а м о с т о я т е л ь н о задание 3 (с. 16 в тетради № 2) с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой.

V. Работа над задачами.


С использованием сигнальных карточек учащиеся выполняют задание 8 (с. 38 учебника, часть 2).

Учитель читает по очереди задачи из задания, а дети сигнальной карточкой показывают, каким действием будут решать ту или иную задачу.


( 1. + 2. – 3. – 4. + )


После этого учитель предлагает учащимся прочитать задачи 6, 7 (с. 37 учебника, часть 2) и сравнить их.

– Чем похожи задачи? (Эти задачи одного вида.)

– Каким действием следует решать задачи? (Вычитанием.) (7 – 5 = 2 (щ.) 8 – 6 = 2 (т.).)


– Запишите решение каждой задачи с а м о с т о я т е л ь н о. Проверьте работу друг друга.


VI. Развитие навыков счета.

С этой целью могут быть выполнены задание на полях учебника (с. 37, часть 2) и задание 4 (с. 16 в тетради № 2).

1. Выражения, данные в учебнике, учитель записывает на д о с к е:


9 – 5 10 – 2 5 + 4 2 + 8

4 + 5 8 + 2 9 – 4 10 – 8


– Что хотите сказать?

– На какие 2 группы можно распределить данные выражения? (Суммы и разности.)

– Запишите в первый столбик суммы, во второй – разности.

С а м о с т о я т е л ь н а я работа детей. По мере выполнения работы в тетради учащиеся записывают полученные группы на д о с к е.


(5 + 4 = 9 9 – 5 = 4


2 + 8 = 10 10 – 2 = 8


4 + 5 = 9 9 – 4 = 5


8 + 2 = 10 10 – 8 = 2.)


– Проверьте свою работу.

– Что заметили?

– Какие суммы и разности связаны между собой?


(5 + 4 = 9 2 + 8 = 10


4 + 5 = 9 8 + 2 = 10


9 – 5 = 4 10 – 2 = 8


9 – 4 = 5 10 – 8 = 2.)


– Подчеркните связанные между собой выражения карандашом одного цвета.


2. Задание 4 (с. 16 в тетради № 2) учащиеся выполняют с а м о с т о я- т е л ь н о.


– Какая закономерность прослеживается в выражениях 1 и 2-го столбиков? (Первые слагаемые увеличиваются на один, вторые слагаемые одинаковы, значения сумм увеличиваются на один.)


– Какое выражение в третьем столбике нарушает эту закономерность? (2 + 8 = 10.)


VII. Итог урока.


– Чему научил вас урок?


– Что особенно запомнилось?


– Какое задание оказалось для вас самым трудным?


– Какое было самым простым?










У р о к математики 1 класс КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА»


Цели урока: проверить знание детьми результатов табличных случаев сложения и вычитания в пределах десяти; проверить знание и понимание терминов «уменьшить», «увеличить», «слагаемое», «сумма», «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», умение решать задачи изученных видов, сравнивать числа.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Арифметический диктант.


(Учащиеся записывают только значения выражений.)

Увеличьте число 7 на 2.

Уменьшите число 8 на 4.

Найдите сумму чисел 3 и 3.

Уменьшаемое 9, вычитаемое 2, найдите разность.

Первое слагаемое 6, второе слагаемое 1, найдите сумму чисел.

На сколько число 10 больше числа 5?


III. Выполнение учащимися контрольных заданий.

1. Выполнить действия:


Вариант I Вариант II


6 + 4 10 – 4 3 + 6 6 – 2


2 + 3 3 – 2 7 + 2 9 – 7


9 + 1 1 – 0 4 + 4 10 – 9


8 + 0 8 – 5 1 + 0 6 – 0


2. Сравнить числа:


5 4 6 7 7 5 8 7


3 3 9 2 4 4 10 9


3. Решить задачу.


(Учащиеся записывают только решение задачи.)

Около школы растет 8 берез, а кленов на 2 больше.


Сколько кленов растет около школы?

К озеру идут утки и утята: уток 5, а утят на 4 больше, чем уток.

Сколько утят?

4. Дополнительное задание.

На подоконнике лежали 8 зеленых помидоров. Через 3 дня они покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?


(8 – 8 = 0.)

Кролики сидят в клетке так, что видны только их уши. Вова насчитал 5 пар ушей. Сколько кроликов в клетке? (5.)



IV. Итог урока.


– Какое задание вызвало затруднения?


– Какое оказалось самым простым?






У р о к математики 1 класс УСТНАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 20


Цели урока: познакомить учащихся с десятком как новой единицей счета; показать, как образуются числа второго десятка, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счете; продолжать работу над задачами и выражениями изученных видов.


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка. 1 2 1 2

III. Устный счёт.

1. Найдите пару.

(Найти и соединить линиями примеры с одинаковыми значениями.)

2. Сравните значения выражений, не делая вычислений:

8 – 1 … 8 + 1


6 + 2 … 6 – 2


7 – 1 … 7 + 1


4 + 0 … 4 – 0


– Докажите правильность вашего мнения.


IV. Изучение нового материала.

1. Знакомство с новой единицей счёта – десятком.

На этот урок дети должны принести материал для практической работы: палочки, связанные в пучок (два пучка по десять палочек в каждом), и десять палочек, не связанных в пучок (вместо палочек можно использовать спички, очищенные от серы).

Учитель выставляет на наборное полотно какие-либо фигурки, например пять лисичек, и просит детей сосчитать их количество.

– Как вы считали? (По одному.)

– Как еще можно считать? (Парами, то есть по два.)

– Считать предметы можно не только единицами и парами, но и тройками, пяткбми и т. д.

– Возьмите 10 палочек.

– Как можно сказать о количестве палочек? (Их десять.)

– А теперь соедините палочки в пучок.

– Получим десяток.

– Сколько десятков палочек у вас в пучке? (Один.)

– Значит, можно сказать, что у вас десять палочек, или один десяток.


На д о с к у учитель вывешивает табличку: 10 ед. = 1 дес.

2. Образование чисел второго десятка.

П р а к т и ч е с к а я деятельность учащихся.

Учитель просит детей положить на парту один десяток палочек.

– Теперь положите одну палочку на десяток палочек. Сколько стало всего палочек? (11, один-на-дцать.)

– Сколько у вас лежит десятков палочек? (Один.)

– Сколько отдельных палочек? (Одна.)

– Значит, в числе 11 – 1 десяток и 1 единица.

– Добавьте еще одну палочку.

– Сколько палочек стало? (12, две-на-дцать.)

– Сколько в числе 12 десятков, сколько единиц?

Аналогично рассматриваются числа от 13 до 19. Учитель обращает внимание учащихся на то, что первая часть в названии чисел от 11 до 19 говорит о количестве единиц.

– А теперь положите на парту еще одну палочку. Сколько не связанных в пучок палочек у вас на парте? (Десять.)

– Сколько это десятков? (Один.)

– Замените несвязанные палочки пучком палочек.

– Сколько всего десятков палочек у вас на парте? (Два.)

– Два десятка – это двадцать единиц.


3. Закрепление знания новой единицы счета.


Для отработки изучаемого материала разбираются задания 1, 2, 3 (с. 42 учебника, часть 2).

Выполняя задание 1, дети пользуются рисунками, данными на странице выше.

Работу по заданию 2 можно провести следующим образом:

– Сколько красных флажков на рисунке? (Десять.)

– Как можно сказать по-другому? (Один десяток.)

– Положите один десяток палочек на парту.

– Сколько синих флажков? (Десять.)

– Как по-другому назвать 10? (Один десяток.)

– Положите еще 1 десяток палочек на парту.

– Сколько всего палочек у вас на парте? (2 десятка.)

– Сколько флажков на рисунке? (2 десятка.)

– Два десятка – это сколько единиц? (Двадцать.)

– Положите на парту 10 красных кружков и 7 синих.

– Каких кружков больше?

– На сколько?

– Сколько кружков всего? (Семнадцать.)

– Какое число предшествует числу 17?

– Какое число следует за числом 17?


V. Работа над задачами.


Подготовка к решению составных задач.

– Прочитайте текст в задании 4 (с. 43 учебника, часть 2).

– Докажите, что это задача.

– Прочитайте условие.

– Прочитайте вопросы задачи.

– Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на первый вопрос задачи? (Сложение.)

– Почему? (Спрашивается, сколько всего деревьев посадили дети.)

– Запишите решение.

– Каким действием будете находить ответ на второй вопрос? (Вычитанием.)

– Почему? (Так как спрашивается, на сколько меньше березок, чем липок.)

– Запишите решение.

– Ответьте на вопросы задачи.


Далее дети читают тексты задач в задании 5 (с. 43 учебника, часть 2), выделяют в каждой условие и вопрос, данные и искомое числа, обосновывают выбор арифметического действия, которым будут решать задачи, и самостоятельно записывают решение. Учителю следует спросить учащихся о том, как связаны между собой задачи.


VI. Решение выражений.


Для закрепления умения решать выражения в два действия учитель может предложить учащимся выполнить устно (с подробным объяснением) задание 6 (с. 43 учебника, часть 2).


VII. Итог урока.


– Что нового узнали?


– Что вас заинтересовало больше всего?


– Оцените свою работу на уроке.














У р о к математики 1 класс УСТНАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 20


Цели урока: закреплять знание учащимися нумерации чисел 11–20; показать место данных чисел на числовой прямой; продолжать работу над задачами и выражениями изученных видов, развивать мышление учащихся.


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка. 1 8 1 8

III. Устный счёт.

2. Расположите буквы в порядке уменьшения значений выражений, и вы прочитаете фамилию знаменитого математика древних времен:

IV. Закрепление знания нумерации чисел от 11 до 20.

Учитель просит учащихся хором посчитать от 1 до 20.

Затем учитель на числовой прямой изображает числа от 0 до 20.

– Из расположенных на числовой прямой чисел назовите все четные.

– Назовите все нечетные числа.

– Назовите число, которое следует за числом 12.

– Число, которое предшествует числу 15.

– Число, которое на числовой прямой находится между числами 17 и 19.

– Назовите «соседей» числа 19.

– Назовите число, в котором:

1 десяток 5 единиц;

1 десяток 2 единицы;

1 десяток 9 единиц;

2 десятка.

– Посчитайте в обратном порядке числа от 20 до 10.

Далее устно разбираются задания 1, 2, 3 (с. 44 учебника, часть 2). Выполняя задания 2, 3 учащиеся могут использовать для помощи себе числовую прямую.

V. Работа над задачами.

Подготовка к решению составных задач.

– Прочитайте задачи из задания 5 (с. 44 учебника, часть 2).

– Что хотите сказать?

– Как вы думаете, связаны ли задачи между собой? (Да.)

– Проверим ваше суждение, решив первую задачу.

– Какое действие вы выберете для ее решения? (Вычитание.)

– Почему? (Так как у Кати на 2 значка меньше.)

– Запишите решение. (6 – 2 = 4 (з.).)

– Ответьте на вопрос задачи.

– Что заметили? (Действительно, задачи связаны между собой, так как искомое число первой задачи является данным числом второй задачи.)

– Каким действием будете решать вторую задачу? (Сложением.)

– Почему? (Потому что спрашивается о том, сколько всего значков у Вани и Кати.)

– Запишите решение. (6 + 4 = 10 (з.))

– Ответьте на поставленный вопрос.

Аналогично разбираются задачи из задания 6 (с. 45 учебника, часть 2).

Разбирая задачу 7 (с. 45 учебника, часть 2), целесообразно составить с х е м у:

VI. Решение выражений.

1. Сравнение числовых выражений и решение примеров.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть примеры в задании 8 (с. 45 учебника, часть 2) и сравнить числовые выражения каждого столбика.

– Что увидели?

– Продолжите каждый столбик хотя бы одним примером.

(9 – 3; 3 + 3; 8 – 0 + 1; 6 + 1 – 7.)

– Найдите значения выражений (устно).

– Пронаблюдайте над тем, как изменяются значения выражений в каждом столбике.


2. Решение выражений изученных видов.

Учащиеся выполняют с а м о с т о я т е л ь н о задание 6 (с. 17 в тетради № 2) с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой.


VII. Работа с геометрическим материалом.

– Рассмотрите фигуры, изображенные на полях учебника (с. 44, часть 2).

– Как их можно назвать одним словом? (Многоугольники.)

– Какая из изображенных фигур «лишняя»?

(«Лишней» может быть фигура № 3, так как это – четырехугольник, остальные фигуры – пятиугольники и фигура № 2, так как она зеленого цвета, а остальные фигуры – желтые.)


VIII. Итог урока.


– Чему научил вас урок?


– Что особенно запомнилось, понравилось?


– Какова ваша роль на этом уроке?























































У р о к математики 1 класс ПИСЬМЕННАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ 11–20


Цели урока: познакомить учащихся с записью чисел от 11 до 20; закреплять знание устной нумерации чисел 11–20; знание состава чисел первого десятка, умение решать задачи и выражения изученных видов.


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка. 1 5 1 5

III. Устный счёт.

IV. Знакомство с письменной нумерацией чисел 11–20.

1. Подготовка учащихся к восприятию письменной нумерации чисел второго десятка.

Знакомство с записью чисел от 11 до 20 основано на знании детьми разрядов числа. Поэтому прежде чем начать знакомить детей с письменной нумерацией, следует поупражнять их в определении количества десятков и единиц в числах.

Для этой цели можно использовать рисунок из учебника (с. 46, часть 2) и счетные палочки.

– Какое число изображено на первом рисунке? (Двенадцать.)

– Сколько в нем десятков? (Один.)

– Сколько единиц? (Две.)

Аналогичная работа проводится по следующему рисунку и далее с использованием палочек.

– Положите тринадцать палочек.

– Сколько это десятков и сколько единиц? (Один десяток и 3 единицы.)

Далее учитель просит детей сравнить все числа и определить место десятков и единиц в записи чисел.

– В записи числа цифра, которая обозначает число десятков, предшествует цифре, которая обозначает число единиц.

– Прочитайте числа, записанные на д о с к е: 15, 13, 18, 11, 10, 20.

– Что обозначает каждая цифра в записи каждого числа?

2. Запись чисел 11–20.


Закрепление знания месторасположения числа на числовой прямой.

Р а б о т а в т е т р а д и.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть задание 1 (с. 17 в тетради № 2).

Ученики считают количество квадратиков и записывают число, соответствующее их количеству.

– Расположите числа в порядке возрастания. (14, 15, 16, 17, 18.)

– Является ли данный ряд чисел отрезком числовой прямой? (Да.)

– Рассмотрите з а п и с ь на д о с к е: 10, 11, 13, 17, 18, 20

– Что заметили?

– Какие числа пропущены? (12, 14, 15, 16, 19.)

– Восстановите отрезок числового ряда, данный в задании 2 (с. 17 в тетради № 2).

– Проверьте выполненную вами работу. (Самопроверка с доски.)

– Рассмотрите внимательно задание 4 (с. 17 в тетради № 2).

– Что хотите сказать?

– Допишите недостающие числа.

– Является ли данный ряд чисел отрезком числовой прямой? (Нет.)

– Почему? (Так как числа записаны в порядке уменьшения.)


3. Сравнение чисел.

С этой целью выполняется задание 3 (с. 46 учебника, часть 2).

Учащиеся определяют, какое число больше (меньше) другого, опираясь на знание месторасположения числа на числовой прямой и на разрядный состав чисел. (Можно также использовать палочки и пучки палочек.)


V. Решение задач и выражений.

Ученики читают текст задачи 5 (с. 46 учебника, часть 2).

– Вы прочитали задачу? (Да.)

– Докажите.

– Прочитайте условие.

– О чем в задаче спрашивается?

– Каким действием будете находить ответ на первый вопрос задачи? (Сложением.)

– Почему? (Так как для куклы Веры вырезали на 3 платья больше.)

– Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на второй вопрос задачи? (Сложение.)

– Почему так считаете? (Спрашивается, сколько всего платьев вырезали.)

– Запишите решение.


– Проверьте работу друг друга.

– Ответьте на вопросы задачи.


Далее разбираются выражения из задания 6 (с. 46 учебника, часть 2). Выражения 3 и 4-го столбиков дети решают устно (с подробным объяснением); выражения 1 и 2-го столбиков – с а м о с т о я т е л ь н о.


П р о в е р к а:

– Чем интересны выражения 1-го столбика?

– Что можно сказать о выражениях 2-го столбика?

После этого учащиеся выполняют задания 3, 5 (с. 17 в тетради № 2) с а м о с т о я т е л ь н о с последующей в з а и м о п р о в е р к о й.


VI. Итог урока.


– Что узнали сегодня на уроке?


– Чему научились?


– Оцените свою работу на уроке.














































Молоко — уникальный продукт, созданный самой природой.


Никакая другая пища не может сравниться с молоком по степени своей пользы для человеческого организма и по богатству химического состава: белки, молочный жир и сахар, витамины, ферменты, минеральные вещества, гормоны.


Сама природа наделила молоко уникальным составом. Его белки содержат все необходимые человеку аминокислоты и усваиваются на 98%. С молоком мы получаем важнейшие витамины: С, D, A, B1. Как известно, витамины группы В помогают нам справляться со стрессами, снимают усталость, устраняют депрессию, предотвращают появление перхоти и прыщей на коже. Витамин А улучшает зрение и дарит здоровье коже. Фолиевая кислота обеспечивает здоровый цвет лица, а витамин Д необходим для усвоения кальция и фосфора.


Главное достоинство молока в том, что этот продукт — замечательный поставщик кальция и фосфора, без которых невозможно сохранить крепкими кости и зубы. Кроме того, кальций и фосфор участвуют в построении клеток головного мозга и способствуют слаженной работе нервной системы. Доказано: кальций из молока усваивается лучше, чем из круп, хлеба и овощей. Кроме того, молоко еще и источник солей меди, железа, кобальта (в нем нуждаются клетки крови), калия (укрепляет стенки сосудов и улучшает работу сердца), йода.


Целебные свойства молока проверены тысячелетиями. Древние философы, еще не зная химического состава этого продукта, но наблюдая за его воздействием на организм, назвали молоко «соком жизни». И это правда. Молоко без преувеличения можно назвать одним из самых сбалансированных и полезных продуктов. В нем содержится около 200 различных биологически активных компонентов, причем в наиболее благоприятной для усвоения организмом форме.


Пол-литра молока в день покрывает потребность взрослого человека на 30% в белке, на 25% — в жире, на 75% — в кальции и фосфоре, на 50% — в калии, на 30% — в витаминах В2 и D, на 15% - в витаминах А, В1 и С.


Благодаря своему уникальному составу в некоторых случаях молоко даже способно заменить лекарства. Например, если у вас разболелась голова, не спешите глотать таблетки. Выпейте стакан теплого молока. Вещества, содержащиеся в молоке, снижают болевую чувствительность и уменьшают спазмы.


В восточной медицине молоко считают отличным средством от любых нервных заболеваний и рекомендуют пить вечером или утром, сдабривая специями: шафраном, солодкой, кардамоном, корицей. Чашка теплого молока с медом на ночь — универсальное снотворное.


Заботьтесь о своем здоровье и подходите к выбору молока правильно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!